Должен ли оператор уведомлять абонентов ...

Судебные разбирательства по отрасли Связь
deee
Форумчанин
 
Сообщения:
311
Зарегистрирован:
12 июл 2007
Откуда:
Тольятти

Благодарил (а): 2 раз.
Поблагодарили: 50 раз.

Должен ли оператор уведомлять абонентов ...

Сообщение:#1  Сообщение deee » Ср 25 янв, 2012 16:54 »

... об изменениях в договоре.

Буду следить за этим делом - дело А55-31688/2011 (http://kad.arbitr.ru/?id=ac3d45b0-39ab-4980-8260-d691fbdaca80). Пока не решение, но определение суда об отказе в обеспечительных мерах по ходатайству ОАО "МегаФон":

17.01.2012 через канцелярию суда заявитель обратился с заявлением об обеспечении иска в виде приостановления действия предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области об устранении выявленного нарушения № П-50788-63-04/1140 от 06.10.2011.

...

Роскомнадзор предписывает ОАО «МегаФон» оповещать абонентов об изменении Условий оказания услуг связи «МегаФон» в письменном виде.

Пунктом 48.1 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 №328 (далее - Правила), установлено, что изменение договора оформляется путем заключения дополнительного соглашения в письменной форме либо путем совершения абонентом конклюдентных действий, перечень и порядок осуществления которых определяются оператором связи.

Пунктом 20.1. Условий оказания услуг связи «МегаФон», утвержденных Приказом Генерального директора №5-СЕО-П03-40/11 от 30.05.2011г. являющиеся неотъемлемой частью договора на оказание услуг связи (далее - Условия) устанавливается, что уведомлением об изменении и/или дополнении Договора, в том числе Условий, является опубликование текста изменений соответствую щего до кумента на сайте оператора http://www.megafon.ru, зарегистрированном как СМИ (свидетельство о регистрации СМИ № Эл ФС77-24991 от 30 июня 2006 года) либо в печатном издании «Российская газета» не менее чем за 10 (десять) календарных дней до даты вступления таких изменений в силу. Оператор также вправе дополнительно уведомить Абонентов о таком изменении путем доведения указанных изменений до всеобщего сведения в местах продаж и обслуживания Абонентов Оператора. Согласно пункту 20.2. Условий, если Абонент не направил в адрес Оператора в течение 10 (десяти) календарных дней с момента опубликования изменений Договора отказ от принятия изменений Договора, а также совершил действия по использованию и/или оплате Услуг, оказываемых Оператором на новых условиях, после вступления изменений в силу, такие изменения считаются принятыми Абонентом. Следовательно, п. 20.1, 20.2 Условий, Оператор устанавливает перечень и порядок осуществления конклюдентных действий.

В соответствии с Правилами действует только одно положение, предусматривающее обязательное письменное уведомление абонента в случае изменения условий договора, а именно: оператор связи по своей инициативе имеет право заменить выделенный абоненту абонентский номер только в случае, если продолжение оказания услуг подвижной связи с использованием указанного номера невозможно (пункт 48 Правил).

Кроме того, заявитель считает, что исполнение предписания Роскомнадзора приведѐт к существенному и необоснованному ущербу в виде расходов на почтовые уведомления абонентов в сумме 3 миллиарда 834 миллиона рублей, исходя из стоимости одного заказного письма по Самарской области в размере 63,90 рублей (в настоящее время в ОАО «МегаФон» 60 миллионов абонентов).

...

Кроме того суд отмечает, что на момент обращения Заявителем в суд с заявлением о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области об устранении выявленного нарушения №П-50788-63-04/1140 от 06.10.2011, а именно 17.01.2012, срок устранения нарушения (16.01.2012) уже был пропущен, следовательно, негативные последствия связанные с несвоевременным исполнением предписания наступят для заявителя вне зависимости от того, будет ли оно приостановлено судом или нет. Суд не имеет возможности приостановить действие предписания, срок которого уже истек.

Таким образом, заявителем не представлены доказательства, подтверждающие наличие оснований применения обеспечительных мер, предусмотренных ч. 2 ст. 90 АПК РФ.

Учитывая вышеизложенное, в связи с тем, что установленные статьями 90-93 АПК РФ Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования заявителем не соблюдены, в удовлетворении заявления о применении обеспечительных мер следует отказать.

За это сообщение автора поблагодарил:
Связной (С) (Чт 26 янв, 2012 04:08)

Связной (С)
Форумчанин
 
Сообщения:
18674
Изображения: 39
Зарегистрирован:
21 апр 2005
Откуда:
Мыс Шмидта

Благодарил (а): 663 раз.
Поблагодарили: 751 раз.

Сообщение:#2  Сообщение Связной (С) » Чт 26 янв, 2012 04:11 »

об изменении Условий оказания услуг связи
Так в том и дело, что это не входит в договор :sad:
В договоре должны быть указаны следующие существенные условия:
а) назначенный абоненту абонентский номер из выделенного оператору связи ресурса нумерации географически не определяемой зоны нумерации или уникальный код идентификации;
б) оказываемые услуги подвижной связи;
в) порядок, сроки и форма расчетов;
г) система оплаты услуг подвижной связи.

deee
Форумчанин
 
Сообщения:
311
Зарегистрирован:
12 июл 2007
Откуда:
Тольятти

Благодарил (а): 2 раз.
Поблагодарили: 50 раз.

Сообщение:#3  Сообщение deee » Чт 26 янв, 2012 08:04 »

Интересно, однако ОАО "МегаФон", Роскомнадзор и суды считают совершенно иначе.

