Сообщение:#4
5611 » Пт 10 авг, 2007 13:20 »
ТЕЛЕФОН НА БОРТУ
В кровати ночью, в душевой кабине и даже на церемонии бракосочетания человек не расстается со своим мобильным телефоном: а вдруг кто позвонит? А вдруг возникнет необходимость самому срочно позвонить, отправить сообщение или проверить поступившую почту? Не-е-ет, как хотите, а сотовики мы не бросим ни при каких обстоятельствах. И пусть на многие километры вокруг будет деревня, глушь и прочий Саратов, где сигнала базовой станции не словить даже пролетая над гнездом пернатых, мы будем лихорадочно набирать номер, вертеть трубку и так и этак, лишь бы только установить соединение и поорать в микрофон по какому-нибудь пустячному поводу. Булыжники пускай пролетариат в карманах носит, а мы будем все так же цепко зажимать в руке любимый телефон. И выключать не станем низачто. Ни на земле, ни под водой, ни в воздухе.
Вот про воздух и поговорим. Ежедневно в мире туда-сюда на самолетах летают несколько миллионов человек. Несколько миллионов человек, из которых вряд ли кто обделен персональным сотовым телефоном. Несколько миллионов человек проводят в воздухе по нескольку часов. И чтобы эти несколько несколек миллионов человеко-часов мобильные телефоны молчали? А между прочим, это суровая необходимость.
Как известно, при взлете и посадке самолета бортпроводницы предупреждают пассажиров, чтобы те пристегнули ремни безопасности и отключили всякие электронные устройства. Потом, во время полета, разрешенными типами устройств можно будет пользоваться, но далеко не всеми. И самый досадный запрет, естественно, накладывается на мобильные телефоны. Давайте-ка разберемся, почему.
Самая главная причина такова: мобильный телефон может вызвать сбои в системе бортового оборудования. Диапазон частот, который используется современными мобильниками, почти "достает" до частот, применяемыми в авиации для обеспечения работы бортового навигационного оборудования, связи диспетчера с пилотом и прочих нужд. А люди - они ж такие: им только дай о чем-нибудь похвастаться. Поэтому наибольшее число звонков (до введения запрета) совершалось либо перед взлетом, либо сразу после посадки ("Представляешь, я уже в самолете, лечу на отдых!" или "Ура! Мы сели! Через час я буду на пляже!"). Посчитайте, сколько человек помещается в салоне одного "Боинга" или "Аэробуса", и представьте, что получится, если в эфир полетят сотни звонков. Да даже и трех десятков какого-нибудь "Ана" или DC хватит, чтобы повлиять на работу бортовой электроники. В схематичном виде это можно проследить на простом примере: когда вы слушаете музыку или работаете за компьютером, то при входящем или исходящем звонке в наушниках (либо динамиках) раздается характерный неприятный звук, а на экране монитора "бегут" полосы. И это - только от одного телефона. А ну как несколько десятков или сотен? Звонки непосредственно во время полета тоже могут оказать сильное воздействие на бортовые приборы. На большой высоте телефоны все же могут работать. Те, кто с видом взмыленной лошади доказывает, что в воздухе трубка "не берет", не правы. Известно, что радиус действия сигнала GSM не превышает 35 километров. То есть, теоретически, поговорить можно и при потолке в три десятка верст. Но это только в том случае, если "огурцы" (так называют передатчики на антеннах за характерную форму) будут направлены в небо. А поскольку они все же призваны обеспечивать потребности коммуникации людей на земле, то и в воздух на большую высоту "не добивают". Но до какой-то высоты сигнал все же распространяется, о чем свидетельствуют постоянные звонки в самолетах. А теперь взглянем на поведение мобильного телефона. На той высоте, куда сигналы с вышек заглядывают редко, сотовик начинает впадать в панику и включает собственный радиотракт на максимальную мощность в надежде таки-обнаружить заблудшую сеть. Но зацепиться за сеть - одно, а удержаться в ней - другое. На земле при перемещении на автомобиле даже на большой скорости бесшовный роуминг работает хорошо: одна БС "отпускает" телефон, другая принимает, словно эстафетную палочку. А у самолета скорость в 3-5-10 раз больше, чем у автомобиля, поэтому и на следующую соту телефон переключается едва только успев зарегистрироваться в предыдущей, некоторые БС он и вовсе перескакивает без регистрации. При таком темпе (и при почти постоянно слабых сигналах) телефон практически все время работает в режиме максимальной мощности. Следовательно, практически все время самолетная электроника подвержена сильному воздействию со стороны пассажирских терминалов.
