Сообщение:#2
Гость » Вт 14 июн, 2005 16:29 »
Развитие контента в сотовых сетях остается едва ли не самой актуальной темой, хотя бум на этом рынке, кажется, закончился. Тем временем, игроки уверены, что потенциал для развития бизнеса в этом сегменте огромен, и 2005 год вполне может стать переломным - пользователи начнут тратить на дополнительные услуги сотовой связи еще больше средств.
Возможности участников рынка, его перспективы и проблемы обсуждали за круглым столом "Стандарта" представители контент-провайдеров, операторских компаний, Ассоциации GSM и других заинтересованных компаний отрасли.
Стандарт: Ажиотаж на рынке контента для сотовых сетей закончился 2004 годом. Тем не менее рынок растет. По вашим ощущениям, сколько этот рост будет продолжаться?
Вячеслав Афанасьев, исполнительный директор Ассоциации российских операторов сетей GSM:
Сегодня GSM-рынок - это большой сегмент, где тех участников, которые его когда-то поднимали, уже недостаточно. Задача операторов была создать рынок основных услуг, а способствовать следующему этапу развития - рынку дополнительных услуг - это дело не только операторов, но и остальных участников рынка. В 2004 году они проявились. На рынке работают и операторы доступа, и операторы транспортной сети связи, и транзитной сети и сети общего пользования. В цепочке оказания дополнительных услуг сегодня находятся не только операторы, но и те, кто эти услуги создает - контент- и сервис-провайдеры, агрегаторы, а в будущем на рынок выйдут и участники нового типа - виртуальные операторы. Мы пока не говорим о таких участниках рынка, которые в будущем смогут обеспечивать хранение данных, ведь сегодня объем информационных ресурсов возрастает, а это тоже новый сектор, который также будет работать. Кроме того, нельзя забывать о современных тенденциях рынка, cвязанных с новыми технологическими решениями доступа к необходимым ресурсам.
Появились новые технологии, стандарты. Ведь важно, чтобы созданные услуги были быстро доставлены к потребителю. Рынок дышит, и в этом преимущество сегодняшнего этапа нашего развития.
Леонид Маркович, ведущий менеджер отдела развития продуктов компании "Соник Дуо" ("МегаФон-Москва"):
Самый активный рост рынка мобильного контента пришелся на 2004 год, когда на конец года рынок практически утроился, по сравнению с его началом. Объем рынка в 2004 году составил $270 млн, в 2005 году, по прогнозу экспертов, рынок удвоится. Такого бурного роста уже не будет, тем временем на рынке будут наблюдаться процессы, характерные для зрелого стабильного рынка. Я бы даже сказал, что на текущий момент, если брать в расчет традиционный контент для мобильных телефонов (мелодии и картинки), этот сегмент рынка даже несколько стагнирует, он уже закрепился на определенном уровне.
Вячеслав Овчинников, менеджер продукта "Картинки и мелодии" i-Free:
Темпы развития рынка в целом выглядят впечатляюще: за три года фактически произошло становление целой отрасли, определились лидеры, которые далеко оторвались от основной массы игроков. Сегодня небольшим компаниям, конечно, трудно конкурировать с ними - не хватает ресурсов, чтобы обеспечить продвижение, и такие компании уже терпят убытки. Скорее всего, новых контент-провайдеров, которые смогут серьезно повлиять на расстановку сил на рынке, уже не появится, так как объективная стоимость "входного билета" сегодня уже очень высока. За последний год серьезно изменился и сам потребитель: результаты наших маркетинговых исследований, которые мы проводили буквально два месяца назад, например, подтверждают, что, по сравнению с прошлым годом, пользователи стали более опытными и избирательными. Они уже четко осознают место и значение мобильных сервисов в общей структуре приобретаемых ими товаров и услуг, одним из важных приоритетов для них стало качество и, кроме того, они уже обращают особое внимание на бренд компании.
Стандарт: А есть ли оптимальные бизнес-модели работы на этом этапе рынка?.
