Россию телефонизируют в складчинуМининформсвязи России подготовило и вынесло на обсуждение федеральных органов власти проекты постановлений правительства по программе оказания и финансирования универсальных услуг связи. С помощью новой для России схемы – отчислений 2% с оборота каждого оператора – государство рассчитывает телефонизировать до 46.000 населенных пунктов, до сих пор живущих без телефона. О готовности участвовать в госпрограмме уже заявили крупнейшие телекоммуникационные компании России.
Универсальная услуга связи (УУС) – минимальный пакет телекоммуникационных услуг, гарантируемый абоненту государством. Механизм УУС прописан в новой редакции закона "О связи". Сегодня в качестве универсальной услуги в России принято наличие таксофона не более чем в 3 км от места проживания людей. Чтобы деятельность операторов универсального обслуживания не была лишена экономического смысла, их убытки покрываются из резерва универсального обслуживания. Схема такова: все телефонные компании, имеющие статус операторов сетей связи общего пользования (это практически все участники рынка связи), перечисляют в резерв определенный процент с оборота, из этого резерва и покрываются убытки операторов. Внедрение УУС – это перенос зарубежного опыта на российскую почву. В США операторы вносят в аналогичный резерв общедоступности услуг 4,7-5% суммы каждого счета.
В последнее время участников рынка занимал вопрос: сколько им придется отдавать в резерв универсального обслуживания? В предварительном тексте новой редакции закона "О связи" был указан конкретный размер взносов – 3% с оборота, но в ходе согласований с министерствами цифру вычеркнули, оставив размер взносов на усмотрение правительства. Вчера представители Мининформсвязи объявили, что в предложенном ими к обсуждению проекте установлен размер взносов в 2% с оборота за вычетом доходов от присоединения и пропуск трафика.
Последнее условие предопределяет определенное неравенство операторов, работающих с частными клиентами, и компаний, специализирующихся на передаче трафика между операторами; первые будут платить 2% почти со всего своего дохода, вторые будут платить копейки. Как пояснил Ъ один из авторов новой редакции закона "О связи", освобождение от сбора доходов от пропуска трафика – непременное условие ВТО, куда Россия собирается вступать; мысль в том, что, к примеру, американец, звонящий в Россию, не должен оплачивать телефонизацию удаленных районов нашей страны, поэтому денег за пропуск его звонка не взимается.
По подсчетам директора департамента экономической политики и финансов Мининформсвязи Любови Тимошенко, в настоящее время объем российского рынка услуг связи, с которых правомерно брать деньги в фонд универсального обслуживания, составляет 360 млрд руб., соответственно размер фонда поначалу может составить 7,2 млрд руб. Планируется, что средства фонда буду поступать в бюджет, а проводить конкурсы и распределять деньги будет Федеральное агентство связи.
Директор департамента правового обеспечения Мининформсвязи Михаил Якушев подчеркнул на вчерашнем брифинге, что универсальная услуга "не является бизнесом – это реализация социальной функции государства". При этом господин Якушев указал, что операторам участие в данной программе будет интересно в том аспекте, что расширение их инфраструктуры будет оплачено государством: "И в дальнейшем телефонная компания сможет развивать свой бизнес в телефонизированных удаленных пунктах, например, поставить там желающим несколько частных телефонов, но это будет уже частный бизнес, а не универсальная услуга".
По словам представителей Мининформсвязи, в подготовленных ими документах датой начала предоставления универсальной услуги считается 1 января следующего года, соответственно в 2005 году должны быть проведены конкурсы на право оказания универсальных услуг – победа будет отдана тому, кто запросит у государства минимальную компенсацию за телефонизацию удаленных территорий. При этом конкурсные территории будут делиться на муниципальные образования.
На тот случай, если на тендеры за право телефонизировать какую-либо территорию не поступит ни одной заявки, Мининформсвязи предусмотрело механизм назначения оператора универсальной услуги – таковым будет назначен местный оператор сети общего пользования. Однако шансов на то, что компании проигнорируют тендеры, откровенно мало – о своей готовности заниматься универсальным обслуживанием с ходу заявили сразу несколько крупных компаний, начиная с дочерних предприятий "Связьинвеста" и заканчивая операторами спутниковой связи.