Вторая причина - экономическая. Во многих самолетах разных авиакомпаний в спинки сидений вмонтированы трубки телефонов, с которых можно позвонить на землю. Телефоны эти, как правило, спутниковые (обзоры спутниковых систем связи вы читали в нашей газете ранее), соответственно, разговоры сами по себе недешевы. А ведь перевозчику еще необходимо и прибыль получать, поэтому 3-4 доллара за минуту связи - в порядке вещей; получается ненамного дороже обычных роуминговых тарифов. Что же будет, если массово разрешить использовать на борту личные аппараты пассажиров? Вложенные в спутниковую связь средства так и не окупятся. Третья причина - этическая. Пассажир, который надеется в самолете хорошенько выспаться, укутавшись пледом, вряд ли выкажет хоть малейшую долю радости по поводу того, что его сосед начнет по телефону обсуждать недавно увиденный боевик или девчонок с соседнего двора. В европейских странах косятся даже на тех, кто позволяет себе разговор по мобильнику в общественном транспорте - месте сродни проходному двору, где люди снуют туда-сюда. Что уж говорить про закрытый фюзеляж? Конечно, эту проблемку можно было бы решить простым путем: отгородить отдельный салон "для говорящих". Но проще всего - запретить; точно также как не составляет труда организовать салон для курящих, но перевозчики к этому не стремятся. В общем, говоря словами классика КВН, "тишина должна быть в библиотеке!" Четвертая сложность - психологического характера. Пассажирам вовсе незачем знать о том, что происходит на земле: что самолет упал, что террористы захватили заложников, что наводнение смыло полстраны. Расчувствовавшиеся, разволновавшиеся и встревоженные пассажиры становятся мене управляемыми, кто-то может и вовсе в панику или истерику впасть; стюардессам с ними справиться очень нелегко будет, вот и не позволяют пользоваться мобильниками. Впрочем, эта проблема надуманная, ведь спутниковые-то телефоны остаются доступными, как было упомянуто выше. А вот пятая причина и вовсе чудная какая-то. Даже и не проблема, а просто одна из причин, по которой некая группа людей против того, чтобы можно было использовать мобильники на борту. Так, американские астрономы утверждают, что сигналы мобильных телефонов в небе можно будет с легкостью спутать с сигналом сверхновых звезд и внеземных цивилизаций. Как известно, за очень дальними объектами Вселенной наблюдают с помощью радиотелескопов - вот их-то сотовики и введут в заблуждение. Майкл Дэвис, занимающийся поиском внеземных цивилизаций в рамках проекта SETI, говорит: "Это будет катастрофой для нас. У нас очень чувствительные радиотелескопы, и даже единственный сотовый в радиусе 100 миль может нанести серьезный ущерб исследованиям".
