Александр. На эту тему.
СООБЩЕНИЕ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ
«Разработка предложений по первоочередным задачам корректи-ровки действующей нормативной базы в области электросвязи» (РГ-1)
На протяжении нескольких месяцев РГ-1 работала над совершенствованием норма-тивных правовых актов, касающихся вопросов межоператорского взаимодействия и по-строения телефонной сети связи общего пользования. Подготовлены проекты документов, уточненные на основе имеющегося у участников работы опыта и понимания проблем.
Однако опыт правоприменения действующих НПА и опыт проведенных десятков со-вещаний РГ-1, пытающейся усовершенствовать эти документы, показал, что без коррекции некоторых принципиальных положений, заложенных в действующей модели регулирования, дальнейшее эффективное развитие отрасли невозможно и техническая доработка сущест-вующих НПА не позволяет решить удовлетворительным образом имеющиеся проблемы.
Свидетельством этого являются:
• противоположные по смыслу решения судов по однотипным делам, существенно раз-личные решения государственных органов, вытекающие из одних и тех же положений НПА;
• острое противоречие возможностей современной телекоммуникационной техники и методов построения сетей связи с одной стороны и требований действующих НПА с другой;
• очевидная попытка существующего регулирования технологическими методами ре-шать вопросы, касающиеся экономических взаимоотношений участников рынка, эф-фективность которой вызывает сомнения у многих специалистов;
• существенные затраты, понесенные операторами связи с целью выполнения содер-жащихся в НПА формальных требований, не повлекшие за собой расширение но-менклатуры и улучшение качества услуг, оказываемых пользователям;
• невозможность эффективного внедрения современных технологических решений (технологии NGN/IMS) на основании действующих НПА;
• острые противоречия коммерческих интересов различных групп участников рынка, порожденные именно моделью регулирования и отдельными положениями НПА.
Указанные обстоятельства заставляют участников работы в формате РГ-1 постараться предложить Регулятору и рынку скорректированную модель регулирования на период, пере-ходный к инфокоммуникациям, интеграции традиционных сетей связи, Интернета, информа-тизации и вещания.
При этом, опираясь в том числе на результаты НИР, выполненной ЦНИИС по заказу группы крупных компаний – участников работы РГ-1, Рабочая группа согласилась опираться на следующие принципиальные положения:
1. Развитие технологий делает неэффективной традиционную для телефонии иерархию се-тей и вытекающие из нее способы взаиморасчетов. Уже сегодня экономический смысл зоновых телефонных сетей становится сомнительным, а техническая необходимость вы-деления зонового уровня в сетевой иерархии полностью отсутствует. В дальнейшем воз-можно исчезновение и иных привычных уровней иерархии сетей. Однако переход к меньшему количеству уровней иерархии сетей должен быть осторожным, чтобы сохра-нить предсказуемость условий, в которых действуют участники рынка.
2. Точка присоединения, понимаемая как единичное технологическое взаимодействие сетей связи различных операторов связи, должна обеспечивать не единственный вид взаимо-действия на том или ином технологическом уровне сети, а пропуск всех видов трафика, необходимого как операторам связи, так и их абонентам (пользователям). Т.е., точка при-соединения должна быть универсальной с точки зрения оказываемых услуг по пропуску трафика.
3. Установленное Федеральным законом «О связи» безусловное право операторов осущест-вить присоединение к сети связи общего пользования на разумных и публичных условиях должно сопровождаться обязанностью соразмерной компенсации затрат, которые несет оператор, осуществляющий присоединение другой сети связи.
4. НПА не должны требовать от операторов связи нести затраты, не порождающие услуг связи или услуг по пропуску трафика.
5. Скорректированная модель регулирования должна учитывать тот факт, что отдельные участники рынка, исходя из государственных и общественных интересов, несут дополни-тельные обязанности, связанные с построением сетей связи или особенностями оказания услуг отдельным группам потребителей.
6. Скорректированная модель рынка не должна пытаться решать экономические проблемы межоператорских взаимодействий чисто техническими методами. Целесообразно расши-рять свободу пропуска трафика, а не сужать ее.
7. Существующее на сегодняшний день распределение доходов между участниками рынка более или менее справедливо отражает затраты операторов связи и их вклад в общий про-дукт отрасли. Внедрение скорректированной модели регулирования экономических от-ношений операторов не должно на первом этапе приводить к перераспределению дохо-дов или стагнации существующих групп участников рынка. В дальнейшем должны дей-ствовать нормальные конкурентные механизмы, опирающиеся на скорректированные принципы экономического взаимодействия операторов.
8. Безусловный учет права пользователей услугами связи получения предусмотренных за-коном и правилами оказания услуг возможностей на разумных и конкурентных условиях.
На данном этапе РГ-1 не предлагает осуществлять коррекцию требований по лицен-зированию, радикальную переработку правил оказания услуг электросвязи, методов государ-ственного регулирования тарифов для конечных пользователей, подходы к оказанию уни-версальных услуг связи. Эти важнейшие элементы регулирования также, безусловно, требу-ют совершенствования, однако оно должно осуществляться комплексно и системно в рамках перехода к инфокоммуникационному регулированию.
РГ-1 отдает себе отчет и обращает внимание заинтересованных специалистов, что мандат нашей рабочей группы не распространяется на решение перечисленных в предыду-щем абзаце вопросов. Своей деятельностью специалисты, объединившиеся в РГ-1, стремятся дать старт переходному периоду, который должен завершиться переходом к принципиально новому инфокоммуникационному регулированию, иному, существенно отличному от сего-дняшнего состоянию рынка.
Опираясь на эти принципы и подходы, РГ-1 предполагает осуществить следующие шаги:
I. Подготовку и представление в Минкомсвязи проекта уточненных «Требований к по-строению телефонной сети связи общего пользования», снимающего формальные препятствия к внедрению распределенных технологий построения сетей на базе концеп-ции NGN.
Проект указанных требований, обсуждаемый в настоящее время участниками РГ-1, при-лагается к данному документу.
Обсуждение документа в Минкомсвязи России предполагается начать в январе 2010 г.
Предложения заинтересованных специалистов можно направлять на электронный адрес координатора РГ-1
RokotyanAYu@norilsktelecom.ru или в Ассоциацию документальной электросвязи
info@rans.ru.
II. Разработка скорректированной модели экономических взаимоотношений при пропуске голосового (телефонного) трафика.
РГ-1 постарается решить эту задачу в январе-феврале 2010 г.
III. Разработка проектов уточненных «Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия» и «Правил государственного регулирования цен на услуги присое-динения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования», реализующих указанную в предыдущем пункте модель.
РГ-1 будет стремиться решить эту задачу в месячный срок после одобрения регулятором скорректированной модели экономических отношений.
IV. Разработка уточненных «Требований к построению телефонной сети связи общего пользования» и «Требований к порядку пропуска трафика в телефонной сети связи общего пользования», вытекающих из изменений документов, указанных в предыдущем пункте.
РГ-1 будет стремиться решить эту задачу в месячный срок после завершения работ по пункту III.
___ декабря 2009 г.
По поручению Рабочей группы
Координатор РГ-1 А.Рокотян.