Закон Грузии “О связи и почте”

Раздел посвящен новостям телекоммуникаций стран СНГ
Erlang
Автор
 
Сообщения:
46039
Изображения: 67
Зарегистрирован:
11 июл 2003
Откуда:
Москва

Благодарил (а): 1459 раз.
Поблагодарили: 641 раз.

Закон Грузии “О связи и почте”

Сообщение:#1  Сообщение Erlang » Пн 16 авг, 2010 15:59 »

Закон Грузии “О связи и почте”

(в ред. законов от 28.06.2000 №430-Ilс, 13.12.2000 № 686-вс, 23.05.2001 № 884-llс, 7.05.2002 № 1388-llс, 28.03.2003 № 2036-llс)

Настоящий Закон устанавливает на территории Грузии правовые, организационные и экономические основы деятельности в сфере связи и почты, определяет права и обязанности физических и юридических лиц в сфере владения и пользования сетями и средствами связи и почты, их услуг.


Глава I. Общие положения

Статья 1. Разъяснение использованных в Законе терминов

Значения использованных в настоящем Законе терминов:

а) уведомление — совокупность информации, которую содержит протокол — форма и порядок обмена информацией (её хранения) и которая в процессе связи передается как единое целое;

б) почтовое отправление — письменная корреспонденция, денежный перевод, посылка, бандероль, периодические издания по подписке;

в) магистральная сеть связи — технологически взаимосогласованная сеть междугородной связи, которая создается между административными центрами из соответствующего оборудования, средств управления и линий связи (по проводам, радио и радиорелейной линии);

г) местная сеть связи — сеть связи, существующая на территории конкретной административной единицы;

д) средства связи и почты — использованные с целью формирования, обработки, передачи или получения уведомлений связи или почтовых отправлений естественные и технические средства;

е) знак почтовой оплаты — почтовая марка как средство оплаты;

ж) лицензия — специальное разрешение, которое дает владельцу лицензии право осуществлять деятельность в сфере связи и почты с соблюдением определенных условий;

з) владелец лицензии — юридическое или физическое лицо, которому предоставлено право осуществлять определенную лицензией деятельность;

и) сертификат — документ, подтверждающий, что идентифицированное необходимым образом оборудование или услуга соответствуют требованиям нормативных документов;

к) потребитель — юридическое или физическое лицо, которое использует или намерено использовать услуги средств связи;

л) сеть связи общего пользования — единый технологический комплекс сетей и средств связи, к которому в установленном законом порядке подключаются операторы связи;

м) оператор связи и почты — юридическое или физическое лицо, которому Национальной комиссией по регулированию деятельности в сфере связи и почты Грузии выдана лицензия на деятельность и функционирование в сфере связи и почты;

н) электросвязь (телекоммуникация) — одно из направлений сферы связи, охватывающее сети и средства вещания по проводам, радио, радиорелейные сети (телефонные, передачи данных, специального назначения) и телерадиовещания;

о) сеть электросвязи — технологическая система, обеспечивающая телефонную, телеграфную передачу и передачу данных, документальное уведомление, передачи одного или нескольких видов информации, а также теле- и радиовещания;

п) ведомственная сеть электросвязи — сеть, которая создается и функционирует для специальных и производственных нужд и включена в сеть связи общего пользования;

р) внутрипроизводственная и технологическая сеть электросвязи — сеть, которая создается и функционирует с целью управления внутрипроизводственной деятельностью и технологическими процессами и не включена в сеть общего пользования;

с) международная сеть электросвязи — сеть связи предприятия, учреждения или организации, которая создается в некоммерческих целях для осуществления внутрипроизводственной деятельности и технологического процесса;

т) почтовая сеть — технологическая система, которая обеспечивает получение, обработку, перевозку и разноску почтовых отправлений, а также осуществляет на основе договора экспедирование и распространение периодических изданий;

у) информатизация — процесс создания максимально благоприятных организационных, социально-экономических и научно-технических условий на основе формирования и использования информационных ресурсов для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и управления, организаций и общественных объединений.

ф) нумерация — единство определенных комбинаций цифр, которое применяется в процессе связи для идентификации терминального оборудования. Нумерация как стратегический государственный ресурс обеспечивает сеть связи различного назначения и поставщика услуг средствами, необходимыми для их функционирования;

х) система нумерации — цифровая система, существующая на основе установленной нумерации, которую в процессе связи использует абонент для идентификации терминального устройства. Система нумерации и её использование являются важнейшей сферой государственного управления и регулирования. С помощью системы нумерации возможно развитие области связи на уровне международных стандартов и её сравнительно неизменное функционирование на протяжении длительного времени (20-30 лет);

ц) ресурс нумерации — система цифр, существующая на основе системы нумерации, которая применяется при присвоении нумерации;

ч) поставщик услуг — физическое или юридическое лицо, которое на основании лицензии, выданной Национальной комиссией по регулированию деятельности в сфере связи и почты Грузии, обеспечивает обслуживание потребителя в вышеуказанной сфере;

ш) ежегодная стоимость регулирования — стоимость, определенная на основании настоящего Закона нормативным актом Национальной комиссии по регулированию деятельности в сфере связи и почты Грузии, являющаяся одним из основных источников создания бюджета Комиссии, связана с выполнением функций, присвоенных Комиссии законодательством Грузии, и не является доходом, полученным от экономической деятельности.

щ) специальные сети — организация сетей электросвязи и почтовой связи без лицензии в некоммерческих целях для осуществления мероприятий по государственной обороне, безопасности, мониторингу правопорядка и экологическому мониторингу;

ы) лицензионный сбор — сумма, уплаченная соискателем лицензии за предоставление Комиссией лицензии на деятельность в сфере связи и почты и зачисляемая в Центральный бюджет Грузии в соответствии с Законом Грузии «О лицензионном сборе»;

э) лицензионный платеж — сумма, уплаченная соискателем лицензии за временное использование частотного спектра и временное использование кода для осуществления международной телефонной связи, размер которой определяется на основе конкурса;

ю) взаимное подключение — физическая и логическая связь сетей электросвязи в любой технически допустимой точке сети, используемая одним или разными операторами для того, чтобы потребителям одного оператора предоставить возможность связаться с потребителями того же или другого оператора, либо пользоваться услугами, обеспечиваемыми другим оператором;

я) коммерческий конкурс — в случае, предусмотренном Законом, форма выдачи лицензии на услуги международной телефонной связи с использованием кода и на деятельность с использованием частотного спектра, кроме телерадиовещания, при которой лицензия выдается соискателю лицензии, удовлетворяющему условиям конкурса, определенным Законом, и уплатившему максимальный размер лицензионного платежа;

я.а) телерадиовещание — распространение теле- или радиопрограмм с использованием наземных станций спутниковых систем, кабельных сетей или частотного спектра теле- или радиовещания;

я.б) начало практической деятельности — начало предоставления услуг или деятельности в сфере связи и почты, разрешенной лицензией;

я.в) инвестиционное обязательство — обязательство по инвестиции средств, необходимых для осуществления соискателем лицензии деятельности, разрешенной лицензией;

я.г) предельный тариф — нижний и верхний пределы тарифов, установленных Комиссией на услуги сетей и средств связи и почты Грузии;

я.г.1) международная телефонная связь с использованием кода — осуществление телефонной связи с использованием кода (комбинация двух или трех цифр, предоставленная владельцу лицензии в соответствии с лицензией) из систем, находящихся внутри государства, с системами, находящимися за его пределами, что обеспечивает предоставление услуг связи, посредством находящихся за пределами государства систем для объектов, находящихся внутри государства, и наоборот.

я.г.2) специализированное телерадиовещание — вещание по телерадиопрограммам, включающим одну тематику (информационная, просветительно-познавательная, культурная, спортивная, развлекательная);

я.г.3) транзитное телерадиовещание — прием и передача в неизмененном виде телепрограмм оператором телерадиовещания от другого вещателя, на законном основании, невзирая на использованные технические средства;

я.г.4) общее телерадиовещание — вещание по телерадиопрограммам, включающим не менее чем две тематики;

я.г.5) вещательная сеть — документ, составленный вещателем, содержащий наименования, краткие аннотации и время вещания телерадиопрограмм;

я.г.6) вещательная концепция — документ, составленный соискателем лицензии или владельцем лицензии, отражающий предполагаемую модель вещания, содержащий наименования и краткие аннотации телерадиопрограмм;

я.г.7) продукция местного производства — продукция, произведенная владельцем лицензии или с участием владельца лицензии, либо владельцем авторских прав на которую является физическое или юридическое лицо — резидент Грузии;

я.г.8) исчерпаемый ресурс — частотный спектр и ресурс нумерации.

Статья 2. Назначение связи и почты

1. Связь и почта представляют единый составной комплекс инфраструктуры национального хозяйства Грузии, обеспечивающий потребности физических и юридических лиц в услугах сетей и средств связи и почты.

2. Совокупность сетей и средств связи и информационных сетей и средств создает техническую базу информатизации общества.

3. Назначением связи и почты является создание предпосылок доступности и удовлетворения потребностей в услугах сетей и средств связи и почты.

Статья 3. Законодательство в сфере связи и почты

1. Основа организации деятельности и регулирования отношений в сфере связи и почты Грузии — Конституция Грузии, международные договоры Грузии, настоящий Закон и другие законодательные акты.