Таковы основные причины запрета. А, собственно, откуда этот запрет взялся? Ведь долгое время пассажиры звонили на борту, и никаких последствий это не вызывало. До определенного момента. Но не будем забегать вперед, а упомянем, что еще в 1991 году американская Федеральная комиссия по связи (FCC) выступила с инициативой запрета на пользование сотовыми телефонами на авиарейсах. Стопроцентных доказательств пагубного воздействия трубок на оборудование самолетов не было, и в качестве причины запрета приводилось лишь возможность такого воздействия. Чуть позже компании-перевозчики Delta, United и Continental провели собственное расследование, в итогах которого говорилось, что в некоторых случаях мобильники оказывали воздействие на компас и даже на уровень давления в кабине, "дурно влияя" на ответственный за него прибор. В 1996 г. американская Федеральная администрация по авиации (FAA) заказала независимой компании исследование вопроса. Результат был таков: телефоны на оборудование самолета не влияют, но существующий запрет должен остаться в силе, потому что есть потенциальная возможность такого влияния. Наконец, сами производители самолетов изучали проблему - и опять-таки результаты были отрицательными. Он и понятно: у производителей есть заказы от авиакомпаний, и если выяснится, что во время полета нельзя позвонить, пассажиры перестанут пользоваться авиамаршрутами и пересядут на поезда, перевозчики потеряют прибыль и перестанут заказывать новые машины. Поэтому некоторые страны не присоединялись к запрету. К концу прошлого тысячелетия начался бурный рост проникновения услуг сотовой связи, и время от времени стали поступать сообщения о сбое авиационного оборудования во время рейса. Но до поры до времени все обходилось. 10 января 2000 года турбовинтовой самолет SAAB-340В компании Crossair, следующий рейсом CRX498 из Цюриха в Дрезден, в 17.56 по местному времени рухнул возле Нассенвиля. Все 7 пассажиров и 3 члена экипажа, бывшие на борту, погибли. Долгое время результаты расшифровки черных ящиков не предавались огласке, а затем последовало сенсационное заявление. Согласно расследованию, катастрофа случилась из-за того, что один из пассажиров получил текстовое сообщение, а затем совершил исходящий звонок. Навигационные приборы и системы управления стали неверно выдавать информацию, пилоты попытались лечь на "правильный" курс, в результате чего усугубили ситуацию. В зимнем небе при этом шел дождь, что мешало сориентироваться по местности. Набор высоты и повороты влево-вправо привели к тому, что самолет свалился в штопор и разбился посреди чистого поля. И это не какая-нибудь рядовая авария, свойственная "Boeing-747" или "Ил-76" (эти разбиваются чаще других). Самолеты SAAB (как и автомобили одноименной марки) считаются одними из самых надежных в мире. За 17 лет производства (с 1983 года) было выпущено четыре с половиной сотни машин указанной модели, которые вплоть до сегодняшнего дня попали в 7 мелких происшествий, и лишь в 98-ом на Тайване при аварии самолета этого типа погибло 13 человек. Один недобросовестный пассажир с мобильником - и вот вам авария. После этого случая к запрету присоединились и все остальные страны.
Некоторые почему-то думают, что правила созданы только затем, чтобы их нарушать, и что пишут их для среднестатистического человека, и что выполнять их надо не всем без исключения, и, вообще, закон - что телеграфный столб: не перешагнешь, так обойдешь. Запрет на пользование мобильной связью на авиарейсах не всеми выполнялся. Исследователи из университета Carnegie Mellon провели наблюдение благодаря скрыто установленной в самолетах аппаратуре. Выяснилось, что в среднем во время каждого коммерческого рейса на борту совершается от одного до четырех звонков, причем пассажиры не стесняются делать это открыто и никак не реагируют даже на возмущение соседей. Раз пронесло, другой раз пронесло и самолет сел цел и невредим. Чтобы не дожидаться фатального исхода, перевозчики стали принимать меры. В 