Страница 1 из 1

ГУВД против Сибирьтелекома

СообщениеДобавлено: Вт 28 ноя, 2006 11:14
Артем
    РЕШЕНИЕ



    15 февраля 2005 года г. Новосибирск



    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

    Ельчанинов А.А.
    - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

    Швалов А.Г.
    - начальник отдела по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства и естественных монополий, член Комиссии;

    Бориленко Н.Д.
    - главный специалист отдела по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства и естественных монополий, член Комиссии,


    рассмотрев дело №92 от 15.12.2004 по признакам нарушения ОАО «Сибирьтелеком» (630099, г. Новосибирск, ул. Максима Горького, 53) п.1 ст.5 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»,



    УСТАНОВИЛА:

    В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) поступило заявление Управления вневедомственной охраны при ГУВД Новосибирской области (УВО при ГУВД НСО). Претензии заявителя сводятся к следующему.

    По действующему договору УВО при ГУВД НСО с региональным филиалом ОАО «Сибирьтелеком» «Электросвязь» НСО от 28 августа 2003 года №22619 «Об оказании услуг электросвязи» сумма за услуги связи (использование телефонных линий подразделениями вневедомственной охраны для охраны объектов и квартир граждан) помимо междугородных телефонных услуг в г. Новосибирске составляет 2 315 783,0 руб. в месяц или 27 779 408,0 руб. в год.

    Лимитами бюджетных ассигнований на 2004 год расходы, связанные с оплатой услуг связи, для Новосибирской области были окончательно утверждены в размере 25 млн. руб. что составляет не более 55% от суммы, требующейся при существующих между организациями договорных отношениях. Распорядитель финансов для УВО при ГУВД НСО – Главное управление вневедомственной охраны МВД России исходил из средних тарифов на услуги, сложившиеся в Сибирском федеральном округе. Подразделения вневедомственной охраны Новосибирской области поставлены перед фактом неисполнения финансовых обязательств перед связистами.

    УВО при ГУВД НСО просило ОАО «Сибирьтелеком» представить расчеты затрат по статьям на услугу по «использованию телефонных линий (предоставление прямого провода) для охраны квартир граждан и других объектов», «подключение устройства охранной сигнализации к линии действующего телефона в кроссе в части обеспечения условий для работы оборудования охранной сигнализации, расположенного в зданиях АТС, включая техническое обслуживание кроссировки от защитных полос до рамок охранной сигнализации». Указанные расчеты представлены не были.

    На основании вышеизложенного, УВО при ГУВД НСО просит рассмотреть вопрос упорядочения оплаты за услуги связи и снижения ее для подразделений вневедомственной охраны.

    Новосибирское УФАС России запросило ОАО «Сибирьтелеком» информацию по расчету тарифов на следующие услуги ГСТС: «За каждое устройство охранной сигнализации, подключенное на: а) учрежденческий телефон; б) квартирный телефон» с приложением копий документов, подтверждающих эти расчеты.

    Из представленного ответа следует, что указанные тарифы для УВО при ГУВД НСО были установлены, исходя из себестоимости обслуживания одного телефонного номера и времени занятия абонентской линии устройством охранной сигнализации в сутки. Было также дано разъяснение о том, что эти тарифы не подлежат государственному регулированию и определяются в соответствии с требованиями ст.18 ФЗ «О связи», а именно: цена на эту услугу определяется оператором связи самостоятельно и должна возмещать затраты на эксплуатационное обслуживание используемой части сети электросвязи и включать в себя обоснованную норму прибыли.

    На предположение УВО при ГУВД НСО о том, что данные расходы уже включены в себестоимость обслуживания обычной телефонной линии (номера) было дано разъяснение, что существуют дополнительные расходы, связанные с охранной сигнализацией. Для предоставления данной услуги региональный филиал вынужден выделять в помещениях АТС место для установки оборудования охранной сигнализации, профилактическое обслуживание части оборудования производится персоналом сети регионального филиала (дополнительные трудозатраты), также работники НГТС выезжают в случае аварии на те АТС, где нет круглосуточного обслуживания.

    Себестоимость обслуживания обычной телефонной линии рассчитана, исходя из среднемесячного занятия линейных и станционных ресурсов сети одним абонентом – 450 минут, в то время как среднемесячное занятие линейных ресурсов номером, скроссированным на охранную сигнализацию, составляет 18 000 минут. Кроме того, в калькуляции затрат не учитывается главный фактор - ухудшение качества связи, связанное с уплотнением линейной емкости регионального филиала датчиками и системами аварийной, охранной, пожарной и прочей сигнализации.

