Ликбез про факторинг ч.1
Механика бизнеса
Мудреные термины простыми словами. Факторинг.
АВТОР: ВЛАДИМИР РОМАНОВ
ОПУБЛИКОВАНО 16 АВГУСТА 2005 ГОДА
«Дебиторов надо любить. Дебиторы составляют большую часть человечества. Мало того – лучшую его часть. Дебиторы создали мир… И когда все было готово, когда родная планета приняла сравнительно благоустроенный вид, появились кредиторы.
Кротких и умных дебиторов стали давить. В большом городе дебиторы ведут мученическую жизнь. Им некуда спрятаться от кредиторов. Чуть что и сразу претензия, а там и до судебных исполнителей недалеко. И только в маленьких русских городках дебитора еще уважают. Там он еще является хозяином улиц, его холят, лелеют, уважительно просят вернуть должок…» (Из Инструкции по организации малого бизнеса).
Да, сегодня речь пойдет о дебиторах, об этих агнцах, которые тихо и кротко берут ваши денежки, а потом также тихо их не возвращают. И что делать? Бежать в Бюро добрых услуг по выбиванию долгов? Как там у них, горячий утюг или расплавленное олово? Фи, средневековье какое-то. Попробуйте факторинг, райское наслаждение!
Начало факторингу было положено в промышленной Англии XVII века созданием Дома факторов (House of Factors). Фактором назывался торговый посредник, который представлял интересы компании на незнакомом рынке. Он знал местные условия, торговые обычаи, законы данной страны, платежеспособность покупателей, отвечал за сбыт товара и соответственно за инкассацию выручки.
В конце XIX века факторинг появляется в США, первоначально в виде услуги, предоставляемой немецкими и английскими поставщиками одежды, но очень быстро прелести факторинга уловили местные посредники: производителям, за определенные комиссионные, гарантировалась оплата за поставленные товары в случае, если покупатель окажется неплатежеспособным.
Факторинг в современном виде сформировался в развитых странах в 60-х годах, а с начала 1980 года начинается его бурный рост, не закончившийся и по настоящее время.
В России о рынке факторинговых услуг стало возможным говорить, начиная с 2000 года. К 2005 году объемы факторинговых сделок достигли уровня 3 млрд.долл. (0,5% ВВП), что поставило факторинг в один ряд с рынком лизинга (5 млрд. долл.) и рынком корпоративных облигаций (5 млрд.долл.)
Малому бизнесу – большой факторинг.
Фактически факторинг (извините за каламбур) – это покупка фактором (банком) дебиторской задолженности предприятия и происходит этот термин от английского factor (фактор) - комиссионер, агент, посредник, а не от другого, очень созвучного, но имеющего совершенно иное значение слова.
Факторинг не является формой кредитования и по своей сути может заинтересовать прежде всего фирмы, реализующие товары (работы, услуги) и стоящие перед выбором – либо потребовать предоплату и соответственно нести риск потери потенциального клиента, либо пойти по пути отсрочки платежа и почувствовать все прелести кассового разрыва и нехватки оборотных средств.
Уступив по договору факторинга Банку свои долги, фирма получает в виде аванса денежные средства в размере до 90% от объема поставки. Банк получает свои комиссионные, а Дебитору в принципе должно быть все равно кому ему платить.
Более того Банк на абсолютно законных основаниях предоставит Покупателю более длительную отсрочку, чем та, которую может позволить Продавец. И все могут быть довольны. Факторинг – это целый комплекс финансовых услуг, предоставляемых Банком своему Клиенту с целью улучшения его денежных потоков.
Факторинг включает:
• финансирование поставок
• административное управление дебиторской задолженностью
• покрытие рисков
Финансирование поставок. Банк финансирует поставки, которые осуществляются на условиях отсрочки платежа. Банку необходимо подтвержденная документально история ваших товарно-денежных регулярных отношений с Дебитором именно на условиях предоставления товарного кредита и особенно насколько своевременно Дебитор гасит свою задолженность.
Оценив это, Банк установит вам лимит факторинга и вы можете рассчитывать, что сразу же после отгрузки и предоставления Фактору подтверждающих документов вам будет предоставлен аванс в размере 90% от суммы поставки.
Административное управление дебиторской задолженностью. Если вам совсем станет невмоготу и дебиторы вас достанут Банк возьмет ваши проблемы на себя:
• проконтролирует своевременность оплаты поставок Покупателем
• предоставит вам отчет о состоянии дебиторской задолженности
• проведет соответствующую работу с Дебитором по погашению задолженности
Короче, любой каприз за ваши деньги.
