Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 30 октября 2006 г. N Ф09-8854/06-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" (далее - общество) на решение суда первой инстанции от 20.04.2006 и постановление суда апелляционной инстанции от 27.06.2006 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-5423/06.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным предписания Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан (далее -управление) от 23.01.2006.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения о проведении мероприятий по контролю оказания услуг подвижной связи на соответствие требованиям Закона и Правил от 21.12.2005 N 1943 управлением в период с 21.12.2005 по 29.12.2005 проведена проверка в офисе, расположенном по адресу: г. Уфа, ул. Шафиева, д. 39/2, по соблюдению обществом законодательства в сфере защиты прав потребителей Российской Федерации. Срок проведения контрольных мероприятий по контролю был продлен заместителем руководителя управления до 31.01.2006.
В ходе указанной проверки было установлено, что информация о тарифах на основные и дополнительные услуги, оказываемые оператором связи, информация об остатке на счете абонента, передаваемая голосовым сообщением и (или) по запросу коротким текстовым сообщением (по номеру 0880, *100# и др.) предоставляется обществом потребителям не в рублях, а в условных единицах. Также проверкой установлено непредоставление обществом дифференцированной информации при заключении договоров на оказание услуг подвижной связи и заполнении регистрационной формы абонента с физическим лицом (гражданином), юридическим лицом или предпринимателем.
Результаты проверки отражены в акте управления от 23.01.2006 N 000357. По итогам проверки управлением 23.01.2006 в отношении общества вынесено предписание, в котором обществу предписано:
1) предоставлять информацию потребителям о тарифах на основные и дополнительные услуги, оказываемые оператором связи в российских рублях;
2) предоставлять информацию об остатке на счете абонента, передаваемую голосовым сообщением и (или) по запросу коротким текстовым сообщением (по номеру 0880, *101# и др.), в российских рублях;
3) внести разграничения (предоставлять дифференцированную информацию) между физическим лицом (гражданином), юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при заключении договоров на оказание услуг подвижной связи и заполнении регистрационной формы абонента.
Считая данное предписание управления незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования, заявленные обществом, в части признания недействительным предписания управления об обязании общества предоставлять информацию потребителям о тарифах на основные и дополнительные услуги, оказываемые оператором связи, в российских рублях и в части обязания внести разграничения (предоставлять дифференцированную информацию) между физическим лицом (гражданином), юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при заключении договоров на оказание услуг подвижной связи и заполнении регистрационной формы абонента, суды исходили из недоказанности совершения обществом данных нарушений.
В указанной части кассационная жалоба и дополнение к ней не содержат доводов о незаконности судебных актов.
Отказывая в удовлетворении остальной части заявленных требований, суды исходили из законности и обоснованности предписания и того, что оно выдано управлением в пределах предоставленных ему прав и полномочий.
Выводы судов являются правильными.
Общество - оператор по оказанию услуг подвижной связи, в связи с чем между обществом и абонентами заключаются типовые договоры на предоставление услуг сети сотовой радиотелефонной связи (л. д. 66, 70).
В силу п. 2.1.5 указанного договора общество обязуется предоставить абоненту возможность получения бесплатной справочной информации по вопросам пользования услугами и расчетов за эти услуги, то есть оказать абоненту услугу по предоставлению информации.
Кроме того, в соответствии с п. 12 Правил оператор связи оказывает бесплатно и круглосуточно информационно-справочные услуги, в том числе информирует абонента о состоянии его лицевого счета и задолженности по оплате услуг подвижной связи. Перечень бесплатных информационно-справочных услуг не может быть сокращен.
Указанные Правила приняты в соответствии с Федеральным законом "О связи" от 07.07.2003 N 126-ФЗ и Законом.
Пунктом 1 ст. 10 Закона предусмотрено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В силу ст. 5 Правил оказания услуг подвижной радиотелефонной связи "МТС", введенных в действие приказом общества от 28.12.2005 N 16-16 и опубликованных в "Российской газете" (л.д. 92-101), остаток на лицевом счете указывается исходя из сумм ранее внесенных платежей, условий тарифного плана и объема использованных абонентом услуг в автоматизированной системе расчетов. Величина остатка представляет собой обобщенную информацию об объеме услуг, который может быть использован абонентом (положительное значение остатка) или был использован абонентом после полного расходования на оплату услуг внесенных платежей (отрицательное значение остатка).
Соответственно, абонент, получив информацию о состоянии лицевого счета, осуществляет выбор услуги из перечня услуг, предоставляемых обществом.
Статьей 140 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации, следовательно, все расчеты, в том числе и абонентами общества, осуществляются в рублях.
При этом в силу п. 2 ст. 317 Гражданского кодекса Российской Федерации в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (экю, "специальных правах заимствования" и др.). В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.
Следовательно, абоненту, чтобы знать объем услуг, которые могут быть ему предоставлены в соответствии с остатком денежных средств на его лицевом счете, необходимо перевести указанную сумму в российские рубли с учетом знаний официального курса соответствующей валюты, что возлагает на него дополнительную обязанность и может привести к исключению возможности определения абонентом точной суммы остатка на счете.
Таким образом, предоставлением информации о состоянии лицевого счета в условных единицах ограничивается право абонента на получение достоверной информации об объеме предоставленных ему в будущем услуг.
В связи с вышеизложенным и в силу ст. 10 Закона информация о состоянии расчетов по потребляемой абонентом услуге сотовой связи должна предоставляться в российских рублях.
Таким образом, доводы жалобы о неправильном применении судами положений ст. 10 Закона, п. 2 ст. 317 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 10, 12 Правил отклоняются как не нашедшие своего подтверждения в ходе кассационного производства.
Доводы жалобы о нарушении управлением порядка проведения мероприятий по контролю были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушения либо неправильного применения судами норм материального и процессуального права в ходе кассационного производства не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение суда первой инстанции от 20.04.2006 и постановление суда апелляционной инстанции от 27.06.2006 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-5423/06 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" - без удовлетворения.
http://www.e1.ru/talk/forum/read.php?f= ... e=1#297797