Принятие новых правил приурочено к разработке закона «О защите конкуренции», который в мае должен быть внесен в правительство. «Старые правила, выпущенные почти 10 лет назад, уже устарели, а после принятия КоАП они вступили в противоречие с отдельными положениями административного законодательства, в частности, по вопросу об отказе в возбуждении дела по признакам антимонопольного нарушения»,- пояснил «Бизнесу» эксперт «ОПОРЫ России» Алексей Абрамов.
Новые правила устанавливают организационные и правовые основы рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства. Поводом для возбуждения дела станут заявления организаций и физических лиц о фактах нарушения закона.
Заявитель обязан будет описать правонарушение и представить доказательную базу: ссылки на законы или нормативно-правовые акты. Если антимонопольное ведомство поддержит заявителя, то оно должно будет создать специальную комиссию по рассмотрению дела, после чего в течение пяти дней выпустить соответствующее определение.
Как сообщила «Бизнесу» замначальника управления и начальник отдела антимонопольного контроля деятельности органов власти правового управления ФАС Наталья Сорокина, из новых положений можно выделить возможность антимонопольных органов выдавать предписание об устранении нарушения не одновременно с вынесением решения, а спустя три месяца. «Это право может быть применено в отдельных случаях, например, когда сразу невозможно установить размер дохода, полученного нарушителем»,- отметила Сорокина.
У антимонопольного ведомства сохраняется право начать рассматривать дела и по собственной инициативе на основании результатов проведенных им проверок. «ФАС может самостоятельно возбуждать дела в неограниченных пределах. Указание на результаты проведенных проверок является лишь детализацией, которая не исчерпывает всех возможных случаев. Аналогичный подход к компетенции антимонопольного органа существовал и в старых правилах»,- говорит Алексей Абрамов.
По мнению экспертов, принятие новых правил не прояснило мотивацию отказа ФАС в рассмотрении дела. До сих пор непонятно, по каким причинам ФАС может отказать заявителю. В правилах указано лишь, что ФАС должна сообщить об отказе в течение месяца с момента поступления заявления. «В правилах не оговаривается, что при отказе в возбуждении дела должно выноситься мотивированное определение, как это предписывает статья 28.1 КоАП»,- отмечает Абрамов.
На практике, как говорит Наталья Сорокина, ФАС, как правило, отказывает в рассмотрении дела по двум причинам: либо дело находится не в компетенции антимонопольных органов, либо отсутствуют документальные доказательства, подтверждающие факт правонарушения.
Бизнес
11 мая 2005