Покрытие рисков. При факторинге Банк помимо финансирования покрывает риски своего Клиента:
• кредитные риски (Банк, проплатив Продавцу в день поставки аванс в размере 90% от всей суммы, снижает риск неоплаты практически до нуля)
• риск ликвидности (снижаются риски возникновения кассовых разрывов, недостатка средств для осуществления важных текущих платежей – поставщики, налоги, зарплата ну и т.д.)
• процентные риски (очень характерно для просторов СНГ. Ситуация, когда покупатель еще не заплатил, а ресурсы в Банке вдруг(!) резко подорожали)
• валютные риски (ну это совсем про нас. Получил денежки, тут же перевел в доллары и никаких рисков. Доллар он и Африке доллар. В первую очередь подходит, естественно, для импортеров.)
Виды факторинга. Существует два основных вида факторинга – факторинг без регресса и факторинг с регрессом.
Факторинг без регресса – мечта для любого Поставщика. Поставил товар, предоставил Банку необходимый пакет документов, получил аванс 90% от суммы поставки и забыл про своего Дебитора. Далее Дебитор – головная боль Банка.
Реализуется весь комплекс факторинговых прелестей:
• финансирование поставок с отсрочкой платежа
• покрытие рисков (покрывается весь спектр – кредитный, валютный, процентный, ликвидный)
• административное управление дебиторской задолженностью
За удовольствие надо платить, цена такого факторинга значительно выше остальных видов.
Факторинг с регрессом. Здесь все серьезнее, нет этой «казацкой вольницы». Да, после поставки товара и предоставления документов в Банк вы получите те же 90% аванса, но проблемы на этом не заканчиваются. Пока Дебитор платит Фактору все идет нормально. Но как только произошел первый сбой и Дебитор по какой-либо причине не осуществил очередной платеж Банк (Фактор) имеет право предъявить требование платежа Поставщику, а Поставщик обязан выкупить неоплаченное долговое требование и вернуть сумму, полученную авансом, на счет Банка.
Как говорится, почувствуйте разницу. Единственное утешение, такой вид факторинга самый дешевый.
Кредит или факторинг?
Теперь попробуем разобраться, стоит ли вообще сыр-бор разводить. Может быть лучше как деды-прадеды, с утра кредит – весь день свободен?
Основное отличие факторинга от кредита заключается в том, что предоставляя кредит Банк отталкивается от прошлого (кредитная история, величина прошлых доходов и фактически прошлое благополучное финансовое состояние заемщика) Для выдачи кредита Банк требует залог и размер этого залога, как правило, должен в два раза превышать размер выдаваемого кредита.
Факторинг же представляет собой беззалоговый в классическом понимании инструмент, величина финансирования зависит от будущих доходов предприятия (планируемых поставок) и таким образом факторинг более доступен широкому кругу представителей малого и среднего бизнеса, чем кредит.
Отсутствие необходимости оформлять залог естественным образом ведет к значительному сокращению количества подаваемых в Банк документов, снижает затраты, сокращает сроки получения денежных средств. К тому же сумма кредита определяется сразу, а объем финансирования при факторинге может увеличиваться по мере роста объема продаж. Ну и, погасив кредит, вы не можете быть уверены в том, что получите новый, в то время как факторинг носит регулярный, систематический характер.
Кроме того, факторинг можно одновременно использовать в сочетании с другими долговыми инструментами (те же кредиты, векселя, облигации) все по той же причине, не требующей предоставления залога или гарантий.
Также при факторинге обеспечивается 100% целевое использование заемных ресурсов, денежные средства оперативно возвращаются в оборот, финансирование может предоставляться на сколь угодно малые объемы поставок, услуги факторинга оплачиваются только за период фактического финансирования (т.е. с момента предоставления Банком аванса до момента поступления денег от Покупателя).
Вот еще некоторые преимущества факторинга.
Для Поставщика:
• снижение затрат, связанных с регистрацией и страхованием залога и оплатой рабочего времени сотрудников на оформление и подготовку документов для Банка
• экономия на затратах, связанных с оплатой дополнительных рабочих мест и рабочего времени сотрудников, осуществляющих контроль за дебиторской задолженностью
• удержание в сфере своего внимания большого количества Покупателей в связи с предоставлением отсрочки платежа
• возможность увеличения количества продаж
Для Покупателя:
• получение товарного кредита (очень существенно) на достаточно продолжительный срок
• увеличение объемов закупок
• лучшее использование оборотных средств в связи с предоставленной отсрочки платежа
• укрепление позиции на рынке
При проведении факторинга между участниками процесса не должно быть недоговоренностей, недомолвок, секрета Полишинеля и прочего шила в мешке. Дебитор должен быть заранее официально извещен о том, что он попадает в нежные объятия Банка и ему будет четко предписано когда, сколько и на какой счет следует платить. И это не должно сильно беспокоить Дебитора (если конечно он вообще собирается платить).
