Китайский Гагарин

Обсуждение разных вопросов.
Поиск однокурсников, однокашников, предложение встреч (акций) связистов.
Разговор о жизни (флейм).
Erlang
Автор
 
Сообщения:
46064
Изображения: 67
Зарегистрирован:
11 июл 2003
Откуда:
Москва

Благодарил (а): 1460 раз.
Поблагодарили: 641 раз.

Китайский Гагарин

Сообщение:#1  Сообщение Erlang » Вт 28 окт, 2008 14:06 »

Как-то забыли этого:

Изображение

Ян Ливэй в космосе: Первый китайский пилотируемый полет прошел успешно

И.Лисов. «Новости космонавтики»

15 октября первый космонавт Китайской Народной Республики поднялся в космос на корабле «Шэнь Чжоу-5». Им стал 38-летний подполковник Ян Ливэй из эскадрильи летчиков-космонавтов Народно-освободительной армии Китая, «член отряда первого поколения китайских космонавтов». Совершив за 21 час 23 минуты 14 витков вокруг Земли, Ян Ливэй успешно приземлился. Китай стал третьей страной мира, самостоятельно осуществившей пилотируемый полет (правда, более чем через 40 лет после СССР и США).

«Шэнь Чжоу-5»:
от старта до приземления

Подготовка в Центре запусков спутников Цзюцюань (Jiuquan Satellite Launch Center) была напряженной и не прерывалась даже в день национального праздника – 1 октября. Рабочий день специалистов начинался в шесть утра и заканчивался в полночь.

8 октября корабль «Шэнь Чжоу-5» (Shenzhou 5, «Волшебный корабль») был доставлен в здание вертикальной сборки и установлен на ракету-носитель «Чан Чжэн-2F» (Chang Zheng-2F, CZ-2F; «Великий поход»). 11 октября носитель был вывезен на стартовый комплекс с условным обозначением LA4, построенный в 1993–1998 гг. специально для пилотируемой программы и расположенный в 1.5 км от МИКа в точке с координатами 40.9581°с.ш., 100.2912°в.д. В этот день было холодно, дул сильный ветер (15 м/с). 13 октября состоялась заправка ракеты, которая заняла 7 часов.

Вечером 14 октября подполковник Народно-освободительной армии Китая (НОАК) Ян Ливэй был официально назначен командиром корабля «Шэнь Чжоу-5».



Запуск был выполнен в присутствии высших руководителей страны. 14 октября во второй половине дня Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Китая (ЦК КПК), член Постоянного комитета Политбюро (ПК ПБ) ЦК КПК, Председатель КНР, заместитель председателя Центрального военного совета (ЦВС) Ху Цзиньтао, член ПК ПБ ЦК КПК, заместитель премьера Госсовета КНР Хуан Цзюй, член ПК ПБ ЦК КПК, секретарь Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины У Гуаньчжэн, член ПБ ЦК КПК, заместитель председателя ЦВС, член Госсовета и министр обороны Цао Ганчуань и заведующий Канцелярией ЦК КПК Ван Ган отправились на космодром Цзюцюань, где заслушали доклад о подготовке космического корабля.
В Пекине за запуском «Шэнь Чжоу-5» наблюдали: член ПК ПБ ЦК КПК, премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао, член ПК ПБ и Секретариата ЦК КПК, заместитель Председателя КНР Цзэн Цинхун, член ПК ПБ ЦК КПК, Председатель Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая Цзя Цинлинь, член ПК ПБ ЦК КПК, председатель ПК Всекитайского собрания народных представителей У Банго, член ПК ПБ ЦК КПК Ли Чанчунь, член ПК ПБ ЦК КПК, член Госсовета КНР Ло Гань и другие.

Ранним утром 15 октября, в 05:20 по пекинскому времени, состоялась церемония проводов космонавта. Председатель КНР Ху Цзиньтао и другие руководители сердечно встретились с тремя космонавтами из космической эскадрильи, готовыми к полету в космос. «Я не разочарую весь китайский народ и Родину, – сказал первый китайский космонавт. – Я буду делать каждое движение с полной концентрацией. И я принесу славу НОАК и китайскому народу».

В 05:30 по пекинскому времени Ян Ливэй, облаченный в серо-серебристый космический скафандр, доложил о готовности члену Центрального военного совета, начальнику Главного управления вооружений НОАК, руководителю Национальной программы пилотируемой космонавтики (НППК) Китая генералу Ли Цзинаю (Li Jinai) и «попросил разрешения взять старт космического полета».

В 06:15 космонавт вошел в спускаемый аппарат корабля и сел в кресло командира. Большую часть полета он должен был находиться в СА и управлять кораблем. До намеченного времени старта оставалось еще 2 часа 45 минут. Готовясь к старту, Ян Ливэй должен был выполнить более 100 операций. Его физиологические параметры контролировались и соответствовали норме.

Старт ракеты-носителя «Чан Чжэн-2F» с кораблем «Шэнь Чжоу-5» со стартового комплекса LA4 космодрома Цзюцюань состоялся 15 октября в 09:00:03.497 по пекинскому времени (01:00:03 UTC).*

* Андрей Красильников отмечает, что при запусках всех пяти «Шэнь Чжоу» момент старта ракеты отстоял на 3.5–3.6 сек от «круглого» времени. Очевидно, что это не случайность, а особенность циклограммы пуска CZ-2F.

Через 585 секунд после старта, в 09:09:48, корабль «Шэнь Чжоу-5» был выведен на орбиту наклонением 42.4° и высотой 200x343 км. С этого момента пошел отсчет полетного времени, которое можно было видеть в телевизионных репортажах в правой части экрана пекинского Центра управления полетом. После выхода на орбиту Ян Ливэй передал: «Все нормально».



Первая ступень РН CZ-2F упала вблизи Этокэского хошуна (уезда) Автономного района Внутренняя Монголия. На месте падения был организован поиск бортового самописца, регистрировавшего параметры полета носителя, для их расшифровки и анализа. Было объявлено, что обломки РН будут либо перевезены на космодром Цзюцюань, либо утилизованы на месте обнаружения, «чтобы не наносить вреда экологии и не создавать неудобств местным жителям».

Как сообщил позднее генеральный конструктор «Шэнь Чжоу-5» Ци Фажэнь, во время запуска ни одна система не дала сбоя и не возникло необходимости прибегать ни к одной из нескольких сотен «превентивных мер обеспечения безопасности».

Интересно, что предыдущий космический корабль с одним космонавтом на борту был запущен в январе 1969 г. – это был «Союз-4» с В.А.Шаталовым.

В первые минуты после выхода КК на орбиту за его полетом наблюдал корабельный НИП «Юань Ван-1» в акватории Тихого океана. По-видимому, через него Пекинский центр управления полетами (ЦУП)* передал команды на развертывание четырех солнечных батарей («гелиоприемников») проектной мощностью 1200 Вт.

* Находится в северо-западном пригороде Пекина Хайдянь.

В 09:30, через полчаса после старта, состоялся первый разговор космонавта с врачом Ли Юнчжи, следящим за состоянием его здоровья. «Я чувствую себя хорошо, мое состояние – нормальное», – сказал Ян Ливэй. Космонавт сообщил врачу данные о температуре и давлении крови. В ходе полета персонал, находящийся в ЦУПе, получал медицинские данные по телеметрии и в сеансах связи с космонавтом.

В 09:42 Ли Цзинай официально объявил, что запуск осуществлен успешно.

В 11:08 космонавт пообедал блюдами национальной китайской кухни. В его космическое меню входили куриное филе в кисло-сладком соусе и сладкий рис с цукатами. Всего Ян Ливэй имел более 20 блюд.

В 12:05, когда «Шэнь Чжоу-5» вошел в зону радиовидимости китайского НИПа в Пакистане, телевизионное изображение показало, что космонавт спит в спальном мешке. Его отдых был рассчитан примерно на три часа, с 11:12 до 14:15. Агентство Синьхуа сообщило, что Ян Ливэй спал в жилом отсеке корабля. Сон космонавта был спокойный, дыхание ровное.

В 15:54–15:57 «Шэнь Чжоу-5» выполнил маневр подъема орбиты до высоты 343 км. Маневр был проведен вблизи апогея над Тихим океаном, приблизительно над островами Тубуаи, в зоне радиовидимости корабля «Юань Ван-4». Орбита после коррекции обладала свойством двухсуточной кратности, т.е., сделав за двое суток 31 виток, «Шэнь Чжоу-5» стал бы точно повторять свою трассу. Однако еще до запуска было объявлено, что первый пилотируемый полет – как и первый беспилотный в ноябре 1999 г. – рассчитан только на 14 витков.
Вывоз ракеты на старт.

