Связной (C) » Пт 04 мар, 2005 09:26 »
Универсальные вопросы
В соответствии с Федеральным законом “О связи” на всей территории РФ любому пользователю должны с установленным качеством и по доступной цене предоставляться универсальные услуги связи: услуги телефонной связи с использованием таксофонов, а также услуги по передаче данных и предоставлению доступа в Интернет с использованием пунктов коллективного доступа. Мининформсвязи ведет большую работу по согласованию с другими структурами исполнительной власти документов, описывающих механизмы и процедуры УУС. У наших читателей, которые уже познакомились с проектами этих постановлений Правительства, возникает множество вопросов. Ответить на некоторые из них любезно согласилась руководитель Департамента экономической политики и финансов Мининформсвязи Любовь Степановна Тимошенко.
ВС: Как идет проработка и согласование проектов основных документов, обеспечивающих воплощение в жизнь положений нового закона, в части оказания универсальных услуг связи?
Л.Т.: Чтобы универсальные услуги связи (УУС) начали предоставляться уже со следующего года, необходимо уже в этом году утвердить следующие основные подзаконные акты:
порядок оказания УУС;
правила проведения конкурса на право оказания УУС;
порядок формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания (РУО);
правила возмещения операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием УУС;
порядок регулирования тарифов на универсальные услуги связи.
Пакет этих документов направлен в федеральные органы исполнительной власти на согласование. Одновременно проекты положений и правил были размещены на сайте Министерства для публичного обсуждения. На сегодняшний день (28 октября) никаких откликов от федеральных структур не поступало. А вот на совещании с операторами связи был высказан ряд конструктивных предложений и замечаний. Мы предложили операторам изложить в письменном виде замечания по наиболее существенным из затронутых ими вопросов, чтобы учесть их в дальнейшей работе. Эти предложения анализируются и обобщаются рабочей группой. На следующей неделе мы планируем провести еще одно ее совещание с тем, чтобы рассмотреть предложенные поправки.
ВС: До начала 2005 г. остается не так уж много времени. Есть надежда, что успеете “утрясти” и утвердить эти документы?
Л.Т.: В соответствии с решением Правительства министерство обязано внести все эти документы в IV квартале с тем, чтобы они были утверждены до Нового года. И мы действительно планируем начать работу с 1 января 2005 г. Думаю, что начало работы, вернее ее первый этап — подготовка конкурсных документов и проведение конкурсов на оказание УУС, начнется в заданные сроки.
ВС: Согласованы ли с Минфином регламенты формирования и расходования средств резерва УУС?
Л.Т.: Согласование с Минфином финансовых механизмов работы резерва универсального обслуживания (РУО) является одним из основных вопросов. Вы, наверное, заметили, что в разработанных проектах документов отчисления операторов в РУО не являются налоговыми платежами, а средства резерва — бюджетными средствами. Мы считаем, что это будет способствовать более эффективному использованию средств РУО, и оптимальность такого подхода подтверждена мировой практикой. Вместе с тем, дабы устранить саму возможность нецелевого использования средств РУО, предлагается аккумулировать отчисления операторов связи в федеральном казначействе на специальном счете Федерального агентства связи (Россвязь).
Однако пока Минфин занимает несколько иную позицию. Он включил в бюджетную классификацию на 2005 г. эти деньги как один из видов доходов бюджета. Там они прописаны как “средства от отчисления операторов связи общего пользования в резерв универсального обслуживания”. Сегодня Министерство активно работает с Госдумой чтобы “снять” эту строку в предложенной бюджетной классификации.
ВС: С какими другими ведомствами еще есть нестыковки, которые придется “снимать“?
Л.Т.: Кроме Минфина, проекты постановлений направлены в Минэкономразвития, Федеральную антимонопольную службу и Федеральную службу по тарифам. Мы пока ждем их официальной реакции. Может, конечно, возникнуть вопрос о передаче регулирования тарифов на УУС в Федеральную службу по тарифам. Но тут, мы надеемся, победит наша точка зрения, ведь в законе “О связи” четко указано “порядок регулирования тарифов на универсальные услуги связи определяется Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти в области связи”.
Следует отметить, что тарифы УУС должны быть составной частью конкурсной документации, которую готовит Россвязь. В противном случае, у операторов не будет достаточно информации, чтобы принять участие в конкурсе.
ВС: Как можно оценить готовность самого Министерства, службы надзора и Россвязи к реализации всех механизмов УУС? Достаточна ли она, чтобы начать работу с 1 января?