При заключении договора факторинга Банк предъявляет определенные требования как к Поставщику, так и к Дебитору.
Поставщик:
• должен вести активную хозяйственную деятельность, осуществлять регулярные поставки товаров (работ, услуг), которые пользуются спросом на рынке
• должен иметь не менее 3-х постоянных контрагентов покупателей и осуществлять регулярные поставки на условиях отсрочки платежа.
• сам должен быть добросовестным плательщиком налогов и своевременно гасить свои кредиты.
• и самое главное понимать, что Банк не является конторой по выбиванию долгов и при факторинге работает только со свежей дебиторкой.
Дебитор:
• должен сотрудничать с Поставщиком по договорам поставки на условиях отсрочки платежа не менее шести месяцев и при этом своевременно погашать свою задолженность перед ним.
• не являться структурой, родственной Поставщику
• не являться одновременно кредитором Поставщика
После принятия решения о готовности работать с вашей фирмой Банк заключит с вами договор о факторинговом обслуживании, в соответствии с которым вы уступите Банку право требования дебиторской задолженности и передадите в Банк документы, необходимые для ее контроля (копии договоров-поставок, накладные, счета, акты и т.д.).
После этого Банк начинает финансирование. Стоимость факторинга состоит из стоимости ресурсов в данный момент (на уровне 18-21% годовых) плюс комиссия Банка (зависит от вида факторинга, набора предоставляемых услуг и т.д, ну типа меню в ресторане). Естественно в разных банках все это выглядит по-разному, но находится в разумных пределах.
-----------------------
Факторинг в России (выпуск 1)
Факторинг - это широко распространенный в мире инструмент краткосрочного финансирования оборотного капитала, незаменимый для малых и средних предприятий, доступ к кредиту у которых традиционно затруднен, а ресурсов для инкассации задолженности недостаточно.
Привлекательность факторинга обусловлена тем, что данный инструмент объединяет в себе сразу несколько функций:
• - финансирование оборотного капитала
• - инкассация задолженности клиента
• - страхование финансовых рисков
Сейчас объемы этого финансового рынка сопоставимы с такими рынками, как рынок лизинга и рынок рублевых корпоративных облигаций.
Справочник содержит подробную информацию о тенденциях развития рынка факторинга, преимуществах применения факторинга и ограничениях использования данного инструмента, о клиентах факторинговых компаний и банков, об основных характеристиках факторинговых сделок в России, а также об основных игроках российского рынка факторинга и правовой среде функционирования этого инструмента.
Отдельный раздел исследования, подготовленный специалистами компании "Ernst&Young", посвящен вопросам налогообложения факторинговых операций в России, в частности, возможности экономить на налоге на прибыль.
В бизнес-справках по факторинговым компаниям и банкам приводятся контактные данные, основные показатели факторинговой деятельности, стоимость факторинговых сделок, в том числе региональная и отраслевая структура клиентской базы и другие сведения.
Информация получена на основе анкетирования факторинговых компаний и банков и проведения углубленных интервью с руководителями факторинговых компаний и факторинговых подразделений в банках.
Объем: 88 стр. форматом А5.
Заказать справочник или получить дополнительную информацию можно у Анны Солохи
тел.(495) 225-34-44 (доб. 619)
факс (495) 225-36-43,
E-mail: anna@raexpert.ru
----------------------------------------
15 (422) 18 апреля 2005 г.
Факторинг в режиме «реверс»
Если ваш поставщик включится в систему факторинга, вы сможете платить по договорам купли-продажи с отсрочкой до 120 дней. Причина такой лояльности проста – по факторингу ваш долг практически сразу и почти полностью будет превращен в «живые» деньги. Однако на нашей почве существует еще одна сложность, которая делает эту схему не слишком легко выполнимой. Но если сложности преодолеть, выиграют все участники затеи.
Кредит через посредника
Возможность иметь «длинную» отсрочку от поставщиков рассматривается любым предприятием как благоприятный фактор развития компании: за это время можно успеть получить выручку, закупить, произвести и продать новые партии товара. Наконец, можно просто удовлетворить возросший спрос на продукцию, не имея свободных денег.
