Для операторов вопрос работы с долгами клиентов крайне актуален.
Например, дебиторская задолженность
клиентов ОАО «Мегафон» на 1 июля 2007 года превысила сумму в 2,5 млрд рублей.
В связи с ростом задолженностей за услуги мобильной связи компании берут на себя право отключать абонента
при отсутствии денег на счете. Но не гарантирует, что задолженность перестанет расти. Чаще всего проблемы
возникают из-за платных справочных служб, за пользование которыми операторы списывают деньги, но
отказываются нести ответственность.
Как прописано в договорах, абоненты, пользующиеся авансовой системой оплаты, могут быть отключены по
истощению положительного остатка на счете. В справочной службе МТС признались: на всех тарифных планах
клиент не защищен от ухода в «минус». Никто не может назвать, когда точно приходит информация о расходах
– это зависит от того, где находится абонент (в роуминге или нет), услуг, тарифа и даже от проведения
профилактических мероприятий в компании.
Такая же биллинговая система и у «Мегафона»: баланс обновляется с неизвестной частотой.
Компания «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») гарантирует обновление остатка в режиме реального времени,
т.е. фактически защищает абонента от возникновения кредитового остатка. Однако это не касается услуг
GPRS и разговоров в роуминге. В последнем случае сведения о расходах могут поступить оператору даже
через несколько недель, а то и через месяц.
Но как же поступают с абонентом, который не желает платить долг? Во всех компаниях, обычно высылают
должнику письмо с предложением оплатить недоимку в течение 10 дней. Если долг так и остается не погашен,
блокируются все номера, которые зарегистрированы на имя должника. Если и эта мера не действует,
повторно высылается письмо с просьбой погасить долг. Далее, если долг на сумму меньше 1000 рублей в
итоге не оплачен, он списыватся как безнадежный. Если больше – на абонента подают в суд.
Большую надежду операторы возлагают на систему D-Telecom – единую базу данных о «неблагонадежных
абонентах» – Бюро кредитных историй. Предполагается, что заработать она должна уже в этом году, в базе
на данный момент записаны 2 млн должников. По закону предоставлять информацию в Бюро кредитных историй
можно только с согласия самого абонента. Если такого условия в договоре нет, то делиться сведениями о
должнике компания не имеет права под угрозой уголовной ответственности.
Чаще всего, сообщает KMnews, споры возникают из-за списания платы
за услуги контент-провайдеров – платные SMS, звонки на короткие номера, голосовые чаты и т.д. Эти услуги,
за редким исключением, оказываются сторонними компаниями, за действия которых операторы отказываются
http://www.dolgfactor.ru/news/russian/4401.smx
Система D-Bank, объединяющая "черные списки" телефонных операторов и банков, будет запущена до конца года. После этого долг за телефон сможет привести к отказу в выдаче кредита.
Сотовые компании крайне неохотно делятся информацией о должниках и об убытках, связанных с неоплатой услуг. Тем не менее в 2005 году, когда МТС, "Билайн" и "МегаФон" начали продвигать кредитные услуги, была создана база данных D-Telecom, содержащая информацию о "неблагонадежных абонентах".
Ни одна сотовая компания не имеет права отказать абоненту в подключении, в предоставлении базового пакета услуг. Однако, по словам пресс-секретаря МТС в Северо-Западном макрорегионе Вероники Бялковской, "компания может отказаться подключать неблагонадежного абонента по кредитному способу".
Еще весной 2007 года участники рынка намеревались запустить систему D-Bank, созданную на основе D-Telecom и позволяющую обмениваться информацией кредитным учреждениям и операторам сотовой и фиксированной связи (также участвуют в D-Telecom).
"Возможный отказ в выдаче кредита должен стимулировать абонента к более аккуратной оплате по счетам за услуги связи. Кроме того, новая система позволит операторам более активно развивать кредитные услуги, а также и выявлять мошенников", – полагает генеральный директор "Национального кредитного бюро" Владимир Малеев.
"Задержки с запуском объединенной кредитной базы связаны с достаточно жесткими требованиями законодательства к составу информации и к режиму ее обращения. Мы должны учесть все репутационные риски. Каждый из операторов уже прописал в договоре обслуживания пункт о том, что оставляет за собой право предоставлять кредитную историю абонента", – говорит Владимир Малеев. По его словам, она заработает до конца 2007 года.
"Информация в Бюро кредитных историй может быть предоставлена (в соответствии с законодательством) только с согласия субъекта кредитной истории (должника) и непосредственно самим кредитором (банком). Таким образом, если говорить о применении законного механизма обмена и использования информации о кредитных историях, то подобная база вряд ли может быть использована в соответствии с федеральным законом о бюро кредитных историй", – объясняет заместитель председателя правления "Городского ипотечного банка" Игорь Жигунов.
Большинство абонентов подписывали договоры на обслуживание, еще не содержавшие пункта о предоставлении данных третьей стороне, а значит, фигурировать в базе не смогут.
До сих пор единственным рычагом давления на должников оставалось взыскание денег в судебном порядке. В качестве долга фиксируется даже самая незначительная сумма, однако, как пояснила Вероника Бялковская, компания подает на абонента в суд только в том случае, если сумма долга превышает судебные издержки.
Средний размер абонентской задолженности, по словам сотрудника одной из компаний "большой тройки", составляет от 200–300 до 1 тыс. рублей. Уйти в минус на большую сумму не даст сам оператор, если речь не идет о роуминге. Корпоративные клиенты с кредитной формой расчетов бывают должны оператору и 50, и 150 тыс. рублей, но с ними договариваться проще: компания отправляет оператору гарантийное письмо с просьбой об отсрочке платежа сразу после процедуры блокирования.
В D-Telecom указаны только те клиенты операторов, чей долг превышает $10. На данный момент в этой базе более 2 млн кредитных историй, но, по словам Владимира Малеева, в объединенную систему войдут далеко не все они – в первоначальной выборке будут присутствовать несколько сотен тысяч абонентов.
"Скай Линк" вступать в объединенные системы пока не планирует. "У "большой тройки" показатель ARPU составляет порядка $10, у нас – порядка $50. У "Скай Линка" в Петербурге 190 тыс. подписчиков, GSM-операторы оперируют миллионами абонентов. Ничего удивительного, что на моей памяти "Скай Линк" не подавал на своих абонентов в суд. Мы знаем их всех лично", – пояснил начальник отдела по связям с общественностью компании "Дельта Телеком" Кирилл Волошин.
http://www.dp.ru/spb/news/money/2007/10/23/243115/