Страница 1 из 1

Оборудование при организации СОРМ

СообщениеДобавлено: Ср 25 июн, 2008 13:50
Demyen
Многоуважаемый АЛЛ
Есть такой вопрос: В настоящее время мы сдаем узел Зоновой Телефонной Связи в своей губернии. В рамках этого смонтировали АТС и как положено стали выполнять на ней СОРМ. Контора прислала нам ТУ в рамках которых нам было предложено организовать ИКМ-30 (g.703) до их точки присоединения. Мы это выполнили...
НО! Теперь опять встал вопрос - нам предложили купить модем RAD FCD-E1 для какого то выделения чего то на их конце.
Мне кажется, что наши обязательства закончились в момент, когда мы дотащили поток до точки подключения ФСБ и подключили к нему штатное решение СОРМ, идущее в составе АТС. Есть ли у нас законное основание не покупать дополнительное оборудование?

СообщениеДобавлено: Ср 25 июн, 2008 14:12
витл
В соответствии с п.3 п.п. Г Приказа №5/8 от 15.01.2008 , в "Плане мероприятий по внедрению тех. средств для проведения ОРМ", должны быть прописаны технические средства для проведения ОРМ, внимательнее посмотрите свой План. Но я думаю, что требования ваших кураторов не законны, т.к. в соответствии с ТУ, Вы организовали канал связи между станционной частью СОРМ и удаленным ПУ, и имеете сертифицированное оборудование СОРМ на АТС. Этого достаточно для проведения приемо-сдаточных испытаний программно-аппаратных средства СОРМ.
Уточните, на основании каких документов Вы должны закупать модем, в крайнем случае, обратитесь в Москву за разъяснением, здесь есть управление, которое курирует регионы РФ.

СообщениеДобавлено: Ср 25 июн, 2008 15:05
5611
11. Технические условия, устанавливаемые уполномоченным органом, должны содержать:
а) местонахождение точки подключения технических средств ОРМ;
б) местонахождение точки подключения базы данных об абонентах оператора связи и базы данных об оказанных абонентам оператора связи услугах связи (базы данных систем расчета за оказанные услуги связи);
в) требования к линиям (каналам) связи, соединяющим технические средства ОРМ с пунктом управления ОРМ.

http://www.electrosvyaz.com/forum/viewt ... &sk=t&sd=a

в продолжение

СообщениеДобавлено: Ср 25 июн, 2008 15:38
Demyen
Представитель большого брата опять подтвердил, что по какому-то приложению к приказу (номер не назвал) мы обязаны предоставить канала-образующую аппаратуру. Мол поток довели, это полдела, теперь нам (им) его нужно разобрать, выделить каналы. Для этого прикупите нам железяку...
Наладчик СОРМ (от производителя АТС) высказал удивление, говорит такого в других городах не требовалось...

СообщениеДобавлено: Ср 25 июн, 2008 16:10
Erlang
Demyen писал(а):Представитель большого брата опять подтвердил, что по какому-то приложению к приказу (номер не назвал) мы обязаны предоставить канала-образующую аппаратуру. Мол поток довели, это полдела, теперь нам (им) его нужно разобрать, выделить каналы. Для этого прикупите нам железяку...

Наверное Приказ Минсвязи по СОРМ для АТС года 1999-го.

в продолжение

СообщениеДобавлено: Ср 25 июн, 2008 16:34
Ura
Demyen писал(а):Представитель большого брата опять подтвердил, что по какому-то приложению к приказу (номер не назвал) мы обязаны предоставить канала-образующую аппаратуру. Мол поток довели, это полдела, теперь нам (им) его нужно разобрать, выделить каналы. Для этого прикупите нам железяку...
Наладчик СОРМ (от производителя АТС) высказал удивление, говорит такого в других городах не требовалось...


Речь идет про п.4 соглашения между МинСвязи и ФСБ, что затраты на УС СОРМ производятся за счет оператора, текст привожу в конце.

Ну поставьте не RAD, а что-нибудь подешевле. Лишь бы работало и выкусывало таймслоты, те же Зелаксы, например. Или поищите бу-шные рады, будут стоить как новые Зелаксы примерно.
По сравнению со стоимостью СОРМа и АТС это меньшая из затрат.

Это если вам нужно ехать. Если нужны шашечки - то вперед, к юристам. Процесс долгий, затратный (раз этак в 10 больше стоимости коробок), с непредсказуемым результатом.