В 17:26, на 6-м витке, на связь с космонавтом из пекинского ЦУПа вышел министр обороны КНР Цао Ганчуань. Сеанс связи вновь проводился через корабельный НИП; телевизионное изображение передавалось в сжатом цифровом формате. Цао Ганчуань поблагодарил космонавта за его вклад в осуществление национальной космической программы и выразил уверенность в том, что Ян Ливэй успешно выполнит все стоящие перед ним задачи. «Весь народ будет приветствовать Ваше победное возвращение», – сказал Цао. Космонавт заверил министра обороны в своей решимости успешно выполнить поставленную перед ним задачу.

В 18:40 Ян Ливэй передал приветствие народам всего мира и развернул на борту «Шэнь Чжоу» государственный флаг КНР, а также флаг ООН в знак «неизменной позиции КНР по освоению и использованию космоса в мирных целях».

В 19:58 с космонавтом разговаривали жена и сын. «Я так горжусь тобой», – сказала Чжан, а Ян-младший спросил: «Дорогой папа, как ты? Что ты ел?» – «Спасибо, мой дорогой сын. Мое тело в полном порядке. Я ел так называемую космическую пищу в модуле».

По плану полета, второй трехчасовой отдых был запланирован во время 9-го и 10-го витков вокруг Земли, т.е. примерно с 22:12 до 01:14 по пекинскому времени. За вторую половину полета никаких сообщений опубликовано не было.

16 октября в 05:30 премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао, заместитель Председателя КНР Цзэн Цинхун и другие руководители прибыли в ЦУП для наблюдения за возвращением космического корабля.


В каталоге Стратегического командования США «Шэнь Чжоу-5» получил номер 28043 и международное обозначение 2003-045A. Вторая ступень РН CZ-2F, которая вывела корабль на орбиту, получила номер 28044 и обозначение 2003-045B; она сошла с орбиты в результате естественного торможения в атмосфере 24 ноября.
Расчет по орбитальным элементам, опубликованным Группой орбитальной информации NASA, показывает, что, по состоянию на 11:17 UTC 15 октября, т.е. спустя 10 часов после запуска, 2-я ступень РН CZ-2F находилась на орбите с параметрами (относительно сферы радиусом 6378 км):

- наклонение – 42.41°;
- минимальная высота – 191.7 км;
- максимальная высота – 330.8 км;
- период обращения – 89.640 мин.

Для корабля «Шэнь Чжоу-5» первые опубликованные элементы относятся к эпохе 15 октября, 08:07 UTC, и показывают орбиту уже после маневра:

- наклонение – 42.42°;
- минимальная высота – 329.3 км;
- максимальная высота – 337.8 км;
- период обращения – 91.124 мин.

Расхождение с официально объявленной высотой 343 км может быть объяснено тем, что пекинский ЦУП, как и наш ЦУП-М, считает высоту от поверхности эллипсоида, – тогда получилось бы 334x347 км. Вероятно также, что Синьхуа назвало расчетную высоту рабочей орбиты, а фактическая от нее несколько отличалась.
Кроме корабля и ступени, были зарегистрированы четыре короткоживущих фрагмента на вытянутых орбитах – два с апогеем 420– 440 км и два с апогеем 490–525 км. Скорость их отделения от 2-й ступени носителя была не менее 50 м/с. Два подобных объекта были зарегистрированы при запуске первого «Шэнь Чжоу». Вероятно, они появлялись и в последующих запусках, но не были внесены в общедоступный каталог. В случае «Шэнь Чжоу-5» в каталог были внесены четыре объекта, но есть основания полагать, что в действительности их было два и каждый был зарегистрирован дважды. Предположительно, это крышки двигателей системы отделения корабля от 2-й ступени.

В 05:35 пекинский ЦУП выдал на «Шэнь Чжоу-5» команду на возвращение на Землю. Контрольно-измерительное судно «Юань Ван-3», базирующееся в южной части Атлантического океана, четко отследило разворот космического корабля для выдачи тормозного импульса. В соответствии со штатной циклограммой схода с орбиты в 05:36 прошло отделение орбитального модуля и в 05:38 на подходе к западному берегу Африки корабль начал торможение. Трасса спуска проходила через озеро Виктория, Баб-эль-Мандебский пролив, вдоль берегов Аравийского полуострова и над территорией Пакистана.

Разделение спускаемого аппарата и приборно-агрегатного отсека прошло в 05:59. В 06:00 спускаемый аппарат пересек государственную границу КНР и вошел в зону видимости передвижной контрольно-измерительной станции вблизи города Хэтянь Синьцзян-Уйгурского автономного района. А уже в 06:03 фотографы газеты China Daily, дежурившие в расчетном районе посадки, увидели приближающийся с запада объект, похожий «на комету с ярким широким хвостом».
На борту «Шэнь Чжоу-5».

В 06:07, после трехминутного перерыва связи из-за нахождения СА в плазме, в районе приземления были получены радиосигналы СА. К ожидаемому месту посадки направились пять вертолетов и 14 автомашин поисковой службы.

В 06:11 начала работать парашютная система «Шэнь Чжоу-5»: был введен вытяжной парашют. Тремя минутами позже был сброшен теплозащитный экран СА, а в 06:16 прошло открытие основного парашюта. В 06:22:48 по пекинскому времени (15 октября в 22:22:48 UTC) спускаемый аппарат космического корабля «Шэнь Чжоу-5» успешно приземлился в 4.8 км от расчетной точки в центральной части Автономного района Внутренняя Монголия, в хошуне Сыцзыван (Дорбод).

Небольшая ремарка: С легкой руки Джеймса Оберга, в различных изданиях местом посадки «Шэнь Чжоу-5» называется Дорбод-Си (Dorbod Xi) с координатами 41.3°с.ш., 111.4°в.д. Вряд ли, однако, это название использовано правильно, и вот почему. Достоверно известно, что примерно в 100 км к северу от Хоххота, административного центра АО Внутренняя Монголия, находится городок Сыцзыван-Ци (Siziwang Qi) – по-видимому, центр уезда (хошуна). На других картах примерно в том же месте можно найти городок Дорбод-Ци (Dorbod Qi), и в китайских источниках два названия хошуна – от слов Сыцзыван и Дорбод – используются на равных.

Основной полигон посадки был оборудован к северу от Сыцзыван-Ци и имел площадь более 2000 км2; запасной находился вблизи космодрома Цзюцюань. Кроме того, три корабля дежурили в море на случай аварийного приводнения.

В сообщении Синьхуа говорилось лишь о том, что приземление произошло на территории Сыцзыванского хошуна, и это единственная официальная и достоверная информация.

В 06:36 пришло сообщение, что вертолеты поисково-спасательной службы обнаружили в степи лежащий на боку СА (Ян Ливэй оказался подвешен в кресле вниз головой) и что, судя по внешним признакам, приземление прошло нормально. После прихода вертолетов спасатели незамедлительно приступили к открытию люка СА, и «через несколько минут улыбающийся космонавт Ян Ливэй вышел из спускаемого аппарата».

Еще в корабле Ян Ливэй говорил по телефону с Вэнь Цзябао, который поздравил космонавта с успешным приземлением. В 06:45 его сфотографировали в СА корреспонденты China Daily, а в 06:51 космонавт выбрался из СА и попал в руки спасателей и товарищей.

Врачи и специалисты по космической медицине закончили медицинский осмотр первого китайского космонавта на месте приземления и констатировали, что состояние здоровья Ян Ливэя хорошее, все физиологические показатели находятся в норме.

В 07:40 Ян Ливэй отправился с места посадки на вертолете в аэропорт, находящийся в нескольких десятках километров, а оттуда специальным транспортным самолетом в Пекин. По пути Ян Ливэй дал интервью китайскому телевидению, в котором заявил, что работа в космосе была напряженной, но чрезвычайно успешной. Первый китайский космонавт был спокоен, четко отвечал на вопросы журналиста. Он был одет в темно-синюю форму отряда китайских космонавтов с национальным флагом и эмблемой космонавтов на груди.

16 октября в 09:52 Ян Ливэй прибыл в Пекин. В аэропорту Сицзяо в западном пригороде столицы космонавта встретили министр обороны Цао Ганчуань, руководитель НППК Ли Цзинай и политкомиссар Главного управления вооружений НОАК Чи Ваньчуань. Среди встречающих была и супруга космонавта Чжан Юймэй.