2001-ом самолет словацкой компании Adria Airways, едва взлетев, тут же вынужден был приземлиться из-за сработавшей пожарной тревоги. Причиной переполоха стал звонок на мобильник, забытый одним из пассажиров в багаже. В том же году 23-летний британский подданный Фаиз Чопдат, возвращаясь в Манчестер из свадебного путешествия по Египту, занимался в авиапути тем, что играл на сотовике в "тетрис". Он не обращал внимания на требования персонала, а одному из пассажиров и вовсе угрожал. После приземления его препроводили под белы рученьки куда надо и завели уголовное дело. Шутка ли: 206 человек могли пострадать. По соответствующей статье парень мог получить два года тюремного заключения, но судья все же сжалился над новобрачным и "влепил" ему всего 4 месяца тюрьмы. Тогда же в Саудовской Аравии на полчаса был задержан вылет из Эр-Рияда: время потребовалось на то, чтобы вывести из салона армейского офицера, который не хотел выключать телефон. Суд приговорил вояку к 70 ударам плетью. Это, кстати, был уже второй случай в стране: в первом нарушителя по прилету в Табук осудили на 20 ударов плетью. Годом позже заместитель коммерческого директора Магнитогорского металлургического комбината Сергей Лебедев злостно игнорировал требования отключить мобильный телефон и даже подрался с одним из людей в форме. Ему тоже светило 2 года клетчатых пейзажей за окном, но в результате бравый русский отделался штрафом в 2,5 тысячи фунтов стерлингов (около 4.000$), который за него заплатило предприятие по производству прокатных валков в Шеффилде, куда направлялся на переговоры Лебедев. Позже залог был возвращен, а издержки он покрывал за свой собственный счет. В августе 2006 года пилот самолета компании British Airways, следовавшего из Лондона в Нью-Йорк, развернул самолет после того, как в салоне зазвонил никому не принадлежащий мобильник. Несмотря на то, что служба безопасности аэропорта Хитроу порекомендовала продолжить полет, командир решил не рисковать жизнями 217 пассажиров и 14 членов экипажа. Всего через десять дней самолет американской авиакомпании Northwest Airlines прервал рейс Амстердам-Мумбай из-за того, что вскоре после старта группа из 12 пассажиров начала передавать друг другу некие пакеты и мобильные телефоны, из которых по крайней мере один был включен. На посадку самолет эскортировали истребители, и лишь на следующий день остальные пассажиры смогли улететь в Индию. В апреле нынешнего года впервые такой инцидент случился и в Корее. 35-летняя Ким Парк болтала в течение пяти минут, которых вполне хватило на то, чтобы вызвать Пусанскую полицию, которая тут же ее и обвинила в нарушении Закона о безопасности авиации. Самый свежий случай зафиксирован в июне этого года. Самолет еще не успел взлететь и только выруливал на полосу, когда факт вопиющего нарушения правил (хулиган пользовался сразу пятью мобильниками!) потребовал вмешательства самого капитана судна. Игнорирование требований привело к борту наряд полиции. В ходе расследования 34-летнему продавцу DVD-дисков инкриминировали не только нарушение правил авиаперелета, но и подозрение в связях с криминалом. В результате ему выписали штраф в эквиваленте 3.000 евро. Порой забота о безопасности доходит до абсурдного комизма. Однажды самолет компании Thomsonfly так и не смог взлететь в назначенное время из-за того, что пилот потерял свой собственный мобильный телефон. Мобильник был включен и, завалившись где-нибудь между панелей, мог вызвать сбой аппаратуры. Однако командир так и не смог отыскать свой аппарат в одиночку и пригласил инженеров, которые демонтировали несколько секций кабины. Трубка как в воду канула. После часа поисков 189 пассажиров вынуждены были забрать багаж и ждать следующий рейс; к счастью, улетели они все в тот же день. Массачусетская лаборатория BINJ Labs даже разработала технологию CellScan, которая выявляет рабочие сотовики в салоне и точно указывает их местоположение; при этом вычисляются аппараты всех популярных сотовых стандартов.
