Борис Боярсков: “Мы в долгу перед участниками рынка”

Обсуждение вопросов лицензирования средств массовой информации (СМИ). Разработка вещательных радиочастот. Взаимоотношения Вещатель - Оператор. Федеральная конкурсная комиссия.
Нормативные документы по данной теме.
Erlang
Автор
 
Сообщения:
46039
Изображения: 67
Зарегистрирован:
11 июл 2003
Откуда:
Москва

Благодарил (а): 1459 раз.
Поблагодарили: 641 раз.

Борис Боярсков: “Мы в долгу перед участниками рынка”

Сообщение:#1  Сообщение Erlang » Вт 31 авг, 2004 10:40 »

Борис Боярсков: “Мы в долгу перед участниками рынка”

Когда вице-президента банка “Еврофинанс” Бориса Боярскова назначили исполнять обязанности директора департамента лицензирования Минкульта (в его полномочия с недавних пор входит и регулирование медиарынка), реакцию большинства игроков медиарынка можно было назвать одним словом — “шок”. И неудивительно — банк за последние два года поучаствовал чуть ли не во всех более или менее заметных сделках с медиаактивами: вместе с “Газпром-Медиа” выкупил долги НТВ, купил контрольный пакет крупной питерской телерадиокомпании “Петербург”, доводит свою долю в информационном агентстве “Прайм-ТАСС” до близкой к контрольному пакету. Несмотря на то что в полномочия Боярскова входили инвестиции в медиа, для рынка он оказался фигурой настолько загадочной, что чуть ли не первое публичное заявление ему пришлось сделать о том, что заниматься цензурой он не собирается. Возглавив службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия, он признается, что любит ходить по музеям и очень расстраивается, что его постоянно связывают с прежним местом работы.

— Кто вам предложил возглавить сначала департамент лицензирования в Министерстве культуры, а потом службу по надзору за соблюдением законодательства?

— Предложение перейти на работу в департамент я получил от руководителя министерства. А когда я уже поработал в департаменте по лицензионной работе, [министр] Александр Сергеевич Соколов сказал: “Борис Антонович, поскольку вопрос о назначении руководителя службы по надзору должен решаться на конкурсной основе, мы, возможно, предложим вашу кандидатуру”. Через некоторое время назначение состоялось.

— Вы встречались с премьером или с кем-то из представителей администрации президента, перед тем как вас назначили руководителем службы?

— Нет, перед назначением у меня была беседа с руководителем департамента массовых коммуникаций правительства Денисом Владимировичем Молчановым, это и стало решающим фактором принятия решения.

— Чем вас заинтересовала новая работа?

— Для меня это новая интересная сфера деятельности, которая в значительной степени совпадает с моими интересами. Мне небезразличны и история России, и то, как мы все относимся к нашему культурному наследию.

— Рассказывают, что вы в дружеских отношениях с заместителем главы президентской администрации Игорем Сечиным…

— Мне о нашем знакомстве неизвестно. Я не имел возможности общаться с ним.

— А с кем-нибудь из руководителей федеральных телеканалов вы до назначения были знакомы?

— Мы и сейчас незнакомы. Я занят решением текущих вопросов, и для беседы по принципиальным вопросам, видимо, еще не пришло время.

— В банке “Еврофинанс” вы курировали инвестиционный блок, в который входили и медиаактивы?

— У банка много инвестиционных проектов. В вопросе об инвестировании средств в проект, связанный с НТВ, мой голос не был решающим. Я имел некоторое отношение к работе банка с ТРК “Петербург”, а к покупке доли в агентстве “Прайм-ТАСС” — нет.

— В статьях о вашем назначении вас чаще всего называли “питерским банкиром”. Вы себя им ощущаете?

— Забавно было читать про себя такое. Далеко не все из написанного соответствует действительности. В банковской сфере я проработал 10 лет. То, что я был служащим в банке, не дает мне права называть себя банкиром, поскольку непосредственно к распоряжению денежными средствами я имел отношение достаточно непродолжительное время, когда руководил филиалом банка в Петербурге.

— А как вы относитесь к тому, что вас причисляют к так называемой группе “питерских чекистов”?