    «Калькуляция затрат на обслуживание оборудования охранной сигнализации» (Калькуляция), представленная ОАО «Сибирьтелеком» (исх. №05-01-06/7513 от 13.09.2004) по первому запросу Новосибирского УФАС России, состоит из двух разделов: «Перечень работ» и «Расчет стоимости кроссировки и обслуживания абонента, подключенного на устройство охранной сигнализации».

    В первый раздел Калькуляции включены трудозатраты, рассчитанные в соответствии с нормативами, на следующие виды работ:

    - Профилактический осмотр и чистка рамок, подправка паек, регулировка, в случае необходимости замена старых кроссировок.

    - Профилактика защитных полос (чистка, осмотр паек, изменение предохранителей), обновление маркировки плинтов на ШР и КРТ.

    - Проверка заявок на повреждение с сообщением на пульт.

    - Проверка переполюсовки линии с сигнализацией при проведении профилактических и ремонтных работ.

    - Предупреждение абонента о проведении профилактических и ремонтных работ.

    - Отключение абонента за нарушение правил оказания услуг телефонной связи с предупреждением и сохранением охранной сигнализации (последующее подключение).

    - Занесение новых данных в электронную базу и учетную карточку абонента, отметка о проведенной кроссировке в журнале учета, уведомление инженера РСЦ о проведенной работе (после проведенных профилактических, ремонтных работ).

    Расчет трудозатрат производился в пересчете на 1 абонента в месяц.

    Суммирование трудозатрат по всем видам работ на 1 абонента в месяц дало результат – 0,08 часа.

    Во втором разделе Калькуляции произведен расчет непосредственно стоимости кроссировки и обслуживания абонента по следующим статьям:

    - Расходы по заработной плате - 44,69 руб.

    - Отчисления единого социального налога (35,8% от заработной платы) – 15,99 руб.

    - Прочие расходы. Удельный вес прочих затрат в общих затратах предприятия принимается в размере 30% от фонда оплаты труда. Однако, учитывая социальную значимость услуги, а также удельный вес трудозатрат на одного абонента, подключенного на пульт, косвенные затраты на данную услугу приняты в размере 0,2% от фонда оплаты труда работников одного кросса – 51,8 руб.

    - Итого затрат на услугу – 112,48 руб.

    - С учетом плановой рентабельности (30%):

    112,48 рубля х 1,3 = 146,22 рубля.

    Тариф для населения за использование телефонной линии в целях охранной сигнализации был установлен, исходя из следующих расчетов:

    146,22 х 0,4 х 1,18 = 69 рублей

    При анализе данных, представленных ОАО «Сибирьтелеком», было установлено, что в расчетах допущена ошибка, вследствие которой сумма по статье Калькуляции «Расходы по заработной плате» была увеличена в 10 раз. Для уточнения этого расчета, а также для уточнения ряда других вопросов Новосибирское УФАС России направило ОАО «Сибирьтелеком» второй запрос (исх. № 02-2413 от 05.10.2004). ОАО «Сибирьтелеком» представило ответ на указанный запрос (исх. №05-01-06/8397 от 12.10.2004). При этом по результатам расчета себестоимости обслуживания абонента, подключенного на устройство охранной сигнализации ОАО «Сибирьтелеком» вновь вышло на себестоимость данной услуги 146,22 руб. Ошибка, допущенная в расчете при ответе на первый запрос Новосибирского УФАС России, была названа технической.

    Анализ этого расчета ОАО «Сибирьтелеком» показал, что в нем появился новый показатель: «Трудозатраты» с учетом поправочных коэффициентов». Указанные поправочные коэффициенты, которые ранее отсутствовали в расчете себестоимости обслуживания абонента, подключенного на устройство охранной сигнализации составили:

    - 2,5 - поправочный коэффициент неучтенных работ;

    - 2,0 - поправочный коэффициент срочности работ;

    - 2,0 - поправочный коэффициент сезонности работ.