Вячеслав Афанасьев:
Планка тех услуг, которые были наиболее востребованы абонентами, определена, следующий этап - это развитие всего спектра услуг. Тут много незадействованного ресурса. Исследования показывают, что молодежная среда - самая активная и восприимчивая, однако молодежь взрослеет, переходит в разряд бизнеса, но страсть к новым услугам остается. Здесь и надо будет их задействовать. Поэтому сегодняшняя задача рынка дополнительных услуг - развить новые сектора, которые будут интересны новым группам потребителей.
Надежда Анциферова, директор по связям с общественностью Next Media Group:
В 2004 году было сразу несколько факторов, которые способствовали активному развитию рынка. В их числе появление большого количества интерактивных сервисов на телевидении, которые во многом способствовали пропаганде SMS-сервисов и мобильного контента. Они были запущены на федеральных телеканалах, и это подогрело интерес к этим сервисам не только у аудитории вообще, но и у журналистов, которые также тему мобильных сервисов начали активно освещать.
Говоря об услугах, хочется отметить один важный момент. Из-за того что WAP через GPRS настраивается достаточно сложно, многие услуги, которые требуют этих настроек на телефонах, а это скачивание Java-игр, полифонических мелодий и т. п., абонентами практически не были востребованы. Кроме того, у ряда операторов на пре-пейде эти услуги вообще не были доступны абонентам. Сейчас операторы открывают доступ к этому пакету услуг для всех абонентов, а это очень хороший сигнал к тому, что рынок будет развиваться в этом году, и не обязательно теми темпами, которые прогнозируют аналитики.
В 2003 году мы вышли на практически пустой рынок с Java-играми (PlayMobile, компания Next Media Group. - Прим. "Стандарт"), и очень большой проблемой было научить людей использовать WAP, закачивать игры, и пользоваться ими на мобильных телефонах. Неосведомленность абонентов была одной из главных проблем, которая если не преодолена, то в значительной степени уменьшена в 2004 году.
В 2005-м будут развиваться и другие сегменты. Если в прошлом году интерактивные сервисы на телеканалах - SMS-голосования, SMS-игры на телевидении - были экспериментом, в этом году они уже активно востребованы. Кроме того, этими сервисами практически не охвачено спутниковое телевидение, кабельные сети. Все это будет толкать рынок и способствовать его развитию. Можно говорить о стагнации сектора логотипов и мелодий да, в этом сегменте рынок перенасыщен. Но в целом он будет только развиваться. Ведь многие услуги, которые уже есть на Западе, до наших абонентов еще не дошли, мобильное видео - один из примеров такой услуги. На Западе уже трехминутные ролики вовсю продают, а у нас 30 секунд до абонента пока еще еле добираются.
Стандарт: А в чем проблема?
Надежда Анциферова:
И ограничения самих мобильных телефонов, и ограничения в скорости передачи данных.
Леонид Маркович:
Ситуация с роликами сложная. Не каждый телефон, у которого есть камера и возможность записывать видео, способен воспроизводить 3GP-ролики. На рынке представлено несколько моделей от разных производителей, но их не так много.
Тут я хотел бы даже бросить камешек в огород контент-провайдеров. Почему так однобоко развивался рынок? Все просто. Это же бизнес? и потому все делали деньги на том, на чем их можно сделать быстро. А это мелодии, которые по статистике приносят рынку 60-70 % доходов. Поэтому 2004 год можно считать годом накопления жира у контент-провайдеров. А сейчас, я надеюсь, они готовы инвестировать уже в более экзотичные и продвинутые сервисы.
Долгое время они не могли предложить абонентам новые услуги еще и потому, что база телефонов на руках у пользователей была не столь обширна, как сейчас. Сегодня появился мощный пласт телефонов, поддерживающих те же 3GP-ролики. Телефонные аппараты обновились, соответственно появилась возможность предлагать новые сервисы.
Поэтому можно говорить о том, что рынок созрел для того, чтобы на нем работать и зарабатывать деньги.
Стандарт: Какие сервисы будут востребованы в 2005 году?