В 06:54 руководитель НППК Ли Цзинай объявил об успешном завершении первого китайского пилотируемого полета.
Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао после разговора с космонавтом от имени ЦК КПК, Госсовета и Центрального военного совета поздравил всех участников НППК. Затем Вэнь Цзябао, Цзэн Цинхун и другие руководители встретились со специалистами и техниками, принимавшими участие в его обеспечении, и поздравили их с этим важным историческим событием.
Председатель Центрального военного совета и бывший Председатель КНР Цзян Цзэминь, утвердивший в 1992 г. проект 921 и давший 7 лет спустя кораблю имя «Шэнь Чжоу», утром 16 октября позвонил в пекинский ЦУП и также поздравил его сотрудников. Цзян Цзэминь назвал полет Ян Ливэя очередным великим достижением в осуществлении социалистической модернизации и вехой в процессе освоения страной высоких технологий. По его словам, это событие вновь свидетельствует о том, что целеустремленный китайский народ способен подняться на вершины мировой науки.
Цзян Цзэминь также выразил свою уверенность в том, что под руководством ЦК КПК китайский народ, полностью используя преимущества социалистического строя, достигнет новых успехов в области науки и техники и реализации целей возрождения великой китайской нации.
«Во время космического полета Ян Ливэй показал себя совершенно отлично. Он – наш космонавт-герой, подлинный национальный герой», – заявил 16 октября Се Минбао, начальник канцелярии НППК.

Цао Ганчуань, обменявшись рукопожатием с Ян Ливэем, от имени ЦК КПК, Госсовета КНР, ЦВС и председателя ЦВС Цзян Цзэминя выразил ему горячее приветствие. Цао Ганчуань назвал Ян Ливэя первым космонавтом-героем, совершившим полет в космосе на космическом корабле, созданном собственными силами ученых и инженеров КНР. «Успешный космический полет корабля демонстрирует великую творческую силу и духовный облик неуклонно стремящегося вперед китайского народа. С успешным завершением вашего полета сбылась тысячелетняя мечта китайской нации о полете в космос», – сказал Цао. «Космический корабль работал хорошо, – доложил Ян. – Я чувствую себя очень хорошо и я горжусь своей Родиной».

После встречи Ян Ливэй отправился в дом космонавтов в Пекинском космическом городке, где прошел всесторонний медицинский осмотр. По итогам его было объявлено: все нормально, Ян Ливэй полон бодрости, состояние его здоровья хорошее.



Всего через несколько часов после посадки почтовые администрации КНР, Гонконга и Макао выпустили шесть марок, отражающих отдельные этапы полета «Шэнь Чжоу-5». Особенностью марок является флюоресцирующая краска, которая светится красным под действием ультрафиолета. По сообщению Чэнь Ланя, это первый случай совместного выпуска марок КНР, Гонконгом и Макао.

Вечером 16 октября Ян Ливэй вновь беседовал с корреспондентами Центрального телевидения КНР. Космонавт сказал, что земной шар, который он увидел из космоса, очень красив, но, к сожалению, ему не удалось увидеть Великую китайскую стену. В своем бортжурнале он записал: гражданин КНР «прибыл в космос во имя мира и прогресса всего человечества».

По словам Ян Ливэя, у него в космосе не было проблем с приемом пищи и сном. Он почувствовал сильную усталость после того, как провел в космическом корабле более 10 часов. Несмотря на это, у него было желание подольше оставаться в космосе. В ходе полета китайский космонавт «совершенно не боялся и не волновался» – он постоянно думал об управлении кораблем.

В момент приземления СА Ян Ливэй почувствовал сильный удар, но был очень рад, так как вновь вернулся на Землю. Космонавт отметил, что в дальнейшем он обобщит пережитое в космосе в целях накопления опыта для последующих полетов.

17 октября в 14:55 на специальном поезде в Пекин был доставлен СА корабля «Шэнь Чжоу-5». Во второй половине дня состоялась передача СА от сотрудников штаба, отвечающего за зону посадки корабля, Китайскому НИИ космических технологий при Китайском объединении космической науки и техники. Специалисты приступили к изучению данных, записанных аппаратурой СА.

18 октября было объявлено, что состояние здоровья китайского космонавта хорошее и запланированный 7-дневный период реабилитации может быть сокращен до 2–3 дней.

В тот же день в Пекине состоялась церемония передачи владельцам вещей, которые побывали в космосе вместе с Ян Ливэем и вернулись на Землю в СА «Шэнь Чжоу-5». Среди них – государственный флаг КНР, флаг с эмблемой Олимпиады-2008 в Пекине, флаг ООН, основные купюры китайской национальной валюты, юбилейные марки, выпущенные по случаю первого в истории Китая пилотируемого космического полета, памятный конверт, посвященный китайской Национальной программе пилотируемой космонавтики, и тайваньские семена сельскохозяйственных культур. Их передали соответствующим ведомствам и организациям генеральный директор Китайского объединения космической науки и техники, заместитель руководителя Национальной программы пилотируемой космонавтики Чжан Цинвэй, начальник Канцелярии этой программы Се Минбао и космонавт Ян Ливэй.

Итоги первого китайского пилотируемого космического полета

Основные события: Первый полет китайского космонавта. Маневрирование корабля на орбите, проведение научных экспериментов и отделение орбитального модуля
Космический корабль: «Шэнь Чжоу-5» (Shenzhou 5, SZ-5, «Волшебный корабль-5»)
Пилот: Подполковник Народной освободительной армии Китая Ян Ливэй (Yang Liwei); 1-й полет, 431-й космонавт мира, 1-й космонавт Китая
Ракета-носитель: «Чан Чжэн-2F» (Chang Zheng 2F, CZ-2F, «Великий поход-2F»)
Старт: 15 октября 2003 г. в 01:00:03.497 UTC (в 09:00:03 по пекинскому времени)
Место старта: Китай, провинция Ганьсу, Центр запусков спутников Цзюцюань
Посадка: 15 октября в 22:22:48 UTC (16 октября в 06:22:48 по пекинскому времени) на 14-м витке
Место посадки: Китай, центральная часть Автономного района Внутренняя Монголия, Сыцзыванский хошун, приблизительно в 100 км севернее города Хух-Хото
Длительность полета: 21 час 22 мин 45 сек

Итоги подвел А.Красильников

23 октября «Жэньминь жибао» сообщила, что Ян Ливэй полностью восстановил свое здоровье через трое суток после посадки.

25 октября космонавт посетил организованную в Пекине у «Монумента тысячелетия» космическую выставку, где был выставлен СА «Шэнь Чжоу-5», парашют, скафандр Ян Ливэя и продукты питания. 31 октября космонавт отправился вместе с ней в Сянган (Гонконг) и до 4 ноября находился там, а 5 и 6 ноября – в соседнем Аомэне (Макао). В обоих специальных административных районах – бывших колониях Британии и Португалии соответственно – вход на выставку был бесплатным и круглосуточным.

7 ноября в Доме народных собраний Пекина состоялось торжественное собрание, устроенное ЦК КПК, Госсоветом и ЦВС КНР и посвященное успешному проведению первого пилотируемого полета. На нем Председатель ЦВС КНР Цзян Цзэминь присвоил первому китайскому покорителю космоса Ян Ливэю почетное звание «космонавт-герой» и вручил ему медаль «За достижения в космосе» за огромный вклад, внесенный в отечественную космонавтику. Награды были вручены и другим участникам национальной программы пилотируемой космонавтики.

Поздравление ЦК КПК, Госсовета и Центрального военного совета КНР

Синьхуа

16 октября. В связи с успешным завершением первого в истории Китая пилотируемого космического полета Центральный комитет КПК, Госсовет и Центральный военный совет КНР сегодня направили поздравительную телеграмму в адрес Главного управления вооружений НОАК, Комитета оборонной науки, техники и промышленности, АН Китая, Китайской корпорации космической техники и всех участников Национальной программы пилотируемого космического полета.
В телеграмме отмечается, что успешное завершение первого в истории Китая пилотируемого полета в космос как великое начинание китайской нации на пути к вершинам мировой науки и техники и новая веха в истории развития отечественной космонавтики свидетельствует о том, что Китай уже вошел в число стран, самостоятельно и окончательно освоивших технику пилотируемых космических полетов. Это имеет важное актуальное в сегодняшней реальности и далеко идущее историческое значение для развития в Китае отрасли высоких технологий, наращивания экономического, научно-технического и оборонного потенциала страны и консолидации сил многонационального народа Китая на всестороннем построении среднезажиточного общества.
В телеграмме ЦК КПК, Госсовет и ЦВС КНР выразили надежду на то, что китайские специалисты космической области приложат дальнейшие усилия во имя развития национальной космонавтики и внесут новый и еще более значительный вклад в дело великого возрождения китайской нации.

Ян Ливэй – первый космонавт Китая

Ян Ливэй родился 21 июня 1965 г. в уезде Суйчжун (Suizhong) провинции Ляонин Северо-Восточного Китая. Он рос здоровым ребенком, любил играть на улице, занимался плаванием и коньками. В школе Ян Ливэй был средним учеником, но имел отличные оценки по предметам научно-технического цикла и получил много призов за соревнования по математике. За успехи в учебе он был переведен в лучшую уезда Суйчжун среднюю школу №2.

С детства Ян мечтал стать летчиком и, обучаясь в старших классах, прошел физическое и медицинское обследование в госпитале города Цзиньчжоу и в Шэньяне, центре провинции Ляонин.

