Операторы связи будут перечислять Россвязи по 2% доходовСо следующего года операторы сотовой связи будут отдавать на телефонизацию удаленных территорий 2% своих доходов, а распоряжаться этими деньгами будет Федеральное агентство связи РФ, сообщают "Ведомости". Такое предложение было внесено на текущей неделе Мининформсвязи. Универсальными услугами являются услуги таксофонной связи во всех населенных пунктах и услуги коллективного доступа в интернет в местах, где проживает более 500 человек.
Предполагается, что оказывать универсальные услуги должны операторы универсального обслуживания, которые будут определяться по конкурсу раз в пять лет в каждом муниципальном образовании. Убытки этих операторов от оказания социально значимых услуг министерство предлагает возмещать из средств резерва универсального обслуживания. Все операторы будут ежеквартально отчислять в этот резерв по 2% своей выручки, а общий объем отчислений составит около 7 млрд. рублей в год.
Мининформсвязи предлагает облагать отчислениями не всю выручку операторов, в частности их доходы от пропуска чужого трафика и присоединения других сетей учитываться не будут. Как отметил аналитик "Тройки Диалог" Евгений Голосной, от платежей в резерв будет фактически освобожден национальный оператор дальней связи "Ростелеком".
Победителями конкурсов по оказанию универсальных услуг станут компании, предложившие наилучшие сроки реализации универсальной услуги и наименьшую сумму компенсации убытков за ее оказание. В случае, если желающих не найдется, операторов будет назначать правительство по рекомендации Мининформсвязи.
Реальными претендентами на оказание универсальных услуг в этом случае останутся межрегиональные компании "Связьинвеста". Интересуются универсальной услугой и такие операторы, как Golden Telecom и "Скай Линк".
Предложение доверить распоряжение средствами резерва Федеральному агентству связи (Россвязи), этим летом выделенному из состава министерства, вызвало у экспертов и участников рынка много нареканий. По мнению представителя компании "Корбина телеком", так как Россвязь полностью подконтрольна Мининформсвязи, получится, что деньгами будет управлять само министерство, а такой механизм недостаточно прозрачен.
Источник:
http://news.webdigest.ru/archive/1098452821.html Универсальная услуга - "телеком-разверстка", или удачное решение проблемы телефонизации?21 октября операторы связи обсудили с представителями Мининформсвязи проекты постановлений правительства РФ, касающиеся введения механизма универсальной услуги связи. "Сотовик" ранее сообщал о законодательных инициативах министерства в этой области.
Напомним, что 19 октября 2004 года Министерство информационных технологий и связи РФ опубликовало пять проектов постановлений правительства по организации и финансированию программы предоставления универсальных услуг связи. Днем раньше пакет документов был направлен на обсуждение федеральным органам власти и операторам связи. Полный текст проектов можно найти на официальном сайте Министерства.
Однако документ остался известным весьма узким кругам. Когда корреспондент ИАА "Сотовик" обратился к руководству "Компания ТрансТелеКом" за комментариями к проектам постановлений, Аркадий Матковский, вице-президент, руководитель отдела по связям с общественностью "ТрансТелеКома" заявил, что никто официально не извещал управление компании о готовящихся постановлениях и не пригашал на их обсуждение.
Вчера министерство получило первые отзывы от заинтересованных лиц. Генеральный директор "Комстар Объединенные Телесистемы" Семен Рабовский, дал такой комментарий: "Одно из нововведений нового Закона о связи - прописаны положения, касающиеся универсальных услуг связи. Услуг, оказание которых любому пользователю на территории РФ в заданный срок, с установленным качеством и по доступной цене, является обязательным для операторов универсального обслуживания. Безусловно, многие из подобных проектов являются убыточными как из-за большой территориальной распределенности страны, так и из-за невысокого уровня платежеспособности населения. Для того чтобы развивать связь в удаленных районах нужно где-то доставать деньги. Поэтому формирование резервного фонда путем взимания со всех операторов связи части выручки, несомненно, правильное решение вопроса обеспечения возмещения операторам универсального обслуживания убытков. Аналогичные примеры есть и в других странах.
