Давайте считать:
Как отметил В. Слизень,
к 31 декабря 2004 г. Мининформсвязи подготовил и направил на рассмотрение в аппарат Правительства РФ 30 документов -- проектов подзаконных актов к Федеральному закону «О связи».
Мы расскажем о четырех из 13 документов, утвержденных Правительством в конце декабря 2004 года и в начале января 2005 года. Еще 17 проектов подзаконных актов, касающихся таких вопросов, как лицензирование, правила присоединения и взаимодействия сетей, правила оказания услуг связи, находятся на рассмотрении в аппарате Правительства.
Несколько слов о Постановлении № 5 от 5 января 2005 года «Об утверждении перечня оконечного оборудования, перемещение которого через таможенную границу РФ осуществляется без специального разрешения на ввоз». Как вы знаете, по состоянию на 31 декабря 2004 года в России было 74,6 млн. абонентов сотовой подвижной связи. Поэтому вопрос о том, когда будет отрегулирован пропуск через таможню на территорию РФ сотовых радиотелефонов, действительно волновал всех участников рынка. И упомянутое Постановление № 5 зафиксировало, в частности, что сотовые телефоны не подлежат оформлению специального разрешения на ввоз. Таким образом, с 1 января 2005 года перемещение оконечного оборудования через границу существенно упростилось.
Второе из принятых постановлений, о котором хотел сказать В.Слизень, – это Постановление «Об утверждении перечня средств связи, подлежащих обязательной сертификации» от 31 декабря 2004 года № 896. Благодаря принятию этого Постановления перечень средств связи, подлежащих обязательной сертификации, сократился на 85%, что говорит о дальнейшей либерализации этого сегмента рынка. Теперь те средства связи, которые не подлежат обязательной сертификации (сюда попали и сотовые телефоны, и другое абонентское оборудование), в соответствии с законом «О связи» должны пройти только утверждение соответствия. То есть на них заполняется декларация соответствия и направляется в «Россвязь». По этой декларации средства связи, не подлежащие обязательной сертификации, будут регистрироваться в течение трех дней. Другими словами, если в стране появляется новое оборудование, то его использование становится легитимным не как раньше, через 2-6 месяцев, а через три дня.
Также было принято постановление о введении с 2008 года единого номера экстренных и оперативных служб – номера 112. Утвержден перечень этих экстренных и оперативных служб. Министр РФ по информационным технологиям и связи дал поручение разработать план действий по введению номера 112. Этот план будет очень объемным, а его реализация не будет простой: если на сетях сотовой подвижной связи внедрить единый номер, можно образно говоря, за одну ночь, то на сетях стационарной связи это потребует значительного времени и больших вложений. Однако есть уверенность, что разрабатываемый план позволит осуществить переход на единый номер 112 в намеченные Правительством сроки.
В. Слизень упомянул постановление Правительства РФ «О приоритетном использовании средств и сетей связи в чрезвычайных ситуациях». Постановление не носит исчерпывающего характера, и, как и постановление о введении единого номера 112, требует разработки нормативных актов более низкого уровня – приказов, распоряжений, инструкций и т. д.
В. Слизень кратко рассказал о статусе документов, находящихся на рассмотрении в аппарате Правительства РФ. Он начал с вопросов лицензирования. Составление перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, заняло существенно больше времени, чем ожидалось, и только 3 февраля 2005 года этот документ направлен министру РФ Л. Рейману на итоговое визирование. В проекте постановления, направленном в Правительство, содержалось 25 наименований услуг связи, а в итоговом документе осталось только 20 наименований. Это сделано в рамках проводимой Мининформсвязи стратегии унификации лицензий и уменьшения перечня наименований лицензируемых услуг связи. Но поскольку закон «О связи» предписывает лицензировать любые возмездные услуги связи, речь не идет о том, что какие-то услуги перестали подлежать лицензированию. Просто формулировки услуг стали шире; сейчас их 20, потом будет 15, 10. Есть примеры в мировой практике, когда «шапка» лицензии всего одна – на услуги электросвязи. Но в этом случае особые условия лицензии, как в Англии, могут содержать 80 или 100 страниц текста. В РФ сделано по-другому. Итоговый документ содержит два перечня – перечень собственно наименований услуг связи, их осталось 20, и второй - перечень условий осуществления деятельности при оказании соответствующих услуг связи. В отличие от предыдущих постановлений, этот перечень состоит максимум из 10 пунктов. Пункты, в основном, носят отсылочный характер, поэтому документ о лицензировании может быть принят в самое ближайшее время.
Проекты Правил присоединения и взаимодействия сетей и Правил оказания услуг связи рассматриваются в аппарате Правительства в увязке с Постановлением о лицензировании: если формулировки изменялись в постановлении по лицензированию, эти изменения вносились и в остальные документы. На сегодняшний день, проект Правил присоединения и взаимодействия существенно уменьшился в объеме, стал более читаемым, но своей сути по своему содержанию не изменился. В соответствии с внутренним планом Правительства, 10 февраля 2005 года проект Правил присоединения и взаимодействия сетей должен быть представлен на подпись министру. Правила оказания услуг связи должны быть рассмотрены в аппарате Правительства до 17 февраля 2005 года.
