1-е чтение
ЗАЯВЛЕНИЕ АКТР в связи с внесением в Государственную Думу РФ законопроекта № 553473-6 О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О рекламе» Ассоциация кабельного телевидения России (АКТР), объединяющая основных российских операторов кабельного и спутникового телевидения, а также вещателей телеканалов, всячески поддерживает интерес членов Государственной Думы к вопросам регулирования рынка эфирного и кабельного телевидения. Деятельность кабельных операторов регулируется несколькими отраслями законодательства – о связи, о средствах массовой информации и об интеллектуальной собственности. Несмотря на многочисленные поправки последних лет, к сожалению, законы о связи, о средствах массовой информации и подзаконные акты до сих пор содержат существенные пробелы и противоречия, создающие риски для всех участников медийного рынка: операторов связи, распространителей, вещателей, правообладателей. Унификация всех трех отраслей законодательства представляется весьма важной задачей. К сожалению, на практике происходит так, что новые законодательные инициативы подчас разрабатываются без достаточного понимания всех особенностей регулирования и функционирования рынка многопрограммного телевидения. В результате вместо того, чтобы стать более понятной, система регулирования рынка еще больше запутывается и риски его участников только увеличиваются.
Именно такой характер носит пакет поправок к закону "О рекламе", внесенный во вторник лидером Российской партии пенсионеров за справедливость Игорем Зотовым. В соответствии с этими поправками предлагается запретить распространение рекламы на каналах платного телевидения. Данный законопроект не прошел никого обсуждения в профессиональном сообществе и содержит положения, не учитывающие ни систему нормативно-правового регулирования отрасли, ни условий его функционирования.
1. Прежде всего российское законодательство не определяет понятия платного телевидения. Более того, в существующем правовом поле определить это весьма непросто. Любые критерии лишь кажутся понятными и простыми, но в действительности рынок многообразен и никакие простые определения не подходят. В качестве критерия нельзя использовать факт оплаты услуги абонентом, поскольку абонент оплачивает услугу связи для получения любых каналов, в том числе бесплатных. Не подходит в качестве критерия и факт кодирования, поскольку сами каналы ничего не кодируют. Кодируют или не кодируют операторы кабельного и спутникового телевидения, причем один и тот же канал в одних сетях может распространяться в зашифрованном виде, а в других - в открытом. Не подходит и факт получения телеканалом лицензионных отчислений, поскольку закон не запрещает это и для эфирных каналов, считающихся бесплатными, а также потому, что существует немало каналов, которые, по сути, являются платными, но никаких лицензионных отчислений не получают.
2. Запрет на распространение рекламы на платных телеканалах будет иметь самые негативные последствия для конечного потребителя, поскольку вынудит вещателей существенно увеличить размеры лицензионных отчислений, что, в конечном итоге, приведет к существенному удорожанию услуги доступа ко всем каналам телевизионного вещания, включая так называемые бесплатные. Нельзя считать убедительным и утверждение о том, что наличием рекламы на телеканалах платного телевидения недовольны телезрители. Им предлагается так много каналов, что они всегда могут найти программы, отвечающие их вкусу, в том числе не содержащие рекламу.
3. Не соответствует действительности и утверждение о неравных условиях работы эфирных и неэфирных каналов. Наличие канала в эфире гарантирует ему самое широкое распространение и самые высокие доходы от рекламы. Именно поэтому телеканалы так стремятся попасть в эфир, несмотря на высокую стоимость услуг связи. Кабельные каналы имеют меньшее распространение и их доходы от распространения рекламы несопоставимы с доходами эфирных вещателей.
4. Как правило, каналы платного телевидения используют рекламодатели, которые не в состоянии оплачивать дорогое рекламное время на эфирных каналах. Реклама на каналах платного телевидения – это не столько перераспределение существующего рекламного рынка, сколько формирование нового. Поэтому закон ударит и по мелким и средним рекламодателям, которые потеряют телевидение как среду распространения рекламной информации.
5. Разрушительным закон окажется и для российских производителей тематического неэфирного телевидения, которые планируют компенсировать ограниченность рынка распространения дополнительными доходами от распространения рекламы. В более выгодной ситуации окажутся зарубежные телеканалы, для которых предлагаемое ограничение несущественно повлияет на структуру доходов благодаря огромному международному рынку распространения.
6. Не смогут продолжать свою деятельность и российские местные и региональные телеканалы, которые после завершения перехода на цифровое эфирное вещание имеют единственную возможность распространения – по кабельным сетям. Тот факт, что они не будут распространяться в эфире, не делает их платными.
АКТР считает невозможным принятие закона, регулирующего распространение рекламы на каналах платного телевидения без предварительного всестороннего обсуждения законопроекта в профессиональном сообществе, и увязки этого законопроекта с положениями других законов, регулирующих медийную отрасль.
Источник :
АКТРДата публикации : 26.06.2014