Поздравления

15 октября Генеральный секретарь ЦК КПК, Председатель КНР, заместитель председателя ЦВС Ху Цзиньтао поздравил всех в связи с успешным запуском первого китайского пилотируемого космического корабля «Шэнь Чжоу-5», назвав космический полет событием, которое «приносит огромную честь нашей великой Родине и является символом успехов Китая в первом пилотируемом космическом полете, а также важным историческим достижением китайского народа на пути к вершинам мировой науки и техники».
По словам главы китайского государства, партия и народ никогда не забудут тех, кто внес выдающийся вклад в развитие космической индустрии, подвиги, совершенные товарищами на космическом фронте во имя Родины, народа и государства.
Поздравления по случаю первого пилотируемого космического полета поступили от лидеров многих держав и руководителей космических агентств мира. Президент РФ Владимир Путин 16 октября прислал Председателю КНР Ху Цзиньтао поздравительную телеграмму в связи с первым полетом в космос китайского космонавта. В ней, в частности, говорилось:
«Примите самые искренние поздравления в связи с историческим событием в жизни Китая – первым полетом в космос китайского космонавта. Это достойный и значимый итог многолетнего труда китайского народа, успешного продвижения вашей страны по пути всестороннего развития, превращения в современную мировую державу.
Уверены, что полноправное присутствие КНР в семье космических держав послужит делу сохранения мира, безопасности и стабильности на Земле, развитию науки и техники, прогресса земной цивилизации.
Российско-китайское сотрудничество в космической области является важным направлением двусторонних отношений. Оно идет успешно, имеет хорошие перспективы и, несомненно, принесет новые плоды на благо народов наших стран».
Президент России также попросил китайского лидера передать «поздравления и добрые пожелания всем, кто внес свой вклад в создание пилотируемого космического корабля и, конечно, первому китайскому космонавту».
Поздравления руководителям Китая направили руководители Японии, Индии, Бразилии, Италии, Казахстана и многих других стран, а также генеральный секретарь ООН Кофи Аннан.
Бросилось в глаза отсутствие поздравительной телеграммы от Джорджа Буша; как оказалось, президент США предпочел лично поздравить Председателя КНР Ху Цзиньтао 20 октября на Азиатско-Тихоокеанском саммите по экономическому сотрудничеству.
Во время и сразу после полета китайских коллег поздравили генеральный директор ЕКА Жан-Жак Дордэн, администратор NASA Шон О’Киф, первый заместитель генерального директора Росавиакосмоса Николай Моисеев, министр исследований Франции Клоди Эньере и другие.

В сентябре 1983 г. Ян Ливэй поступил в 8-й летный институт ВВС НОАК и, окончив его с высшими баллами по всем предметам, в 1987 г. стал бакалавром и летчиком-истребителем военной авиации НОАК. После института он налетал на штурмовиках и истребителях 1350 часов, проходил службу в г. Сиань (провинция Шэньси) и в провинции Сычуань. Летом 1992 г. ему удалось выполнить аварийную посадку после того, как один за другим отказали оба двигателя его самолета.

Боевые товарищи давали ему отличную характеристику за его «крепкое здоровье, любовь к науке, готовность прийти на помощь в любую минуту и сотрудничать с другими». Большой интерес будущий космонавт проявил к компьютерной технике.

В 1996–1997 гг. Ян Ливэй прошел отбор и в январе 1998 г. был отобран в первый отряд китайских космонавтов. «Тренировки и курс подготовки космонавтов были гораздо серьезнее и тяжелее, чем в университете и в ВВС», – рассказывал он. Кандидатам в космонавты был предоставлен всего один двухнедельный отпуск за 4 года, а домой они приезжали только на выходные. Заработная плата космонавта составляла 10000 юаней (1200 $) в месяц.

Как сообщил главный руководитель программы отбора и подготовки космонавтов в рамках национальной программы пилотируемых космических полетов Китая Су Шуаннин, после пятилетней подготовки все кандидаты в космонавты показали полную готовность к условиям работы и жизни в космосе, «однако Ян Ливэй был одним из лучших».

Су Шуаннин охарактеризовал его как «трезвомыслящего человека», а со стороны тренеров и коллег Ян заслужил отличную оценку за «особо серьезное отношение к делу». В двух из пяти экзаменационных тренировках Ян Ливэй получил 99 баллов, в трех – 100.

За отличные результаты в подготовке в отряде космонавтов Ян Ливэю было присвоено звание полковника НОАК, однако объявлено об этом было лишь 19 октября.

Если сравнить первого китайского космонавта с Юрием Гагариным, который отправился в космос 27-летним старшим лейтенантом, и Джоном Гленном, которому во время первого полета было 40 и который был уже многоопытным полковником, видно, что в этом вопросе китайцы пошли по американскому пути.

За 25 дней до старта Ян Ливэй и его товарищи прибыли на космодром Цзюцюань. В состав группы космонавтов, готовившихся к первому полету, входили также Чжай Чжиган и Не Хайшэн. Все трое были отлично подготовлены и находились в лучшей физической и психологической форме. 14 октября, накануне старта, выбрали одного из них – подполковника Ян Ливэя, который показывал «неизменно стабильное психологическое состояние».
Ян Ливэй и его дублеры: справа –
Чжай Чжиган, слева – Не Хайшэн.

В 1990 г. Ян Ливэй сочетался браком с Чжан Юймэй (Zhang Yumei), которая сейчас работает в «космическом городке» – китайском Центре подготовки космонавтов на северной окраине Пекина. Сыну первого китайского космонавта идет девятый год; его зовут Ян Нинкан (Yang Ningkang), и он учится во 2-м классе в одной из школ Пекина.

Отец космонавта Ян Дэюань занимал должность старшего экономиста в продовольственной компании, его мать Вэй Гуйлань работала школьной учительницей. У Яна есть старшая сестра и младший брат. Все они живут в г.Хулудао (Huludao) в провинции Ляонин, где строятся китайские атомные подводные лодки.

Недавно Ян Ливэю было присвоено почетное звание «сына города» Хулудао, а его родители получили из рук главы местной администрации ключи от нового дома. Власти провинции Ляонин приняли решение воздвигнуть в его честь монумент. Статуя Ян Ливэя будет находиться рядом с копией космического корабля «Шэнь Чжоу-5».

Чжай Чжиган (1966 г.р.) также происходит из Северо-Восточного Китая, а Не Хайшэн (1964 г.р.) – уроженец юга страны.

Состав отряда космонавтов КНР

В настоящее время в эскадрилье летчиков-космонавтов НОАК проходят службу два инструктора и 12 космонавтов. Имена космонавтов-инструкторов У Цзе и Ли Цинлуна были опубликованы в «Новостях космонавтики» (НК №24, 1996) во время их подготовки в ЦПК имени Ю.А.Гагарина. Перед стартом «Шэнь Чжоу-5» были официально названы имена трех кандидатов на полет.

В германском аэрокосмическом журнале Flieger Revue (№5, 2003), вышедшем в середине апреля 2003 г., Герт Майнль (Gert Meinl) опубликовал список всех 14 китайских космонавтов. В статье не было никаких ссылок, которые бы позволили оценить достоверность информации, и, хотя среди 14 были уже известные нам У Цзе и Ли Цинлун, мы не сочли возможным тогда привести его в НК.

В настоящее время все сомнения отпали: «список Майнля» оказался подлинным. Вот эти имена:

Дэн Цинмин (Deng Qingming),

Ли Цинлун (Li Qinglong),

Цзин Хайпэнь (Jing Haipen),

Лю Бомин (Liu Buoming),

Лю Ван (Liu Wang),

Чжао Чуаньдун (Zhao Chuandong),

Не Хайшэн (Nie Haisheng),

Чжай Чжиган (Zhai Zhigang),

Чэнь Цюань (Chen Quan),

У Цзе (Wu Jie),

Ян Ливэй (Yang Liwei),

Фэй Цзюньлун (Fei Junlong),

Пань Чжаньчунь (Pan Zhanchun),

Чжан Сяогуань (Zhang Xiaoguan).

В списке было по крайней мере две ошибки. Во-первых, была пропущена последняя буква g в имени Не Хайшэна, из-за чего при обсуждении на форуме НК он стал Не Хайшэнь. Во-вторых, знатоки на форуме подсказали, что ошибочно написание Buoming: лишняя либо буква u, либо o, или, возможно, вместо первой B должно быть G. В последнем случае имя астронавта будет звучать как Лю Гомин.

В китайской прессе сообщалось, что отбор космонавтов проводился среди примерно 1500–2000 летчиков китайских ВВС. На предварительном этапе было отобрано 30 человек, а уже из них выбрано 12. Космонавты-инструкторы У Цзе и Ли Цинлун, по-видимому, отбирались отдельно и раньше. Первый из них прошел подготовку в качестве командира корабля «Союз» и орбитальной станции «Мир», второй – бортинженера.