Л.Т.: Действительно запустить в действие все эти механизмы — большая работа. И мы эту подготовительную работу ведем вне зависимости от степени готовности нормативных документов. Здесь особенно много предстоит сделать Россвязи, чтобы организовать работу конкурсных комиссий, заключение договоров с отобранными операторами УУС, контроль и экспертизу документов на возмещение убытков от их предоставления, ведение реестра операторов УУС, выплату им компенсаций и т. п.
Да и самому Министерству, как органу, осуществляющему нормативно-правовое регулирование в сфере связи, еще необходимо подготовить обязательные требования по созданию и эксплуатации сетей универсальных таксофонов и пунктов коллективного доступа, а также критерии определения количества таксофонов, используемых в регионе для оказания УУС. Необходимо также утвердить положение по раздельному учету операторами затрат и доходов от предоставления услуг связи.
Вопросов много, но у нас и после 1 января будет время, чтобы завершить формирование всех необходимых инструментов. Как я уже говорила, в начале года на первом этапе реализации УУС основные усилия будут сосредоточены на конкурсных процедурах (подготовка конкурсной документации, объявление и проведение первых конкурсов). Естественно, что они не охватят сразу всю территорию страны. Второе существенное направление этого этапа — это организация с 1 января платежей операторов в УРО и контроля за ними.
К тому же само предоставление УУС с января не начнется. После конкурсов операторам еще предстоит заключить договор, получить лицензию, а только затем начать реализацию самого проекта — закупить необходимое оборудование, построить соответствующую инфраструктуру сети, реализовать организационные процедуры по оказанию УСС и т. п. Сам же процесс возмещения убытков операторам УУС стартует в лучшем случае через полгода после начала предоставления услуг.
Так что у нас еще есть немного времени для подготовки. Главное его правильно использовать.
ВС: Сколько же средств министерство рассчитывает собрать в РУО?
Л.Т.: По нашим оценкам, это примерно 5 — 7 млрд. руб. Вообще подсчитать объемы поступления и расходования средств уже сегодня очень сложно. Надо запустить сам механизм, понять насколько эффективно он будет функционировать, насколько полно и своевременно операторы будут производить платежи, какова будет корреляция темпов сбора и расходования средств РУО. После этого можно будет говорить об оптимизации сметы резерва по доходам и расходам средств и возможности снижения процента отчислений с доходов операторов.
ВС: В проекте положения указано, что операторы сети общего пользования обязаны ежеквартально отчислять на специальный счет РУО отчисления в размере 2 % от разности между выручкой от оказанных услуг связи и выручкой от оказания услуг присоединения и пропуска трафика. Не получится ли так, что такие крупные операторы как Ростелеком, Транстелеком, ММТ и др., которые имеют значительные доходы от услуг присоединения и взаимодействия, будут платить значительно меньшую долю своих доходов?
Л.Т.: Основным принципом при взимании этих платежей является недискриминация прежде всего пользователей услуг связи. То есть с каждого рубля или, грубо говоря, доллара (если вызов в Россию из США) тарифного соединения абоненты должны платить одинаковый процент. В конечном счете — это требование ВТО.
ВС: Если победит Ваша точка зрения, и платежи в РУО не будут иметь статус отчислений в бюджет, на какую строку (счет) их придется отнести бухгалтеру, чтобы с соблюдением всех требований налоговой службы они не подпали под налогообложение?
Л.Т.: Бухгалтеры у большинства нищих операторов связи достаточно грамотные и могут сами определить эти счета и проводки. Но, возможно, Вы правы, чтобы эти операции выполнялись единообразным способом, необходимо получить соответствующее разъяснение органов, устанавливающих правила ведения бухгалтерского учета.
ВС: Есть еще один вопрос, связанный с функционированием РУО. Предполагается, что платежи в резерв будут ежеквартальными, а платежи из него в пользу операторов УУС производиться раз в полугодие. К тому же средства РУО всю первую половину следующего года будут просто “лежать” в казначействе. Значит, будут потери на инфляцию. Предполагаются ли какие-то механизмы компенсации инфляционных потерь, связанные с этими задержками?
Л.Т.: Действительно к деньгам, лежащим в казначействе, обычно не применяются такие механизмы, как их вложение в ценные бумаги или кредитование за их счет. Они не могут быть использованы для “коммерческих” операций. В этом смысле определенные потери неизбежны. Для уменьшения их можно рассмотреть вариант, когда сроки платежей в РУО и возмещения убытков из него были бы согласованы так, чтобы задержки средств были минимальны.
ВС: Предусматривается, что контроль за платежами в РУО, которые станут не бюджетными, будет осуществлять Россвязьнадзор. Что именно он будет контролировать? Какие меры воздействия предусмотрены сегодня для тех операторов, которые будут нарушать требования по совершению платежей в РУО (сроки, размер платежей и т. п.)?