2. Граждане и юридические лица другого государства, а также лица, не имеющие гражданства Грузии, пользуются правами и обязанностями, определенными для субъектов хозяйственной деятельности Грузии в настоящем Законе, если законодательством Грузии не предусмотрено иное.

3. Интеграция сетей связи и почты Грузии с сетями связи и почты других стран осуществляется по соответствующим договорам и соглашениям на основе рекомендаций международных и всемирных почтовых союзов электросвязи.

Статья 4. Принципы деятельности в сфере связи и почты

Деятельность в сфере связи и почты осуществляется в соответствии со следующими принципами:

а) равноправие юридических и физических лиц в деятельности и использовании полученных результатов;

б) недопустимость монопольной деятельности в сети связи и почты;

в) создание конкурентной среды;

г) недопустимость заключения договоров и выдачи лицензий эксклюзивного характера;

д) привлечение и эффективное использование опыта современных технологий и управления, финансовых и материальных ресурсов;

е) расширение и обеспечение качества соответствующих техническим нормам видов услуг;

ж) защита законных интересов потребителей;

з) активное международное сотрудничество;

и) обеспечение органов государственного управления, обороны и безопасности сетями и средствами связи и почты;

к) максимальная гласность и прозрачность при принятии решений.



Глава II. Сети связи и почты

Статья 5. Сеть электросвязи

1. Основа электросвязи на территории Грузии — технологически взаимосвязанные магистральные и местные сети электросвязи, создающие единую сеть связи общего пользования.

2. Обеспечение органов государственного управления, обороны и безопасности средствами связи предусматривает и наличие специальных сетей электросвязи.

Статья 6. Почтовая сеть

1. Почтовые предприятия составляют единую почтовую систему для взаимообмена почтовыми отправлениями.

2. Обеспечение органов государственного управления, обороны и безопасности почтовой связью предусматривает и наличие специальных почтовых сетей.


Глава III. Государственное управление и регулирование деятельности в сфере связи и почты

Статья 7. Орган государственного управления и регулирования деятельности в сфере связи и почты

1. Орган государственного управления сферой связи и почты – Министерство транспорта и коммуникаций Грузии (далее — «Министерство»).

2. Деятельность в сфере связи и почты регулирует Национальная комиссия по регулированию деятельности в сфере связи и почты Грузии (далее — «Комиссия»).

3. Органы государственного управления сферой связи и почты в Абхазской и Аджарской автономных республиках представляют собой территориальные органы Министерства.

Статья 8. Министерство транспорта и коммуникаций Грузии

1. Министерство — это правительственное учреждение исполнительной власти, которое в рамках определенных Конституцией Грузии настоящим Законом, Законом Грузии «О структуре и порядке деятельности исполнительной власти» и Положением о Министерстве полномочий участвует в разработке основных направлений государственной политики в сфере связи и почты и обеспечивает их осуществление после утверждения в установленном законом порядке.

2. Основные функции Министерства:

а) осуществление национальной политики в сфере связи и почты в рамках определенных Конституцией Грузии, настоящим Законом и другими законодательными актами Грузии полномочий;

б) разработка и осуществление кратко-, средне- и долгосрочной стратегии и приоритета развития сетей и средств связи и почты и основанных на них программ, а также контроль за ними в пределах своих полномочий;

в) разработка и издание в установленном законом порядке нормативных актов (правил, инструкций, положений и других), обеспечивающих проектирование, строительство, эксплуатацию и услуги, соответствующие техническим и экологическим нормам сетей и средств связи и почты в пределах своих полномочий;

г) управление сетями связи и почты, находящимися в государственной собственности;

д) содействие привлечению кратко-, средне- и долгосрочных инвестиций с целью реабилитации и развития сетей связи и почты;

е) прогнозирование требований по оказанию государственным органам, физическим и юридическим лицам соответствующих международным стандартам услуг сетей и средств связи и почты;

ж) разработка по согласованию с Министерством экономики, промышленности и торговли Грузии стратегии и правил реструктуризации и процессов приватизации государственных предприятий связи и почты, консервации и ликвидации государственных сетей связи и почты или их части, в порядке, установленном законодательством Грузии;

з) обеспечение выполнения государственных заказов сетями связи и почты Грузии;

и) разработка в соответствии с международными правилами и требованиями технической политики использования позиций Грузии на геостационарной орбите, электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств и координация мероприятий по их международной и правовой защите;

к) разработка и установление принципов технологического обеспечения единой сигнализации и синхронизации сетей связи;

л) разработка и установление политики единой системы нумерации при участии комиссии и других заинтересованных ведомств;

м) содействие развитию научно-исследовательского, проектно-конструкторского и просветительного направлений и производству средств связи и почты;

н) осуществление в установленном порядке стратегии развития информационных и коммуникационных технологий и Интернета, формирование и координация плана развития национальной информационно-технологической инфраструктуры;

о) разработка краткосрочных и долгосрочных программ и проектов развития информационных и коммуникационных технологий;

п) содействие внедрению современных информационных и коммуникационных технологий, утверждение принципов информационного управления;

р) интеграция отечественной деятельности в области информационных и коммуникационных технологий с мировым телекоммуникационным пространством;

с) содействие установлению связей с администрациями и предприятиями связи и почты других стран, транзиту, экспорту и импорту продукции связи и почты в пределах своих полномочий;

т) создание в пределах своих полномочий нормативной базы в сфере связи и почты, мониторинг за техническим и экономическим состоянием связи и почты;

у) разработка совместно с соответствующими министерствами и ведомствами стратегии обеспечения безопасности объектов связи и почты в чрезвычайных ситуациях;

ф) разработка и систематическое осуществление кадровой политики;

х) представление Грузии и соблюдение её интересов в международных организациях, администрациях связи и почты; сотрудничество с производящими средства связи и почты компаниями и фирмами, а также финансовыми институтами;

ц) координация развития, совершенствования и функционирования сетей связи и почты в Грузии; экспертиза проектов строительства и реконструкции объектов и сетей связи и почты и инвестиционных планов этих проектов.

Статья 9. Управление и владение специальными сетями связи и почты

1. Право управления и владения специальными сетями связи и почты имеют органы, которые устанавливает Президент Грузии. Их структура и организационная деятельность определяются в соответствии с законодательством Грузии.

2. Все владеющие сетями связи и почты физические и юридические лица в случае необходимости обязаны на основе соответствующего договора обеспечивать средствами связи и почты, в первую очередь специальные сети связи и почты.

Статья 10. Управление сетями связи и почты во время чрезвычайного или военного положения

1. Во время чрезвычайного или военного положения управление всеми средствами сетей связи и почты регулируется законами Грузии «О чрезвычайном положении» и «О военном положении».

2. Во время чрезвычайного или военного положения всеми имеющимися на территории страны средствами связи и почты централизовано управляет Министерство, а в министерствах и ведомствах, имеющих специальные сети, — совместно с соответствующими службами связи.

3. Во время чрезвычайного или военного положения определенные законодательством Грузии полномочные государственные органы пользуются правом приоритетного использования или приостановления деятельности сетей связи и почты всех видов.

4. Органы государственного управления в целях ликвидации в кратчайший срок аварийного состояния сетей связи и почты, поврежденных в результате чрезвычайного или военного положения, обязаны оказывать предприятиям связи и почты всевозможную незамедлительную помощь (рабочей силой, транспортом) с соответствующей оплатой.

5. Порядок финансирования работ по ликвидации аварийного состояния сетей связи и почты и возмещения ущерба определяется законодательством Грузии.

6. Предприятия связи и почты обязаны передавать незамедлительное оповещение об угрозе безопасности жизни людей, катастрофах, стихийных бедствиях, эпидемиях, авариях, проведении мероприятий по обороне, правоохранительных мероприятий и других чрезвычайных ситуациях.


Глава IV.Основы экономической деятельности в сфере связи и почты

Статья 11. Собственность на сети и средства связи и почты

1. Основу экономической деятельности в сфере связи и почты представляют гласность, равноправие и свободная конкуренция сетей и средств.

2. Законы и другие нормативные акты Грузии определяют, какие сети и средства связи и почты могут находиться только в государственной собственности.

3. Согласно другим законодательным и подзаконным нормативным актам и настоящему Закону физические и юридические лица имеют право создавать, развивать сети и средства связи и почты общего и индивидуального пользования и владеть этими сетями и средствами.

4. Изменение формы собственности на сети и средства связи и почты, находящиеся в государственной собственности, производится в соответствии с законодательством Грузии.

Статья 12. Издание знаков почтовой оплаты


1. Право издания почтовых знаков (марок, маркированных конвертов и маркированных открыток) имеет только Министерство.

2. Министерство устанавливает образцы, номиналы почтовых знаков, организует их издание и распространение.

Статья 13. Развитие и строительство связи и почты

1. Предприятия связи и почты на основе соглашения с владельцами (собственниками) земли и объектов имеют право проводить коммуникации связи на любых земельных участках, мостах, в тоннелях, на улицах, инженерных сооружениях, в коллекторах и запретных зонах.

2. Предприятия связи и почты в установленном законом порядке должны возмещать владельцам (собственникам) земли и объектов ущерб, причиняемый проведением коммуникаций, и по завершении строительства приводить в порядок территорию.