После полета «Шэнь Чжоу-5» руководители программы посетили человека, которого называют отцом китайской ракетной техники и «китайским Королевым». Цянь Сюэсэнь (Qian Xuesen), работавший до 1950 г. в США в Лаборатории реактивного движения, который вернулся на родину в 1955 г. после пяти лет домашнего ареста, возглавил в 1956 г. 5-й НИИ Минобороны КНР и чудом уцелел в годы «культурной революции», жив по сей день. В свои 92 года он принимал гостей, не вставая с постели, – но поздравил коллег с выдающимся успехом и подробно расспросил о ходе полета.

О корабле, носителе
и стоимости программы

Пилотируемый космический корабль «Шэнь Чжоу-5» состоит из отсеков двигателя, возвращаемой капсулы, орбитального и служебного отсеков, как они названы в русскоязычном сообщении Синьхуа. По-видимому, эти названия относятся – соответственно – к приборно-агрегатному отсеку (ПАО), спускаемому аппарату (СА), собственно орбитальному модулю (ОМ) и установленному на нем дополнительному специальному отсеку аппаратуры.

Состав корабля был таким же и в испытательных беспилотных полетах, хотя, судя по опубликованным снимкам, использованные орбитальные модули и спецотсеки отличались по составу аппаратуры и, вероятно, по конструкции.

В первые минуты полета было объявлено, что масса «Шэнь Чжоу-5» составила 7790 кг, а длина – 8.86 м; в сообщении Синьхуа за 16 октября была приведена уточненная длина корабля – 9.2 м. «Шэнь Чжоу-5» имел спускаемый аппарат диаметром 2.517 м и высотой 2.5 м, приборно-агрегатный отсек диаметром от 2.5 м в цилиндрической части до 2.8 м в основании и длиной 2.941 м, и орбитальный модуль диаметром 2.25 м и длиной 2.8 м. Специальный отсек, установленный вместо стыковочного узла, имел в длину около 1.1 м.

Корабль оснащен 52 двигателями, обеспечивающими коррекции орбиты, ориентацию и стабилизацию. Спускаемый аппарат имеет объем 6 м3 и может одновременно вместить трех космонавтов; в нем два иллюминатора. Официально объявлено, что СА может использоваться многократно.

В СА было размещено около 1 кг семян сельскохозяйственных культур, причем не только из континентального Китая, но и с Тайваня. Совместный эксперимент научно-исследовательских сельскохозяйственных структур был поставлен по инициативе Исследовательского центра космической селекции при Академии сельскохозяйственных наук КНР невзирая на напряженные отношения между двумя правительствами, и он должен благоприятствовать развитию агротехники на обоих берегах Тайваньского пролива. С 1987 г. в восьми космических полетах китайские ученые подвергли воздействию условий космоса более 70 сортов растений, включая рис, пшеницу, помидоры, зеленый перец и сезам. Эксперимент с семенами на «Шэнь Чжоу-5» был, по-видимому, единственным в программе полета.

Орбитальный модуль и специальный отсек «Шэнь Чжоу-5», вероятно, оснащены аппаратурой съемки Земли со сбросом данных по радиоканалу и, возможно, аппаратурой радиоразведки. На снимке предположительно видны две оптические системы, из которых одна установлена в передней части ОМ, а вторая – в спецотсеке.

Разработчики подчеркивают, что 13 ключевых технологий, использованных при создании корабля «Шэнь Чжоу», находятся на передовом международном уровне. Среди них – управление подъемной силой СА в атмосфере, средства аварийного спасения, система мягкой посадки, диагностика ошибок системы навигации и управления, система разделения модулей корабля, теплозащита.

РН CZ-2F, использованная для запуска «Шэнь Чжоу-5», имеет высоту 58.31 м и стартовую массу 479.8 т, превосходя по этим параметрам остальные китайские носители. Грузоподъемность ракеты составляет 7800 кг при выведении на орбиту высотой от 200 до 450 км. Как сообщил главный руководитель проекта по обеспечению ракетных систем в рамках НППК Китая Хуан Чуньпин, ее разработка началась в 1992 г. на базе носителя CZ-2E. При проектировании и изготовлении CZ-2F было использовано 55 новых технологий. Считается, что она находится на передовом мировом уровне по техническим параметрам и обладает самыми высокими показателями надежности и безопасности. При проектировании и изготовлении CZ-2F использовались 55 новых технологий, из них 10 ключевых – на передовом международном уровне.

По сравнению с ракетами, с помощью которых были произведены запуски беспилотных кораблей «Шэнь Чжоу», носитель для пилотируемого пуска «отличается еще более хорошим качеством и прошел еще более строгую проверку». Его коэффициент надежности составляет 0.97 по сравнению с 0.91 для РН для беспилотных запусков, а коэффициент безопасности для космонавтов составляет 0.997. Неофициально носитель CZ-2F называется «Шэнь Цзянь» – «Волшебная стрела».
Транспортировка СА «Шэнь Чжоу-5».

После полета «Шэнь Чжоу-5» стали известны подробности конструкции и работы системы аварийного спасения корабля. Как сообщил Чэнь Лань, независимый аналитик китайской космической программы, эта система имеет три режима работы:

- спасение на низкой высоте – осуществляется включением четырех РДТТ на ферме САС, возможно от взведения САС за 30 мин до запуска и до ее сброса на 120-й секунде полета;

- спасение на большой высоте – осуществляется включение четырех дополнительных РДТТ на головном обтекателе и двух в его основании, возможно, до сброса обтекателя на 200-й секунде;

- аварийное отделение КА – выполняется при необходимости на этапе между сбросом обтекателя и выведением на орбиту.

В двух первых случаях отделяется комбинация СА+ОМ+спецотсек, в третьем – корабль целиком.

Предусмотрены также несколько вариантов срочной эвакуации космонавтов из корабля, находящегося на старте. Как писала 31 марта «Жэньминь жибао», это скоростной лифт, полуавтоматическая и автоматическая тросовые системы, а также катапультируемые кресла. Судя по контексту, в последнем случае идет речь о катапультируемых креслах непосредственно в корабле, существование которых, однако, представляется невероятным.

На послеполетной пресс-конференции, устроенной 16 октября пресс-службой Госсовета КНР, начальник Канцелярии по реализации НППК Китая Се Минбао (Xie Mingbao) сообщил, что за 11 лет осуществления национальной программы пилотируемой космонавтики было израсходовано примерно 18 млрд юаней (около 2.2 млрд $ по текущему курсу 8.2767 юань/$). Примерно 60% этой суммы пошло на техническое обеспечение полета (разработку РН, корабля и т.д.), а 40% – на создание центра управления и наземных станций и другую «инфраструктуру, которую можно будет использовать для дальнейших полетов».



На 2-м Национальном симпозиуме по космическому мусору, состоявшемся 9–10 августа в Шанхае, Ду Хэн, научный руководитель Центра космической науки и прикладных исследований при АН КНР, сообщил, что «Шэнь Чжоу-5» будет иметь возможность уклонения от космического мусора. Этот Центр, сказал проф. Ду Хэн, осуществляет наблюдение за 9131 обнаружимыми космическими объектами, выделяет наиболее опасные из них, проводит прогноз сближений и выдает рекомендации по уклонению от столкновений.
На этом же симпозиуме сотрудник Комиссии по науке, технологии и промышленности для национальной обороны Ли Бэньчжэнь заявил, что исследования в области защиты КА от космического мусора начались в КНР в 2000 г. и на период до 2005 г. на них было выделено более 30 млн юаней (3.6 млн $). Ли сообщил, что в КНР уже введен в эксплуатацию оптический телескоп диаметром 25 см и вскоре начнет работу телескоп диаметром 65 см для контроля космических объектов.

Непосредственные расходы на каждый из четырех беспилотных полетов «Шэнь Чжоу» составили около 800 млн юаней (100 млн $), а на пятый пилотируемый – менее 1000 млн юаней (121 млн $). Один лишь скафандр космонавта, сделанный из китайских материалов по примеру российского «Сокола КВ2» и состоящий из 14 отдельных слоев, обошелся в 12 млн $.

Освещение полета «Шэнь Чжоу-5»: официоз, утечки, легенды и заблуждения

В НК №11, 2003, был приведен обзор информации о предстоящем полете «Шэнь Чжоу-5» по сентябрь включительно. С конца сентября поступающие сообщения становились все более конкретными и достоверными, причем информация сначала приходила по неофициальным каналам, а позднее подтверждалась официальными.

Так, 29 сентября гонконгская газета «Вэнь Вэй Бо», пользующаяся заслуженной репутацией хорошо информированного издания, сообщила, что все 14 китайских космонавтов находятся на космодроме Цзюцюань, где завершают техническую и физическую подготовку к полету. Среди них и космонавты-инструкторы Ли Цинлун и У Цзе, но, подчеркнула газета, информация о том, что именно они полетят на «Шэнь Чжоу-5», ошибочна.

