Поскольку я взялся писать статью для одного несвязного журнала о ГСН, прошу коллег (особенно инспекторов) высказать мнение об основных тезисах. Ваше мнение очень ценно для меня и повлияет на содержание статьи.
Шалость рук и никакого мошенничества
ГСН является в каком-то роде исполнительным органом, руками органа отраслевого регулирования - Минсвязи, а ныне - Минтрассвязи. Однако руки подчиняются голове, и коли дурная голова рукам покоя не дает - последствия бывают весьма неприятные. Особенно, если руки подвержены тремору - дрожат и не всегда точно исполняют руководящие указания, которые и без того не страдают вменяемостью замысла....
После выходы указа 314, ФСНСС получила все полномочия по лицензированию и контролю лицензируемой деятельности... вместе с тем очевидно, что ФСНСС, так же, как ГСН, не сможет заставить операторов выполнять то, что выполнить зачастую просто невозможно. Статистика проверок свидетельствует, что нарушения обнаруживаются почти при каждой проверке, что означает игнорирование требований отраслевого регулятора со стороны операторов.
Кроме того, на УГНСИ возлагатся малопочетная функция проведения в жизнь непопулярных решений вроде ликвидации сотовых сетей CDMA, понуждение к сертификации чуть ли не сантехнического оборудования и так далее. Среди сотрудников УГНСИ распространяется миф о защите прав потребителей услуг связи - но спросите этих потребителей, знают ли они о существовании связьнадзора и где этот надзор найти... не знают. Совсем.
Недостаточный уровень оплаты труда рядовых инпекторов, людей, от которых потенциально требуется очень высокая квалификация, знание технологических и правовых аспектов электросвязи, аппаратных платформ и административных процедур, приводит к тому, что неквалифицированный сотрудник УГНСИ, зачастую бывший военнослужащий и не связист, начинает слепо и бездумно исполнять букву инструкций Минсвязи.... ничего, кроме вреда, такая деятельность не приносит. Кроме, разве, некоторого упорядочивания деятельности операторов в силу нависания "карающей длани".
Впрочем, рядовой инспектор не имеет полномочий для принятия решений, которые принимаются в лучшем случае на уровне начальника отдела. Это, в свою очередь, плодит безответственность за последствия своих действий.
Что делать? Есть комплекс простых и очевидных решений:
1. Возложение на ФСНСС полноты ответственности и полномочий в области надзора в сфере связи и использования электромагнитных излучений. Это уже было и отказ от данной практики привел только увеличению издержек операторов.
2. Основным лицом должен стать Инспектор, обладающий полномочиями и ответственностью за их реализацию.
3. Ежегодная аттестация профессиональных знаний инспекторов по методу тестирования с внесением записи в "зачетную книжку" о специализации и итоговой оценке. Низкая оценка влечет увольнение инспектора. Предоставление инспекторам возможности бесплатного повышения квалификации.
4. Зарплата и соцпакет инспектора должен соответствовать уровню среднего звена операторов связи на подведомственной территории.
ФСНСС должна выполнять функции экспертизы проектной документации, назначения радиочастот и регистрации РЭС. При этом функция расчета ЭМС должна быть передана аккредитованным при ФСНСС организациям (разумеется, прошедшим аттестацию и имеющим лицензию на работу со сведениями,составляющими гостайну).
При этом ФСНСС должна осуществлять ведение единой структурной схемы ЕСС РФ, то есть ввод в эксплуатацию любого сооружения связи должен отражаться на этой схеме. Польза от такого реестра несомненна...
Вот тогда общество действительно будет воспринимать связьнадзор как необходимый и полезный сегмент отрасли "Связь".