Рынок карт оплаты услуг связи

Обсуждение вопросов не вошедших в предыдущие разделы.
Операторы - расскажите о возникающих проблемах.
Связной (С)
Форумчанин
 
Сообщения:
18674
Изображения: 39
Зарегистрирован:
21 апр 2005
Откуда:
Мыс Шмидта

Благодарил (а): 663 раз.
Поблагодарили: 751 раз.

Рынок карт оплаты услуг связи

Сообщение:#1  Сообщение Связной (С) » Вт 14 июн, 2005 15:41 »

Радужные перспективы рынка карточной телефонии в Москве и Петербурге до недавнего времени ни у кого не вызывали сомнений. Ведь у пользователей этой услуги была лишь одна альтернатива - дорогие звонки через "8". Грядущая демонополизация рынка дальней связи грозит перевернуть рынок телефонных карт с ног на голову. И, хотя полное исчезновение с рынка телефонным картам не грозит, он рискует сократиться как минимум на четверть.

Сегодня на рынке работает более сотни компаний, выпускающих собственные карточные продукты, и их число постоянно растет. По данным исследовательской компании iKS-Consulting, объем рынка IP-телефонии в России увеличился в 2004 году на 45% по сравнению с 2003 годом и достиг $160 млн, причем доля Москвы в общих доходах рынка составляет около 50%. Доля карточной телефонии в Москве заметно превосходит половину рынка IP-телефонии. "В Петербурге, по нашим оценкам, рынок развивается еще более высокими темпами", - сообщил "Стандарту" генеральный директор "Зебры Телеком" Виктор Каледин. Он убежден, что высокая динамика роста рынка сохранится и в 2005 году.

"В Москве основные продажи карт телефонии сосредоточены в руках нескольких ведущих компаний, таких, как "Зебра Телеком", "Центральный Телеграф", "МТУ-Интел". В Петербурге же рынок карточных продуктов менее структурирован и более доступен для новых игроков", - считает Виктор Каледин.
"Большое количество игроков на рынке карточной телефонии в Петербурге и в Москве связано с относительно низким порогом вхождения на этот рынок, даже по сравнению с бизнесом dial-up", - уверена PR-менеджер "ПетерСтара" Алина Карпиченко.
По оценке директора по маркетингу столичной компании "Комстар Объединенные Телесистемы" ("Комстар") Дмитрия Дронова, оборот московского рынка карточной телефонии составляет приблизительно $10 млн в месяц, или около $120 млн в год. При этом его рост, до настоящего момента, составлял примерно 50% в год.

"Рынок телефонных карт чрезвычайно фрагментирован. Конкуренция на нем в последнее время ожесточилась прежде всего потому, что себестоимость предоставления услуг для разных операторов связи практически сравнялась", - считает Дмитрий Дронов. Он отмечает, что поставщики услуги все чаще ориентируются на определенные группы потребителей. В результате продукты, потребляемые этой категорией пользователей, занимают более прочные позиции.
Тем временем, директор по продажам и маркетингу компании "Арктел" Дмитрий Ронин отмечает, что карточная телефония перестала быть "локомотивом" бизнеса оператора. Даже несмотря на то, что пять лет назад бизнес столичного оператора начинался именно с предоставления услуг по телефонным картам. "Темпы роста карточного рынка даже в Москве отнюдь не впечатляют, однако трафик растет стабильно и равномерно по всем трем основным направлениям - России, странам СНГ и дальнему зарубежью", - говорит Дмитрий Ронин.

Непрозрачный рынок

Продажа телефонных карт позволяет операторам получить неплохой доход. По итогам 2004 года оборот компании "Зебра Телеком" достиг $22 млн, причем доля карточных продуктов в обороте компании составляет чуть более половины. В общей сложности "Зебра Телеком" ежемесячно эмитирует более 200 тыс. карт различных номиналов для Москвы и Петербурга. В "ПетерСтаре" информацию по продажам телефонных карт рассматривают как коммерческую. "Можно лишь сказать, что продаем мы несколько десятков тысяч карт ежемесячно", - сообщила Алина Карпиченко. Однако при этом она добавила, что телефонные карты для компании "ПетерСтар", скорее, дополнительная услуга. Доля этих услуг в общей выручке не превышает 1%.

Все карточные операторы постоянно исследуют рынок, однако специалисты "Арктела" называют его весьма непрозрачным. С этим мнением солидарен и аналитик исследовательской компании J'son & Partners Борис Овчинников, по словам которого все цифры по рынку обычно сильно занижены или приблизительны. "Это связано с тем, что карточный рынок очень сложный и "серый". Стоить отметить, что под словом "серый" подразумевается то, что практически все компании, работающие на этом рынке, не афишируют объемы своих доходов и продаж", - говорит Борис Овчинников. По его мнению, это происходит не потому, что операторы хотят вывести деньги из под налогообложения, а из-за нежелания ставить регулятора в известность об истинных размерах рынка.