    Новосибирское УФАС России направило третий запрос ОАО «Сибирьтелеком» (исх. №02-2532 от 18.10.2004) с просьбой представить конкретный перечень работ, формирующих поправочные коэффициенты и нормативы, на основании которых рассчитаны указанные дополнительные трудозатраты с копиями документов, регламентирующих отнесение данных трудозатрат на обслуживание оборудования охранной сигнализации, а также копию нормативного документа, устанавливающего поправочный коэффициент 2.5 на неучтенные работы, поправочный коэффициент 2.0 на срочность работ и поправочный коэффициент 2.0 на сезонность работ.

    ОАО «Сибирьтелеком» представило ответ на данный запрос Новосибирского УФАС России (исх. №05-01-06/8782 от 25.10.2004), однако представленная информация не позволила сделать окончательные и обоснованные выводы о наличии либо отсутствии нарушений антимонопольного законодательства со стороны ОАО «Сибирьтелеком».

    Для получения экспертной оценки действий ОАО «Сибирьтелеком» при установлении тарифов на ГСТС: за каждое устройство охранной сигнализации, подключенное на: учрежденческий телефон и квартирный телефон, Новосибирское УФАС России направило запрос в Управление Госсвязьнадзора по Новосибирской области о разъяснении некоторых моментов. А именно: правомерность включения в перечень работ по обслуживанию оборудования охранной сигнализации конкретных работ, а также о необходимости проведения данных работ для обеспечения оказания услуг местной телефонной связи (местное телефонное соединение). Для анализа были направлены копии документов, представленных ОАО «Сибирьтелеком» по данному вопросу.

    Из ответа Управления Госсвязьнадзора по Новосибирской области следует, что калькуляция затрат на обслуживание оборудования охранной сигнализации, представленная ОАО «Сибирьтелеком» в письме от12.10.2004 №05-01-06/8397, составлена без учета фотографии рабочего места.

    Перечень работ (за исключением п.4 – «проверка переполюсовки линии») соответствует «Правилам технического обслуживания и ремонта кабельных, воздушных и смешанных местных сетей связи», утвержденным государственным комитетом РФ по связи и информатизации 05.06.98 и применяется для всех абонентских линий, в том числе и не подключенных к оборудованию охранной сигнализации.

    В поправочном коэффициенте 2.5. (коэффициент неучтенных работ повторно упоминаются: плановая прозвонка абонентов и измерение параметров линии связи (п.3 Калькуляции), проверка картотеки (п.7 Калькуляции). Тариф за вызов монтера для проведения ремонтно – восстановительных работ существует отдельно в «Прейскуранте» регионального филиала ОАО «Сибирьтелеком» «Электросвязь» НСО в ч. III «Вызов монтера для выявления и устранения повреждения телефонного аппарата». Для населения тариф на эту услугу составляет 15 рублей, тариф за срочный вызов для населения составляет 35 рублей (п.2 Приложения 1 письма ОАО «Сибирьтелеком» от 25.10.2004 №05-01-06/8782).

    Время, затрачиваемое на приемку и сдачу рабочей смены, техническая учеба специалистов кросса не должны учитываться в предъявленной калькуляции, так как не являются частью рабочего процесса по обслуживанию оборудования охранной сигнализации.

    Поправочный коэффициент 2,0 (коэффициент срочности работ), учитывающий срочность обслуживания и гарантированность бесперебойной работы противоречит п.20 Лицензии Минсвязи РФ №2326, выданной ОАО «Сибирьтелеком» (дата регистрации в Едином реестре лицензий связи 04.10.2002): «Лицензиат обязан предоставлять услуги связи, предусмотренные данной лицензией, 24 часа в сутки ежедневно, за исключением перерывов для проведения необходимых профилактических работ, которые будут планироваться на время, когда это может нанести наименьший ущерб пользователю».

    При расчете себестоимости кроссировки и обслуживания абонента, подключенного на устройство охранной сигнализации в п.3 «Прочие расходы», учтены косвенные расходы, относимые на все абонентские линии, в том числе и не подключенные к оборудованию охранной сигнализации.

    По мнению Управления Госсвязьнадзора в п.2 Приложения 1 в письме ОАО «Сибирьтелеком» «Электросвязь» НСО от 25.10.2004 №05-01-06/8782 указано неверное время занятия линейного ресурса абонентом, скроссированным на охранную сигнализацию. Время занятия линейных ресурсов одинаково как для абонентов, подключенных к оборудованию охранной сигнализации, так и для абонентов не подключенных к ней. Линейный ресурс от абонента до кросса АТС существует все время действия договора между абонентом и ОАО «Сибирьтелеком». Занятие станционных ресурсов абонентами, подключенными к оборудованию охранной сигнализации, одинаково с обычными абонентами – только в момент ведения разговоров. При сдаче на пульт охранной сигнализации происходит занятие только линейного ресурса.