Л. Тимошенко рассказала о пакете из пяти документов, касающихся универсальной услуги связи. В конце 2004 года эти 5 документов поступили в аппарат Правительства для дальнейшей работы, и к 25 февраля 2005 года они должны быть полностью рассмотрены. В аппарате Правительства документы тщательно прорабатываются, претерпевают определенные изменения, но мы надеемся, что эти документы будут к концу месяца подписаны и вступят в силу. Следует отметить, что работа по внедрению Универсальной Услуги Связи, идет как в Министерстве РФ по информационным технологиям и связи, так и в Агентстве по подготовке самого универсального обслуживания, по подготовке конкурсов. Оно занимается подготовкой технической и конкурсной документации. Документы, конечно, претерпят изменения, но они должны сохранить свою суть. Должны сохраниться и установленные сроки: универсальное обслуживание должно заработать уже в первом квартале 2005 года, по крайней мере, должен начаться конкурс.
За Департаментом экономической политики и финансов было закреплено также постановление Правительства «Об утверждении порядка установления разовых плат и ежегодной платы за использование радиочастотного спектра. Взимание такой платы, ее распределение и использование». Радиочастотный спектр является государственным ресурсом, и во всех странах этот ресурс платный. В РФ об этом говорят много и давно, пытались устанавливать тарифы, но они были условными. Однако с выходом Закона «О связи» и разработкой проекта данного документа взимание платы за использование радиочастотного спектра упорядочивается. Плата делится на две части: разовая плата, которая будет вноситься в бюджет при получении разрешения на использование частот, и ежегодная плата за использование радиочастотного спектра. Проект этого постановления в настоящее время находится в работе. Основные его пункты уже согласованы со структурами органов федеральной исполнительной власти, и сейчас он находится на согласовании в Министерстве финансов. По мнению Л. Тимошенко, до конца текущего месяца его передадут в правительство. Это постановление должно быть принято в конце первого квартала 2005 года.
Кроме того, мы разрабатываем Методику взимания платы (которая также будет утверждаться Правительством РФ), для того чтобы можно было с 2006 года начать эту плату взимать. Почему постановление принимается уже в этом году, а взимание платы начинается со следующего? Все компании и организации должны будут пересмотреть свой бюджет и заложить в него сумму этой платы. При этом Постановлением предусматривается, что как разовая, так и ежегодная плата за спектр перечисляется в федеральный бюджет. Одна часть этих средств должна направляться на радиоконтроль, а вторая – на конверсию радиочастотного спектра. Сегодня в Мининформсвязи активно разрабатывается концепция конверсии радиочастотного спектра с тем, чтобы можно было обосновать заявку в Минфин на определенные суммы средств для проведения этой конверсии.
Таким образом, Постановление о взимании платы за спектр даст возможность урегулировать учет используемых частот, обеспечит дополнительные поступления в бюджет, а также возможность высвобождения частот для гражданского использования. В результате частоты будут использованы на тех же условиях, что и во всем мире.
В. Слизень отметил еще два очень важных для отрасли документа. Это новый Перечень услуг общедоступной электросвязи и Перечень регулируемых услуг в порядке установления цен и тарифов на них, порядок взаиморасчетов между операторами при присоединении, пропуске и взаимодействии. Главным исполнителем по подготовке этих документов является Минэкономразвития, а Мининформсвязи является соисполнителем. Эти документы были переданы на рассмотрение Правительства. Однако в связи с замечаниями Федеральной антимонопольной службы они были отправлены на доработку.
Вопросы Федеральной антимонопольной службы связаны с перекрестным субсидированием между местной и международной/междугородней связью, существующим в настоящее время. Федеральная служба по тарифам после расчета себестоимости местных звонков делает надбавку к установленному тарифу для этих звонков и включает ее в стоимость международного/междугороднего звонка с тем, чтобы при межоператорских взаиморасчетах она уплачивалась оператором дальней связи в пользу оператора местной связи.
Кросс-субсидирование из года в год снижается, и в настоящее время его уровень составляет только 20%. Цель министерства - к 1 января 2007 года полностью от него избавиться, т. е. операторы местных сетей связи должны не только выйти на уровень себестоимости, но и обеспечить нормативную прибыль.
Однако формализации процесса кросс-финансирования на сегодняшний день нет. При подготовке постановления о новом Перечне регулируемых услуг и порядке установления цен в методику была включена так называемая компенсационная надбавка в размере того кросс-финансирования между местной и междугородней связью, которое сейчас фактически существует на рынке. В постановлении должно быть формализовано понятие компенсационной надбавки и показано, как она рассчитывается. Это и было сделано. При этом в постановляющей части было указано, что она должна отмереть не позднее 1 января 2007 года. ФАС отметила, что такого понятия в законе нет (и это правда!), поэтому надо ее исключить из постановления. Это означает, что после вступления в силу Постановления тарифы должны быть ребалансированы немедленно, т.е. кросс-финансирование должно быть устранено сразу после принятия постановления, что повлечет за собой повышение цен на услуги местной связи как минимум на 20%. Естественно, ни Минэкономразвития, ни мы пойти на такое ущемление прав потребителей не можем, и мы будем последовательно отстаивать свою точку зрения, отметил В. Слизень. В феврале планируется совещание по этому вопросу с участием всех заинтересованных сторон, и мы надеемся, что здравый смысл все-таки восторжествует, и ФАС не только на словах, но и на деле докажет, что она приносит пользу абонентам.
http://www.sotovik.ru/news/news_9464.html