На следующий день, 30 сентября, министр науки и техники КНР Сюй Гуаньхуа сказал, что подготовка пуска идет по плану, а «Вэнь Вэй Бо» сообщила, что запуск вероятен между 11 и 17 октября. Наконец, 1 октября это же издание заявило, что полет продлится одни сутки, а запуск состоится сразу после окончания 3-го пленума ЦК КПК 16-го созыва, который будет проходить с 11 по 14 октября.

7 октября премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао заявил журналистам во время встречи лидеров ASEAN в г.Бали (Таиланд), что пилотируемый запуск состоится «очень, очень скоро», но его точная дата еще не определена. В тот же день Чэнь Лань со ссылкой на гонконгский телеканал Phoenix TV сообщил, что запуск назначен на 15 октября.

8 октября Центральное телевидение КНР сообщило, что полет состоится 15 октября и, «как ожидается, продлится 90 минут».

9 октября телеканал Phoenix TV и «Вэнь Вэй Бо» объявили, что старт будет в 09:00 по пекинскому времени, а полет продлится 21 час. Как мы знаем, этот прогноз полностью оправдался. Наконец, шанхайская Liberation Daily («Цзефан жибао») 9 октября сообщила правильные данные о высоте полета «Шэнь Чжоу-5» и даже назвала расчетное место посадки – район Сыцзыван-Ци.

10 октября о предстоящем полете объявило наконец главное государственное информационное агентство Синьхуа. В сообщении говорилось буквально следующее: «Китай готов к осуществлению первого в своей истории пилотируемого полета в космос. Полет состоится в подходящий момент в период с 15 по 17 октября с.г. Сегодня об этом сообщил ответственный представитель Штаба по реализации программы пилотируемых космических полетов Китая». Агентство подтвердило, что полет продлится 14 витков.



Космонавт, астронавт, спасьонавт… Свое слово для космического путешественника есть в каждом языке, но в китайском их сразу четыре! Как сообщает Чэнь Лань, есть слово, общеупотребительное во всех странах и районах с китайским языком (КНР, Тайвань, Гонконг, Макао), – «тайкунжень» (taikongren). В космической промышленности и науке используется термин «хантяньюань» (hangtianyuan), а в прессе – «юйханъюань» (yuhangyuan). Все три слова, впрочем, имеют одно и то же значение. Наконец, широкое распространение получило и слово, придуманное несколько лет назад самим Чэнь Ланем по аналогии с космонавтом – «тайкунавт» (taikonaut). Оно используется не только в англоязычной мировой прессе, но и в передачах китайского англоязычного телеканала CCTV-9.

Закрытость государственных СМИ Китая оказала явно негативное воздействие на общественное мнение. Как раз 10 октября корреспондент France Presse опрашивал прохожих на улицах Пекина. Многие не знали, что страна стоит на пороге пилотируемого полета, не знали самого названия «Шэнь Чжоу» и даже говорили, что пилотируемая космонавтика Китаю не нужна. В Музее науки и техники макет первого «Шэнь Чжоу» оказался неисправен, вокруг него не было никого, а администрация не имела никаких планов относительно предстоящего события.

Официальная англоязычная газета China Daily сообщила 10 октября, что для полета отобраны три кандидата, основной и два дублера, однако окончательное решение о том, кто полетит, будет принято позднее. Однако в тот же день еженедельник «Ячжоу Чжоукань» сообщил, что в эту группу вошли Ян Ливэй (основной кандидат) и космонавты-инструкторы Ли Цинлун и У Цзе.

14 октября газета «Вэнь Вэй Бо» сообщила, что первым кандидатом на полет является Ян Ливэй, вторым – Чжай Чжиган и третьим – Не Хайшэн.

О запуске корабля «Шэнь Чжоу-5» было объявлено в 09:08, с задержкой на 8 минут. Сообщения о том, что Ян Ливэй выбран первым космонавтом, доложил о готовности к полету и занял место в корабле, поступили на ленту агентства Синьхуа уже после запуска. Посадка СА была показана по китайскому телевидению с задержкой на несколько минут, а выход космонавта из СА – в прямом эфире.

По скудности официальной информации и обилию неофициальной, по тому, что телевидение КНР сначала объявило о предстоящей прямой трансляции пуска, а потом от нее отказалось, «чтобы не мешать работе космических специалистов», по фактам перепечатки в китайских изданиях материалов зарубежных СМИ (!) было видно, что идет борьба двух тенденций. Очевидно, отвечающие за полет военные стремились ограничить информацию, а политические деятели, рассчитывавшие (и справедливо!) на восторженную реакцию народа, – рассказать и показать побольше.

И если сравнивать освещение первого пилотируемого старта «Шэнь Чжоу» с началом 1960-х, с полетами Гагарина, Шепарда и Гленна, то следует признать: в итоге уровень гласности был ближе к американскому, чем к советскому. Достаточно сказать, что несколько десятков корреспондентов и множество телевизионных групп работали непосредственно на космодроме Цзюцюань.

Интересно было оценить публикации ведущих китайских СМИ – тем более что государственное агентство новостей Синьхуа и интернет-версия ведущей газеты страны «Жэньминь жибао» работали сразу на нескольких языках, включая русский. Сразу нужно сказать, что информация шла достаточно оперативно и в основном была понятна.

Было заметно, однако, что материалы Синьхуа различаются по стилю и качеству (примерно в той же степени, как и современные сообщения ИТАР-ТАСС). К примеру, не было единой терминологии в описании корабля, а наиболее часто используемые термины не совпадали с привычными для российского читателя. По некоторым сообщениям было видно, что их сначала написали на английском языке, а потом перевели на русский. Авторы не смогли даже «договориться» о воинском звании Ян Ливэя: в сообщении на заглавной странице сайта он фигурировал как лейтенант, а в других текстах – как полковник (!). Синьхуа назвало полет Ян Ливэя 241-м в истории космонавтики – но такое число можно получить лишь если считать космическими полетами не только суборбитальные «прыжки» Шепарда и Гриссома, аварийный пуск Лазарева–Макарова и «Челленджер», но и полет Титова и Стрекалова на САСе, что уже совсем некорректно.

Порадовала нас «Жэньминь жибао»: вместо того, чтобы считать космонавтов, газета попросила предоставить соответствующую статистику нашего коллегу, обозревателя НК Сергея Шамсутдинова. Итак, если учитывать только тех, кто вышел на околоземную орбиту, Ян Ливэй является 431-м космонавтом мира. Его предшественниками были 98 космонавтов СССР и России, 271 американец и представители еще 30 государств. Интересно, что три американских астронавта родились в Китае – Тейлор Ванг (Ван Гуньцзинь) и Шеннон Люсид в Шанхае, а Уилльям Андерс в Гонконге – и еще у нескольких, включая Фрэнклина Чанг-Диаса и Эдварда Лу, китайские корни.
Город Дунфэн – китайский Байконур.

Были ошибки, были умолчания – и из них быстро выросли слухи и подозрения. Рассылка «Друзья и партнеры в космосе» (FPSPACE) оказалась настоящим полигоном, на котором можно было проследить их рождение и развитие. К примеру, во время полета сайт SpaceDaily высказал мнение, что Ян Ливэй не будет входить в орбитальный модуль своего корабля. И хотя в китайских сообщениях о полете ясно говорилось, что космонавт спал в жилом отсеке (т.е. в орбитальном модуле) и уж во всяком случае не мог другим путем попасть в СА на старте, началось обсуждение причины, по которым Ян не должен это делать – например, «чтобы не нарушить процесс фотосъемки».

22 октября появился слух о том, что Ян Ливэй не появляется на публике после возвращения в Пекин не просто так, а потому что пострадал во время полета или посадки. Подпитку этому слуху обеспечила телевизионная съемка 16 октября: космонавт идет пошатываясь, на некоторых кадрах угадывается прикушенная губа и ссадина над правой бровью. Ну и что, собственно? И Герману Титову нелегко дался суточный полет, и Валентина Терешкова получила синяк на носу, – чем, спрашивается, Ян Ливэй хуже? Во всяком случае, с корреспондентами в эти дни он общался регулярно.

Билл Гертц и Роуэн Скарборо в газете Washington Times заявили, что вместе с «Шэнь Чжоу-5» был запущен новый китайский разведывательный спутник и что корабль был оснащен инфракрасной камерой с разрешением 1.6 м для фоторазведки. Второе заявление может иметь под собой некоторое основание. Хотя состав аппаратуры орбитального модуля не был объявлен, на снимках угадываются объективы большого диаметра, – вот только средствами доставки пленки ОМ «Шэнь Чжоу» как будто не оснащен! Первое же утверждение вовсе не выдерживает критики: среди объектов, зарегистрированных средствами Стратегического командования США, просто нет никакого постороннего спутника. Очевидно, произошло искажение информации – под разведспутником американские авторы как раз и имели в виду орбитальный модуль «Шэнь Чжоу-5».