Станислав Борисов, исполнительный директор Nikita Mobile:
Хочется сразу сказать, что нет у контент-провайдеров жира, и не было никогда. Контент-провайдеры, как малый ребенок, тянутся в рост и в ширь и, я думаю, все коллеги согласятся с этим. Как только у нас появляются дополнительные ресурсы, мы их сразу инвестируем в дополнительные сервисы.
Рынок строится по такой схеме, что рентабельный бизнес занимает 70-80% рекламных площадей, иначе мы просто не выживем. Конкуренция среди участников рынка в прошлом году привела к тому, что рост был двоякий. Мы не только стали больше рекламировать услуги, но и реклама нам стала обходиться дороже. Мне кажется, что компании Jippii, Infon, I-Free вообще вытеснили часть FSMG-рекламодателя из прайм-тайма. Сейчас ТВ-каналам уже мало просто рекламных денег, теперь они хотят получить поверх этого еще и бизнес-модели.
Стандарт: И какие модели вам предлагают?
Станислав Борисов:
Грустные... Исходя из их предложений, жира у контент-провайдеров никогда не будет.
Говоря о роликах, хочу отметить, что с конца 2004 года мы предлагаем в своих макетах и MP3-ролики, и видео. Мы сотрудничаем с несколькими мультстудиями. Но количество телефонов, поддерживающих этот контент, пока очень мало, а тестировать все телефоны - невероятно трудоемкий процесс.
По большому счету, мы делаем, что можем: к примеру, на макете указываем, какие телефоны поддерживают тот или иной контент. Мы не можем указать все модели, указываем лишь часть, которая точно поддерживает. Тем самым, хоть как-то ориентируем пользователя.
В 2005 году будут развиваться все технологические вещи - и Java-игры и другие сегменты. Другое дело, что они должны быть рентабельными, ведь никто не будет вкладываться в бизнес, который не может поддержать себя на плаву хотя бы через несколько месяцев после запуска. Мы все время экспериментируем, но новые проекты датируются другими. В нашем портфолио, к примеру, 15-20% сервисов, которые станут рентабельными только в будущем. Мы их держим, потому что не только жаль отказываться от них, но и видим потенциал развития.
Леонид Маркович:
Операторы представляют себе, с чем приходится сталкиваться контент-провайдерам мы знаем, что необходимо оплачивать рекламу, которая резко подорожала, и вход на некоторые каналы стоит огромных денег. Этот факт, естественно, тормозит рынок. С одной стороны, обороты контент-провайдеров увеличились, с другой: медиа-услуги стали очень дорогими. И здесь, видится следующий этап развития - сращивание с медиа, когда сами издания, телеканалы будут организовывать проекты. Настанет время, когда медиа сами пойдут к контент-провайдерам.
Ольга Венчева, Jippii Russia
Я абсолютно согласна, что каналы не могут игнорировать такую часть, как контент, особенно каналы, нацеленные на молодежную аудиторию. К примеру, первый канал вообще запрещает рекламу контента, по крайней мере, через московское размещение. Впрочем, контент-провайдерам это никогда не окупится, но тем не менее. Они считают, что для имиджа Первого канала - это не солидно. Хотя на Первом успешно шла Фабрика, где было задействовано SMS-голосование, есть у них и другие проекты.
Каналы у контент-провайдеров многому учатся. У того же Jippii - глобальный опыт.
Мы оперируем знаниями британскими, южно-африканскими и испанскими, где контент давно развит и приносит хорошие доходы. Я уверена, что и у нас повторится эта ситуация.
Тем временем, бывает, что контент-провайдер делится с каналами своими знаниями, всем, что уже инвестировал, а каналы через полгода становятся самостоятельны в контенте, открывают свои департаменты и радостно начинают работать самостоятельно. МузТВ был первым, кто начал работать сам, но они, по крайней мере, были честными - начали самостоятельно развивать это направление. Правда, мировая практика показывает, что еще через полгода каналы возвращаются к контент-провайдерам, потому что это отдельный бизнес.