3. Физические и юридические лица, осуществляющие проектирование, строительство и реконструкцию социальной инфраструктуры, обязаны в определенных законом случаях предусматривать и производить проектирование, строительство или реконструкцию инженерных сооружений в целях размещения сетей и средств связи и почты.

4. В случае обязательного переноса сетей и средств связи и почты необходимые работы выполняются за счет заказчика и с соблюдением установленных Министерством технических условий для строительства сетей и средств связи и почты.

5. Строительство и реконструкция объектов и сетей связи и почты осуществляются после положительного заключения экспертизы по их проектам и инвестиционным планам.

Статья 14. Землепользование. Охрана сетей связи и почты

1. Находящиеся в государственной собственности земельные площади выделяются занятым в сфере связи и почты физическим и юридическим лицам в целях размещения сетей связи и почты в установленном законодательством Грузии порядке. Площадь определяется по установленным Министерством нормативам и в соответствии с проектно-сметной документацией, если на эту документацию есть положительное заключение государственной экспертизы.

2. Для обеспечения охраны сетей связи и почты устанавливается зона охраны, площадь которой и режим производства работ в ней определяются установленными Министерством Правилами охраны сетей связи и почты.

3. Проведение любых земельных работ в зоне охраны допускается только с согласия владельцев сети связи.

4. Сети связи и почты общего пользования, радиочастотный спектр и принадлежащие Грузии позиции спутника связи на геостационарной орбите охраняются государством. Порядок охраны природных и технических средств связи и почты определяется законодательством Грузии.

5. Физическое и юридическое лицо, повредившее сети связи и почты, нарушившее порядок использования частот, создающее ненормированные помехи теле- и радиопередачам и приему, несет ответственность согласно законодательству Грузии.

Статья 15. Охрана тайны в сфере связи и почты

1. Почтовая переписка и переданное по сетям связи уведомление составляют тайну потребителя, охрана которой гарантирована законодательством Грузии. Ограничение указанных прав допускается по решению суда или без него при определенной законом безотлагательной необходимости.

2. Все занятые в сфере связи и почты хозяйственные субъекты обязаны хранить тайну переданной информации. Работники связи и почты и другие лица, нарушившие тайну информации, несут ответственность согласно законодательству Грузии.

3. Информация о почтовом отправлении или переданном по сетям связи уведомлении может быть сообщена только отправителю и получателю, либо их законному представителю.

4. Временное приостановление, осмотр, изъятие почтовых отправлений и средств их перевозки, документальных корреспонденций и получение сведений о них допускается в установленном законом порядке; другие ограничения тайн допускаются в установленном законодательством Грузии порядке.

Статья 16. Принципы обмена международными почтовыми отправлениями

1. Свобода и охрана движения почтовых отправлений и транзитной почты по территории Грузии гарантированы.

2. Министерство в соответствии с законодательством Грузии по согласованию с другими надлежащими учреждениями исполнительной власти, устанавливает перечень отправлений, доставка которых в государство или вывоз из государства по сетям почтовой связи запрещены или ограничены (количественно, по срокам или другим условиям).

Статья 17. Использование транспортных средств

1. Почтовые предприятия осуществляют перевозку почтовых отправлений как принадлежащими им транспортными средствами, так и на основании договоров, всеми видами железнодорожного, морского, речного, воздушного и автомобильного транспорта в сопровождении работников почты либо под ответственность владеющих транспортными средствами юридических лиц.

2. Владеющее транспортными средствами юридическое лицо, публично предлагающее перевозку грузов и пассажиров, обязано заключать с государственными почтовыми предприятиями договор о перевозке почтовых отправлений в любом направлении, совпадающем с линиями как междугородного и сельского, так и международного регулярного сообщения, с соответствующей оплатой, если не существует оснований для отказа.

Статья 18. Труд и социальная защита работников связи и почты

1. Трудовые отношения работников связи и почты регулируются Кодексом законов Грузии о труде, Законом Грузии «О публичной службе» и другими законодательными актами.

2. Исходя из особых условий труда работников отдельных категорий для них могут устанавливаться льготы и формы материальной компенсации.

Статья 19. Международное сотрудничество

1. В международных организациях связи и почты Грузию представляет Министерство и Комиссия в пределах своих полномочий.

2. Международное сотрудничество в сфере связи и почты осуществляется на основе заключенных Грузией договоров и законодательства Грузии.

3. В отношениях с администрациями связи и почты других стран и международными организациями в сфере связи и почты Министерство и Комиссия в пределах своих полномочий защищают интересы Грузии.

4. Координацией деятельности в сфере связи и почты, осуществляемой всеми действующими на территории Грузии физическими и юридическими лицами в международных организациях, занимаются Министерство и Комиссия в преелах своих полномочий.


Глава V. Национальная комиссия по регулированию деятельности в сфере связи и почты Грузии

Статья 20. Статус и функции Национальной комиссии по регулированию деятельности в сфере связи и почты Грузии

1. Национальная комиссия по регулированию деятельности в сфере связи и почты Грузии — юридическое лицо публичного права, постоянно действующий независимый государственный орган, не подчиняющийся ни одному государственному ведомству.

2. Правовая основа деятельности Комиссии — Конституция Грузии, настоящий Закон и принятое на их основе Положение о Комиссии.

3. Положение о Комиссии и её структура исходят из настоящего Закона и утверждаются Президентом Грузии.

4. Комиссия правомочна выдавать лицензию на деятельность в сфере связи и почты Грузии и осуществлять регулирование деятельности владельца лицензии.

5. Основные функции Комиссии:

а) установление условий лицензирования деятельности в сфере связи и почты Грузии, а также выдача, модифицирование, продление срока действия, приостановление и отмена лицензий в установленном настоящим Законом порядке;

б) установление предельных тарифов на услуги сетей связи и почты Грузии и их регулирование;

в) сертификация, стандартизация средств связи и почты и обеспечение метрологических услуг;

г) регулирование технико-экономических условий взаимных включений сетей связи;

д) установление и распределение радиочастотного спектра при участии Министерства и других заинтересованных ведомств;

е) предоставление радиочастот;

ж) содействие созданию конкурентной среды;

з) решение в пределах своих полномочий спорных вопросов, возникающих между владельцами лицензии на деятельность в сфере связи и почты, а также между ними и потребителями;

и) надзор за соблюдением условий лицензий на деятельность в сфере связи и почты и в случае их нарушения принятие предусмотренных законом мер;

к) открытые, гласные и прозрачные отношения с обществом;

л) в целях создания конкурентоспособной среды в сфере связи и почты установление норм, связанных с монопольным положением и деятельностью, надзор и контроль за их выполнением, а также надзор и контроль за выполнением требований, предусмотренных Законом Грузии «О защите прав потребителей»;

м) определение условий и правил выделения ресурса нумерации и распределение ресурса нумерации.

Статья 21. Правовые акты Комиссии

1. В установленном законом порядке Комиссия в пределах своих полномочий издает на основе настоящего Закона нормативный акт — постановление.

2. Постановления и решения Комиссии принимаются на её заседании большинством голосов членов Комиссии.

3. Председатель Комиссии издает приказы по внутриорганизационным вопросам Комиссии и аппарата Комиссии.

Статья 22. Члены Комиссии и срок членства в Комиссии

1. Комиссия состоит из трех членов, которых сроком на шесть лет назначает на должность и освобождает от должности Президент Грузии.

2. Члены Комиссии (в том числе председатель) могут быть назначены на должность подряд только два раза. Если член Комиссии освобождается от должности досрочно, Президент Грузии назначает нового члена.

3. При принятии постановлений или решений Комиссией каждый её член имеет право на один голос.

Статья 23. Прекращение полномочий и освобождение члена Комиссии от должности

1. Полномочия члена Комиссии прекращаются в случае, если:

а) он добровольно ушел в отставку;

б) в отношении него вступил в силу обвинительный приговор суда;

в) суд признал его недееспособным или безвестно отсутствующим;

г) он утратил гражданство Грузии;

д) он в течение 4 месяцев подряд не выполнял служебные обязанности;

е) он занял несовместимую должность, либо занимается несовместимой деятельностью;

ж) он умер.

2. Член Комиссии вправе обжаловать решение о своем освобождении в суде в установленном законодательством Грузии порядке.

Статья 24. Председатель Комиссии и его обязанности

1. Президент Грузии назначает одного из членов Комиссии председателем Комиссии. Председатель Комиссии вправе уйти с занимаемой должности, но до истечения срока полномочий оставаться членом Комиссии. Председатель вправе в случае своего отсутствия возложить исполнение обязанностей председателя на одного из членов Комиссии.

2. Председатель ведет заседания Комиссии, несет ответственность за соблюдение процедурных правил при принятии Комиссией постановлений и решений и за их опубликование, а также за административное управление Комиссией и её аппаратом.

Статья 25. Назначение сотрудников аппарата на должность и освобождение от должности

Функции Комиссии осуществляет её аппарат. Только Комиссия правомочна подбирать, назначать и освобождать сотрудников аппарата в установленном законодательством Грузии порядке.

Статья 26. Политическая деятельность члена Комиссии

В период работы в Комиссии член Комиссии обязан приостановить свое членство в политической партии. Не допускается создание в Комиссии и её аппарате политической партии и общественной организации, либо их структурной единицы.

Статья 27. Основные права и обязанности Комиссии

1. Комиссия обязана предусматривать в своей деятельности основные направления государственной политики в сфере связи и почты.