Часто подобную задачу решают путем привлечения кредита, но его основными недостатками являются: ограниченная доступность, долгие согласования и необходимость оплаты кредита в периоды, когда средства не требовались. «Привлечение поставщика на факторинговое обслуживание по инициативе покупателя при поддержке банка активно развивается в Петербурге», – говорит начальник отдела факторинговых операций Санкт-Петербургского филиала «НОМОС-банка» Артем Алексеев. В данном случае традиционная схема факторинга приобретает целевой характер прежде всего не для поставщика, а для покупателя, позволяя ему добиваться увеличения поставок от своих постоянных поставщиков без привлечения финансовых ресурсов.
Как начать
«Если компания хочет, чтобы ее поставщики работали по такой схеме, ей надо убедить их обратиться в факторинговый отдел банка за консультацией. Представив вас как потенциального покупателя, поставщик может получить положительное заключение о возможности выкупа вашей дебиторской задолженности, а также основные условия такой сделки, – говорит управляющий филиалом «Северо-Западный» компании «ОФК УралСиб-НИКойл» Сергей Васильев. – Сегодня фирмам не обязательно иметь долгую историю сотрудничества, потому что теперь мы принимаем компании на факторинговое обслуживание с первой поставки. После всех согласований между банком-фактором и поставщиком заключается генеральный договор, по которому на основании отгрузочных документов поставщик получает финансирование».
Таким образом, можно убедить поставщиков давать большие отсрочки, потому что они будут получать на расчетный счет до 90% вашей задолженности в кратчайшие сроки после отгрузки, а остаток долга за минусом факторинговых издержек – в момент выполнения покупателем своих обязательств перед банком-фактором. Кажется, что серьезным препятствием для такой схемы являются потери поставщика на факторинговых издержках, однако это так только на первый взгляд. Одно из возможных преимуществ поставщику дает банк-фактор: предлагаемое им в рамках факторингового обслуживания программное обеспечение по управлению дебиторской задолженностью снимает потребность в содержании штата сотрудников по работе с поставщиками и покупателями.
Нужны ли жертвы
Другие преимущества поставщик может получить от покупателя. Во-первых, чтобы компенсировать поставщику факторинговые издержки, покупатель должен предложить более высокую цену. Такой подход обязателен, когда у поставщика нет проблем со сбытом и он легко сможет найти другого покупателя. По данным «НОМОС-банка», при факторинге в среднем наценка колеблется в районе 1,9-2,4% в месяц, и именно на эти цифры нужно ориентироваться. Хотя в каждом конкретном случае наценка определяется как исходя из среднерыночной стоимости денег, так и в зависимости от оборота, переданного на факторинг.
Кроме того, поставщика можно заинтересовать заключением долгосрочного договора, по которому покупатель заранее обязуется по определенному графику приобрести у поставщика товар по оговоренной цене. Такой договор дает возможность поставщику заранее спланировать потребность в товаре, что делает его работу более стабильной и предсказуемой.
Наконец, поставщику предложенная схема может пригодиться для использования в работе с другими покупателями – настоящими и будущими. Именно поэтому в экономически развитых странах факторинговые схемы, инициированные покупателями, широко распространены.
Факторинг по-русски
В зарубежном варианте эта схема называется «реверсивный факторинг» – продукт, предусмотренный специально для покупателей товаров и услуг, желающих получить или увеличить отсрочку платежа. Но в России по причине пробелов законодательства в чистом виде подобная схема трудно реализуема. Поэтому все приближения к ней (а рассмотренный пример – одно из таких приближений) обладают рядом ограничений. «Безусловно, инициатива может идти от покупателя (дебитора нашего потенциального клиента), но все договорные отношения мы заключаем с продавцом, у которого таких дебиторов должно быть минимум четверо», – уточняет Сергей Васильев. – Кроме того, мы не берем на факторинговое обслуживание сделки, в которых отсрочка платежа составляет более 120 дней».
«Необходимо четко понимать, что нужно покупателю, банку и поставщику, – добавляет Артем Алексеев. – Покупателю – отсрочка, пусть даже с небольшой наценкой. Поставщику – быстрая оборачиваемость денег и увеличение рынка сбыта путем предложения конкурентных условий покупателям. Банку – размещение своих средств с четко просчитываемыми рисками. Но факторинг в нашем понимании – это никак не скупка любых долгов (в том числе и безнадежных). Таким образом, если поставщик заинтересован в стратегическом сотрудничестве с покупателем и между партнерами существует длительные налаженные отношения, то все предпосылки для работы по схеме реверсивного факторинга имеются».
http://www.ppspb.ru/p_article.php?id=2368