    По поводу правомерности включения в Калькуляцию пункта 4 «проверка переполюсовки линии с сигнализацией при проведении профилактических и ремонтных работ» можно сказать следующее. По мнению заявителя, согласно п.п. 11, 12 «Инструкции по установке и организации обслуживания аппаратуры охранной сигнализации на городских телефонных сетях» (утв. начальником отдела по координации и развитию средств сельской и городской телефонной связи Минсвязи Российской Федерации 25.03.92) все клеммы распределительных шкафов, коробок и т.д. … должны маркироваться краской работниками НГСТС. При проведении ремонтных и профилактических работ в кроссе … работникам не разрешается производить переполюсовку линий. Таким образом, трудозатраты на устранение небрежности, допущенной работниками АТС, не должны относиться на затраты, включенные в тариф на оплату охранной сигнализации. Новосибирское УФАС России разделяет эту точку зрения.

    В соответствии с заключением отдела по контролю за экономической концентрацией и анализа рынков ОАО «Сибирьтелеком» занимает доминирующее положение с долей 100% на рынках услуг по предоставлению телефонных линий для подключения охранной сигнализации по отношению к каждому абоненту ОАО «Сибирьтелеком», с которым УВО при ГУВД НСО заключило договор на подключение охранной сигнализации.

    В действиях ОАО «Сибирьтелеком» «Электросвязь» НСО содержатся признаки нарушения п.1 ст.5 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в части нарушения установленного нормативными актами порядка ценообразования. Нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования выразилось в следующем:

    - в необоснованном включении в перечень работ, на основании которых составлена Калькуляция затрат на обслуживание оборудования охранной сигнализации, пункта 4 «проверка переполюсовки линии с сигнализацией при проведении профилактических и ремонтных работ»;

    - во включении в поправочный коэффициент 2,5 (коэффициент неучтенных работ) вызова монтера для выявления и устранения повреждений, времени на приемку и сдачу рабочей смены, технической учебы специалистов кросса.

    В ходе анализа представленной ОАО «Сибирьтелеком» расшифровки коэффициента неучтенных работ (2,5 - это означает, что трудозатраты возрастают за счет данного коэффициента на 150%) было установлено, что некоторые работы включены в указанный коэффициент необоснованно. А именно: п.3.3. – прием и сдача смены, п.3.5. – техническая учеба специалистов, п.3.8. – осмотр монтером на месте, выявление повреждений, расследование жалоб, связанных с нарушением связи, устранение повреждений. Суммарное значение этих работ в составе коэффициента неучтенных работ составило 129,2%. Следовательно, коэффициент неучтенных работ при расчете должен быть принят в размере 1,208.

    - в неправомерном применении поправочного коэффициента 2,0 (коэффициент срочности работ), противоречащего п.20 Лицензии Минсвязи РФ №23236, выданной ОАО «Сибирьтелеком»;

    - в неправомерном включении статьи «Прочие расходы» (п.3 расчета себестоимости кроссировки и обслуживания абонента, подключенного на устройство охранной сигнализации) в расчет стоимости кроссировки и обслуживания абонента, подключенного на устройство охранной сигнализации в размере 0,2 от фонда оплаты труда работников одного кросса.

    Прочие расходы - косвенные расходы, относимые при калькуляции на себестоимость любой услуги – коммунальные расходы, теплоэнергия, электроэнергия, аренда и обслуживание помещений и т.п. Удельный вес прочих затрат в общих затратах предприятия достаточно велик и при калькуляции себестоимости услуг принимается в размере 30% от ФОТ. Расходы по заработной плате при расчете себестоимости кроссировки и обслуживания абонента, подключенного на устройство охранной сигнализации, определяются расчетным путем. Следовательно, 30% от этой величины и необходимо брать для установления тарифа за каждое устройство охранной сигнализации, а не 0,2% от фонда оплаты труда работников одного кросса.