2. Комиссия обязана давать сторонам возможность беспрепятственно представлять свои интересы на заседаниях.

3. Комиссия вправе в пределах своих полномочий получать от владельца лицензии любую связанную с его деятельностью информацию.

4. Комиссия может в пределах своих полномочий проверять правильность представленной документации и данных.

Статья 28. Заседания Комиссии. Конфиденциальность информации

1. Заседание Комиссии открытое. Её постановления и решения должны быть опубликованы в официальном органе печати. Все постановления, решения, приказы, записи и другие документы Комиссии должны быть доступны для открытого рассмотрения.

2. Порядок соблюдения конфиденциальности имеющейся в Комиссии информации определяется в соответствии с законодательством Грузии.

3. Комиссия обязана известить заинтересованную сторону о проведении заседания Комиссии и предоставить ей возможность присутствия на заседании. В целях соблюдения конфиденциальности информации Комиссия правомочна проводить закрытое заседание. Принятые на закрытом заседании Комиссии постановления и решения должны быть опубликованы.

Статья 29. Обжалование

Принятые Комиссией постановления и решения могут быть обжалованы в суде в установленном законодательством Грузии порядке.

Статья 30. Конфликт интересов

1. Члены Комиссии и сотрудники аппарата, а также их близкие родственники не вправе иметь какой-либо прямой или косвенный имущественный и экономический интерес к владельцу лицензии, либо получать от владельца лицензии и претендента на лицензию какой-либо доход или иные блага, либо занимать на предприятии владельца лицензии какую-нибудь должность.

2. Члены Комиссии и сотрудники аппарата вправе быть потребителями деятельности владельца лицензии, но владелец лицензии не вправе предлагать, а члены Комиссии и сотрудники аппарата принимать от них бесплатные услуги, либо услуги по сниженным ценам.

Статья 31. Бюджет Комиссии. Лицензионные платежи

1. Комиссия обязана ежегодно к 1 сентября подготавливать бюджет на следующий год, отражая в нем все свои расходы и доходы, в том числе зарплату членов Комиссии и сотрудников аппарата. Комиссия обязана опубликовать свой бюджет.

2. 20 процентов лицензионных платежей зачисляются на счет Комиссии и не являются доходом, полученным экономической деятельностью. Этой суммой Комиссия покрывает текущие расходы. 80 процентов лицензионных платежей используются на обеспечение доступности и удовлетворение потребностей в услугах сетей и средств связи и почты. Использование этой суммы в иных целях не допускается. Она зачисляется на специальный счет Министерства финансов Грузии, открытый в Государственной казне. Решение о распределении 80 процентов лицензионных платежей принимает конкурсный совет, в состав которого входят по одному представителю от Министерства финансов Грузии, Министерства транспорта и коммуникаций Грузии, Комиссии и соответствующего органа местного управления.

3. Владелец лицензии выплачивает Комиссии ежегодную стоимость регулирования, размер и порядок уплаты которой определяет Комиссия посредством своего нормативного акта.

4. Бюджет Комиссии составляют лицензионные платежи, ежегодная стоимость регулирования, другие источники финансирования, предусмотренные настоящим Законом и Законом Грузии «О юридическом лице публичного права».

5. Если доход, полученный Комиссией, не покрывает текущих расходов Комиссии, она правомочна в установленном порядке взять кредит.

Статья 32. Ежегодный отчет Комиссии

Комиссия составляет ежегодный отчет о своей деятельности, который представляет Президенту Грузии, Парламенту Грузии и Министерству. Отчет должен быть доступен гражданам.


Глава VI. Лицензирование, сертификация и соблюдение метрологических норм в сфере связи и почты

Статья 33. Организация лицензионной деятельности

1. Деятельность физического или юридического лица по оказанию услуг в сфере связи и почты осуществляется на основе права — лицензии на эту деятельность, кроме случаев установленных настоящим Законом исключений.

2. Организационно-правовые основы лицензионной деятельности устанавливает настоящий Закон.

Статья 34. Орган выдачи лицензий в сфере связи и почты

1. Орган выдачи лицензий в сфере связи и почты — Комиссия, которая:

а) выдает лицензии на предусмотренную настоящим Законом деятельность и ведет ведомственный реестр;

б) контролирует соблюдение определенных лицензией условий;

в) приостанавливает, возобновляет, либо отменяет лицензию в установленном настоящим Законом порядке;

г) публикует связанную с выдачей, приостановлением, либо аннулированием лицензии информацию.

Статья 35. Лицензионный реестр

1. Комиссия ведет лицензионный реестр. В лицензионный реестр должны быть внесены:

а) данные о владельце лицензии;

б) номер и дата выдачи лицензии;

в) указанная в лицензии деятельность.

2. Любое лицо вправе ознакомиться с имеющимися в Лицензионном реестре данными.

3. По представлению Комиссии в Государственный лицензионный реестр в 10-дневный срок вносят данные, предусмотренные пунктом первым настоящей статьи.

Статья 36. Виды разрешенной лицензией деятельности и срок действия лицензии

1. Лицензия выдается сроком на 10 лет. Если владелец лицензии в течение срока действия лицензии не нарушал требований, установленных законодательством Грузии, в том числе требований, установленных подзаконными нормативными актами Комиссии, по решению Комиссии ему продлевается срок действия лицензии на 10 лет. В этом случае владелец лицензии платит лицензионный сбор, и в случаях, определенных настоящим Законом, — начальный размер лицензионного платежа, установленного к моменту продления лицензии. В случае продления срока действия лицензии срок уплаты начального размера лицензионного платежа определяет Комиссия.

2. Лицензированию в сфере связи и почты подлежат:

а) услуги почтовой связи:

а.а) оказание услуг по получению, отправлению, перевозке и доставке местных и международных почтовых отправлений;

б) услуги местной, междугородной и международной связи, кабельного телерадиовещания, сетей передачи данных и Интернета:

б.а) услуги систем и сетей местной телефонной связи;

б.б) услуги междугородной и международной телефонной связи;

б.в) услуги сетей кабельного телерадиовещания;

б.г) услуги кабельных сетей передачи данных и интернета;

б.д) услуги симметрических, коаксиальных и волоконно-оптических магистралей внутренних и международных магистралей;

в) услуги спутниковых и(или) международных систем:

в.а) услуги наземных станций спутниковых систем телерадиовещания;

в.б) услуги междугородной и международной телефонной связи с использованием спутниковых систем;

в.в) услуги сетей передачи данных и Интернета с использованием спутниковых систем;

г) деятельность с использованием частотного спектра:

г.а) деятельность в области передвижной и фиксированной радиотелефонной связи;

г.б) услуги сетей передачи данных и Интернета с использованием радиолиний;

г.в) услуги связи персонального радиовызова;

г.г) услуги сотовой телефонной связи;

г.д) эфирное телерадиовещание;

г.е) услуги наземных сетей передачи данных и Интернета с использованием частот;

г.ж) услуги пейджинговой системы;

г.з) услуги транковой системы;

г.и) услуги воздушной, морской и наземной навигационных систем.

3. Лицензия на предоставление услуг международной телефонной связи с использованием кода и на деятельность с использованием частотного спектра, кроме телерадиовещания, выдается на основе коммерческого конкурса.

4. Условиями коммерческого конкурса являются соответствие документации, представленной Комиссии, техническим стандартам, инвестиционное обязательство и уплата максимального размера лицензионного платежа.

5. Комиссия определяет технические стандарты, размер инвестиционного обязательства и срок осуществления, начальный размер лицензионного платежа с учетом емкости широтного и частотного диапазона занятой в конкретном частотном диапазоне линии по специфике вида связи, количеству станций-передатчиков в сети, выходной мощности передатчика, численности населения конкретной территориальной единицы страны и экономическим показателям.

Статья 36.1. Основания для получения лицензии

1. Для получения лицензии соискатель лицензии обращается к Комиссии с заявлением.

2. В заявлении должны быть указаны:

а) для индивидуального предпринимателя — имя, фамилия, место и дата рождения, данные регистрации в предпринимательском реестре, адреса места работы и места жительства;

б) для юридических лиц — наименование, организационно-правовая форма, местонахождение фирмы (юридический адрес), данные регистрации в предпринимательском реестре, имя и фамилия лица, правомочного на представительство;

в) вид лицензии, получение которой требует индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.

3. К заявлению должны прилагаться:

а) копия документа, удостоверяющего государственную регистрацию;

б) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора.

4. Если для осуществления разрешенной лицензией деятельности необходимо проведение строительно-проектных работ и оно влияет на функционирование сетей связи общего пользования или сетей других операторов, здоровье человека либо окружающую природную среду, соискатель лицензии вместе с предусмотренными настоящей статьей документами должен представить Комиссии строительно-техническую документацию в порядке, установленном Комиссией.

Статья 36.2. Порядок выдачи лицензии на основе конкурса

1. Решение об объявлении конкурса в связи с выдачей лицензии на деятельность с использованием частотного спектра и на услуги международной телефонной связи с использованием кода принимает Комиссия.

2. Основанием для объявления конкурса может быть наличие свободного ресурса или представление Комиссии соискателем лицензии соответствующего заявления.

3. В решении Комиссии об объявлении конкурса должны быть указаны:

а) точное наименование выдаваемой лицензии;

б) условия конкурса;

в) начальный размер и порядок уплаты лицензионного платежа;

г) сроки начала и окончания приема заявлений, проведения конкурса.