Полет орбитального модуля

Еще в «предстартовом» сообщении Синьхуа было объявлено, что после возвращения корабля на Землю орбитальный модуль останется на орбите для продолжения «наблюдения за небесными телами и поверхностью Земли, космического научного зондирования и технических экспериментов». Он должен работать в течение следующих шести месяцев.

Время запуска и наблюдения «Шэнь Чжоу-5»

14 октября Синьхуа опубликовало сообщение под заголовком «Чем руководствовались ученые, определяя время запуска первого китайского пилотируемого космического корабля?». В нем генеральный конструктор системы запуска корабля в рамках национальной программы пилотируемых космических полетов Чжоу Цзяньпин сообщил, что в расчет были приняты условия работы наземных систем управления, слежения и связи, а также прогноз метеоусловий, но самым важным было оптимальное освещение солнечных батарей («когда корабль перейдет к режиму работы от солнечных батарей, они должны находиться под прямым углом к солнечным лучам») и отсутствие помех от солнечного света работе чувствительных инфракрасных датчиков.
Что это означало на практике? Как и в предыдущих полетах кораблей «Шэнь Чжоу», время старта было выбрано для заданной даты так, что Солнце лежало почти точно в плоскости орбиты. И пока корабль находился в орбитальной ориентации, на протяжении половины каждого витка освещенность солнечных батарей была максимальна. Впервые, однако, запуск был произведен после восхода Солнца, а посадка была запланирована в утренние сумерки.
Известный канадский эксперт Тед Молчан опубликовал приближенные орбитальные элементы на «Шэнь Чжоу-5», исходя из опубликованного времени запуска (01:00 UTC) и в предположении, что орбита корабля будет такой же, как и в предыдущих пусках, и объявил, что хорошие условия для наблюдений будут в полосах от 33° до 50° северной и южной широты. Эти предположения оказались верны, и уже в 03:57 UTC Матия Перне из Словении смог наблюдать полет 2-й ступени носителя CZ-2F. В последующие часы большое количество наблюдений корабля и ракеты было сделано в Австралии, Новой Зеландии, США и Канаде; корабль имел звездную величину от +2 до +3. Интересно, что первые «официальные» орбитальные элементы на корабль появились на сайте Группы орбитальной информации NASA 15 октября лишь после 08:00 UTC.

21 октября и 3 ноября орбитальный модуль выполнил первые два маневра, подняв орбиту в первом случае на 10, а во втором на 20 км.

Что же касается орбитального модуля корабля «Шэнь Чжоу-4», отделившегося от него 6 января 2003 г., то этот объект активно работал на орбите по крайней мере до конца апреля – об этом свидетельствуют коррекции, проведенные 9 февраля, 2 марта, 17, 22 и 27 апреля. По расчетам Филлипа Кларка, суммарное приращение скорости в этих маневрах составило 53 м/с и было примерно таким же, как и в двух предыдущих полетах.

После этого аппарат был оставлен на орбите высотой примерно 345x381 км и в результате естественного торможения в атмосфере сошел с орбиты 9 сентября около 06:03 UTC над Атлантическим океаном.

О полете «Шэнь Чжоу-6»
и будущем китайской программы

16 октября на послеполетной пресс-конференции начальник Канцелярии по реализации программы пилотируемых космических полетов Китая Се Минбао (Xie Mingbao) сделал следующее заявление: «Я думаю, что на основе опыта успешного запуска пилотируемого космического корабля «Шэнь Чжоу-5» Китай произведет запуск следующего корабля серии «Шэнь Чжоу» в течение ближайших одного или двух лет».

Эксперты предполагают, что на борту «Шэнь Чжоу-6» будет уже два или три космонавта, а полет продлится несколько суток.

Перед запуском «Шэнь Чжоу-5» по телеканалу Phoenix TV прошла информация о том, что уже орбитальный модуль корабля «Шэнь Чжоу-6» будет значительно отличаться от применявшегося до настоящего времени и может быть использован для сборки на орбите экспериментальной космической станции – «поезда» из орбитальных модулей.

Однако 16 октября руководитель канцелярии Китайского космического научно-технического объединения по программе пилотируемых космических полетов Чжоу Сяофэй (Zhou Xiaofei) официально заявил, что во время полета «Шэнь Чжоу-6» еще не предусматривается стыковка корабля с другими космическими аппаратами и не планируется выход членов экипажа в открытый космос.

Правда, информацию Phoenix TV и заявление Чжоу Сяофэя можно «согласовать», если предположить, что «Шэнь Чжоу-7» в будущем состыкуется с орбитальным модулем «Шэнь Чжоу-6».

Так или иначе, 16 октября Чжан Цинвэй (Zhang Qingwei), 42-летний заместитель руководителя Национальной программы пилотируемой космонавтики КНР, генеральный директор Китайской корпорации космической науки и техники, которому подчиняются Китайский институт космической техники и Китайский институт ракетной техники, и 70-летний главный конструктор космического корабля в рамках НППК Китая, академик Инженерной академии Китая Ци Фажэнь (Qi Faren) напомнили, что государственный стратегический план развития пилотируемой космонавтики в КНР состоит из трех этапов. Полет китайского космонавта в космос – это первый этап.

Задачи второго этапа – освоение техники стыковки КК с другими КА, создание в космосе лабораторий для кратковременных исследований посещающими их экипажами, отработка технологии проведения научных экспериментов, дальнейшее изучение вопросов жизни и работы космонавтов в космосе. В программу создания космических лабораторий также включен проект длительного пребывания космонавтов в космосе и их выхода в открытый космос.

Цель третьего этапа – ввод в строй более экономных и более надежных средств космического транспорта, создание космической станции, приспособленной для постоянного проживания и работы космонавтов, решение проблемы масштабных научных экспериментов в космосе и проблемы прикладных технологий. Предполагается сформировать китайскую околоземную орбитальную инфраструктуру космического сервиса, интегрировать прикладные спутники на разных орбитах с космической станцией, что максимально поднимет их эффективность. Будет заложена техническая база для разведки «глубин космических далей» и создана «передвигающая космическая платформа».

В будущем, сказал Ци Фажэнь, многофункциональные космические корабли серии «Шэнь Чжоу» будут осуществлять челночные полеты между Землей и космическими станциями. «Я верю, что в будущем китайские туристы смогут отправиться в космос на «автобусе-шаттле» серии «Шэнь Чжоу»», – заявил он.

Иными словами, в области пилотируемого космоса КНР намерена повторить путь, проложенный СССР и Россией. Что же касается возможной в период до 2020 г. пилотируемой экспедиции на Луну, то хотя о ней и писала 25 сентября официальная «Жэньминь жибао», но… это была перепечатка с американского сайта space.com!

Се Минбао сказал 16 октября, что Китай готов изучать опыт США и России в развитии космических технологий и сотрудничать со всеми другими странами, которые видят в Китае «равноправного партнера», на паритетных началах и на взаимовыгодной основе. Оценивая эту позицию, необходимо учесть, что первый китайский пилотируемый корабль «Шэнь Чжоу» – это не «Восток» и не «Меркурий», а корабль класса российского «Союза ТМ», к тому же содержащий в своем составе вполне самостоятельный орбитальный модуль со своими функциями. Сами китайские специалисты именуют «Шэнь Чжоу» космическим кораблем 3-го поколения. Поэтому к заявке страны, осуществившей пока всего один пилотируемый полет, следует отнестись со всей серьезностью.

И еще одно важное заявление сделал в этот день Се Минбао: Китай пока не намерен развивать программу полетов «космических челноков», т.е. кораблей многоразового использования.
Вид города Дунфэн со спутника Iconos.

Космодромы КНР

В настоящее время Китай эксплуатирует три космодрома, которые официально называются «центрами запусков спутников» – Цзюцюань, Тайюань и Сичан.

Цзюцюань (Jiuquan) – старейший и самый крупный китайский космодром, похожий по своей истории и роли в ракетной и космической программе страны сразу и на Капустин Яр, и на Байконур. Полигон Цзюцюань был основан 20 октября 1958 г. для испытаний китайских баллистических ракет в малонаселенном районе на краю Бадань-Цзилиньской пустыни, на высоте около 1000 м над уровнем моря. В год здесь выпадает всего 40 мм осадков, а испаряется более 3600 мм; влажность составляет 35–55%. Климат – континентальный, среднегодовая температура +8.5°C.