Как вариант - ставите все необходимое и потом, не спеша, взыскиваете расходы на СОРМ из бюджета. Зато уже работаете и со стороны Конторы нет претензий. Практика здесь пробегала.
__________________________________________________________

Соглашение по вопросу внедрения технических средств системы оперативно-розыскных мероприятий на сетях электросвязи России

Соглашение между Министерством связи Российской Федерации и
Федеральной службой безопасности Российской Федерации по вопросу
внедрения технических средств системы оперативно-розыскных мероприятий
на сетях электросвязи России

утверждено ФСБ РФ 20.01.97 г., утверждено Минсвязи РФ 22.01.97 г.

Министерство связи Российской Федерации и Федеральная служба безопасности Российской Федерации, именуемые далее "Сторонами", действуя на основании Конституции Российской Федерации, Федеральных законов "О связи", "Об оперативно-розыскной деятельности", "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" и в объеме своих полномочий и возможностей, предусмотренных Положением о Министерстве связи Российской Федерации и Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации договорились о нижеследующем:

Статья 1

Соглашение определяет полномочия, ответственность Сторон, а также порядок действия предприятий-операторов связи и органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации по вопросам внедрения на сетях электросвязи России технических средств системы оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ). Примечание: под органами ФСБ России в настоящем Соглашении подразумеваются подразделения ФСБ России в г.Москве и территориальные органы безопасности.

Статья 2

Федеральная служба безопасности Российской Федерации, как орган, осуществляющий оперативно-розыскные мероприятия, несет ответственность:

*
за функционирование системы технических средств СОРМ в целом;
*
за функционирование системы технических средств СОРМ, расположенных на удаленном пункте управления (ПУ), за каналы связи между станционным оборудованием СОРМ и ПУ, принадлежащих ФСБ России, включая каналообразующую аппаратуру, расположенную на ПУ;
*
за определение состава технических средств СОРМ, входящих в состав пунктов управления ФСБ России;
*
совместно с Минсвязи России за разработку общих технических требований к системе технических средств СОРМ для различных сетей электросвязи;
*
совместно с Минсвязи России за соответствие технических условий на конкретное коммутационное оборудование электросвязи согласованным Сторонами техническим требованиям;
*
совместно с предприятиями-операторами связи за общую эксплуатацию технических средств СОРМ;
*
совместно с предприятиями-операторами связи за определение состава станционной части СОРМ, реализуемой в коммутационном оборудовании электросвязи в соответствии с согласованными сторонами техническими требованиями.

Статья 3

Министерство связи Российской Федерации, как орган, ответственный за состояние и развитие всех видов связи, несет ответственность:

*
за регулирование и контроль деятельности предприятий-операторов связи при проектировании, создании и эксплуатации сетей электросвязи в части выполнения требований СОРМ;
*
совместно с ФСБ России за сертификационные испытания технических средств СОРМ;
*
совместно с ФСБ России за разработку нормативной и нормативно-технической базы по вопросам внедрения СОРМ;
*
через предприятия-операторов связи за функционирование технических средств СОРМ и каналообразующей аппаратуры, расположенных на объектах связи.

Статья 4

Общая координация работ по внедрению СОРМ осуществляется совместной межведомственной комиссией из специалистов Сторон, определяемой совместный приказом. Контроль работ по реализации станционной части СОРМ в соответствии с согласованными сторонами техническими требованиями осуществляется совместно региональными органами Госсвязьнадзора России и органами ФСБ России.

Статья 5

В целях упорядочения внедрения технических средств СОРМ на сетях электросвязи устанавливается следующий порядок взаимодействия между предприятиями-операторами связи и органами ФСБ России:

1. Основанием для предъявления операторам связи требований по приобретению и эксплуатации аппаратно-программных средств СОРМ является наличие раздела технических условий в части СОРМ на данное оборудование, согласованное Сторонами. В соответствии с планами внедрения СОРМ допускается установка на сетях электросвязи оборудования СОРМ, реализующего общие технические требования в ограниченном объеме с последующей обязательной модернизацией этого оборудования с целью обеспечения выполнения требований СОРМ в полном объеме. Технические условия в части СОРМ на оборудование электросвязи разрабатываются на основании технических требований, согласованных Сторонами. Спецификации для заказа станционной части СОРМ и программного обеспечения должны соответствовать техническим условиям на соответствующее коммутационное оборудование электросвязи и согласовываются оператором связи с органами ФСБ России.

2. Предприятия-операторы связи при заказе коммутационного оборудования электросвязи должны предусматривать поставку станционной части СОРМ и программного обеспечения в соответствии с п.1 настоящей статьи, дополнительного оборудования для передачи данных между станционной частью СОРМ и пунктом управления ФСБ России.