И что же, так-таки и нельзя будет пользоваться своими любимыми телефонами на борту самолета? Спешим обнадежить: можно. Но не всюду сразу. Самый простой выход нашелся, когда производители мобильников стали реализовывать режим "Flight mode" (режим полета): радиотракт при этом отключается, и юзер может работать с другим функциями аппарата - слушать плеер, делать заметки, смотреть кино и пр. А что же насчет полноценного пользования? Дубайская авиакомпания Emirates объявила, что станет первым перевозчиком, в самолетах которого можно будет пользоваться привычной мобильной связью; для этого борта оснастят особой системой производства норвежской компании Aeromobile. Сначала предполагалось, что услуга станет доступна пассажирам судов Boeing 777 к январю нынешнего года, однако запуск ее пришлось перенести на конец года: несмотря на то что компании удалось добиться разрешения от 30 государств, США отказали перевозчику по причине возможности засорения эфира мобильными разговорами. Ко второй половине нынешнего года подобным оборудованием оснастят 50 самолетов бюджетной ирландской компании Ryanair. Тарифы будут аналогичны роуминговым, а для пользования услугой не придется дополнительно приобретать никаких пакетов и карточек: все издержки будут включены в обычный счет. А вот в России компания "Уральские авиалинии" предлагают пассажирам прямо на борту купить пакет от "Билайн", в который в качестве бонуса будут включены 10 минут исходящих звонков во внутрисетевом или международном роуминге. К концу этого года французская Air France намерена предоставлять летунам возможность звонить, принимать и отправлять сообщения и электронную почту. Для этого самолет Airbus А319 оборудуют системой OnAir, позволяющей пользоваться мобильной техникой без создания помех бортовым системам. К этой разработке выразили интерес британская авиакомпания BMI, португальская TAP Air и азиатская AirAsia. Компания ASiQ Pty подала патентную заявку на устройство, которое решает сразу три проблемы авиационных мобильных разговоров: не создает помех авиационной электронике, не мешает наземным диспетчерским сетям, устраняет досаждающие окружающим голосовые звонки. Модуль сопрягается с телефоном по проводам или через интерфейс Bluetooth. При этом блокируются голосовые вызовы, но пользователь сможет работать с сообщениями и электронной почтой, весь обмен информацией с землей ведется по сертифицированным авиационным сетям коммуникации. Из 491 протестированной модели телефонов корректно работают с системой 418, в остальных модуль Bluetooth недостаточно хорошо настроен на взаимодействие с другими приборами. Компании Airbus, Siemens, Ericsson совместно с Германским аэрокосмическим центром работают над доводкой системы WirelessCabin (беспроводная кабина), которая предусматривает усиленное экранирование кабины пилота и установку на борту небольшой базовой станции. Через спутник эта станция будет связывать мобильник пассажира с наземной сотовой сетью. Компания ARINC Incorporated и оператор Telenor продемонстрировали свою подобную разработку. Тестовый экземпляр системы ARINC/Telenor Mobile Connectivity был установлен в лондонском отделении провайдера услуг спутниковой связи Inmarsat: используется как раз эта сеть. Минисота (в англоязычном мире их называют picocell) тоже "отражает" сигнал от спутников Inmarsat. Испытатели провели виртуальный полет, во время которого воспользовались разными видами вязи. Ожидается, что после завершения тестирования и начала массового производства систем стоимость оборудования самолета будет намного меньше, чем 100 тысяч долларов США. Компания AirCell предлагает не только установить в салоне несколько микросот, но и блокировать все сигналы наземных сотовых сетей - чтобы пользователь в настройках сети не мог выбрать вручную наземную сеть. Кроме этого, система станет ограничивать количество одновременных разговоров на уровне 10-15 соединений. Стоимость разговоров будет даже ниже, чем в роуминге - от 75 центов до полутора долларов.
В апреле этого года стало известно, что Федеральная комиссия по связи все же не отменила свой запрет на мобильные разговоры в небе над США; Федеральная администрация по авиации присоединилась к этому решению. В предписании о необходимости и далее соблюдать запрет указано, что в настоящее время недостает технических сведений о возможной опасности работающих в полете трубок. И это при том, что FCC работает над проблемой далеко не первый год.
А между тем выясняется, что пользователи и сами-то не слишком жаждут отмены установленного запрета. Два года назад в США опросили 702 авиапассажира, часть из которых летает регулярно, а часть - от случая к случаю. Почти две трети опрошенных - 63% - высказались за сохранение запрета, а на немедленной его отмене настояли 21% "летунов". Вместе с тем 80% респондентов считают, что использование мобильных телефонов в полете может пагубно отразиться на комфорте и/или безопасности авиаперелетов, а множество людей даже высказались за то, чтобы авиаперевозчики устанавливали в свои самолеты глушилки сотовых сигналов в случае, если запрет все-таки будет снят. Год назад компания Carlson Wagonlit Travel опросила 2.100 бизнесменов и 650 менеджеров. Большинство из них, а именно 61%, не одобрили идею разрешения разговоров в полете. Интересная получается история: сначала борются за то, чтобы дали возможность общаться в любом месте, а потом сами же не хотят пользоваться дарованным правом. Или все же понимают, к каким последствиям это может привести?http://artykul.livejournal.com/35404.html