— Довольно модный сегодня термин. Если рассматривать его как неформальную общность коллег по работе в прошлом, то, наверное, он имеет право на жизнь. В спецслужбах работал. Посвятил этому достаточно продолжительный период жизни. Без сожаления, правда, поменял его на работу в районном Совете народных депутатов после событий начала 90-х гг.

— Соглашаясь на предложение Соколова, вы отдавали себе отчет в том, что ваш приход на нынешнюю должность будет воспринят как политическое назначение? Вы понимали, что возникнет конфликт интересов — ведь у банка “Еврофинанс” обширные активы в медиабизнесе?

— Подозревал, что может возникнуть, но не думал, что это будет так остро воспринято. Непривычно ощущать себя в подобной ситуации. Я прожил полвека, вырастил двоих детей, посадил дюжину деревьев, построил дом и даже уже продал его. И за все это время был вне столь пристального внимания прессы. Но вот стоило быть назначенным чиновником средней руки, как началось… Меня удивило, что прежнее место работы так активно обсуждалось. Даже коллеги из банка узнали о моем назначении из СМИ.

— Вы с ними назначение не обсуждали? Почему?

— Зачем говорить о вероятности событий, когда мы с вами спокойно можем обсуждать все состоявшееся? Мне это приятнее. У каждого своя жизнь.

— Как вы для себя формулируете задачи на этом посту?

— Сейчас самая важная задача — отстраивание системы работы в службе, взаимодействие с территориальными подразделениями (они подвергаются существенной реорганизации) и взаимодействие с исполнительными органами власти субъектов Федерации и их руководителями. Это первостепенные задачи. Когда почувствую, что без моего личного участия и участия актива людей, работающих в федеральной службе, механизм работает надежно, существуют понятные всем участникам рынка и органам власти правила, четко соблюдается законодательство во всех перечисленных нами сферах деятельности, буду считать свою задачу выполненной.

— Допустим, вы будете работать на этом посту пять лет. Что бы вы хотели за этот срок изменить?

— Мне хотелось бы добиться в работе со СМИ большего взаимопонимания, при этом полной ответственности в выполнении взаимных обязательств и соблюдения законодательства. В работе по охране культурного наследия — добиться формирования детальной и четкой работы вертикали власти, которая позволяла бы нести ответственность за использование памятников, сохранность нашего культурного достояния. За последние 10 лет у нас разрушилась властная вертикаль в сфере охраны культурного наследия. Мне хотелось бы ее восстановить.

— А кроме восстановления вертикали власти?

— Срочный вопрос — подбор и подготовка кадров для работы не только службы, но и ее территориальных подразделений. Учебных заведений, готовящих людей, которые способны работать в сфере охраны памятников, практически нет. Надеюсь, что к запланированному на октябрь заседанию правительства мы подготовим конкретные предложения по этому поводу.

— До реформы правительства сферы культуры и СМИ курировали разные министерства. Теперь и министерство одно, и ваша служба надзирает за соблюдением законодательства в обеих сферах. Как вы считаете, это верное решение?

— Сферы действительно регулируются разными законами. Но правительство приняло такое решение, и моя обязанность его выполнять. Понятно, что все участники рынка СМИ должны соблюдать законодательство. Но сегодня мы фиксируем случаи недостаточно четкого исполнения требований закона со стороны многих изданий. В первую очередь это касается положения по указанию правдивых выходных данных, а также публикации статей, содержащих в том числе и элементы экстремистской направленности. Поэтому, основываясь на законе о СМИ, мы требуем выполнения его статей, вынося предупреждения. Могу отметить, что редакции с пониманием реагируют на наши обращения.

— У вас будут претензии к СМИ, не соблюдающим рекламное законодательство?

— Уместнее, если эти претензии будет формулировать антимонопольная служба.

— Минэкономразвития предлагало исключить работу кинотеатров из перечня лицензируемых видов деятельности, а вы предлагали оставить. Вопрос о лицензировании публичного кинопоказа решен?

