------------------------
ТЕКСТ, РОЗДАННЫЙ К ПЕРВОМУ ЧТЕНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 5 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Внести в статью 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 1998, N 31, ст. 3829; 2003, N 52, ст. 5037) изменение, дополнив ее частью седьмой следующего содержания:
"Не относится к банковским операциям прием от физических лиц наличных денежных средств в качестве платы за услуги связи, за жилое помещение и коммунальные услуги, который осуществляется юридическими лицами на условиях договора поручения с лицами, предоставляющими соответствующие услуги, если по условиям такого договора обязательства физического лица перед лицами, предоставляющими соответствующие услуги, считаются исполненными в момент поступления денежных средств в кассу поверенного.".
Президент
Российской Федерации
В. ПУТИН
---------------------
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 5 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Необходимость разработки указанного законопроекта обусловлена ситуацией, сложившейся на рынке услуг связи и коммунальных платежей.
В настоящее время широкое распространение получил такой вид бизнеса, как прием магазинами или специальными компаниями платы за услуги, предоставляемые операторами мобильной связи.
Плата за жилое помещение и коммунальные платежи также принимаются специально созданными предприятиями - Едиными информационно-расчетными кассовыми центрами.
Однако, исходя из буквального толкования определенного статьей 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" перечня банковских операций, такие операции являются банковскими, т.е. подлежат лицензированию и специальному контролю со стороны Банка России.
Полагаем, что экономическая сущность операций по приему наличных денежных средств в качестве платы за указанные услуги не позволяет отнести его к банковской операции.
Кроме того, надо считаться с реалиями рынка и несомненным положительным социальным эффектом приема таких платежей не только в учреждениях банка.
В этой связи законопроектом предлагается установить, что прием от физических лиц наличных денежных средств в уплату услуг связи, платы за жилое помещение и коммунальных услуг при соблюдении установленных условий не является банковской операцией.
При установлении этих условий особое внимание было уделено защите прав граждан, являющихся пользователями предоставленных услуг. Определено, что обязательства гражданина перед организацией, предоставившей услуги, считаются исполненными в момент поступления денег в кассу организации, принимающей платежи.
Отметим, что вносимые изменения не повлияют на полномочия банков по принятию платы за указанные платежи.