Точка зрения связиста:
проект РосПил - информационный суверенитет России - приоритетные задачи отрасли связи.
проект РосПил - информационный суверенитет России - приоритетные задачи отрасли связи.
Цель размещения материала на сайте: поиск сторонников и потенциальных участников проекта РосПил (http://navalny.livejournal.com, http://rospil.info ) в части бизнес - анализа и инженерной экспертизы проектов в области информационных технологий (адрес для писем: rospil2011@gmail.com).
Коррупция и суверенитет России
Из сообщений федеральных СМИ следует, что системная коррупция угрожает национальной безопасности России: ежегодный коррупционный оборот в России составляет около $ 300 млрд ( 25 % ВВП РФ); известны схемы «увода» миллиардов долларов бюджетных денег за рубеж и известны фигуранты; в тарифах ЖКХ и ценах на продовольствие, по мнению экспертов, коррупционная составляющая равна 40-60%; бегство капиталов за рубеж составило только в 2010 году более 38 млрд. долл. Ежегодная эмиграция из России более 300 тыс. человек (предприниматели, молодежь с хорошим образованием и учеными степенями) резко снижает деловую активность в стране.
В таких условиях, реструктуризация экономики, создание инновационной экономики, реанимация суверенитета (экономического, военного, информационного) страны - практически невозможны и Россия превращается в сырьевой придаток развитых стран.
В мире известно много примеров успешной борьбы с коррупцией: Норвегия, Германия, Италия, Испания, США, Сингапур, Грузия. В этих примерах можно выделить три основные принципа:
• чистота центральной власти,
• неотвратимость наказания,
• хорошая зарплата госслужащих и стимулирование их честной работы.
Ни один из этих принципов в сегодняшней России не действует. Чтобы переломить эту ситуацию, в 2010 года Алексей Навальный инициировал выполнение проекта РосПил (http://rospil.info), средства на выполнение проекта поступают от отдельных граждан России.
Из мирового опыта хорошо известно, чем выше в государстве коррупция, тем ниже его суверенитет. Суверенитет России сегодня определяется «Декларацией о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» от 12 июня 1990 г.
Эта Декларация не определяет ни составные части суверенитета, ни их показатели, которые могли бы быть рассчитаны или определены на основе экспертных оценок. По оценке экспертов, экономический, военный и информационный суверенитет сегодняшней России находятся на невысоком уровне и страны - мировые лидеры, это - прежде всего США и Китай, сегодня представляют военную угрозу для России и могут наложить эффективные экономические санкции против Москвы.
Повышение суверенитета России – очень дорогостоящая задача, соизмеримая по стоимости с «ядерным» и «ракетным» проектами СССР:
• для обеспечения только одной из составляющих информационного суверенитета - создания отечественной операционной системы - потребует около 10 лет и финансирования в размере 15 млрд. долл (для примера, создание ОС Windows Vista потребовало от Microsoft 6 лет напряженной работы и финансирования в размере 6 млрд. долл).
• для обеспечения другой составляющих информационного суверенитета требуется освоение серийного производства отечественных электронных компонентов. Насколько это технологически сложная задача, говорит тот факт, что микросхемы, разработанные в 70 - 80-х годах прошлого века в СССР и используемые в ракетах стратегического назначения Тополь и Булава в России, производятся в стране НАТО (ОАО Альфа г. Рига, Латвия) и весь сегодняшний потенциал НИИ и заводов России не в состоянии переломить ситуацию,
• по оценкам экспертов, в РФ насчитывается более 25 млн. ПК, на 99% этих компьютеров установлено ПО корпорации Майкрософт, инфо – телекоммуникационные сети ССОП на 97% построены на импортном оборудовании и ПО. Это привело к тому, что сегодня РФ не в состоянии:
o защититься от внешних кибер - атак, как по сети Интернет, так и по другим инфо – телекоммуникационным сетям общего пользования, включая сети GSM, которые насчитывают более 100 млн. абонентов и охватывают все регионы страны,
o блокировать определение местоположения, перехват сообщений и «прослушку» практически, любого телефона GSM и ПК в РФ и с территории других государств,
o блокировать поиск и определение местоположения отдельных граждан РФ по индивидуальным признакам их речи, внешности, ключевым словам, адресам контактов на основе спец. анализа группового трафика GSM и/или IP трафика, определение соответствующих идентификационных номеров телефонов GSM и ПК в РФ и с территории других стран,
o блокировать определение местоположения «потенциально интересных» абонентов GSM в РФ, последующий несанкционированный вход в их ПК через любой порт, например WiFi, далее - в рядом расположенные ПК и/или объектовые ЛВС (аналог кибер - атаки на АЭС «Бушер» в Иране) в РФ и с территории других стран.