4. Комиссия не менее чем за 2 месяца до даты проведения конкурса обеспечивает распространение информации:

а) средствами массовой информации;

б) сетью Интернета.

5. Информация, подлежащая распространению, должна включать данные, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи.

6. В конкурсе не вправе принимать участие лицо, которое в случае победы в конкурсе станет владельцем 50 и более процентов общего объема вида исчерпывающегося ресурса.

7. Соискатель лицензии вместе с документами, предусмотренными статьей 361 настоящего Закона, должен представить Комиссии документ, подтверждающий уплату 10 процентов начального размера лицензионного платежа. Эта сумма зачисляется на счет Комиссии. В случае неполучения лицензии указанная сумма возвращается соискателю лицензии в течение 10 рабочих дней со дня подачи Комиссии заявления, с вычетом расходов на банковские услуги. В случае победы в конкурсе владелец лицензии обязан уплатить оставшуюся сумму в соответствии с условиями конкурса. Комиссия не принимает заявления соискателя лицензии об участии в конкурсе, если документация, указанная в настоящем пункте, представлена не полностью, о чем соискателю лицензии разъясняется по внесении заявления. Не допускается подача Комиссии заявления об участии в конкурсе и документации в виде почтового отправления.

8. Принятие заявлений об участии в конкурсе заканчивается в день и час, определенные условиями конкурса. После истечения установленного срока заявления не принимаются. Дата регистрации заявления считается датой его принятия.

9. Участник конкурса вправе в период приема заявлений отказаться от участия в конкурсе. В этом случае Комиссия производит регистрацию отзыва заявления.

10. Заявление участника конкурса не принимается, если нарушены требования, установленные пунктами 7 и 8 настоящей статьи.

11. В установленные Комиссией для выдачи лицензии в порядке конкурса день и час все соискатели лицензии собираются для принятия участия в конкурсе.

12. Участник конкурса или его правомочный представитель вправе присутствовать на заседании Комиссии.

13. На заседании Комиссии устанавливаются наличие необходимой документации и соответствие условиям конкурса.

14. Конкурс считается несостоявшимся, и оформляется соответствующий протокол, если:

а) после опубликования объявления в установленный срок не было внесено ни одного заявления;

б) из внесенных заявлений ни одно не соответствует требованиям конкурса.

15. Решение о выявлении победителя конкурса принимает Комиссия.

16. Заседание Комиссии публично. Решение Комиссии о выявлении победителя конкурса распространяется средствами массовой информации и сетью Интернета.

17. Копия решения Комиссии о результатах конкурса направляется всем участникам конкурса».

Статья 37. Лицензионный сбор

1. Соискатель лицензии за получение лицензии платит лицензионный сбор.

2. Размер и порядок уплаты лицензионного сбора определяются Законом Грузии «О лицензионном сборе».

Статья 38. Порядок и условия выдачи лицензии

1. Лицензия на услуги, предусмотренные подпунктами «а», «б» и «в» пункта 2 статьи 36 настоящего Закона, кроме услуг международной телефонной связи с использованием кода, выдается на основании установленной настоящим Законом документации, представленной Комиссии соискателем лицензии в течение 45 рабочих дней со дня внесения соответствующего заявления.

2. Лицензия на деятельность, предусмотренную подпунктом «г» пункта 2 статьи 36 настоящего Закона, и на услуги международной телефонной связи с использованием кода выдается в течение 7 рабочих дней после уплаты победителем конкурса 30 процентов лицензионного платежа. Срок и условия уплаты остальной части лицензионного платежа определяются решением Комиссии.

3. В целях обеспечения строительной экспертизы строительно-технической документации, предусмотренной пунктом 4 статьи 361 настоящего Закона, а также соответствующих разрешений, санитарно-гигиенической и экологической экспертизы при Комиссии образуется постоянно действующая подкомиссия (далее — «подкомиссия»), которой руководит лицо, назначенное по приказу председателя Комиссии. В состав подкомиссии вместе с представителями Комиссии и его аппарата входят: представители Министерства урбанизации и строительства Грузии, Министерства транспорта и коммуникаций Грузии, Министерства труда, здравоохранения и социальной защиты Грузии, Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Грузии и соответствующего органа местного управления, которые обеспечивают экспертизу строительно-технической документации в своих ведомствах в течение 20 рабочих дней со дня представления подкомиссии документации. Если члены подкомиссии в указанный срок не представят подкомиссии результаты экспертизы, будет считаться, что из соответствующего ведомства получено положительное заключение.

4. Подкомиссия в течение 5 рабочих дней со дня получения результатов экспертизы представляет Комиссии заключение о соответствии представленной соискателем лицензии строительно-технической документации условиям, существующим нормам и стандартам лицензируемой деятельности.

5. Владелец лицензии в случаях, предусмотренных лицензией для получения разрешения на введение в эксплуатацию строительно-технических средств, обращается с заявлением к приемной комиссии, состав которой определяется в соответствии с технической документацией, представленной Комиссии. В состав приемной комиссии входит представитель Комиссии.

6. Владелец лицензии представляет приемной комиссии сертификат соответствия технических средств, подлежащих использованию в своей деятельности.

7. Приемная комиссия рассматривает заявление владельца лицензии и проверяет соответствие представленной им строительно-технической документации осуществленной деятельности, в результате чего в течение 30 рабочих дней со дня приема заявления оформляет акт введения в эксплуатацию строительно-технических средств. Если приемная комиссия в указанный срок не оформит акт и не представит владельцу лицензии обоснованный отказ в оформлении акта, разрешение на введение в эксплуатацию будет считаться выданным.

8. Владельцу лицензии для осуществления разрешенной лицензией деятельности не требуются от государственных органов и органов местного самоуправления и управления какие-либо иные лицензии или разрешения, кроме лицензий и разрешений, установленных настоящим Законом».

Статья 39. Приостановление действия лицензии и возобновление действия лицензии

1. Приостановление действия лицензии означает запрещение осуществления разрешенной лицензией деятельности до возобновления лицензии.

2. Комиссия принимает решение о приостановлении деятельности лицензии, если:

а) владелец лицензии не выполняет условия лицензии;

б) владелец лицензии без согласования с Комиссией вносит в используемые технические средства технологические и конструктивные изменения;

г) владелец лицензии своей деятельностью нарушает установленные международными договорами или(и) соглашениями Грузии, Органическим законом Грузии «Избирательный кодекс Грузии», законами Грузии «Об авторских и смежных правах», «О защите несовершеннолетних от вредного влияния», «О рекламе» и «О государственной тайне» правила, или иным образом посягает на права, свободы и законные интересы лиц, либо создает опасность жизни и здоровью людей;

в) владелец лицензии нарушает правила, установленные законодательством в сфере связи и почты;

д) качество услуг не соответствует предусмотренным лицензией условиям.

3. Приостановление действия лицензии производится до устранения нарушений, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, но не более чем на 3 месяца со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии.

31. В случаях, предусмотренных подпунктом «г» пункта 2 настоящей статьи, до принятия решения о приостановлении действия лицензии Комиссия правомочна обратиться за заключением к государственному органу, осуществляющему контроль за выполнением соответствующего закона. Заключение должно быть представлено Комиссии в 15-дневный срок со дня обращения. Непредставление заключения в указанный срок не препятствует принятию решения Комиссией.

4. Владельцу лицензии незамедлительно направляется письменное сообщение о решении приостановить действие лицензии с указанием мотивов и оснований приостановления действия лицензии.

5. После устранения нарушений, из-за которых было приостановлено действие лицензии, оно возобновляется по решению органа, выдавшего лицензию на основании заявления владельца лицензии.

6. Решение органа, выдавшего лицензию о приостановлении либо возобновлении действия лицензии, отмечается в Государственном лицензионном реестре и в 10-дневный срок должно быть опубликовано в официальном органе печати.

7. Любое заинтересованное лицо, права которого ущемлены деятельностью владельца лицензии, вправе с обоснованным заявлением обратиться к Комиссии и потребовать у нее приостановления действия лицензии.

Статья 391. Модификация лицензии

1. Основанием модификации лицензии может стать изменение действующего законодательства в сфере связи и почты, а также технологические изменения используемых устройств.

2. Модификацию лицензии может требовать как Комиссия, так и владелец лицензии. Решение о модификации лицензии принимает Комиссия.

3. В случае требования владельца лицензии Комиссия принимает решение в течение 30 рабочих дней со дня подачи владельцем лицензии заявления о модификации лицензии Комиссии.

Статья 40. Отмена лицензии

1. Основания отмены лицензии:

а) истечение срока действия лицензии;

б) требование владельца лицензии;

в) смерть (ликвидация) владельца лицензии;

г) прекращение владельцем лицензии разрешенной лицензией деятельности;

д) истечение срока приостановления лицензии, если владелец лицензии за этот срок не устранит указанные Комиссией нарушения.

е) неосуществление владельцем лицензии практической деятельности в срок, определенный лицензией».

2. Решение об отмене лицензии принимает Комиссия.

3. Владельцу лицензии в 10-дневный срок направляется письменное сообщение о решении отменить лицензию.

Статья 41. Права и обязанности владельца лицензии

1. Владелец лицензии правомочен:

а) заниматься определенной лицензией деятельностью;

б) распространить на свой филиал, находящийся в указанной в лицензии географической зоне, определенные лицензией полномочия;

в) обжаловать решение Комиссии в суде.

