23.07.2008, "КоммерсантЪ"
Крупнейший в России оператор дальней связи «Ростелеком» передал часть задолженностей граждан и компаний на обслуживание трем коллекторским агентствам. Судя по опыту других операторов, уже сотрудничающих с коллекторами, эффективность возврата долгов у «Ростелекома» вырастет. Задолженность телекомов привлекает коллекторов большими объемами, однако ее взыскание сопряжено с высокими затратами.
О том, что «Ростелеком» заключил договор на обслуживание долгов с коллекторской компанией, “Ъ” сообщил источник, близкий к сделке. В пресс-службе «Ростелекома» эту информацию подтвердили. Директор департамента внешних коммуникаций холдинга «Связьинвест» Олег Михайлов («Ростелеком» входит в холдинг) заявил, что «Ростелеком» заключил договоры с тремя коллекторами. По словам господина Михайлова, ни один из операторов, входящих в холдинг, не прибегал к аналогичной практике. Объем портфеля, переданного на аутсорсинг, в компании назвать отказались. По информации “Ъ”, одновременно ведутся переговоры о продаже коллекторам части долгового портфеля.
По итогам 2007 года расходы на создание резерва по сомнительным долгам «Ростелекома» увеличились в сравнении с 2006 годом в 2,1 раза до 815,0 млн руб., как свидетельствует годовая отчетность компании по МСФО. «Именно рост этой статьи бюджета и заставил “Ростелеком” прибегнуть к помощи коллекторских агентств. В любом случае существенного влияния на бизнес компании продажа долгов не окажет, поскольку резерв по сомнительным долгам составляет всего 1% от выручки компании в 2007 году (64,6 млрд руб.)»,— говорит старший аналитик Альфа-банка Иван Шувалов. Вчера капитализация «Ростелекома» на Нью-Йоркской фондовой бирже составила $8,67 млрд.
До сих пор свои долговые портфели передавали на внешнее обслуживание только операторы сотовой связи. В 2006 году договор с коллекторами заключил «Вымпелком», позже свои портфели на аутсорсинг передали «Мегафон» и МТС. Как сообщал “Ъ” (см. номер от 20 июня), передать долги на аутсорсинг трем коллекторским компаниям МТС решила из-за растущего объема информации, которую приходилось обрабатывать отделу кредитного портфеля и невозможности дальше расширять штат.
По словам директора по связям с общественностью МТС Елены Кохановской, значительная часть заложенного в бюджет резерва оператора по сомнительным долгам (по итогам 2007 года - $58,92 млн.), приходится на риски, связанные c неуплатой абонентами задолженностей по использованию роуминга и контент-услуг.
«МегаФон» сотрудничает с коллекторами по аутсорсинговой схеме в Москве, Санкт-Петербурге и Поволжье. «Возвращается порядка 50% долгов, причем основная сумма — в режиме досудебного взыскания»,— рассказывает начальник отдела по связям со СМИ «Мегафона» Татьяна Зверева. «Вымпелком» заключил договор с двумя коллекторскими агентствами, название которых не раскрывает. «В среднем коллекторы взыскивают 40% долгов от переданного нами портфеля»,— рассказывает пресс-секретарь «Вымпелкома» Екатерина Осадчая. По итогам первого квартала 2008 года резерв «Вымпелкома» по сомнительным долгам составил $20,9 млн.
Для коллекторского бизнеса долги телекоммуникационных компаний привлекательны большими объемами портфелей и характером долгов. «Эффективность работы с долгами телекомов выше, чем по потребкредитам или задолженностям по картам,— полагает генеральный директор компании “Русколлектор” Илья Фомин.— Процент мошенничества здесь ничтожно мал. До судебных разбирательств дело доходит примерно в 20% случаев. К тому же в отличие от банковских это долги, как правило, свежие, взыскать их легче».
Однако другие участники рынка отмечают, что для коллекторов работа с долгами, получаемыми от операторов связи, сопряжена с определенными рисками. «Из-за небольшой величины суммы долга коллекторы должны сделать его обслуживание максимально дешевым,— полагает генеральный директор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин.— Поэтому их взаимодействие с должником ограничивается письмами или телефонными напоминаниями. Встречаться с ним для агентства рентабельно, если оно одновременно работает с задолженностью по ЖКХ и коллекторы все равно ходят по домам». С ним согласен генеральный директор коллекторского агентства ЭОС Мариуш Клоска. «При работе с должниками операторов связи у коллекторов повышаются затраты на их поиск. Договор на предоставление услуг связи с клиентом, как правило, уже расторгнут, е-mail есть не у каждого, почтовые письма идут очень долго. При этом операторы связи настаивают, что комиссионные коллекторам не должны превышать те, что платят банки: 20–25%». По словам генерального директора компании «Секвойя кредит консолидейшн» Елены Докучаевой, расходы коллекторов на поиск должников телекоммуникационных компаний настолько велики, что коллекторы иногда работают себе в убыток.
© Александра Ходонова, Юлия Шалимова, Ольга Оболенская, "КоммерсантЪ"
http://www.mforum.ru/news/article/065752.htm