Обеспечение мониторинга задачи повышения суверенитета России
Для мониторинга процесса повышения суверенитета государства целесообразно ввести систему количественных показателей для экономической, военной и информационной его составляющей.
Для оценки экономического суверенитета можно использовать показатели, хорошо известные в литературе: ВВП, ВВП на душу населения, общий объем инвестиций и объем инвестиций в основной капитал, объем золотовалютных резервов, внешний долг страны, объемы промышленной и сельскохозяйственной продукции, доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции, экспорт/ чистый экспорт, доля продовольствия поступающего по импорту, уровень инфляции, уровень безработицы, разница в доходах 10% самых богатых и самых бедных, доля населения с доходами ниже черты бедности, и т.п.
Для рейтинговых оценок военного суверенитета, в первом приближении, могут быть использованы следующие показатели: ракетно-ядерный потенциал, потенциал военных технологий четвертого и пятого поколений и технологий информационных войн, расходы на оборону, доходы от экспорта вооружения, количество и потенциал военных баз и их назначение на территории других стран, расходы на новейшие военные и информационные технологии.
Информационный суверенитет, в части инфо – телекоммуникационных ресурсов сетей связи общего пользования (ССОП), которые часто используются в сетях спец. связи и на критических объектах РФ, можно свести к следующим основным показателям:
• процент современного инфо-телекоммуникационного оборудования на действующих сетях отрасли связи, которое построено на отечественных электронных компонентах и компьютерных комплектующих,
• процент современного инфо-телекоммуникационного оборудования на действующих сетях отрасли связи, на котором установлено отечественное программное обеспечение общего назначения,
• процент современного инфо-телекоммуникационного оборудования на действующих сетях отрасли связи, на котором установлены отечественные сертифицированные системы информационной безопасности, обеспечивающие базовый уровень информационной безопасности,
• уровень проникновения инфо-телекоммуникационных услуг ССОП, предоставляемых на основе импортного оборудования, по регионам страны и охват ими критических объектов России и соответствующих населенных пунктов,
• процент защищенных международных мультимедиа шлюзов и шлюзов транспортных сетей крупных операторов связи и ССОП,
• вероятность обнаружения, локализации, блокирования атак spy-программ, вредоносных, боевых и крипто-вирусов, команд активизации недекларируемых возможностей современного инфо-телекоммуникационного оборудования на действующих сетях: GSM, CDMA, TETRA, ISDN, IP, ATM, SDH, Wi Fi, и т.д.
• вероятность отражения внешних и нанесения адекватных ответных информационных атак.
Таким образом, используя подобные системы показателей экономического, военного и информационного суверенитета, можно «количественным языком» сформулировать задачу повышения суверенитета, в соответствии с целями и задачами России на мировой арене на ближайшие 15-20 лет, и определить адекватный комплекс обеспечительных мер, их стоимость и сроки реализации. Такие задачи успешно решает ИНСОР.
Очередность задач повышения экономического, военного и информационного суверенитета России и борьбы с коррупцией
Для определения очередности решения задач по повышению трех составляющих суверенитета, целесообразно вспомнить аксиому, что только страна, имеющая превосходство в инфо – телекоммуникационном обеспечении, силах и средствах информационного противоборства, может рассчитывать на лидерство в экономической и военной областях.