2. Владелец лицензии обязан:

а) соблюдать законодательство Грузии и указанные в лицензии требования;

б) представлять Комиссии требуемую информацию.

3. Владелец лицензии либо потребитель правомочны подать в Комиссию заявку на рассмотрение спорного вопроса.

4. Отчуждение или в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Грузии, передача лицензии другому лицу, залог и внесение в уставной капитал предприятия предоставленных лицензией прав запрещаются.

5. Владелец лицензии в случае изменения данных, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 2 статьи 361 настоящего Закона, или реорганизации обязан в письменной форме уведомить Комиссию об этом и в течение 7 рабочих дней со дня регистрации изменения представить ей соответствующие документы.

Статья 41.1. Договор взаимного подключения

1. Договор взаимного подключения оформляется между владельцами лицензий в целях осуществления и регулирования правовых, экономических и технических отношений.

2. Договор взаимного подключения не должен причинять технического ущерба другим действующим в сети владельцам лицензий. Должны соблюдаться принципы прозрачности договора и равноправия сторон.

3. В договоре взаимного подключения должны быть отражены:

а) условия и сроки взаимного подключения;

б) права и обязанности сторон;

в) технический проект взаимного подключения;

г) тарифы на взаимное подключение, которые должны быть разумными, прозрачными, ориентированными на развитие и не дискриминационными;

д) особые условия отношений между операторами.

4. Оператор обязан опубликовать условия и тарифы на взаимное подключение к нему, которые должны соблюдаться при отношениях с другими операторами, и предоставить их Комиссии.

5. Оператор обязан подключиться к другому оператору напрямую или не напрямую в любой технически допустимой точке сети. Оператору запрещается отказывать другому оператору в оформлении договора взаимного подключения. В случае непрямого подключения на оператора, желающего осуществить взаимное подключение, не возлагается плата по тарифу на взаимное подключение, отличная от прямого подключения. Договор оформляется в месячный срок со дня письменного обращения одного оператора к другому оператору, а взаимное подключение осуществляется в 3-месячный срок со дня письменного обращения.

6. Технические и финансовые условия, качество услуг, условия и срок включения в сеть взаимного подключения, предложенного оператору, изъявившему желание осуществить взаимное подключение, не должны отличаться от требований, установленных операторами для собственных филиалов и структурных подразделений.

7. Операторы за 10 дней до оформления договора взаимного подключения публикуют и предоставляют Комиссии его проект. Если в указанный срок к Комиссии в связи с проектом договора не обратится другой оператор, стороны оформляют договор. Если в связи с проектом договора к Комиссии обращается третье лицо, Комиссия рассматривает вопрос и с учетом интересов сторон принимает решение об определении условий договора. Если сами операторы не могут договориться об оформлении договора взаимного подключения, Комиссия рассматривает вопрос и с учетом интересов сторон принимает решение об оформлении договора взаимного подключения. Операторы обязаны выполнять указанные решения Комиссии.

8. Расходы, необходимые для технического обеспечения, связанного с взаимным подключением, покрывает оператор, изъявивший желание осуществить взаимное подключение.

9. Комиссия устанавливает и регулирует основные условия договоров взаимного подключения владельцев лицензий в сфере связи и почты, в том числе тарифы на взаимное подключение, и координирует деятельность владельцев лицензий. Комиссия вправе вмешиваться в процесс оформления договора взаимного подключения между сторонами, по собственному решению требовать от них оформления договора с соблюдением условий, установленных законодательством и Комиссией, а также прекращения договора, оформленного с нарушением этих условий.

Статья 42. Деятельность, осуществляемая без лицензии

1. На деятельность не требуется лицензии, если сети и средства связи и почты используются:

а) в целях организации специальных сетей связи и почты для проведения мероприятий по государственной обороне, безопасности, мониторингу правопорядка и экологическому мониторингу;

б) в некоммерческих целях по внутрипроизводственному и технологическому назначению.

11. Лицензированию не подлежит телерадиовещание, действовавшее к моменту ввода в действие настоящего Закона, образованное органом государственной власти или созданное на основе государственного имущества юридическим лицом публичного права. Указанным органам и лицам, обязанным соблюдать установленные настоящим Законом для телерадиовещания требования, Комиссия на основании поданных заявлений предоставляет используемые ими к моменту ввода настоящего Закона в действие частоты в пределах соответствующей зоны действия.

2. Использование радиорелейных линий для внутритехнологических целей допускается только на основании соответствующего разрешения, выданного Комиссией.

3. Лица, организации и учреждения, осуществляющие деятельность в сфере связи и почты без лицензии, в случаях, предусмотренных пунктом первым настоящей статьи, в течение 30 рабочих дней с начала этой деятельности проходят обязательную регистрацию в Комиссии. Комиссии представляют заявление о прохождении регистрации, в котором должны быть указаны:

а) наименование, местонахождение и организационно-правовая форма лица, организации или учреждения;

б) деятельность, подлежащая осуществлению с использованием сетей и средств связи и почты, включая технические параметры;

в) срок и зона действия деятельности, подлежащей осуществлению.

4. Комиссия рассматривает данные, указанные в заявлении, после чего в течение 10 рабочих дней со дня внесения заявления принимает решение о регистрации лица, организации или учреждения».

Статья 43. Контроль за выполнением условий лицензии

1. Комиссия контролирует выполнение условий лицензии.

2. Физические и юридические лица несут согласно законодательству Грузии ответственность за внелицензионную деятельность либо за нарушение условий использования лицензии.

Статья 44. Сертификация средств связи и почты

1. Технические средства, использованные в сфере связи и почты, должны быть сертифицированы в порядке, определенном нормативным актом Комиссии. Технические средства и оказанные в сфере связи и почты услуги должны соответствовать европейским гармонизированным стандартам. Перечень действующих в Грузии в сфере связи и почты европейских гармонизированных стандартов утверждает Комиссия нормативным актом.

2. Сертификацию средств связи и почты осуществляют специальные предприятия (испытательные центры, лаборатории), по представлению Комиссии аккредитованные в Государственном департаменте стандартизации, метрологии и сертификации Грузии. При нарушении специальными предприятиями соответствующих нормативных актов аккредитация отменяется на основании представления Комиссии.

3. Сертификация средств связи и почты осуществляется с соблюдением соответствующих технических норм.

4. Сертификация технических средств соответствующими органами Грузии не обязательна, если их соответствие европейским гармонизированным стандартам, действующим в Грузии в сфере связи и почты, удостоверено сертификатом, выданным соответствующим органом иностранного государства.

Статья 45. Соблюдение метрологических норм средств связи и почты

1. Комиссия в пределах предоставленных ей в установленном порядке прав в порядке надзора регулирует и контролирует соблюдение метрологических норм в сфере связи и почты.

2. Метрологические нормы средств связи и почты охраняются специальными предприятиями (испытательными центрами, лабораториями), по представлению Комиссии аккредитованными в Государственном департаменте стандартизации, метрологии и сертификации Грузии. При нарушении специальными предприятиями соответствующих нормативных актов аккредитация отменяется на основании представления Комиссии.


Глава VII. Лицензирование телерадиовещания

Статья 45.1. Орган, выдающий лицензию на телерадиовещание

Лицензию на телерадиовещание выдает Комиссия в порядке, установленном законом, с соблюдением принципа публичности.

Статья 45.2. Ограничение права получения лицензии на телерадиовещание

Получить лицензию на телерадиовещание запрещается:

а) органу государственной власти иностранного государства и его представителям;

б) гражданину иностранного государства, лицу без гражданства и их представителям;

в) лицу, зарегистрированному по иностранному законодательству, его представительствам и филиалам;

г) юридическому лицу, зарегистрированному в соответствии с законодательством Грузии, более 50 процентов уставного капитала которого принадлежит субъекту, предусмотренному подпунктами «б» — «в» настоящей статьи.

Статья 45.3. Виды лицензии на телерадиовещание

1. Комиссия выдает лицензии на общее, специализированное и транзитное телерадиовещание.

2. Общее, специализированное и транзитное телерадиовещание осуществляется с использованием телерадиовещательных наземных станций спутниковых систем, кабельных сетей или частотного спектра.

Статья 45.4. Порядок выдачи лицензии на телерадиовещание

1. Решение Комиссии о выдаче лицензии на телерадиовещание с использованием телерадиовещательных наземных станций спутниковых систем и кабельной сети принимается в течение 45 рабочих дней после подачи Комиссии заявления, а лицензия на телерадиовещание с использованием частотного спектра выдается на основе конкурса.

2. Соискатель лицензии для получения лицензии на телерадиовещание обращается к Комиссии с заявлением, в котором должны быть указаны:

а) для физического лица — имя, фамилия, место и дата рождения, данные регистрации, адрес, гражданство;

б) для юридического лица — фирменное наименование, организационно-правовая форма, юридический адрес (местонахождение), данные регистрации в предпринимательском реестре, имя и фамилия лица, уполномоченного на представительство, данные об учредителях;

в) вид лицензии на телерадиовещание, получение которого требует соискатель лицензии;

г) план документально обоснованного финансирования вещательной деятельности;

д) предполагаемая географическая зона распространения телерадиовещания;

е) предполагаемая продолжительность телерадиовещания в течение суток;

ж) технические средства, подлежащие использованию для распространения телерадиопрограмм;

з) вещательная концепция, подлежащая осуществлению в случае получения лицензии.