Л.Т.: Вообще Россвязьнадзор контролирует соблюдение операторами лицензионных условий. Действительно, сегодня в них конкретно не указано, что оператор должен отчислять в РУО ежеквартальные платежи. Однако, обычным требованием любой лицензии является соблюдение оператором законов, норм и правил, действующих в отрасли. В этом смысле, контроль уже вполне возможен, да и санкции вполне понятны — вплоть до отзыва лицензии. Тут вопрос только в том, чтобы Россвязьнадзор наладил постоянный ежеквартальный мониторинг этих процессов. И этот механизм еще придется отлаживать. А вот взыскивать с компании неуплаченные в РУО средства придется через суд.
ВС: Обратимся теперь к тому, какие затраты оператор может учесть при расчете убытков от предоставления УУС. Если от даты заключения договора с оператором УУС до первого платежа из РУО по возмещению убытков может пройти год, может ли оператор включить в свои расходы плату за кредит? А затраты по выпуску карт оплаты, по обеспечению информационно-методической поддержки пользователей на пунктах коллективного доступа, или затраты, потраченные на организацию раздельного учета?
Л.Т.: В наших документах нет ограничительного перечня расходов, которые могут быть учтены оператором при подсчете убытков от предоставления УУС. Все эти и другие затраты оператор может включать в состав своих предполагаемых расходов, исходя из конкретной обстановки. Тут нет ограничений. Следует только иметь в виду, что чем больше будут расходы, тем больше будут и убытки, тем больше требования по их компенсации и тем меньше, при прочих равных условиях, вероятность, что оператор выиграет конкурс на право предоставления УУС.
ВС: Каким образом будут определяться муниципальные образования, в которых необходимо вводить универсальные услуги? Будут ли они вводиться, например, в Москве, где вполне достаточная плотность таксофонов, да и мест коллективного доступа в Интернет?
Л.Т.: Закон предусматривает, что они будут вводиться повсеместно. В этом и есть смысл универсальных услуг. Весь вопрос только в очередности конкурсов на их предоставление, при определении которой, может быть, и будет учитываться плотность таксофонов в регионе.
ВС: Доступность определяется не только технической возможностью, но и тарифами. Не может случиться так, что тарифы на таксофоны и в пунктах коллективного доступа, обслуживающих УУС, будут повышенными?
Л.Т.: Возьмем для примера тарифы на таксофон. Обычно они составляют где-то 150 % от средневзвешенных тарифов на аналогичные телефонные услуги. Порядок регулирования тарифов на УУС устанавливает для них повышающий коэффициент всего 1,25 по сравнению со средневзвешенными тарифами. То есть они будут на 20 % меньше, чем действующие в данном регионе тарифы на аналогичные услуги телефонной связи (местной, внутризоновой, междугородной, международной). Именно эта цифра применительно к конкретному муниципальному образованию (лоту) будет рассчитана и объявлена в конкурсных условиях. Она же будет утверждена Россвязью для той компании, которая получит статус оператора универсального обслуживания, и не позднее 30 дней с момента приобретения этого статуса.
ВС: Кстати о статусе. С какого момента оператор приобретает его? Что первично — договор с оператором, который заключит с ним Россвязь, или лицензия, которую выдаст ему Россвязьнадзор? Требуется ли ему после победы на конкурсе запрашивать лицензию и вновь подавать те же документы, что и на конкурс?
Л.Т.: Да нет, конечно! Выигравшему конкурс оператору не придется вновь формировать пакет необходимых документов. Он должен только подать заявление в Россвязьнадзор и получит такую лицензию автоматически. Одновременно Россвязь оформит с ним и договор на оказание УУС. Выходит, для приобретения статуса оператора УУС ему нужно иметь оба документа.
ВС: Есть ли сегодня точные данные о количестве нетелефонизированных поселений?
Л.Т.: У нас есть несколько источников, которые считали эту цифру в разное время. Кроме того, со временем они постоянно меняются — где-то перестало существовать поселение, а где-то оно уже телефонизировано. Естественно, что их цифры отличаются, но различия эти незначительные — от 46 до 47 тыс. поселений.
ВС: Может ли оператор УУС прекратить их предоставление, если он установлен решением Правительства?
Л.Т.: Оператор, заключивший договор, может в соответствии с ним разорвать отношения с Россвязью. А вот назначенный по представлению Министерства решением Правительства — нет. Таково требование закона.
ВС: Большое спасибо.
Вестник связи №11 2004