Экономический эффект от использования инфо – телекоммуникационных технологий наглядно иллюстрируют США, где в последние годы 1/3 прироста ВВП происходит за счет внедрения информационных технологий.
Из приведенного следует очевидный вывод, что задача обеспечения информационного суверенитета России имеет приоритет по отношению к задачам обеспечения экономического и военного суверенитета.
Также, для повышения суверенитета России, целесообразно зафиксировать приоритет задачи борьбы с коррупцией по отношению к задаче реанимации суверенитета страны и задачам, обозначенным в статье «Россия, вперед!» Д.А. Медведева.
Повышение информационного суверенитета России и приоритетные задачи отрасли связи
При наличии в мире боевых инфо - телекоммуникационных технологий и глобального информационного пространства, ресурсы ССОП и их информационная безопасность играют ключевую роль в задачах повышения экономического и военного суверенитета России.
Во времена СССР, задачи ПД ИТР на сетях связи, решались совместными усилиями МПСС СССР, МС СССР, КГБ при СМ СССР. В 21 веке, в отрасли связи РФ, задача повышения информационного суверенитета страны, в части ССОП, решалась в НИР «Пролог» в 2003 году, однако там не был технически определен основополагающий показатель – базовый уровень информационной безопасности на сетях связи и передачи данных ССОП РФ.
В 2009 году была инициативно выполнена НИР «Разработка комплекса организационно – технических мер для создания системы защиты информации сетей GSM общего пользования», где в частности, на основе анализа точек уязвимости, угроз и известных видов атак, были определены адекватные технические требования к базовому уровню информационной безопасности сетей GSM общего пользования и соответствующий комплекс технических и организационных мер.
Также, до настоящего времени не разработана «Концепция информационной безопасности ССОП ВСС РФ» и не определено её место в задаче обеспечения информационного суверенитета страны.
В соответствие с вышеизложенным, в качестве приоритетных задач отрасли связи РФ на 2011 -2013 годы целесообразно выбрать следующие:
1. В рамках Президентской программы борьбы с коррупцией и проекта РосПил на 2011 год:
a. экспертиза госзакупок,
b. экспертиза бюджетных НИОКР,
c. экспертиза национальных/федеральных проектов,
d. экспертиза контрактов между ОАО/ЗАО, подконтрольными Минкомсвязи РФ, и Ведомствами бюджетополучателями, предприятиями топливно-сырьевого и энергетического комплексов.
2. В рамках задачи повышения информационного суверенитета России
(финансирование части работ по п.п. 2а и 2b может быть проведено за счет средств, высвободившихся при выполнении п.1.):
a. отраслевая программа развития:
i. Разработка стратегии развития отрасли связи РФ на 2011 – 2016 годы с обеспечением интересов государства и национального бизнеса. В стратегии целесообразно провести сравнительную оценку двух сценариев повышения информационного суверенитета РФ:
• путем обеспечения базового уровня защищенности на действующих сетях ССОП и использования механизма межправительственных гарантий при покупке импортного оборудования для сетей ССОП,
• путем создания отечественной электронной компонентной базы, отечественного ПО для оборудования инфо – телекоммуникационных сетей (например, на основе Linux), систем информационной безопасности на ССОП.
ii. Разработка концепции информационной безопасности ССОП ВСС РФ и определение её места в задаче повышения информационного суверенитета России,
iii. Разработка системы защиты информации современных сетей связи и передачи данных и обеспечение базового уровня защищенности (сети: GSM, CDMA, TETRA, SDH, ISDN, IP, ATM, городские беспроводные широкополосные сети разных технологий),
iv. Разработка системы защиты международных мультимедиа и транспортных щлюзов.
b. межотраслевая программа развития:
i. Разработка и освоение серийного выпуска отечественных электронных компонентов, компьютерных комплектующих и оборудования инфо – телекоммуникационных сетей,
ii. Разработка отечественного программного обеспечения общего назначения для оборудования и инфо – телекоммуникационных сетей.
Alex Rail, 26 июня 2011 г.