3. Для электронных телефонных станций и систем подвижной связи, сетей и служб документальной электросвязи, ранее поставленных и находящихся в эксплуатации, заказ оборудования СОРМ осуществляется предприятиями-операторами связи в соответствии с п.п.1, 2 настоящей статьи.

4. Затраты на поставку аппаратно-программных средств СОРМ для всех сетей электросвязи Российской Федерации финансируются следующим образом:

*
аппаратно-программные средства СОРМ, входящие в состав коммутационного оборудования, и каналообразующая аппаратура - за счет средств предприятий-операторов связи;
*
линии (каналы) связи между станционным оборудованием СОРМ и ПУ:

а) при наличии технической возможности ФСБ России - за ее счет,

б) при отсутствии технической возможности ФСБ России - на договорной основе с предприятием-оператором связи в соответствии с действующим законодательством и нормативной базой;



*
оборудование ПУ СОРМ - за счет средств предприятий-операторов связи с последующей компенсацией затрат по договорам в соответствии с гарантийными обязательствами со стороны ФСБ России в срок не превышающий одного года.

5. Принятие в эксплуатацию станционной части СОРМ осуществляется трехсторонней комиссией, включающей представителей предприятия-оператора связи, органов ФСБ России и Госсвязьнадзора России.

6. Эксплуатация станционного оборудования СОРМ, линий связи и каналообразующей аппаратуры на участке станция - ПУ осуществляется предприятием-оператором связи или подразделениями ФСБ России (по их принадлежности) в соответствии с инструкцией по эксплуатации, утвержденной Минсвязи России и согласованной ФСБ России.

7. Организация каналов и линий связи для обмена информацией между станционной частью СОРМ и ПУ осуществляется совместно предприятием-оператором связи и органами ФСБ России по согласованным техническим условиям.

Статья 6

Внутриведомственные распоряжения Сторон по данному вопросу не должны противоречить данному Соглашению.

Статья 7

Соглашение вступает в силу со дня его подписания.

Директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации Н.Д.Ковалев

Федеральный министр связи Российской Федерации

Первый заместитель Федерального министра связи Российской Федерации А.Е.Крупнов

Заместитель директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации Б.Ф.Пономаренко

СообщениеДобавлено: Ср 25 июн, 2008 16:49
5611
Был более новый приказ №130 но с марта 2008 он утратил силу
2.8. Учитывать, что:
- реализация технических требований СОРМ на коммутационном оборудовании и оснащение станционного оборудования СОРМ необходимой каналообразующей аппаратурой осуществляется оператором связи;
- работы по организации линий (каналов) связи между станционным оборудованием СОРМ и ПУ осуществляются территориальными органами ФСБ России с участием оператора связи по согласованным планам;
- работы по реализации требований к СОРМ на ПУ осуществляются территориальными органами ФСБ России.

СообщениеДобавлено: Ср 25 июн, 2008 17:13
витл
В ПП РФ от 27 августа 2005 г. № 538:
"7. Ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств (далее - план), в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств". Конечно, можно купить, поставить, но возникает вопрос, оператор - это дойная корова, которую можно доить сколько угодно и кому угодно.

СообщениеДобавлено: Пт 27 июн, 2008 05:15
DEL
витл писал(а):оператор - это дойная корова, которую можно доить сколько угодно и кому угодно.

Есть еще Федеральный Закон об ОРД (№144 если не изменяет память) и его статья 19 о том, что все расходные обязательства ОРМ - за счет федеральной казны.

Оборудование при организации СОРМ

СообщениеДобавлено: Ср 17 дек, 2008 10:56
Robert Plant
Есть Закон об "ОРД", есть Закон о "Безопасности". Я задал вопрос своему куратору: можно ли руководствоваться этими законами при согласовании плана СОРМ с региональным УФСБ в части финансирования? Он сказал, что нет и неразборчиво назвал мне документ, по которому они сечас работают. По какому документу на сегодняшний день происходит финансирование реализации СОРМ? По соглашению между МС и ФСБ от 1997 г.? Или что-то еще есть?

Оборудование при организации СОРМ

СообщениеДобавлено: Ср 17 дек, 2008 14:12
Andrei
Robert Plant писал(а):и неразборчиво назвал мне документ

Вот потому и "нераборчиво", что сослаться не на что. ФЗ явно будет выше всяких соглашений или внутренних ведомственных инструкций

СообщениеДобавлено: Пт 19 дек, 2008 03:09
DEL
Robert Plant писал(а):...и неразборчиво назвал мне документ, по которому они сечас работают

Любая бюджетная организация должна закладывать в план на год расходы на реализацию той или иной программы, т.е. "выбивать" деньги на приобретение, а потом и на обслуживание СОРМ. На деле, этого не делают ввиду непонятных причин, или попросту до них на эти цели "деньги не доходят или их попросту нет". А в армии всегда есть слово НАДО и отсутствует слово НЕТ или НЕ МОГУ. Потому что на это всегда скажут: "РОДИ" :)
На практике, операторы опосаются конфликтовать с "органами" и считают, что дешевле потратиться, чем спорить с ними по СОРМ.