Приблизительно оценить объемы продаж карточного оператора можно по дилерской сети, которая играет одну из главных ролей в продвижении этого бизнеса. Дилерская сеть "ПетерСтар" насчитывает около 2,5 тыс. точек продаж. Карты "Зебра Телеком" в Москве можно приобрести более чем в 5 тыс. точках продаж. "Это структурированная сеть, основу которой составляют несколько специализированных компаний, профессионально занимающихся дистрибуцией телекоммуникационных карт различных операторов. В их задачу входит поставка карт в широкую розничную сеть и работа по обслуживанию небольших дилеров - ведение договорной базы, бухгалтерская отчетность", - рассказал Виктор Каледин. Кроме того, в отдел по продаже предоплаченных карт "Зебра Телеком" как в Москве, так и в Петербурге входит подразделение торговых представителей. В его задачу входит мониторинг дилерской сети, изучение предпочтений покупателей карт, работа с продавцами, мерчандайзинг, проведение маркетинговых акций. В Петербурге количество дилеров, с которыми непосредственно работает отдел продаж "Зебра Телеком", значительно выше. "Это связано с отсутствием так называемых компаний-дистрибьюторов, хотя рынок северной столицы полностью созрел для появления таких специализированных структур", - поясняет Каледин.

Приехал - позвонил

Пользовательскую аудиторию телефонных карт можно разделить на две части: пользователи, которые видят в картах средство снижения своих затрат, - для них фактор цены имеет определяющее значение; и те пользователи, которые при условии относительно конкурентных тарифов отдают предпочтение продукту, предлагающему дополнительный сервис. "Для второй категории клиентов вопрос цены на соединения не столь значителен, и в случае, если функциональность карточной платформы устраивает потребителя, он становится более лояльным к компании. Что характерно, постепенно акценты в работе и операторов, и потребителей смещаются в сторону сервиса с добавленной стоимостью. Поэтому вторая категория потребителей начинает превалировать", - говорит Дмитрий Дронов.

Любопытно, что, по данным "Арктела", телефонными картами в Москве пользуются преимущественно приезжие, а большую часть покупателей - 58% - составляют женщины. "Видимо, женщины в большей степени общительны и экономны, нежели мужчины", - предположил Дмитрий Ронин. Согласно исследованию "Арктела", почти половина - 49% покупателей телефонных карт в Москве - могут похвастаться средним образованием, 39% получили высшее образование, а 10% не удалось завершить этот процесс. Лишь 2% пользователей телефонных карт имеют неполное среднее образование.

Значительную долю среди покупателей телефонных карт в Москве и Петербурге составляют приезжие и гастарбайтеры. Памятуя об этой особенности своего бизнеса, некоторые операторы стараются соответствующим образом выстроить маркетинговую стратегию. Так, столичный оператор IP-телефонии "Манго Телеком" уже больше года реализует в Москве и Петербурге карточки номиналом $5 и $10 под общим лозунгом "Позвони на Родину!". Оператор выпускает карточки на украинском, грузинском, азербайджанском, армянском, узбекском, вьетнамском, китайском и русском языках. Помимо русских, наибольшим спросом в Москве пользуются вьетнамские и грузинские карточки. В Петербурге сейчас лучше всего идут китайские. По данным петербургского представительства "Манго Телеком", прочие национальные меньшинства в северной столице более склонны покупать карточки на русском.
Основным препятствием росту продаж телефонных карточек Дмитрий Ронин называет общую непросвещенность российского населения, которое даже в Москве не отчетливо представляет, зачем и для чего они нужны. "Эффективным способом продвижения сегодня мне представляется синергическое объединение усилий ведущих операторов в просветительских акциях, нацеленных на популяризацию телефонных карт", - мечтает Дмитрий Ронин. Однако до сих пор таких примеров рынок не знал.

Немного адреналина

Грядущая демонополизация рынка дальней связи внесет смуту в размеренную доселе жизнь карточных операторов. Кроме необходимости заключить соглашение с владельцем лицензии на дальнюю связь, операторы столкнутся с дополнительной проблемой. Ведь появление на рынке нескольких операторов дальней связи и их конкуренция между собой означает снижение цен на международные и междугородные звонки. Вполне возможно, что с приходом на рынок нескольких игроков дальней связи телефонные карты потеряют свою привлекательность для абонента, который, выбрав нужного для себя оператора, сможет получить услугу телефонии по приемлемой цене, не выходя из дома за карточкой.

"В результате рынок карточной телефонии уменьшится как минимум на четверть", - прогнозирует Дмитрий Дронов. Тем не менее он уверен, что демонополизация рынка дальней связи не сможет подкосить сам рынок телефонных карт. Ведь спрос на телефонные карточки будет зависеть от тарифов, которые установят операторы дальней связи. "Телефонным картам будет угрожать опасность лишь в том случае, если разница в этих тарифах будет составлять 10-15%. Тогда основная масса населения, которой эта разница покажется несущественной, предпочтет традиционную телефонию карточной. Если же тарифы операторов дальней связи будут превышать тарифы операторов карточной телефонии более чем на 15%, то население будет искать возможность сэкономить, а значит, сделает выбор в пользу телефонных карт", - сообщил Дмитрий Дронов.