— Практически решен. С 1 января следующего года этот вид деятельности будет вне закона о лицензировании. То есть верх одержала позиция Минэкономразвития, и в скором времени, я думаю, мы увидим это в решениях правительства. Мне существовавшая практика лицензирования на уровне субъектов Федерации казалась логичной. Лицензии выдавались на основании целого комплекса документов, где должны были быть учтены и качество киноаппаратуры, звука, кондиционирование воздуха, расстояние до экрана, а также наличие прокатного удостоверения на демонстрацию фильма. На мой взгляд, субъекты Федерации имеют право заботиться об интересах населения, лицензируя этот вид деятельности.

— Насколько, по вашему мнению, эффективной была система лицензирования электронных СМИ, существовавшая до реформы правительства?

— Здесь есть два аспекта. Лицензирование вещания в населенных пунктах с населением меньше 200 000 человек сейчас продолжается без изменений в порядке подачи документов. Мне кажется, что это всех удовлетворяет — жалоб нет. Работа Федеральной конкурсной комиссии (ФКК) как органа, осуществляющего конкурс творческих концепций, и раньше могла вызывать неудовольствие, да и сейчас, думаю, тоже. Почти на каждую частоту — два десятка заявок. Обязательно будут неудовлетворенные, и они имеют полное право высказывать претензии по порядку проведения конкурсов.

— Старый состав ФКК работал долго и пользовался уважением на рынке. Зачем понадобилось его менять?

— Любая реформа требует, чтобы приходили свежие силы, появлялся новый взгляд на старые проблемы. Только так мы можем двигаться вперед. Принципиально, что преемственность в определенной степени сохранена: в комиссию вошли четыре человека из прежнего состава. Второй принципиальный момент в том, что теперь представителей государства в комиссии стало меньше половины: раньше их было пятеро, а теперь — четверо.

— А председателя государственной радиокомпании “Голос России” Армена Оганесяна вы не считаете представителем государства в ФКК?

— Не считаю. Связь государства с каждым из членов этой комиссии в той или иной степени не может не присутствовать, но впрямую — нет. Пока не почувствовал зависимости кого бы то ни было из членов ФКК от любого ведомства или государственного органа. Все очень свободно и демократично высказывают свое мнение. На самом деле мы в долгу перед участниками рынка за паузу, возникшую с февраля по сентябрь. Теперь необходимо ликвидировать эту задолженность — на октябрь и ноябрь у нас запланировано по два заседания комиссии.

— Один из проектов закона о СМИ предполагал, что срок действия лицензий для федеральных каналов должен составлять 10 лет, а не пять, как сейчас. Как вы относитесь к этой идее?

— В законодательстве большинства европейских стран указан срок в 10 лет. Наверное, со временем это будет оправданно и у нас.

БИОГРАФИЯ

Борис Боярсков родился в 1953 г. в Ленинграде. В 1976 г. окончил Политехнический институт им. М. И. Калинина по специальности “инженер-металлург”. Работал на машиностроительном заводе “Красный Октябрь”, затем — в спецслужбах. В 1991 г. становится заместителем председателя районного Совета народных депутатов Куйбышевского райсовета Санкт-Петербурга. В 1994 г. возглавляет представительство банка “Империал” в Санкт-Петербурге, затем назначен заместителем управляющего филиалом банка “Еврофинанс”. В 2001 г. — вице-президент банка “Еврофинанс” по инвестиционным программам (в том числе в полиграфии и сфере массовых коммуникаций). В апреле 2004 г. назначен и. о. директора департамента лицензионной работы Министерства культуры и массовых коммуникаций, в июне — руководителем Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Получает MBA в Высшей школе экономики.
Женат, имеет двоих сыновей.

О СЛУЖБЕ

Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия создана после реформы правительства и находится в ведении Министерства культуры и массовых коммуникаций. В ее полномочия входят надзор за соблюдением законодательства в СМИ, госконтроль за сохранением, использованием и популяризацией памятников истории и культуры, госконтроль за состоянием музейного фонда, госконтроль в сфере архивного дела и др. Служба также занимается лицензированием телерадиовещания, воспроизведения аудиовизуальных произведений, аттестацией экспертов по культурным ценностям и др.

Анфиса Воронина
Ведомости

31.08.2004, №156 (1196)

Постоянный адрес материала: http://www.vedomosti.ru/newspaper/artic ... 8/31/80198

Вернуться в Лицензирование СМИ

Поделиться

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1