    Таким образом, вследствие включения в состав затрат на обслуживание оборудования охранной сигнализации необоснованных статей (трудозатрат), тариф за использование телефонных линий при подключении устройств охранной сигнализации на учрежденческие и квартирные телефоны завышен оценочно в несколько раз. Данное обстоятельство подтверждается сравнением тарифов (в рублях) за аналогичные услуги в других городах Сибирского федерального округа и России (по данным ОАО «Сибирьтелеком»):

    - Красноярск

    учрежденческий телефон - 36-00

    квартирный телефон -36-00



    - Кемерово:

    учрежденческий телефон - 26-00

    квартирный телефон - 8-00



    - Барнаул:

    учрежденческий телефон - 15-00

    квартирный телефон - 15-00



    - Чита:

    учрежденческий телефон - 39-00

    квартирный телефон - 39-00



    - Омск:

    учрежденческий телефон - 26-00

    квартирный телефон - 9-00



    - Новосибирск:

    учрежденческий телефон - 140-00

    квартирный телефон - 70-00



    Устанавливая существующие тарифы за каждое устройство охранной сигнализации в размере 140 руб. и 70 руб. и необоснованно включая в него некоторые статьи затрат, ОАО «Сибирьтелеком» ущемляет интересы Управления вневедомственной охраны при ГУВД Новосибирской области, а, следовательно, и клиентов данной организации. В соответствии с п.1 ст.5 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе такие действия как нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.

    На заседании Комиссии, состоявшемся 25.01.2005, по устному ходатайству ОАО «Сибирьтелеком» было принято решение об отложении рассмотрения дела №92 от 15.12.2004. В соответствии с определением №3 от 25.01.2005 рассмотрение данного дела было отложено на 15.02.2005.

    В объяснении по существу дела, представленном региональным филиалом «Электросвязь» Новосибирской области (исх. №04-15/878 от 10.02.2005), сообщается следующее. С целью урегулирования заявленных претензий УВО при ГУВД НСО, региональный филиал провел ряд встреч со специалистами заявителя. В результате взаимного обмена информацией по технологии предоставления и обслуживания технических средств «Электросвязь НСО и УВО при ГУВД НСО пришли к соглашению об изменении порядка обслуживания и проведения профилактических работ. С учетом проведенной работы был изменен расчет себестоимости обслуживания устройств охранной сигнализации, который был рассмотрен и согласован с УВО при ГУВД НСО. В настоящее время проводится сверка количества устройств охранной сигнализации, технических средств, предоставляемых заявителю, и готовится проект нового договора с конкретным перечнем проводимых региональным филиалом «Электросвязь» текущих и профилактических работ для упорядочения взаимоотношений с УВО при ГУВД НСО.

    На заседании Комиссии 15.02.2005 представитель УВО при ГУВД НСО заявил ходатайство о прекращении производства по делу №92 от 15.12.2004 в связи с тем, что вопрос о величине тарифов за каждое устройство охранной сигнализации, подключенное на учрежденческий телефон и на квартирный телефон урегулирован. При этом в Комиссию были переданы соответствующие документы: письмо УВО при ГУВД НСО с просьбой о прекращении производства по настоящему делу, соглашение между ОАО «Сибирьтелеком» и заявителем от 15 февраля 2005 года, а также изменение к прейскуранту «Тарифы и услуги городской и сельской телефонной связи». Данное изменение к прейскуранту вводится в действие с 01.01.2005. В соответствии этими изменениями тарифы за каждое устройство охранной сигнализации, подключенное на учрежденческий телефон и на квартирный телефон составили по 32,5 руб. Следовательно, указанные тарифы были снижены соответственно в 4,3 раза и в 2,15 раза.

    Руководствуясь п.1 ст.27 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и п.2.14 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, Комиссия

    РЕШИЛА:

    Дело №92 от 15.12.2004 производством прекратить в связи с добровольным устранением ОАО «Сибирьтелеком» допущенного им нарушения антимонопольного законодательства



    Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.



    Председатель Комиссии А.А. Ельчанинов





    Члены Комиссии А.Г. Швалов



    Н.Д. Бориленко

СообщениеДобавлено: Ср 29 ноя, 2006 19:57
Edd
Хороший пример для тех кто хочет оспорить цены на кроссировку линий для алтернативщиков

Кстати а разве абонент вправе просить экономически обосновать затраты на оказание той или иной услуги?

СообщениеДобавлено: Ср 29 ноя, 2006 21:07
Ura
Абонент - нет, это имеет право делать ФАмС.
Что, собственно, они и сделали.
Причем, к чести ФАмС - очень правильно раскатали.