Полное исчезновение с рынка телефонным картам не грозит, поскольку предоплаченные карты - удобный инструмент по работе с конечным потребителем. "Мы видим подтверждение этому на опыте сотовых компаний. Ведь при возможности широкого применения кредитной системы наибольшую долю продаж этих компаний все же составляют pre-paid продукты", - говорит Виктор Каледин. Он также подчеркивает, что, оказывая клиенту услугу связи в кредит, оператор неминуемо столкнется с проблемой неоплаты счетов. "Хочу отметить, что юридически местная ГТС не имеет права отключить телефон абонента за неоплату услуг дальней связи, если он регулярно вносит абонентскую плату за пользование городским номером. В случае неоплаты междугородных переговоров оператор дальней связи сможет отключить только доступ к своим услугам и передать дело в суд. При этом у абонента останется возможность воспользоваться услугами других операторов дальней связи, набрав другую цифру доступа", - говорит Виктор Каледин.
"После проведения демонополизации телефонные карты не исчезнут. Ведь основными их потребителями были и будут приезжие, гастарбайтеры - то есть люди, у которых нет возможности позвонить с обычного фиксированного телефона. Кроме того, даже с появлением нескольких игроков на рынке дальней связи, цены на международные и междугородные звонки не будут снижаться стремительно, а значит - IP-телефония останется привлекательна с точки зрения тарифов. Хотя и этот вид услуг подорожает, но не настолько, чтобы сравняться со стоимостью традиционной телефонии", - сказал Борис Овчинников.

Свято место пусто не бывает

На рынок карточной телефонии выходят не только операторы связи, но и игроки, работающие на других рынках. Так, в 2004 году ряды таких компаний пополнили крупные торговые сети Москвы и Петербурга. Например, на счету у "Зебры Телеком" 15 совместных проектов по выпуску телекоммуникационных карт. Партнерами компании по выпуску телефонных, универсальных и интернет-карт стали московские сети салонов связи и торговые сети по продаже компьютеров. "Телефонные карты составляют 1,72% от всего оборота Москвы и Петербурга за I квартал 2005 года", - сообщила руководитель службы по связям с общественностью дилерской компании Dixis Татьяна Москалева.
Такие сотовые дилеры, как "Евросеть" и "Связной", выпускают телефонные карты самостоятельно. Однако большого дохода дилерским сетям этот бизнес не принес. К примеру, "Евросети" продажа телефонных карт приносит не более 5% от общей прибыли.

При этом грядущие сложности в судьбе телефонных карт дилеры близко к сердцу не принимают. "Даже если завтра телефонные карточки перестанут продаваться, наша компания не закроется", - сказал глава "Евросети" в Петербурге Константин Левин. "Свято место пусто не бывает. Любая торговая компания продает тот товар, который есть в наличии. Если один товар исчезает, то на его место быстро приходит другой", - заявил сотрудник одной из дилерских компаний, пожелавший остаться неизвестным.


Справка

Основная масса телефонных карточек предлагает воспользоваться услугой IP-телефонии. В России, как и во многих зарубежных странах, активное развитие услуг на базе IP-телефонии неизбежно влечет за собой потерю части доходов традиционных операторов, прежде всего за счет ухода пользователей, ориентированных на более низкие цены, а не на качество услуги. Более 90% всех доходов IP-телефонии приходится на альтернативных операторов, а почти половина доходов от предоставления услуг IP-телефонии приходится на Москву. В итоге Мининформсвязи взялось за установление "правил игры" в межоператорских взаимоотношениях. Теперь услуги IP-телефонии будут предоставляться по лицензии под названием "Услуги связи в сети передачи данных по передаче голосовой информации". До сих пор IP-оператору достаточно было лицензии на передачу данных. Теперь, даже обладая новой лицензией, оператор сможет предоставлять свои услуги лишь между устройствами с IP-адресами. В случае оказания услуги при помощи фиксированной телефонной линии, оператору придется получать соответствующую лицензию - на предоставление услуг международной, зоновой или междугородной связи. Альтернативный вариант - заключить соглашение с владельцем лицензии на дальнюю связь, которым пока является лишь "Ростелеком".

Правительство РФ уже утвердило основополагающий документ для развития отрасли и дальнейшей либерализации рынка услуг связи - "Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия". В результате количество операторов дальней связи в России может увеличиться до четырех-пяти. Заявки на получение лицензии на дальнюю связь уже подали два оператора - "Голден Телеком" и "Межрегиональный ТранзитТелеком" (МТТ). Кроме того, на звание оператора дальней связи могут претендовать "Эквант" и "ТрансТелеКом" (ТТК). Первые альтернативные лицензии на междугородную и международную связь будут выданы уже в мае 2005 года.

ComNews

Вернуться в Разное или нелегкая жизнь Операторов в России

Поделиться

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [bot] и гости: 3