Ниже приводится актуальная статья от мая 2017 года по реальным проблемам создания цифровой экономики России во взаимосвязи с проблемами информационной безопасности государства, развития отечественной ИТ-индустрии и ЭКБ на рыночных принципах.
Стратегии и пути решения этой важнейшей государственной проблемы России рассмотрены в десятках публикаций в период 2009 – 2017 годы на нашем сайте, включая "Стратегию развития отрасли связи с обеспечением интересов государства (они практически совпадают с положениями приводимой статьи, но более детальны в технической проработке ИТ-решений и бизнес-решений).
Но… эти предложения связистов, уже 8 лет, не слышит Минкомсвязи, Минпромторг, ФСТЭК, Совбез РФ. По мнению автора, это связано с прямой взаимосвязью проблемы создания цифровой экономики России с проблемой перехода от существующего курса к курсу национального развития, например, программа Сергея Глазьева (возможно, В.В. Путин сделает такой выбор в своей новой предвыборной программе...)http://ru.pcmag.com/tsifrovaia-ekonomik ... rkhzadachaЦифровая экономика, как мобилизационная сверхзадачаДМИРИЙ ПАНЮКОВ, АНДРЕЙ ЧЕСНОКОВ
Ключевые смыслы и цели создания отечественной ИТ Платформы, в гораздо большей степени соответствуют геостратегическим интересам государственной политики и запросам российского общества, нежели интересам офшорной аристократии и сословий России…Первые строчки в рейтингах самых дорогих и динамично развивающихся компаний в последние годы стабильно принадлежат корпорациям сектора информационных технологий (ИТ). Соответственно, возрастает зависимость ключевых экономических показателей, определяющих национальную конкурентоспособность, от степени технологической состоятельности и развитости внутреннего рынка ИТ.
С другой стороны, технологическое отставание в сфере ИТ, приводит к необходимости использования зарубежных решений и технологий, что ставит нас в зависимое положение и напрямую угрожает национальной безопасности государства и позициям ключевых инфраструктурных компаний, а именно:
• возникает прямая зависимость от благожелательности и порядочности крупнейших мировых поставщиков ИТ решений (в реальности, в значительной степени, определяемые требованиями их национальных правительств и спецслужб). По мнению руководителя ведущей российской ИТ компании, InfoWatch, Натальи Касперской, крайне высока вероятность наличия в наиболее распространенной операционной системе Windows специальных «закладок», способных по внешней команде одномоментно блокировать большинство российских компьютеров и сетей. Более того, широко известны прецеденты злонамеренного внесения такого рода «закладок» в открытый код операционной системы Linux, на базе которой российские разработчики пытаются создавать решения для государства и оборонного сектора.
• по оценкам российских специалистов, экспертов, руководителей ИТ служб госкомпаний, сегодня не существует никаких объективных гарантий, что в случае эскалации конфликта с Западом, их спецслужбы не смогут парализовать, или, хуже того, захватить прямое управление элементами ключевой инфраструктуры – стрелками железных дорог, кранами и насосами трубопроводов, не говоря уже об инфраструктуре связи и коммуникаций. Ведь все это работает на западных платформах.
• нарастание технологического отставания от ведущих западных экономик чревато потерей национального технологического суверенитета. Сегодня Россия уже критически отстает от США и ЕС в части высоких технологий. Для проектирования, создания, внедрения, эксплуатации, хоть электростанции, хоть скоростного поезда мы вынуждены обращаться к западным технологиям и решениям. Контраргумент «так делает весь мир» не состоятелен. Мир выбирает наиболее эффективное, Россия же выбора не имеет.
• потеря, утечка самых перспективных кадров, лучших отечественных умов – пожалуй, это главный вызов момента. Без компетентных и конкурентных специалистов на уровне мировых требований завтрашнего дня, Россия обречена быть зависимой и ведомой. Сегодня, в стенах Высшей Школы Экономики, в известной степени, выражающей позицию Правительства, действует базовая кафедра… SAP – западного вендора решений для крупного бизнеса. То есть, будущие капитаны российских компаний обучаются не поиску объективно лучших собственных решений, а поиску лучших решений с определенным (зарубежным) инструментарием. Примечательно, что обучение продуктам SAP также организовано в таких ВУЗ, как МГИМО, МАИ, МФТИ…
• прямые экономические издержки и риски. Разговоры о «цифровом рабстве» – не пустой звук. Российская экономика, только в виде лицензионных отчислений, сегодня, по разным оценкам, выплачивает западным вендорам свыше 285 млрд. руб. в год. Причем, их выручка за счет закупок в рамках 94-ФЗ и 223-ФЗ – порядка 220 млрд. руб. В то же время, валовой национальный продукт в сфере ИТ для США, ЕС, Японии и даже Китая с Индией превышают российские показатели в разы, что не только косвенно, но и напрямую ограничивает возможности экономического развития нашей страны, как Мировой Державы.