Для контент-провайдеров рингтоны - тема вечная, потому что как только появляются новые клипы - рингтон получает вторую жизнь. Реалтоны не столь развиты только потому, что владельцы прав немного жадны. А пока будет музыка - бизнес-модель будет обычной. И в прямой модели, когда контент-провайдеры рекламируется, я ничего плохого не вижу, кроме цен на рекламу.
Станислав Борисов:
Я бы добавил, что телевизионщики в первую очередь - владельцы сети, а контент для них делают студии. Многие из них понимают, что создание собственного контент-провайдера - непрофильный бизнес. Ведь нужен целый департамент, равный трети штата обычного контент-провайдера, чтобы одновременно вести и интерактив, и мелодии, и другие сервисы.
Надежда Анциферова:
В составе Next Media Group есть компания Next Media Entertainment, которая занимается интерактивными сервисами для ТВ, радио, печатных изданий. Один из форматов, которые мы внедряли на НТВ - это внеэфирные SMS-игры для "Фактора страха", и сегодня мы активно этот формат эксплуатируем, он успешен.
Говоря о затратах на продакшн для телевидения, так уж исторически сложилось, что у нас есть своя анимационная студия, и на ТНТ на днях стартовала пятиминутная интерактивная программа собственного производства с анимационными персонажами, которая обыгрывает викторину для зрителей в шуточной манере. Формат программы "заточен" под SMS-взаимодействие с аудиторией. Если вернуться к вопросу о том, как далее эксплуатировать мультяшный персонаж, то здесь выстраивается целая линейка, которую можно продавать "пакетом". Это и рингтоны, и логотип, и видео для мобильных телефонов. На Западе уже давно тенденция объединять вокруг одного бренда всю массу сервисов, которые можно сделать с помощью мобильного контента. А еще лучше, когда этот контент сопровождается еще и полноценными мультсериалами по телевидению.
Станислав Борисов:
Это хорошо работает, когда мы - авторы этого контента, но как только мы говорим об авторских отчислениях - ситуация другая. Авторы предлагают внести платеж в размере $10-15 тысяч вне зависимости от того, продадите ли вы этот контент. Ведь часть контента продается пиратами по демпинговым ценам.
Стандарт: Операторы помогают контент-провайдерам решать проблему пиратства?
Леонид Маркович:
Как правило, оператор разделяет услуги на свои (брендованные под торговой маркой оператора) и не свои - под маркой контент-провайдеров, выступая в этом случае лишь передаточным звеном и платежной системой. В этом случае оператор практически не участвует в бизнесе. Он отправляет SMS, снимает деньги, но весь бизнес, то есть что предложить абонентам и где это можно приобрести, знает только контент-провайдер. Мы выступаем лишь в качестве среды донесения информации.
У каждого оператора своя стратегия: кто-то развивает своего контент-провайдера, кто-то делает свой портал. "МегаФон-Москва", в частности, сотрудничает с контент-провайдерами по разработке для наших абонентов эксклюзивных услуг, которые мы предлагаем под торговой маркой "МегаФон-Москва".
Сергей Езык, менеджер по продуктам и услугам ЗАО "СкайЛинк":
Деньги в нашей индустрии берутся от абонентов. Сейчас они покупают голосовой трафик за все меньшие деньги. Все сотовые операторы, аналитики твердят, что контентные услуги будут следующим генератором роста. Доход от голоса снижается, от контент-услуг он должен расти. Получается, оператору волей-неволей приходится участвовать в этом процессе. Мы, может, и хотели бы абстрагироваться, но не можем этого сделать - от контента зависят, в том числе и наши доходы.
Что касается вопросов правообладания и бизнес-модели, есть западные схемы, где цепочка разделения доходов от контентных услуг не такая, как у нас. Как ни странно, там правообладатель получает от 30% до 40% доходов от продажи услуг, а 10-20% получают контент-провайдеры и столько же операторы и остальные участники этой цепочки.
Я думаю, нам надо готовиться жить в таком мире и еще к тому, что эта цепочка предоставления услуг будет усложняться. Соответственно, усложняться будут и бизнес-модели, а деньги распыляться среди большего количества игроков. При этом участники будут настолько взаимосвязаны, что каждый их них попытается расширить рынок и за счет этого каждый из игроков сможет зарабатывать больше в абсолютном выражении.
