Теперь, когда схлынула волна и спала пена столь неоднозначной и затянувшейся реорганизации системы государственного надзора за связью в России, попробуем оценить некоторые её результаты.
Во-первых, как всегда, в результате реорганизации на месте одной бюрократической структуры возникло две - обновлённый (скорее "облегчённый" ) госсвязьнадзор (ДНСИ, УГНСИ) и отпочковавшаяся государственная радиочастотная служба (ГРЧС). Бюрократии меньше не стало, неразберихи (пока) тоже.
Во вторых, расходы многих операторов существенно возросли. И если разобраться, то это и неудивительно. Ведь до реорганизации бюджет крупного регионального управления госсвязьнадзора в среднем до 70 % состоял из доходов, получаемых от надзора за радиосвязью (включая плату за использование радиоспектра). И эта немалая сумма, возросшая к тому же, благодаря росту тарифов, числа объектов и лицензиатов радиосвязи, досталась вновь созданным радиочастотным центрам (РЧЦ). Для примера (цифры, конечно, условны, но соотношение показывают близко к истине), определим годовой доход прежнего крупного регионального УГСН в 1 условную единицу (уе). Следовательно, филиал РЧЦ имеет сейчас доход около 0,8 уе (при численности как минимум в 2 раза меньшей, чем у "родителя"). А УГНСИ, "похудевшее" почти на 30 % и финансируемое за счёт отчислений лицензиатов связи, получило от Минсвязи России смету в 0,7 уе. Таким образом, в этом примерном регионе имеется полуторакратный рост расходов операторов при том, что суммарная численность вновь созданных структур превышает численность прежнего УГСН где-то на 20-25 % и это при том же самом фронте работ! Конечно, следует учесть, что имелось немалое число небольших региональных УГСН, бюджеты которых были невелики (просто не развита связь там и всё). И финансирование созданных на их базе УГНСИ и РЧЦ производится фактически за счёт перераспределения средств более "богатых" регионов. Поэтому приведённый выше расчёт нельзя впрямую относить к любому региону, или апроксимировать его на всю страну. Однако тенденцию он показывает.
В-третьих, народившиеся из тела прежнего госсвязьнадзора окружные РЧЦ и их филиалы, всё ещё не переболели т.н. "подростковой" болезнью (надеюсь, если не все, то многие сталкивались с подростками, переживающими эдакую "ломку" в отношениях с родителями, когда от любви до ненависти один шаг). И это, пожалую, одна из главных проблем, тормозящих нормальное развитие новой структуры. Ведь это даже не смешно, когда господа из ГРЧС прилюдно заставляют начальника ДНСИ дать "клятву" Министру связи не брать с операторов деньги за экспертизу и хвалятся этим перед операторами . А вот крайне важное Положение о взаимодействии УГНСИ и РЧЦ не то, что тормозят - оно их сейчас просто не интересует. Эдакая эйфория от денег и власти на фоне болезни переходного периода. Хотя надо признать, что развитие РЧЦ проходит прямо таки семимильными шагами - в частности, бурно развивается радиоконтроль и радиомониторинг.
В-четвёртых, немало вопросов и проблем было упущено при реорганизации. Так например, действующие лицензиаты не только фактически оплачивают работы УГНСИ по вводу в эксплуатацию всех новых объектов связи будущих операторов (что в общем-то правильно), но и финансируют работы УГНСИ по контролю технологических сетей радиосвязи, деньги с владельцев которых получают РЧЦ . Недурно, не правда ли?
В-пятых, ГРЧС удивительно широко трактует Постановление Правительства РФ № 1002 и пытается заставить всех субъектов радиосвязи руководствоваться своими Положениями о РЧЦ. И эти субъекты пока не очень возмущаются таким положением дел, а зря. Ведь Правительство, например, не поручало ГРЧС (РЧЦ) проводить экспертизы и проверки объектов связи, имеющих РЭС (РЧЦ может в них участвовать по приглашению, например, УГНСИ и никак иначе). Интересно, что Минсвязи в основном приняло сторону ГРЧС, штампуя приказы, "благославляющие" их действия. Но работа по приведению нормативных документов Правительства и Минсвязи к одному знаменателю, мне кажется, ещё предстоит. И учитывая обоснование недавнего решения кассационной коллегия Верховного суда РФ, признавшей недействительным запрет на реализацию РЭС без специального разрешения, возникают сомнения и в обоснованности выдачи РЧЦ разрешения на эксплуатацию РЭС, предшествующего разрешению на эксплуатацию объекта связи в целом (частоты выделены, оборудование сертифицированно, экспертизу провели, разрешение на эксплуатацию объекта связи выдали и всё, зачем какие-то особые разрешения на составную часть объекта). Да и вообще, разрешения на эксплуатацию РЭС стоит отдать УГНСИ, всё равно они их контролируют и только они могут запретить их эксплуатацию при выявлении нарушений. А передача этих разрешений в РЧЦ была ошибкой.
В-шестых, о коррупции. Отлучив госсвязьнадзор от назначения радиочастот и договорных отношений с операторами связи, авторы реорганизации конечно же снизили риск возникновения и уровень коррупции во вновь созданных УГНСИ и ДНСИ. Но, попутно создали структуру (ГРЧС), которая вобрала в себя часть черт, от которых так хотели избавиться (выделение частот, разрешения на эксплуатацию и коммерческая деятельность по надзору за радиоспектром в одном флаконе). И кстати, уже сейчас стал практикой примерно такой "разговор" с оператором: "Так, частоты получили? Значит заключаем договор на экспертизу РЭС на ___руб., договор на обслуживание радиочастотного спектра на ___руб. в год, если все документы в порядке, то выдадим разрешение на РЭС, которое вы отнесёте в УГНСИ, которое обязано вам будет выдать разрешение на эксплуатацию. Что? Много? Платить не хотите? Разрешения на РЭС у вас не будет, УГНСИ не даст разрешение на эксплуатацию, а если работать будете, то мы заставим УГНСИ вас закрыть, да и оштрафовать ещё…" Ничего не напоминает?
В-седьмых, главной проблемой УГНСИ продолжает оставаться несоответствие существующей нормативной базы и возложенных на них задач (камень в огород Минсвязи). И судя по всему решение этой проблемы переносится на конец года (сезон отпусков, однако ). К тому же, создаётся впечатление о снижении качества инспекторского надзора (и не только у меня ).
И в завершении. А стоила ли игра свеч? С точки зрения тех, кто контролирует сейчас выделение частот - безусловно да. Но они люди заинтересованные. А вот для операторов и потребителей услуг связи, стало ли лучше? Ведь теперь им приходится работать с двумя вновь созданными структурами, чьи взаимоотношения (как личные, так и официальные) частенько запутанны и неопределены. Наверное, больше "да", чем "нет". Вообще, на мой взгляд, лучшее в реорганизации - это ускорение работ Минсвязи России по переработке нормативной базы и по снижению чиновнического давления на все субъекты связи. А реорганизация - она закончена, надо идти дальше .
Автор: Информ
Источник