СообщениеДобавлено: Пт 19 дек, 2008 11:47
AlexBT
И вокруг СОРМа у нас тоже непонятки.

Хочу обратить внимание, что покупать ПУ и ставить его на стороне уполномоченного органа никто не заставляет.
А вот средства выделения трафика и управления им входят в состав АТС, что оговаривается Правилами применения ТС, и являются частью АТС, которая приобретается оператором за свой счет. И исключить это из покупки невозможно, ибо с этим АТС уже и сертифицируется, и выпускается, и продается.
Аналогично и для СПД.

Извечная проблема - организация канала связи до уполномоченного органа по СОРМ. И этот вопрос решается полюбовно уполномоченным органом и оператором. Путем переговоров и вырабатываемых технических и организационных мероприятий по итогам этих переговоров.

Вопрос законности и конституционности НПА и совершения отдельных действий органом СОРМ на сетях связи - это отдельная песня, которую спеть правильно просто невозможно. Ни соло, ни дуэтом, ни хором.

СообщениеДобавлено: Чт 22 янв, 2009 11:39
Evg
AlexBT писал(а):с этим АТС уже и сертифицируется, и выпускается, и продается.
Аналогично и для СПД.


Мне кажется, что не аналогично. Может я чего то в этой жизни пропустил, но я не знаю оборудования сетей передачи данных, которое сертифицировалось, выпускалось и продавалось со средствами СОРМ.
Если ошибся, просьба поправить (конкретным примером).

СообщениеДобавлено: Ср 07 окт, 2009 07:23
dogmeat1982
Согласно выше озвученному соглашению:
Статья 5.п.4аппаратно-программные средства СОРМ, входящие в состав коммутационного оборудования, и каналообразующая аппаратура - за счет средств предприятий-операторов связи;
.
Может я и не прав, если так, то поправьте меня, но оборудование СОРМ-2 не входит в состав коммутационного оборудования оператора :ku: Дак почему же оператор должен платить за оборудование СОРМ-2 и его пуско-наладку? :doh:
На сколько мне известно - оборудование СОРМ-2 представляет собой сервер (черный ящик), который подключен к порту центрального коммутатора/маршрутизатора в который заркалируется весь трафик оператора. Вот функциональная возможность коммутационного оборудования оператора осуществлять это самое заркалирование с целью организации на коммутаторе/маршрутизаторе точки схема данных - это и есть средства ОРМ, входящие в состав коммутационного оборудования о которых, по моему мнению, должен заботиться оператор (ну и пусть в статье затрат оператора будет еще и канало-образующее оборудование - семечки по сравнению со стоимостью съемника). А вот съемник, извините, штуковина не имеющая ни малейшего намека на коммутационное оборудование оператора!
Переубедите меня :cool:

СообщениеДобавлено: Ср 07 окт, 2009 08:11
ush
Вы в ваше УФСБ обращались с этим вопросом? План мероприятий есть? они и переубедят.

по субжу. да, расходы на ОРМ являются "расходным обязательством федерального бюджета". но примеров, когда операторам удавалось возместить свои расходы, на форуме вроде бы не было

СообщениеДобавлено: Ср 07 окт, 2009 08:27
dogmeat1982
Нет, в УФСБ пока еще не обсуждали пренадлежность съемника СОРМ-2 к коммутационному оборудованию оператора.
По плану мы приобретаем это оборудование :doh:
Блин, только сейчас дошло,а ктонить писал в плане: "В срок до DD-MM-YYYY УФСБ заключает договор с производителем оборудования СОРМ на его поставку и пусконаладку и далее по плану оператор предоставляет доступ в помещение УС и место для установки приобретенного УФСБ оборудования ..."? :-k:
З.Ы.:
они и переубедят.
Знаем мы их методы переубеждения :sneky: :spez:

СообщениеДобавлено: Ср 07 окт, 2009 13:35
ush
ну если вы план мероприятий подписали, то к чему вопрос?
сейчас вы обязаны провести мероприятия в соответствии с подписанным Планом в согласованные сроки. В противном случае, письмо от УФСБ в надзор о неисполнении плана, внеплановая проверка надзора и т.д.