Своим современным названием космодром обязан городу Цзюцюань, который на некоторых картах обозначается как Сучжоу (Suzhou). В первые годы своего существования полигон был известен как Чанчэнцзе, в современном написании – Шуанчэнцзы (Shuangchengzi). В действительности это название ближайшего к штабу полигона крупного населенного пункта. Город Шуанчэнцзы расположен в 130 км северо-восточнее Цзюцюаня на железнодорожной линии Циншуй–Сайхан-Торой, ведущей от магистральной дороги Ланьчжоу–Урумчи на север, к монгольской границе, вдоль пересыхающей реки Жошуй (Хэйхэ, Эдзин-гол). Дорогу эту, тогда засекреченную, ударно строили в 1958 г. два инженерных полка китайских добровольцев, отозванных из КНДР. В районе Шуанчэнцзы расположен аэропорт Динсинь (Dingxin) с полосой длиной 4100 м, способной принимать тяжелые транспортные самолеты.

Город и штаб полигона удалены еще на 75 км к северо-северо-востоку и находятся на северном берегу реки Жошуй. На том месте, где они видны на спутниковых снимках, на карте обозначен маленький поселок Тяньцан (Tiancang). На самом деле на берегу реки Жошуй построен город, официально называемый Дунфэн (Dong Feng, буквально «Ветер с востока»), а неофициально – «Аэрокосмический город».

Дунфэн – это настоящий оазис в пустыне. Водохранилище площадью 10 км2 дает воду городу, вдоль улиц которого высажены красные ивы и вязы. В городе выделены три зоны: жилая, технологическая и природная, где растут ивы и тополя. Здесь организован искусственный полив деревьев и лугов, и на одного человека приходится более 600 м2 травяного покрова. На огражденных участках произведены лесопосадки, и специалисты защищают их от пожаров и вредителей. На территории космодрома созданы два парка – природный парк Дунфэн и железнодорожный парк, а также парк скульптур и плавательный бассейн. Начинается сооружение Международного парка, на территории водохранилища Дунфэн действует турбаза.

Загадочный памятник в виде огромного яйца стоит на пересечении главной улицы Дунфэн и т.н. Аэрокосмического шоссе, ведущего на северо-восток, к старым стартовым комплексам. На улице Чан’ан светильники выполнены в виде космических кораблей на вершине ракеты.

К северо-востоку от города находится мемориальное кладбище, где похоронены основатель китайской космической программы маршал Не Жунчжэнь и более 500 ее участников.

Административно-территориальное деление КНР менялось несколько раз. В середине 1970-х годов город и большая часть объектов полигона находились в провинции Ганьсу. Однако до этого (в конце 1950-х) эта территория принадлежала и сейчас опять принадлежит Автономному району Внутренняя Монголия.

На Цзюцюане испытывались ракеты ближнего, среднего и дальнего радиуса действия. В сентябре 1960 г. отсюда была успешно запущена первая ракета ближнего действия советского производства, работающая на отечественном топливе, а в ноябре состоялся успешный пуск первой ракеты, произведенной в КНР. В октябре 1966 г. впервые был успешно проведен испытательный запуск ракеты, несущей ядерную боеголовку. Этапным событием в истории полигона считается также запуск 18 мая 1980 г. ракеты дальнего действия в направлении Тихого океана.

24 апреля 1970 г. ракетой «Чан Чжэн-1» (Chang Zheng-1, CZ-1) с полигона Цзюцюань стартовал первый китайский спутник. Несколько экспериментальных и научных аппаратов были запущены в последующие 10 лет на носителях FB-1, но пять из девяти пусков закончились неудачей. Главной же космической программой, реализуемой на полигоне Цзюцюань, стала с 1975 г. программа запуска возвращаемых спутников-фоторазведчиков семейства FSW. Для этого использовались ракеты CZ-2, CZ-2C и CZ-2D (НК №1, 2000, с.11).
Плавучий китайский НИП.

С 1999 г. начались пуски РН CZ-2F с беспилотными КК «Шэнь Чжоу». При создании этого ракетно-космического комплекса впервые в практике КНР был применен вертикальный вариант сборки, испытаний и транспортировки КК и РН, а также применена технология дистанционного тестирования при запуске.

Всего до 15 октября 2003 г. с этого космодрома были успешно запущены 33 спутника и 4 беспилотных КК, а также проведено более 1000 экспериментальных запусков других ракет разного типа.

Остальные два космодрома КНР имеют четко выраженную специализацию. Строительство полигона Учжай (Wuzhai), ныне известного как Тайюань (Taiyuan), началось в марте 1966 г. в провинции Шаньси на высоте 1500 м над уровнем моря. В 1968 г. он начал функционировать, и в конце того же года с него был запущен, как обозначило его агентство Синьхуа, «представитель первого поколения отечественных ракет средней дальности». Испытания китайских МБР производятся на этом полигоне и в настоящее время.

В 1988 г. с Тайюаня был запущен первый китайский полярный метеоспутник, и с тех пор полигон используется для запусков на солнечно-синхронные и приполярные орбиты метеоспутников серии «Фэн Юнь-1», спутников связи Iridium, китайско-бразильских аппаратов дистанционного зондирования CBERS и отечественных спутников оптико-электронного наблюдения «Цзы Юань-2». С этого космодрома стартовали ракеты-носители CZ-4, CZ-4B, CZ-2C/SD; идут испытания твердотопливной РН «Кайточжэ» («Пионер»).

Космодром Сичан (Xichang) построен в провинции Сычуань и с 1984 г. используется исключительно для запуска спутников на геостационарную орбиту с помощью носителей CZ-3, CZ-2E, CZ-3A, CZ-3B.

По сообщениям Синьхуа, «Жэньминь жибао», China Daily, РИА «Новости», материалам сайта Чэнь Ланя и Свена Грана

О командно-измерительном комплексе

Сообщение Синьхуа

15 октября. Как сообщил генеральный конструктор систем наблюдения, управления полетом и космической связи в рамках китайской программы пилотируемых космических полетов Юй Чжицзянь, отечественная Сеть наблюдения и управления полетами космических аппаратов и сбора цифровых данных позволяет производить высокоточные измерения и управление полетами ракет, ИСЗ и пилотируемых космических кораблей, обеспечить запуск, полет и возвращение КА на Землю, одновременно обслуживать несколько ИСЗ и т.д. По технике наблюдения и управления полетами космических аппаратов Китай достиг передового мирового уровня.
По словам Юй Чжицзяня, китайская сеть позволяет не только с высокой точностью определять местоположение на орбите, но и на высокой скорости передавать звуковые сигналы, телевизионные изображения и цифровые данные. Специалисты Центра наблюдения и управления полетами могут на основе получаемой с различных контрольно-измерительных станций информации непосредственно давать указания космическим аппаратам.
Китайская Сеть наблюдения и управления полетами компактна, имеет рациональное размещение контрольно-измерительных станций (девять наземных на территории КНР и других стран и четыре морских в трех океанах) и дает большую отдачу при небольшом объеме капиталовложений. Чтобы обеспечить основные нужды полета пилотируемого КК, уже создан единый Центр контроля за сетью наблюдения и управления полетами, который управляет работой всех 13 контрольно-измерительных станций. Оптимальное размещение этих станций позволяет обеспечить наблюдение и управление движением КА на главных этапах полета – при выведении, коррекции орбиты, сходе с орбиты, торможении при возвращении на Землю и т.д.
Как сказал Юй Чжицзянь, китайская Сеть наблюдения и управления полетами может круглосуточно управлять всеми аппаратами, запущенными с китайских космодромов, одновременно следить и поддерживать работу свыше 20 ИСЗ и КК. Китайская сеть наблюдения и управления полетами пилотируемых КК может быть подключена к аналогичным международным сетям для обеспечения совместного использования международных ресурсов в сфере наблюдения и управления полетами космических летательных аппаратов.
Юй Чжицзянь добавил, что китайские специалисты в настоящее время изучают вопрос о переходе от развития наземной сети наблюдения и управления космическими полетами к сети, базирующейся в космосе.
Создание общекитайской Сети наблюдения и управления полетами космических аппаратов началось в 1967 г. В настоящее время сеть включает соответствующие центры в Пекине, Сиане и Цзюцюане, ряд наземных измерительных станций и морских судов, проводящих наблюдение и управление полетами. Работа сети прекрасно зарекомендовала себя во время запусков и полетов ряда ИСЗ и четырех беспилотных кораблей «Шэнь Чжоу». Кроме того, к услугам сети прибегали и во время запуска нескольких коммерческих ИСЗ.

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/cont ... 1/01.shtml

Изображение

Изображение

Связной (С)
Форумчанин
 
Сообщения:
18674
Изображения: 39
Зарегистрирован:
21 апр 2005
Откуда:
Мыс Шмидта

Благодарил (а): 663 раз.
Поблагодарили: 751 раз.

Сообщение:#2  Сообщение Связной (С) » Чт 01 окт, 2009 18:18 »

Грандиозный военный парад в Пекине в честь празднования 60-летия КНР
Изображение

Вернуться в Для тех кому за...


Поделиться

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1