№ 26110-ОФ/Д26и от 23 октября 2014 г.
Об оценке регулирующего воздействия проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям электросвязи и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям электросвязи и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 17 декабря 2012 г. № 1318 (далее – Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям электросвязи
и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – проект акта и Правила, соответственно), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минкомсвязью России (далее – разработчик).
Проект акта направлен на упорядочение общественных отношений в сфере жилищного строительства при подключении к сетям электросвязи.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее – сводный отчет) выявлено, что Правила проведения оценки регулирующего воздействия разработчиком соблюдены.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в период с 25 мая 2014 г. по 10 июня 2014 г., а также проекта акта
и сводного отчета в период с 10 июня 2014 г. по 9 августа 2014 г.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу:
http://regulation.gov.ru/project/14497.html.
По итогам публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета
и рассмотрения поступивших замечаний и предложений (далее – сводка предложений), разработчиком принято решение о частичной доработке
проекта акта.
Редакция проекта акта, направленная в Минэкономразвития России письмом от 24 сентября 2014 г. № ДА-П12-17276, учитывает ряд поступивших замечаний
и предложений.
Согласно позиции разработчика и субъектов предпринимательской деятельности, представленных в сводном отчете, отсутствие в настоящее время единого порядка подключения многоквартирных домов к сетям электросвязи, в том числе порядка выдачи и исполнения технических условий, является фактором, затрудняющим практическую возможность осуществления таких подключений.
Также следует отметить, что даже при наличии потребности в подключении в ряде случаев отсутствие в домах технологической инфраструктуры, необходимой для размещения сетей связи, не позволяет осуществить подключение и оказание услуг связи потребителям таких услуг.
Минэкономразвития России концептуально поддерживается целесообразность упорядочения общественных отношений, связанных с подключением сетей электросвязи к строящимся или реконструируемым объектам жилищного строительства, как это предлагается проектом акта.
Вместе с тем необходимо отметить следующее.
Сетью связи в редакции пункта 24 статьи 2 Федерального закона
от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи) признается технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи. Электросвязью в редакции пункта 35 статьи 2 Закона о связи признаются любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г.
№ 1047-р утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Указанный перечень включает в себя Строительные нормы и правила «СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные» (далее – СНиП 31-01-2003).
В соответствии с пунктом 4.6 СНиП 31-01-2003 в жилых зданиях следует предусматривать электроосвещение, силовое электрооборудование, телефонизацию, радиофикацию, телевизионные антенны и звонковую сигнализацию, а также автоматическую пожарную сигнализацию, системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, лифтами для транспортирования пожарных подразделений и средства спасения людей в соответствии с требованиями нормативных документов.
В отсутствие документов о надлежащим образом проведенных работах по оснащению здания указанной инфраструктурой оно не может быть принято приемочной комиссией в эксплуатацию.
Вместе с тем, проектируемые обязательные требования к процедуре подключения объектов капитального строительства к сетям электросвязи фактически будут иметь ограниченный характер обязательного применения для застройщика, а именно, при обязательном подключении к сетям электросвязи
в части телефонизации, радиофикации, телевизионных антенн и звонковой сигнализации.
Во всех иных случаях подключение к сетям электросвязи и соответственно подготовка необходимой технологической инфраструктуры будут производиться застройщиком добровольно, несмотря на то, что и в этом случае проектируемые требования к процедуре подключения будут обязательны для застройщика.
В этой связи необходимо отметить следующее.
1. В соответствие с пунктом 1.4 сводного отчета одной из проблем, на решение которой направлен предлагаемый проектом акта способ регулирования, является отсутствие подключения многоквартирных домов к основным необходимым жильцам сетям электросвязи (передачи данных, проводного вещания, телефонной связи).
Вместе с тем, как было указано выше, действующим законодательством не предусмотрено отнесение сетей передачи данных к обязательной категории объектов, которые следует предусматривать в жилых зданиях.
Необходимо также отметить, что предлагаемым регулированием не предусмотрено внесение изменений в СНиП 31-01-2003. То есть, предлагаемое проектом акта регулирование не предусматривает изменения установленного перечня обязательных объектов в жилых зданиях.
Таким образом, регулирование, предлагаемое проектом акта, не решает одну из заявленных разработчиком проблем.
2. Пунктом 1 Правил предусмотрено, что проектируемые требования не распространяются на объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи).
Несмотря на то, что указанная формулировка уже применяется в пункте 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, о не распространении требований о подготовке проектной документации на такие строения, содержательно не ясна целесообразность распространения правоотношений, предусмотренных проектом акта, на отношения добровольного подключения к сетям электросвязи отдельно стоящих домов с числом этажей более чем три, предназначенных для проживания одной семьи. Имея в виду в этом случае возможность упрощенного порядка для заявителя (собственника или застройщика) подключения к сетям электросвязи.
3. Кроме того отмечаем, что термин «отдельно стоящие дома» не достаточно четко определен законодательством в настоящее время. Не ясно, могут ли рассматриваться как отдельно стоящие дома, например, дома на городской улице, не имеющие смежных стен. В таком случае Правила, вероятно, не будут на них распространяться. Вместе с тем на такие же дома на соседней городской улице, имеющие при плотной городской застройке смежные стены, проектируемое регулирование может быть распространено.
Дополнительно отмечаем, что действующим законодательством не определено понятие семьи. То есть, определение объектов жилищного строительства, на которые будут распространяться (не распространяться) проектируемые требования, также может быть затруднено.
Таким образом, примененная разработчиком терминология может стать фактором, затрудняющим правоприменение предлагаемого регулирования,
и стимулировать рост количества судебных исков, фактически, безосновательно загружая судебную систему Российской Федерации.
4. Также отмечаем наличие юридико-технических замечаний по проекту акта, например, в абзаце 1 пункта 9 Правил слово «заявитель» употреблено
не в надлежащих падежах.
Учитывая изложенное, на основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком
в сводном отчете, Минэкономразвития России не может быть сделан вывод
о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
Таким образом, по результатам проведенной оценки регулирующего воздействия в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
О.В. Фомичев
Если хочешь стать оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай.
(с) А. П. Чехов
Чем дальше общество отдаляется от правды, тем больше оно ненавидит тех, кто её говорит.
(с) Джордж Оруэлл