Что касается размера выплат, то 2% это вполне разумная цифра. Думаю, рентабельность бизнеса операторов позволяет для решения общенациональных задач направлять средства в таком объеме".
Не заставил себя ждать и комментарий "ВымпелКома", который корреспонденту ИАА "Сотовик" дали в службе по связям с общественностью компании: "Если ставка по универсальной услуге будет равна 1%-1,5%, это приведет к созданию большого объема денежных средств. Расходование такого фонда потребует серьезного контроля за его целевым использованием. Универсальные услуги не включают направления, в которых мы работаем. Поэтому говорить о нашей возможности стать оператором универсальных услуг пока преждевременно. Хотя, теоретически нет ничего невозможного. Например, сегодня мы предоставляем телефонную связь в ряде сел и деревень, так как имеем довольно широкую зону охвата сети "Би Лайн GSM"".
Если проекты постановлений утвердят в существующем виде, всем операторам связи придется в обязательном порядке отчислять 2% прибыли от предоставления услуг связи в резервный фонд, средствами из которого будет распоряжаться Федеральное агентство связи. По словам Любови Тимошенко, руководителя департамента экономической политики и финансов Мининформсвязи, объем отчислений в резервный фонд универсального обслуживания составит примерно 7 млрд. рублей в год. Средства из резервного фонда будут направляться на покрытие убытков операторов, которые возьмутся за организацию универсальной услуги связи в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах.
Понятие универсальной услуги включает полный пакет услуг связи: таксофон с местным, междугородным и международным доступом и возможностью приема входящих вызовов, пункты коллективного доступа в Интернет (для населенных пунктов, где проживает больше 500 человек).
В рамках нового законопроекта планируется проводить телефонизацию населенных пунктов уже не за счет государства, а средствами (как техническими, так и материальными) операторов связи. На сегодняшний день, по весьма приблизительным подсчетам министерства, доступа к услугам телефона не имеют около 46 000 населенных пунктов, в которых в совокупности проживает примерно 1 млн. человек.
Сейчас данные по фактическому количеству нетелефонизированных населенных пунктов уточняются. По словам Л. Тимошенко, их может быть 32 000. В большинстве из этих населенных пунктов проживает от 100 до 50 человек, а значит, для операторов связи коммерческого интереса они не представляют. Поэтому и собирается Мининформсвязи подстегнуть интерес к проекту покрытием убытков оператора на организацию телефонного доступа. "Это не бизнес. Это услуги, которые необходимо вводить, исходя из их социальной значимости", - подчеркнул директор департамента правового обеспечения Мининформсвязи Михаил Якушев.
Утверждение оператора связи на предоставление универсальной услуги в регионе будет происходить на конкурсной основе: каждый субъект РФ проведет открытый тендер. Среди условий тендера – ведение раздельной отчетной документации по доходам и расходам, правильность которой должна быть подтверждена ежегодной аудиторской проверкой бухгалтерии. Участие в конкурсе могут принять операторы как сотовой, так и фиксированной связи, имеющие соответствующую лицензию. Выбранная по результатам конкурса компания, в течение пяти лет сможет вести работу по оказанию универсальной услуги. По истечении этого срока планируется проводить новый конкурс.
Сумма компенсации убытков не должна превышать заявленную на конкурсе. Однако если по результатам конкурса не будет выбрана компания для предоставления универсальной услуги, оператор будет назначаться по представлению Министерства информатизации и связи. При этом размер компенсации убытков определяется государством.
Основная цель новой законодательной инициативы благородна: общедоступность услуг связи. Для ее воплощения в жизнь принято решение взять регулирование тарифов на универсальную услугу под контроль государства.
Аналитики ИАА "Сотовик" настроены скептически по отношению к инициативе Министерства информационных технологий. В условиях беспомощности чиновников и коррумпированности различных ведомств, механизм распределения средств не обещает быть прозрачным. Мининформсвязи, не имея способностей к созданию настоящих рыночных условий, использует метод Октябрьской революции: "Грабь награбленное". Если бы наши монополисты открыли дорогу рыночным отношениям, не понадобилось бы прибегать к этой "телеком-разверстке".
СОТОВИК