"Мы рассчитываем, что принципы распределения денег из фонда универсального обслуживания будут прозрачными и понятными, а операторы сотовой связи смогут участвовать в тендерах, – говорит директор по внешним связям МТС Андрей Брагинский. – Зачастую сотовые компании могут телефонизировать удаленные поселения более дешево и оперативно, чем операторы фиксированной связи".
"Мы обязательно будем участвовать в тендерах на универсальное обслуживание, – заявил Ъ директор компании Stec.com Андрей Чесноков. – Мы предоставляем услуги спутниковой связи, очевидно, что в большинстве случаев для телефонизации удаленных районов связь через спутник – оптимальное решение".
© Иван Чеберко, КоммерсантЪ
Операторов связи обязали скинуться по 2% Мининформсвязи России подготовило и внесло в правительство пакет документов определяющих порядок оказания и финансирования универсальной услуги связи. Все операторы сетей общего пользования в 2005 г. будут платить в фонд универсальной услуги связи 2% от своей выручки (за вычетом услуг по пропуску трафика), что позволит телефонизировать 46 тысяч населенных пунктов страны и компенсировать убытки операторов универсальной услуги.
О завершении работ по подготовке пакета проектов постановлений правительства вчера, 19 октября в Москве сообщил директор департамента правового обеспечения Михаил Якушев. Днем ранее они были направлены на согласование в правительство России. Как отмечает Любовь Тимошенко, директор департамента экономической политики и финансов Мининформсвязи, эти постановления будут приняты до конца 2004 г. Таким образом, с 1 января 2005 г. начнутся работы по подготовке конкурсной документации. Распоряжаться средствами и проводить конкурсы предполагается поручить Федеральному агентству связи (Россвязи).
Отчисления в фонд универсальной услуги будут производить все операторы сетей общего пользования ежеквартально в размере порядка 2% от доходов на оказание услуг связи, за вычетом услуг по пропуску трафика. Последнее связано с подготовкой России к вступлению в ВТО. Партнеры по переговорам считают, что иностранцы не должны оплачивать развитие российской инфраструктуры связи и поэтому денег в фонд универсальной услуги за пропуск звонков из-за рубежа взиматься не должно. Таким образом, монополист «Ростелеком» вновь оказался в привилегированном положении.
Согласно расчетам Мининформсвязи России, объем рынка, с которого правомерно взимать отчисления в упомянутый фонд, составляет 360 млрд. рублей. Если расчеты верны, то первоначальный объем этого фонда составит около 7,2 млрд. руб.
Напомним, что универсальная услуга связи — это широко распространенный американский и европейский опыт. В России об этой услуге всерьез заговорили в связи с принятием федерального закона «О связи». Он вступил в силу 1 января 2004 г. В законе этой услуге отводится специальная глава, но конкретный уровень отчислений переведен в «отсылочные» статьи закона, хотя первоначально был указан в размере 3%. Сейчас универсальная услуга связи включает в себя предоставление местной, внутризонной, междугородней и международной связи. Кроме того, в населенных пунктах, где проживает более 500 человек, должен быть оборудован пункт коллективного доступа в интернет. Любовь Тимошенко считает, что в будущем возможно включение в этот перечень и других услуг связи, в первую очередь — услуги образного звонка.
Михаил Якушев, директор департамента правового обеспечения Мининформсвязи России, высказал мнение, что предоставление универсальной услуги «не является бизнесом», а реализует социальную функцию государства. В тоже время, участвовать в этой госпрограмме готовы многие крупные отечественные телекоммуникационные операторы. Конкурсы на предоставление универсальной услуги на определенной территории предполагается проводить один раз в пять лет. Если заявки не поступят, министерство предусмотрело механизм назначения оператора этой услуги из числа местных операторов сети общего пользования. Однако, такая ситуация скорее всего не реализуется в силу широких возможностей операторов сотовой и спутниковой связи, не раз заявлявших о своей готовности участвовать в этих тендерах. Эксперты считают, что именно они могут дешево и оперативно телефонизировать удаленные населенные пункты страны.
Адрес статьи:
http://www.cnews.ru/newtop/index.shtml? ... /20/166904 Добавлено спустя 4 минуты 3 секунды: С каждого по 2%. Заплатят телекоммуникационные операторы в резерв РоссвязиСо следующего года операторам связи придется отдавать на телефонизацию удаленных территорий 2% от своих доходов, а распоряжаться этими деньгами будет Федеральное агентство связи. С подобными предложениями вчера выступило Мининформсвязи. Аналитики и участники рынка называют такой механизм недостаточно прозрачным.