Станислав Борисов:
На мой взгляд, существует объективная реальность: приходит производитель контента и говорит, что хочет 40% за свой контент или 35% за MP3. Даже при лучших раскладах, по системе "Билайна" или "МегаФона" - 30% к 70% - контент-провайдеру остаются такие копейки, что никаким MP3 заниматься не хочется. Тем более что если это не массовый рынок, какой смысл вливать в него деньги.
Правообладатели, со своей стороны, говорят, что либо платите этот процент, либо не занимайтесь этими сервисами. Вот никто ими активно и не занимается, хотя это хороший рынок, и на первом этапе уж лучше опустить планку до 15%, а когда он созреет, можно будет ее поднять.
Стандарт: Кто сегодня конкурирует на рынке контент-провайдинга?
Ольга Венчева:
Все, кто в рекламном блоке - сегодня наши конкуренты. Мы боремся за кошельки определенной целевой группы. Соответственно, каждый новый контент-провайдер - наш конкурент: магазин одежды, где покупатель потратил деньги, вместо того чтобы купить карту оплаты сотового оператора - тоже конкурент.
Надежда Анциферова:
В зависимости от того, на какую целевую группу ориентируются контент-провайдеры - конкуренция может быть выше или ниже. На рынке рингтонов и логотипов она сегодня выше, на Java-игры она пока ниже.
С другой стороны, на рынке теперь есть ряд игроков, которые изначально не являлись контент-провайдерами. На него вышли медиа-игроки, телеканалы, которые создают своих контент-провайдеров, на рынке заявили о себе сети салонов связи - соответственно, и они являются нашими конкурентами. Кроме того, в регионах операторы изначально развивают свой контент для абонентов, чтобы конкурировать с "большой тройкой". На самом деле - конкуренция у нас "зубастая", нам приходится соперничать не только между собой.
Станислав Борисов:
От того что рынок контента технологичный, он более цивилизованный и пулеметов никто не присылает. Мы конкурируем на рынке, но в то же время помогаем друг другу установить более выгодные правила игры. В одиночку мы бы этого не сделали.
Вячеслав Овчинников:
Я бы сказал, что на рынке сегодня доминирует не столько конкуренция, сколько конструктивные отношения между ключевыми игроками, и это, безусловно, приносит общую пользу. Наше взаимодействие может оказать и уже оказывает существенное влияние на развитие и продвижение новых, инновационных услуг, на создание оптимальных бизнес-моделей.
Вместе мы можем также хоть как-то контролировать нелегальных поставщиков контента, ведь сами правообладатели не сильно озабочены этими вопросами и не спешат очищать рынок от пиратов, хотя цифры тут впечатляющие: по нашим оценкам, сегодня пиратски распространяется около 20% всего контента. Не трудно подсчитать, какие серьезные убытки несут и сами правообладатели. В общем, мы думаем, что сотрудничество по принципиальным вопросам необходимо.
Владимир Демчишин, технический директор аналитической компании "Современные телекоммуникации":
Взгляд со стороны на этот рынок говорит о том, что развитие конкуренции здесь будет происходить гораздо быстрее, чем на рынке сотовой связи. За счет необходимости более высоких капиталовложений сотовые операторы появлялись в регионах поэтапно, на рынке контент-провайдинга рост участников в центральных регионах и на периферии будет осуществляться гораздо быстрее. И в этих условиях, мне кажется, резко возрастет актуальность проблемы оформления отношений между участниками рынка, становления нормативно-правовой базы, чтобы не получалось, что есть технология той или иной контентной услуги и потребность в ее реализации, а законодательство не готово.
На этапе становления российского рынка мобильного контента большое значение будет иметь эффективная деятельность контент-провайдеров, в том числе конкурентов, в рамках некоммерческих объединений контент-провайдеров, сотовых операторов и других участников этого рынка по решению общих проблемных вопросов его развития