3. К заявлению должны прилагаться:

а) технический проект подлежащей осуществлению деятельности. В том случае, если существуют обстоятельства, предусмотренные пунктом 4 статьи 361 настоящего Закона, документация, представленная соискателем лицензии, подлежит экспертизе по правилам, установленным пунктами 3 и 4 статьи 38 настоящего Закона;

б) копии документов, удостоверяющих государственную регистрацию; для физических лиц — также копия удостоверения личности;

в) документ, удостоверяющий уплату лицензионного сбора.


Статья 45.5. Порядок выдачи лицензии на телерадиовещание на основе конкурса

1. Комиссия в соответствии с Международным регламентом радиосвязи составляет план распределения частот вещания, на основе которого осуществляется определение свободного частотного ресурса.

2. Комиссия изучает общественное мнение и с его учетом определяет приоритеты телерадиовещания.

3. Комиссия до 1 октября каждого года опубликовывает план распределения частот вещания и приоритеты телерадиовещания.

4. После опубликования плана распределения частот вещания и приоритетов телерадиовещания Комиссия принимает решение об объявлении конкурса.

5. В решении Комиссии об объявлении конкурса должны быть указаны:

а) точное наименование выдаваемой лицензии;

б) вид, тематика, минимальная продолжительность и географическая зона распространения телерадиовещания;

в) технические параметры, которым должен удовлетворять проект, представленный соискателем лицензии;

г) количество очков, присуждаемых победителю по каждому аспекту;

д) начальный размер лицензионного платежа и порядок уплаты;

е) даты начала и окончания приема заявлений, проведения конкурса.

6. Комиссия до даты проведения конкурса не менее чем за 2 месяца обеспечивает распространение информации:

а) средствами массовой информации;

б) по сети Интернета.

7. Распространенная информация должна содержать данные, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи.

8. Право на принятие участия в конкурсе не имеет субъект, предусмотренный статьей 452 настоящего Закона.

9. Комиссия проводит конкурс на публичном заседании.

10. Победитель конкурса выявляется по следующим аспектам:

а) технический;

б) финансовый;

в) программирование, в том числе объем продукции местного производства.

11. Право на принятие участия в конкурсе не имеет лицо, которое в случае победы в конкурсе станет владельцем 50 или более процентов общего объема вида исчерпаемого ресурса в зоне действия, определенной лицензией.

12. Соискатель лицензии вместе с документацией, предусмотренной статьей 454 настоящего Закона, должен представить Комиссии документ, удостоверяющий уплату 10 процентов начального размера лицензионного платежа. Эта сумма зачисляется на счет Комиссии. В случае неполучения лицензии соискателю лицензии возвращается указанная сумма, за вычетом расходов за банковское обслуживание, в течение 10 рабочих дней после подачи Комиссии письменного заявления. В случае победы в конкурсе владелец лицензии обязан уплатить оставшуюся сумму в соответствии с условиями конкурса. Комиссия не примет заявления об участии в конкурсе соискателя лицензии, если данные и документация, указанные в пункте 2 статьи 454 и пункте 5 статьи 455 настоящего Закона, представлены им неполностью, о чем соискателю лицензии разъясняется при подаче заявления. Не допускается подача Комиссии заявления и документации об участии в конкурсе в виде почтового отправления.

13. Прием заявлений об участии в конкурсе заканчивается в установленные условиями конкурса день и час. После истечения этого срока заявления не принимаются. Датой приема заявления считается дата его регистрации.

14. Участник конкурса вправе отказаться от участия в конкурсе в период приема заявлений. В этом случае Комиссия осуществляет регистрацию отзыва заявления.

15. Комиссия оценивает поданные заявления по каждому аспекту, указанному в пункте 10 настоящей статьи. При оценке технического аспекта Комиссия отдает приоритет условию применения современных технологий соискателем лицензии; при оценке финансового аспекта Комиссия руководствуется планом документально обоснованного финансирования; при оценке аспекта программирования Комиссия учитывает соответствие вещательной концепции объявленным Комиссией приоритетам и объем продукции местного производства в ней.

16. Комиссия по каждому аспекту присуждает победителю соответствующие очки. Победителем объявляется участник конкурса, набравший максимальное количество очков, а если у нескольких участников равное количество очков, — лицо, которое уплатит максимальный размер лицензионного платежа.

Статья 45.6. Основание отказа в приеме заявления соискателя лицензии

Комиссия не принимает заявления соискателя лицензии, если:

а) соискателем лицензии представлена неполная документация, предусмотренная настоящим Законом;

б) заявление подано субъектом, предусмотренным статьей 452 настоящего Закона.

Статья 45.7. Основание отказа в выдаче лицензии

1. Комиссия отказывает соискателю лицензии в выдаче лицензии, если:

а) документация, представленная соискателем лицензии, не соответствует требованиям законодательства;

б) соискатель лицензии не смог победить в конкурсе.

2. Отказ Комиссии в выдаче лицензии может быть обжалован в суде.

Статья 45.8. Продление срока действия лицензии

Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке, установленном пунктом первым статьи 36 настоящего Закона.

Статья 45.9. Приостановление действия лицензии, модифицирование лицензии и отмена лицензии

Приостановление действия лицензии, модифицирование лицензии и отмена лицензии осуществляются по правилам, установленным статьями 39, 391 и 40 настоящего Закона.

Статья 45.10. Обязанности телерадиовещателя

1. Телерадиовещатель обязан в процессе вещания соблюдать правила, установленные международными договорами или(и) соглашениями Грузии, Органическим законом Грузии «Избирательный кодекс Грузии», настоящим Законом, законами Грузии «Об авторских и смежных правах», «О защите несовершеннолетних от вредного влияния», «О рекламе», «О государственной тайне», и другие правила, установленные действующим законодательством.

2. При получении лицензии на основе конкурса условия конкурса и условия, указанные в документации, представленной соискателем лицензии для участия в конкурсе, отражаются как обязанности оператора телерадиовещания в особых условиях лицензии, выданной Комиссией.

3. Телерадиовещатель обязан по требованию Комиссии представить в процессе вещания документацию, удостоверяющую право распространения телерадиопрограммы.

4. Телерадиовещатель обязан в неделю раз опубликовывать вещательную сеть последующей недели.


Глава VII. Тарифы

Статья 46. Полномочия Комиссии в установлении и регулировании тарифов

1. Комиссия правомочна на виды услуг сетей и средств связи и почты с учетом качества услуг устанавливать предельные тарифы, если считает, что создана неконкурентоспособная среда для конкретного вида услуг. Комиссия при установлении предельных тарифов и тарифов на взаимное подключение должна предусматривать признанные международные практику и опыт.

2. Владельцы лицензий обязаны предоставлять Комиссии информацию о принятых ими тарифах на услуги в рамках предельных тарифов с соответствующим расчетом.

3. Комиссия правомочна на конкретный вид услуг сетей и средств связи и почты отменить установленный ею предельный тариф, если посчитает, что создана конкурентоспособная среда для существования справедливого и разумного тарифа на этот вид услуг.

Статья 47. Основные задачи и принципы тарифной политики

1. Тарифная политика в сфере связи и почты должна предусматривать содействие развитию этой сферы, защиту прав потребителей, экономическую, социальную и правовую стабильность в стране и создание конкурентоспособной среды. Она должна способствовать доступности услуг сетей и средств связи и почты. Основой тарифной политики является необходимость исправного функционирования и расширения сетей сферы связи и почты.

2. Основные задачи тарифной политики:

а) содействовать эффективному оказанию услуг сетей и средств связи и почты всем слоям общества и развитию видов услуг, ориентированных на потребителей;

б) обеспечивать в процессе оказания услуг сетей и средств связи и почты предусмотрение характеристик отдельных регионов страны;

в) создавать соответствующие условия для развития предпринимательской среды, здоровой конкуренции, качественного обслуживания и внедрения современных технологий;

г) обеспечивать потребителям доступность услуг сетей и средств связи и почты.

3. Основные принципы тарифной политики:

а) тарифы должны быть справедливыми, разумными, ориентированными на расходы и не дискриминационными;

б) тарифы должны предусматривать получение адекватных доходов для привлечения инвестиций и обеспечения качественных услуг;

в) тарифы должны поощрять возможности владельца лицензии для обеспечения внедрения новых технологий;

г) тарифная система должна быть простой и понятной;

д) не допускается субсидирование тарифных льгот какой-либо категории потребителей за счет владельцев лицензий или потребителей других категорий.

4. Тарифы должны удовлетворять требованиям, установленным настоящим Законом.

5. Комиссия устанавливает принципы и методы учета расходов, связанных с оказанием услуг владельцами лицензий. Владельцы лицензий обязаны соблюдать эти принципы и требования».


Глава VIII. Регулирование распределения и предоставления радиочастотного спектра

Статья 48. Распределение и предоставление радиочастотного спектра

1. Выделенные Грузии на геостационарной орбите радиочастотный спектр и позиция — собственность государства и регулирование их распределения и предоставления — его исключительное право. Они не подлежат передаче в собственность и постоянное пользование и приватизации.

2. Предоставление радиочастот физическим и юридическим лицам в соответствии с разработанным и ею порядком распределения радиочастотного спектра производит Комиссия. Она выдает лицензию на предоставление радиочастотного спектра. Распределение и предоставление должны осуществляться в соответствии с международным регламентом радиосвязи.