Понятие универсальной услуги связи прописано в новом законе “О связи”, вступившем в силу с 2004 г. Сейчас оно включает в себя услугу таксофонной связи во всех населенных пунктах и коллективного доступа в Интернет – в местах, где проживает более 500 человек.
Оказывать универсальные услуги по замыслу Мининформсвязи должны операторы универсального обслуживания, которые будут определяться по конкурсу раз в пять лет в каждом муниципальном образовании. Возможные убытки этих операторов от оказания социально значимых услуг предлагается возмещать из средств резерва универсального обслуживания.
Согласно предложениям министерства все операторы должны будут ежеквартально отчислять в этот резерв по 2% своей выручки. Общий объем отчислений, по словам директора департамента экономической политики и финансов Мининформсвязи Любови Тимошенко, составит около 7 млрд руб. в год.
Отчислениями Мининформсвязи предлагает облагать не всю выручку операторов. Их доходы от пропуска чужого трафика, а также присоединения других сетей предлагается не учитывать. В результате, отмечает аналитик “Тройки Диалог” Евгений Голосной, от платежей в резерв будет фактически освобожден национальный оператор дальней связи “Ростелеком”. Такую схему он считает логичной. “Операторы будут сами платить за трафик, который они передают по каналам "Ростелекома" — таким образом устраняется двойной счет”, — говорит Голосной.
Гораздо меньше понимания у экспертов и участников рынка встретило предложение доверить распоряжение средствами резерва Федеральному агентству связи (Россвязи), лишь этим летом выделенному из состава министерства. “По сути деньгами будет управлять само Мининформсвязи, — отмечает Ольга Жилинская. — Это значит, что управление не будет прозрачным и не будет понятно, куда идут деньги”. “Россвязь полностью подконтрольна Мининформсвязи, так что механизм абсолютно непрозрачен”, — согласен вице-президент сотового оператора “Корбина Телеком” Александр Малис.
“Мы вообще не согласны с тем, что финансирование резерва универсального обслуживания должно осуществляться операторами, — говорит исполнительный директор Ассоциации GSM Вячеслав Афанасьев. — На это должны выделяться средства из федерального бюджета. Ведь в телефонизации отдаленных населенных пунктов заинтересованы вовсе не операторы связи, а жители этих пунктов и предприятия, которые там находятся”. “[Универсальная услуга] это вообще вредная идея, проблема телефонизации решится сама собой”, — соглашается гендиректор поволжского GSM-оператора “СМАРТС” Геннадий Кирюшин. По его мнению, сотовые компании способны телефонизировать удаленные территории всего за два года.
Победителями конкурсов станут компании, предложившие наилучшие сроки реализации универсальной услуги и наименьшую сумму компенсации убытков за ее оказание. А если желающих не найдется, то, по словам директора департамента правового обеспечения Мининформсвязи Михаила Якушева, операторов универсальной услуги будет назначать правительство по рекомендации Мининформсвязи.
Единственными реальными претендентами на оказание универсальных услуг в этом случае останутся межрегиональные компании “Связьинвеста”, отмечают в департаменте информационного обеспечения этого холдинга. “Обязанность оказывать социально значимые услуги лежит на нас и сейчас, но пока мы занимаемся этим себе в убыток”, — говорит представитель “Связьинвеста”. Он надеется, что механизм универсальной услуги позволит сделать эту работу более прибыльной.
Альтернативные операторы тоже не прочь поучаствовать в полезном деле. Golden Telecom не прочь заняться универсальным обслуживанием, сказал “Ведомостям” старший вице-президент этой компании Олег Малис. Интересуется универсальной услугой и “Скай Линк”, оператор сотового стандарта CDMA-450. Как заявлял “Ведомостям” в конце сентября гендиректор холдинга “Система Телеком” (владеющего 50% акций “Скай Линка”) Владимир Лагутин, радиус действия базовых станций CDMA гораздо больше, чем в GSM. “Таким образом, мы сможем покрыть нашей сетью даже самые отдаленные районы”, — сказал Лагутин.
© Юлия Белоус, Игорь Цуканов, Ведомости
Если хочешь стать оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай.
(с) А. П. Чехов
Чем дальше общество отдаляется от правды, тем больше оно ненавидит тех, кто её говорит.
(с) Джордж Оруэлл