113 приказ Минсвязи: Обязателен к исполнению?
Добавлено: Пт 07 ноя, 2008 23:08
Доброго времени суток!
Обращаюсь к вам с просьбой ознакомиться с проблемой и высказать свое мнение, дать совет.
Оператор связи обжаловал постановление о привлечении к административной ответственности по ст. 13.9 КоАП РФ, мотивируя свои требования тем, что Приказ № 113, нарушение п. 3.10 которого вменяется ему в вину, не подлежит обязательному исполнению операторами связи в силу ч. 3 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»: «Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьей 5 настоящего Федерального закона».
Я подготовил два варианта отзыва, которые по сути являются взаимоисключающими, но... таков у нас закон - что дышло...
Вариант 1
1. Доводы Истца о том, что Правила ввода в эксплуатацию сооружений связи, утвержденные Приказом Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 09.09.2002 № 113 (далее – Правила), не подлежат обязательному исполнению операторами связи в силу ч. 3 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – ФЗ «О техническом регулировании»), неосновательны по следующим причинам.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 ФЗ «О техническом регулировании» требования к функционированию единой сети связи Российской Федерации и к продукции, связанные с обеспечением целостности, устойчивости функционирования указанной сети связи и ее безопасности, отношения, связанные с обеспечением целостности единой сети связи Российской Федерации и использованием радиочастотного спектра, соответственно устанавливаются и регулируются законодательством Российской Федерации в области связи.
Ч. 2 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – ФЗ «О связи») устанавливает, что отношения в области связи регулируются нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 46 ФЗ «О связи» оператор связи обязан руководствоваться при проектировании, построении, реконструкции и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи.
Правила утверждены и введены в действие федеральным органом исполни-тельной власти в области связи – Минсвязи России, зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.09.2002 № 3804, опубликованы в «Российской газете» (№ 177 от 19.09.2002) и в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» (№ 42 от 21.10.2002).
Таким образом, Правила подлежат обязательному исполнению операторами связи.
Дополнительно следует отметить, что решением от 12.09.2006 № ГКПИ06-638 и определением от 17.10.2006 № КАС06-388 Верховный Суд Российской Федерации подтвердил соответствие Правил требованиям законодательства Российской Федерации о связи и обязательность их исполнения операторами связи на основании ч. 2 ст. 1 ФЗ «О техническом регулировании», ст.ст. 3, 7, 12, 21, 46 ФЗ «О связи».
Вариант 2
Доводы Истца о том, что Правила ввода в эксплуатацию сооружений связи, утв. Приказом Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 09.09.2002 № 113 (далее – Правила), не подлежат обязательному исполнению операторами связи в силу ч. 3 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – ФЗ «О техническом регулировании»), неосновательны по следующим причинам.
Ст. 2 ФЗ «О техническом регулировании» определяет техническое регулирование как «правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания),… строительства, монтажа, наладки, эксплуатации…».
Ч. 2 ст. 4 ФЗ «О техническом регулировании» устанавливает, что положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающиеся сферы применения указанного федерального закона, применяются в части, не противоречащей ФЗ «О техническом регулировании».
Согласно ч. 1 ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании» впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов «требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания)…, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации…, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений…».
Ч. 2 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – ФЗ «О связи») устанавливает, что отношения в области связи регулируются нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 46 ФЗ «О связи» оператор связи обязан руководствоваться при проектировании, построении, реконструкции и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи.
Правила утверждены и введены в действие федеральным органом исполнительной власти в области связи – Минсвязи России, зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.09.2002 № 3804, опубликованы в «Российской газете» (№ 177 от 19.09.2002) и в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» (№ 42 от 21.10.2002).
Как следует из абз. 2 вводной части Правил, Правила разработаны в целях организационно-технического обеспечения безопасного функционирования сетей связи.
П. 3.10 Правил запрещает оператору связи использовать сооружение связи для оказания услуг связи до ввода его в эксплуатацию, т.е. до приемки сооружения приемочными комиссиями, оформления акта приемки и выдачи органом госсвязьнадзора разрешения на эксплуатацию сооружения связи (п. 3.5 Правил).
В ходе приемки сооружения связи орган госсвязьнадзора проверяет наличие у оператора связи документов, подтверждающих соответствие выполненных работ и применяемого оборудования установленным требованиям, подготовку специалистов для работы на оборудовании, входящем в состав сооружения, в том числе знание ими правил технической эксплуатации, техники безопасности и охраны труда (п. 5.4 Правил).
Из изложенного следует, что Правила направлены на обеспечение защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений путем недопущения использования оператором связи несертифицированного оборудования и труда неквалифицированных работников.
Таким образом, Правила в целом и п. 3.10 Правил в частности соответствуют целям, определенным ч. 1 ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании», а следовательно – подлежат обязательному исполнению Истцом на основании ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании», ч. 2 ст. 4, абз. 2 ч. 1 ст. 46 ФЗ «О связи».
Таким образом, первый вариант выводит Приказ № 113 из-под ФЗ "О техническом регулировании" в сферу ФЗ "О связи", в то время как второй - оставляет его в сфере действия ФЗ "О техническом регулировании" и обосновывает его обязательный характер.
Слабость первого варианта состоит в неопределенности понятия "единая сеть связи Российской Федерации" (viewtopic.php?f=38&t=10350). Слабость второго варианта - в "притянутости" (как мне кажется).