Выход из обозначенной ситуации просматривается только в пути создания полностью собственной ИТ платформы, имеющей перспективы мировой технологической экспансии. Это должно быть принципиально новое, собственное решение.Варианты оптимизации, настройки западных систем, написания своих продуктов на чужих платформах, в альянсах с зарубежными «партнерами», не могут гарантировать качественно изменения ситуации – всегда сохранится риск неявной либо прямой зависимости.Создание Платформы позволит достичь следующих целей.На уровне социальной значимости:• обеспечить активизацию экономических процессов в сфере предпринимательства, повысить качество жизни.
• обеспечить массовое создание рабочих мест: с одной стороны, элитных, высокооплачиваемых (для системных разработчиков, предотвращая отток лучших умов на запад), с другой стороны, массовых, семейных, для людей с ограниченными возможностями (за счет качественного снижения уровня требований к квалификации разработчиков приложений, автоматического обеспечения, на уровне Платформы, задач безопасности и масштабируемости приложений)
На корпоративном уровне:• осуществить эффективную техническую политику корпораций в части создания единого информационного пространства.
• кардинально сократить капитальные и операционные издержки в ИТ.
• заложить перспективную и конкурентоспособную, в силу уникальности решения, основу для дальнейшей капитализации инновационной деятельности корпораций в сфере ИТ и импортозамещения.
На межкорпоративном уровне:• создать условия для развития и получения базовых конкурентных преимуществ компаний, взаимодействующих посредством Платформы. В частности, новых возможностей межкорпоративного взаимодействия и кооперации – совместного планирования и проектирования, взаимного обеспечения достоверной деловой информацией, создания динамических ресурсных фондов развития;
• качественного сокращения транзакционных издержек за счет высокой степени автоматизации рутинных деловых процессов;
• дополнительных гарантий защиты корпоративных ИТ систем и данных;
• получения новых высокотехнологичных компетенций для инновационной диверсификации деятельности, за счет возможности разработки и внедрения собственных, эффективно монетизируемых бизнес-приложений;
• получения синергетического эффекта от координации программ инновационного развития.
На межкорпоративном и государственном уровнях, в части развития стратегических отраслей и рынков Российской Федерации, обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности:• обеспечить решение задач импортозамещения в ИТ, преодоление рисков «цифрового рабства».
• создать конкурентоспособную национальную Платформу развития ИТ, на основе которой могут создаваться программные комплексы и решения мирового уровня.
• создать безопасную национальную цифровую среду, со значительно более низкими, нежели в глобальном www-пространстве, рисками.
• обеспечить широкие конкурентные преимущества всем типам пользователей системы за счет сокращения их издержек, снижения киберугроз, повышения эффективности использования обработки данных.
• повысить уровень оснащенности субъектов национальной экономики средствами информационного обеспечения, дающими расширенные возможности безопасного и эффективного взаимодействия.
• создать значительное количество высокотехнологичных рабочих мест, возродить национальную школу в ИТ, математических дисциплинах, взаимодействующих областях знаний, сформировать высокий уровень престижа инженерных специальностей, создать мощный стимул для прекращения «утечки мозгов» из России.
На глобальном уровне:• разрушить монопольный, однополярный характер развития мировой ИТ-индустрии, дать шанс новым игрокам из развивающихся экономик.
• преодолеть проблематику «цифрового хаоса», аутентичности данных, цифровой безопасности, гиперболического роста издержек на обработку данных и уровня требований к вычислительным мощностям.
При этом совершенно очевидно, что ключевые смыслы и цели создания отечественной ИТ Платформы, в гораздо большей степени соответствуют геостратегическим интересам государственной политики и запросам российского общества, нежели интересам отдельных (даже государственных) корпораций, интересам науки и системы высшего образования. То есть, для достижения заявленных целей, данный проект не может быть заключен в рамки отдельной компании, обособленной группы – возглавить его должно именно Государство.