3. Изменение предоставленной по лицензии радиочастоты во время действия лицензии возможно по согласованию с владельцем лицензии. Размер компенсации за причиненный изменением радиочастоты ущерб, условия и форму платежа определяет Комиссия на основе взаимного соглашения.

Статья 49. Радиоэлектронное и высокочастотное оборудование

1. В целях обеспечения электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств и высокочастотного оборудования Комиссия устанавливает порядок распределения диапазона частот, на основе которого выдает лицензию на право их передачи в эксплуатацию и контролирует их работу на основании соответствующего разрешения, выданного Комиссией.

2. Запрещаются проектирование, производство, строительство, использование, эксплуатация и ввоз из иностранного государства и реализация радиоэлектронных средств и высокочастотного оборудования без выданного Комиссией соответствующего разрешения.

3. Работающие с использованием радиочастотного спектра средства связи, служащие источником электромагнитного излучения, должны быть зарегистрированы в Комиссии.

4. Запрещается монтаж и эксплуатация в жилых зонах радиоэлектронных средств и высокочастотного оборудования, если они не соответствуют установленным для этой аппаратуры и оборудования нормам технической эксплуатации и причиняют вред здоровью людей.


Глава VIII.1. Регулирование деятельности сфере нумерации


Статья 49.1. Орган регулирования ресурсов нумерации
1. Органом регулирования ресурсов нумерации является Комиссия.

2. Комиссия:

а) определяет правила и условия выделения ресурсов нумерации;

б) регулирует деятельность в сфере нумерации оператора сетей связи и поставщика услуг;

в) обеспечивает передачу с правом временного пользования ресурса, предусмотренного единой системой нумерации оператору сетей связи и поставщику услуг.

Статья 49.2. Права и обязанности оператора и поставщика услуг в сфере связи

1. Оператор и поставщик услуг в сфере связи вправе получать ресурс нумерации.

2. Оператор и поставщик услуг в сфере связи обеспечивают:

а) свободный выбор потребителем междугородного и международного оператора;

б) приведение сетей в установленные настоящим Законом сроки в соответствие с единой системой нумерации и осуществление за счет собственных средств в сроки, установленные Комиссией, изменений, внесенных в систему нумерации.

3. Оператор и поставщик услуг сетей связи для решения спорных вопросов вправе обратиться с иском в суд.

Статья 49.3. Плата за использование ресурса нумерации

Тарифы на использование ресурсов нумерации устанавливает Комиссия своим нормативным актом.


Глава IX. Услуги сетей и средств связи и почты

Статья 50. Основы услуг

1. Потребители имеют право свободного выбора видов услуг сетей и средств связи и почты. В случае возникновения разногласий между оператором и потребителем отношения регулируются настоящим Законом, другими законодательными и подзаконными нормативными актами Грузии.

2. В соответствии с установленным законодательством Грузии порядком Министерство вправе устанавливать запреты либо временные ограничения на прием и передачу уведомлений и почтовых отправлений определенного вида.

Статья 51. Качество услуг и защита прав потребителей

1. Правила оказания услуг в сфере связи и почты устанавливает Комиссия.

2. Запрещается оказывать услуги сетями и средствами связи и почты, соответствие которых установленным требованиям не подтверждено сертификатом.

Статья 52. Язык отношений в сфере связи и почты

Язык отношений в процессе служебного делопроизводства, оперативного управления и оказания услуг в сфере связи и почты — государственный язык Грузии — грузинский, в Абхазии — также и абхазский.

Статья 53. Ответственность за нарушение законодательства

На основе законодательства Грузии на физических и юридических лиц за нарушение положений настоящего Закона, других законодательных и нормативных актов в сфере связи и почты возлагается административная, гражданская и уголовная ответственность.


Глава X. Переходные и заключительные положения

Статья 54. Регистрация выданных лицензий

Все владельцы лицензий со дня начала деятельности Комиссии обязаны в целях внесения в лицензионный реестр и приведения своей деятельности в соответствие с законодательством на основании настоящего Закона и соответствующего нормативного акта Комиссии до 1 апреля 2001 года пройти повторную регистрацию в Комиссии. В случае непрохождения повторной регистрации по решению Комиссии лицензия отменяется.

Статья 54.1. Сроки перехода на новую систему нумерации

1. Переход на новую систему нумерации осуществить в 3-летний срок.

2. Министерству транспорта и коммуникаций Грузии и Национальной комиссии, регулирующей деятельность в сфере связи и почты в пределах своих полномочий, в течение одного года после ввода в действие настоящего Закона, принять соответствующие подзаконные нормативные акты».

Статья 55. Переходные положения

1. Комиссии начать осуществление своих полномочий с 1 октября 1999 года. Первый состав Комиссии назначается до 1 сентября 1999 года в следующем порядке:

а) первый член Комиссии — сроком на 6 лет;

б) второй член Комиссии — сроком на 4 года;

в) третий член Комиссии — сроком на 2 года.

2. Владелец лицензии, у которого срок действия лицензии истек или истекает с 1 октября 1999 года до 1 апреля 2001 года, вправе продолжить разрешенную этой лицензией деятельность до 1 апреля 2001 года.

3. Владельцам лицензий привести свою деятельность в соответствие с требованиями, установленными настоящим Законом.

4. Парламенту Грузии в связи с основными принципами универсальных услуг в сфере связи и почты и лицензированием телерадиовещания до 31 декабря 2001 года принять Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Грузии «О связи и почте», до ввода в действие которого Комиссии не выдавать лицензии на обслуживание наземными станциями телерадиовещательных спутниковых систем и эфирное телерадиовещание. Владельцам лицензий на обслуживание наземными станциями телерадиовещательных спутниковых систем и эфирное телерадиовещание, которые прошли повторную регистрацию в Комиссии и срок действия лицензий которых истек или истечет до 31 декабря 2001 года, продлить срок действия лицензии до 31 декабря 2001 года.

5. Владельцы лицензий, которые предоставляют потребителям услуги систем и сетей телефонной связи, обязаны сделать доступными для любого потребителя телефонные номера чрезвычайного обслуживания.

6. Тарифы на услуги сетей и средств связи и почты до 1 января 2003 года поэтапно привести в соответствие с задачами и принципами тарифной политики, предусмотренной статьей 47 настоящего Закона.

7. Комиссии до 1 июля 2001 года принять нормативный акт «О взаимном подключении сетей связи».

8. Исключен

9. Исключен

10. Владеющему лицензией на телерадиовещание оператору, осуществляющему практическую деятельность, предоставить право на основании Закона Грузии «О связи и почте» и соответствующего нормативного акта Комиссии пройти повторную регистрацию в Комиссии до 1 июля 2001 года. В случае непрохождения регистрации лицензия отменяется по решению Комиссии.

11. Комиссии в 3-месячный срок после ввода в действие настоящего Закона опубликовать план распределения частот вещания и приоритеты телерадиовещания.

12. Парламенту Грузии в течение одного года после ввода в действие настоящего Закона принять Закон Грузии «О вещании».

13. Исполнительной власти Грузии до 31 декабря 2002 года представить Парламенту Грузии законопроект «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Грузии» об учреждении льготных условий налогообложения местного производства в сфере телерадиовещания.

14. Телерадиовещателям до 1 сентября 2002 года обеспечить приведение осуществляемой ими деятельности в соответствие с требованиями пунктов первого и 3 статьи 4510 настоящего Закона.

15. Если лицо со дня ввода в действие настоящего Закона в месячный срок подтвердит Комиссии, что на основании соответствующего соглашения к моменту ввода в действие настоящего Закона в конкретной действующей зоне им построена релейная сеть для телерадиовещания, указанное обстоятельство будет считаться одним из аспектов выявления победителя в проведенном конкурсе для получения лицензии на телерадиовещание в этой зоне.

16. В целях расширения действующей зоны телерадиовещания государственного органа власти или созданного на основе государственного имущества юридического лица публичного права, предусмотренного пунктом 11 статьи 42 настоящего Закона, Комиссия на основании заявления предоставляет указанному органу либо лицу соответствующие частоты по техническим параметрам, определенным Комиссией. Это заявление должно быть представлено Комиссии соответствующим органом или лицом в месячный срок после ввода настоящего Закона в действие.

17. Комиссии в течение одного года после ввода настоящего Закона в действие принять нормативные акты «Об универсальных услугах в сфере связи и почты» и «О предпосылках создания конкурентоспособной среды в сфере связи и почты».

Статья 56. Утратившие силу нормативные акты

1. Со дня ввода в действие настоящего Закона считать утратившим силу Закон Грузии «О связи и почте» (Ведомости Парламента Грузии №№ 21-22, 1994 год, ст. 448).

2. Исполнительной власти привести подзаконные акты в соответствие с настоящим Законом.

3. С изданием Комиссией нормативных актов в соответствии с настоящим Законом считать утратившими силу все другие соответствующие нормативные акты, регулирующие отношения, предусмотренные изданным Комиссией нормативным актом.

Статья 57. Введение Закона в действие

Настоящий Закон ввести в действие по опубликовании.


Президент Грузии

Эдуард Шеварднадзе

Тбилиси

23 июля 1999 года

№ 2329-вс

Вернуться в Телекоммуникации стран СНГ

Поделиться

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1