Но для самих автотранспортных предприятий, для которых и предназначены, в первую очередь, данные предложения, ситуация с контролем расхода топлива такой очевидной и разрешенной вовсе не представляется.
В необходимости вести на предприятии учет расхода топлива никто не сомневается, однако как это сделать? Какие для этого потребуются технические средства, а также - какие нужно предпринять организационные мероприятия.
Рассматривать в этом контексте какую-либо систему с технической стороны будет неверно. Здесь нужно рассматривать задачи, которые призвана решать подобная система. Только таким образом можно выработать к системе определенные требования, а только потом выбирать конкретную модель.
Например, если основной задачей будет являться мониторинг транспортных средств, то конкретное воплощение системы реализовано будет с помощью системы трекеров GPS/GSM. А когда будет известно месторасположение транспортного средства, то в полной мере можно усовершенствовать и вопросы безопасности или диспетчеризации.
Если необходимо реализовать за работой водителей и транспортных средств технический контроль, то автомобили и механизмы необходимо будет дополнительно оборудовать соответствующими датчиками, а также средствами передачи и сохранения данных.
Если необходим только контроль расхода топлива, то для решения данной задачи необходимо будет иметь методику по сбору данных по топливу и, возможно, компьютер. Что касается компьютера, то в обосновании он не требуется. Поскольку в настоящее время проблем с ними нет, активней их нужно использовать. Также и с программами, ориентированными на учет расхода топлива, проблем в наше время также нет. Да и специального образования для работы с ними также не требуется.
Самая главная проблема заключается в получении достоверных сведений о пробеге машины и данных по расходу топлива. Получить сведения о пробеге можно с показаний одометра, а вот определить расход топлива нужно с помощью топливомера. Самостоятельно данные эти получить особого труда не составляет, остается только занести их в компьютер. Данная методика понятна и доступна каждому предприятию и заставляет решать следующие задачи:
измерение в баке остатка топлива;
измерение в баке уровня топлива при выезде на линию и по возвращению;
измерение на заправке объема топлива;
измерение эксплуатационного (фактического) расхода топлива;
выявление расхода топлива на конкретном отрезке дороги;
выявление махинаций с топливом;
сравнение фактического и расчетного расхода топлива;
и другие.
Однако следует отметить, что это нужно делать постоянно и с уверенностью в показателях, что превращается в огромный вопрос, как только вы наняли водителе на работу – далеко не все водители будут писать правдивые данные в путевой лист.
На помощь приходит установка автоматизированных систем контроля. Причем, сама установка датчиков автоматически решить вопросы контроля топлива не может, как многие считают. В реальности возникает масса ситуаций, когда показания датчиков буквально трактоваться не могут при принятии того либо иного решения. И в подобном случае без человека не обойтись. Кроме этого, любые системы по мониторингу и контролю расхода топлива являются информационными и позволяют только получать информацию по конкретному автомобилю, заправке и т.д. И данная информация при принятии решения анализируется все равно человеком.
При помощи подобных систем можно эффективно бороться с махинациями, проводимыми с топливом. Если на предприятии такая система внедряется, то большинство недобросовестных водителей самостоятельно увольняются. И причина не в том, что осуществляется спутниковый контроль за передвижением. При заправке топливом, данные о заправке вводятся в компьютер, который автоматически определяет, сколько было заправлено и какой должен быть остаток в баке по возвращению с линии. Поэтому легко вычислить, что фактически водителем залито топлива было гораздо меньше, чем отражено в документах (чеке, путевом листе).
А дальше в игру вступает бухгалтерия, где проверенные данные из путевых листов отражаются в учете. Вопросов здесь также немало: то экономия, то перерасход. Опять же, хорошая система по контролю топлива, сможет вас убедить о разном расходе в пробке и на трассе, а вот бухгалтеру это лишняя работа. Поэтому на сегодняшний день активно ведется разработка систем автоматизированного не только контроля за транспортом и расходом топлива, но также и автоматизация бизнес-процессов и документооборота компаний, в частности – отчеты по топливным картам.