Благодарю за помощь!
Обращаюсь к вам с просьбой ознакомиться с проблемой и высказать свое мнение, дать совет.
Оператор связи обжаловал постановление о привлечении к административной ответственности по ст. 13.9 КоАП РФ, мотивируя свои требования тем, что Приказ № 113, нарушение п. 3.10 которого вменяется ему в вину, не подлежит обязательному исполнению операторами связи в силу ч. 3 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»: «Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьей 5 настоящего Федерального закона».
Я подготовил два варианта отзыва, которые по сути являются взаимоисключающими, но... таков у нас закон - что дышло...
Вариант 1
1. Доводы Истца о том, что Правила ввода в эксплуатацию сооружений связи, утвержденные Приказом Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 09.09.2002 № 113 (далее – Правила), не подлежат обязательному исполнению операторами связи в силу ч. 3 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – ФЗ «О техническом регулировании»), неосновательны по следующим причинам.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 ФЗ «О техническом регулировании» требования к функционированию единой сети связи Российской Федерации и к продукции, связанные с обеспечением целостности, устойчивости функционирования указанной сети связи и ее безопасности, отношения, связанные с обеспечением целостности единой сети связи Российской Федерации и использованием радиочастотного спектра, соответственно устанавливаются и регулируются законодательством Российской Федерации в области связи.
Ч. 2 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – ФЗ «О связи») устанавливает, что отношения в области связи регулируются нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 46 ФЗ «О связи» оператор связи обязан руководствоваться при проектировании, построении, реконструкции и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи.
Правила утверждены и введены в действие федеральным органом исполни-тельной власти в области связи – Минсвязи России, зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.09.2002 № 3804, опубликованы в «Российской газете» (№ 177 от 19.09.2002) и в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» (№ 42 от 21.10.2002).
Таким образом, Правила подлежат обязательному исполнению операторами связи.
Дополнительно следует отметить, что решением от 12.09.2006 № ГКПИ06-638 и определением от 17.10.2006 № КАС06-388 Верховный Суд Российской Федерации подтвердил соответствие Правил требованиям законодательства Российской Федерации о связи и обязательность их исполнения операторами связи на основании ч. 2 ст. 1 ФЗ «О техническом регулировании», ст.ст. 3, 7, 12, 21, 46 ФЗ «О связи».
Вариант 2
Доводы Истца о том, что Правила ввода в эксплуатацию сооружений связи, утв. Приказом Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 09.09.2002 № 113 (далее – Правила), не подлежат обязательному исполнению операторами связи в силу ч. 3 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – ФЗ «О техническом регулировании»), неосновательны по следующим причинам.
Ст. 2 ФЗ «О техническом регулировании» определяет техническое регулирование как «правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания),… строительства, монтажа, наладки, эксплуатации…».
Ч. 2 ст. 4 ФЗ «О техническом регулировании» устанавливает, что положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающиеся сферы применения указанного федерального закона, применяются в части, не противоречащей ФЗ «О техническом регулировании».
Согласно ч. 1 ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании» впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов «требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания)…, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации…, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений…».
Ч. 2 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – ФЗ «О связи») устанавливает, что отношения в области связи регулируются нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 46 ФЗ «О связи» оператор связи обязан руководствоваться при проектировании, построении, реконструкции и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи.
Правила утверждены и введены в действие федеральным органом исполнительной власти в области связи – Минсвязи России, зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.09.2002 № 3804, опубликованы в «Российской газете» (№ 177 от 19.09.2002) и в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» (№ 42 от 21.10.2002).
Как следует из абз. 2 вводной части Правил, Правила разработаны в целях организационно-технического обеспечения безопасного функционирования сетей связи.
П. 3.10 Правил запрещает оператору связи использовать сооружение связи для оказания услуг связи до ввода его в эксплуатацию, т.е. до приемки сооружения приемочными комиссиями, оформления акта приемки и выдачи органом госсвязьнадзора разрешения на эксплуатацию сооружения связи (п. 3.5 Правил).
В ходе приемки сооружения связи орган госсвязьнадзора проверяет наличие у оператора связи документов, подтверждающих соответствие выполненных работ и применяемого оборудования установленным требованиям, подготовку специалистов для работы на оборудовании, входящем в состав сооружения, в том числе знание ими правил технической эксплуатации, техники безопасности и охраны труда (п. 5.4 Правил).
Из изложенного следует, что Правила направлены на обеспечение защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений путем недопущения использования оператором связи несертифицированного оборудования и труда неквалифицированных работников.
Таким образом, Правила в целом и п. 3.10 Правил в частности соответствуют целям, определенным ч. 1 ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании», а следовательно – подлежат обязательному исполнению Истцом на основании ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании», ч. 2 ст. 4, абз. 2 ч. 1 ст. 46 ФЗ «О связи».
Таким образом, первый вариант выводит Приказ № 113 из-под ФЗ "О техническом регулировании" в сферу ФЗ "О связи", в то время как второй - оставляет его в сфере действия ФЗ "О техническом регулировании" и обосновывает его обязательный характер.
Слабость первого варианта состоит в неопределенности понятия "единая сеть связи Российской Федерации" (viewtopic.php?f=38&t=10350). Слабость второго варианта - в "притянутости" (как мне кажется).
Благодарю за помощь!