Дело А32-14254/2010:
Как видно из материалов дела, управление провело внеплановую выездную проверку соблюдения обществом условий лицензии No 68812 на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи и установило, что общество, руководствуясь пунктом 10.8 Условий оказания услуг связи «Мегафон», являющихся неотъемлемой частью договора оказания услуг связи, произвело списание денежных средств ...


В так называемой "информационной карте"(http://moscow.megafon.ru/help/blanks_docs/informatsionnaya_karta/) у МегаФона написано:
Я, Абонент, подтверждаю, что я надлежащим образом ознакомлен и согласен с Условиями оказания услуг связи «МегаФон» (а также с Правилами корпоративного обслуживания в случае, если я являюсь индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом) и правилами тарификации и расчётов по выбранному тарифному плану, являющимися неотъемлемыми частями настоящего Договора, а также Зоной обслуживания Сети связи Оператора.


А в самих условиях (http://moscow.megafon.ru/help/blanks_docs/usloviya_okazaniya_uslug/) написано:
2.1.13. «Договор об оказании услуг связи» («Договор») – соглашение между Абонентом и Оператором по форме, установленной Оператором (в т. ч. информационная карта или другой документ, подписываемый Абонентом, настоящие Условия (а для Абонентов, являющихся индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами – также Правила корпоративного обслуживания) и Тарифный план, являющиеся неотъемлемой частью Договора, определяющее взаимоотношения Сторон при оказании Услуг;


Чем аргументируете иную позицию?

Erlang
Автор
 
Сообщения:
46039
Изображения: 67
Зарегистрирован:
11 июл 2003
Откуда:
Москва

Благодарил (а): 1459 раз.
Поблагодарили: 641 раз.

Сообщение:#4  Сообщение Erlang » Чт 26 янв, 2012 08:16 »

deee писал(а):Чем аргументируете иную позицию?

Нужно руководствоваться
ППРФ № 328 Правила оказания услуг подвижной связи

Причем тут хитро получается - ОПСОС одновременно должен учитывать и эти Правила
Правила оказания телематических услуг - ППРФ 575 от 10.09.07
ППРФ 32 Правила оказания услуг связи по передаче данных

deee
Форумчанин
 
Сообщения:
311
Зарегистрирован:
12 июл 2007
Откуда:
Тольятти

Благодарил (а): 2 раз.
Поблагодарили: 50 раз.

Сообщение:#5  Сообщение deee » Чт 26 янв, 2012 09:51 »

Это мы знаем. Америки мы тут не открыли.

Так что конкретно в тексте Правил препятствует признанию Условий частью договора (публичной офертой, если хотите), когда на это есть прямая ссылка ("... Условия..., являющиеся неотъемлемой частью договора"), заверенная обеими сторонами по договору?

МегаФон даже так указывает в суде:

Информация о таких существенных условиях договора об оказании услуг связи, как состав оказываемых услуг связи, ипользуемые абонентские интерфейсы, порядок, сроки и форма расчетов, система оплаты услуг подвижной связи может быть представлена не только в письменном виде, но и в качестве, например, флаеров, размещения информации на сайте, в качестве устного рассказа и т.п., так как, ни ФЗ РФ от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи", ни Закон РФ 2300-1 "О защите прав потребителей" не указывают конкретных способов, которыми информация о вышеназванных существенных условиях договора должна быть доведена до потребителя и включена в договор.


А тут даже письменная форма совершенно соблюдена.

Связной (С)
Форумчанин
 
Сообщения:
18674
Изображения: 39
Зарегистрирован:
21 апр 2005
Откуда:
Мыс Шмидта

Благодарил (а): 663 раз.
Поблагодарили: 751 раз.

Сообщение:#6  Сообщение Связной (С) » Чт 26 янв, 2012 10:48 »

deee писал(а):Чем аргументируете иную позицию?
Формально - не соответствие ПП РФ по составу договора :ku:
Erlang писал(а):ППРФ № 328 Правила оказания услуг подвижной связи

deee
Форумчанин
 
Сообщения:
311
Зарегистрирован:
12 июл 2007
Откуда:
Тольятти

Благодарил (а): 2 раз.
Поблагодарили: 50 раз.

Сообщение:#7  Сообщение deee » Чт 26 янв, 2012 11:34 »

А разве ПП РФ определяет (вправе определять) состав договора? Он только указывает на необходимость наличия в нем определенных существенных условий. Так что, если эти все необходимые существенные условия имеются в тех или иных неотъемлемых частях договора, то формально оператор прав (в том что договор может состоять из нескольких элементов - текста публичной оферты и формуляра, свидетельствующего об акцепте оферты абонентом)? Тогда это однозначно налагает на оператора обязательство письменно предлагать абоненту внести изменения в договор.

Вопросы того, как оператору доказывать, какие именно условия акцептовал абонент временно оставим без рассмотрения.

Erlang
Автор
 
Сообщения:
46039
Изображения: 67
Зарегистрирован:
11 июл 2003
Откуда:
Москва

Благодарил (а): 1459 раз.
Поблагодарили: 641 раз.

Сообщение:#8  Сообщение Erlang » Чт 26 янв, 2012 12:37 »

deee писал(а):но и в качестве, например, флаеров, размещения информации на сайте, в качестве устного рассказа и т.п.

Если сайт зарегистрирован как СМИ, то ещё можно это рассматривать если это СМИ направляет "экземпляр тиража" в Роскомнадзор, в остальных случаях где доказательная база?
Лохотроном попахивает :down:
P.S.
Я бы ещё в Правилах прописал обязательство использования шрифта не меньше 12 - иначе без лупы вообще не прочитать договор с ОПСОСом :cry_1:

deee
Форумчанин
 
Сообщения:
311
Зарегистрирован:
12 июл 2007
Откуда:
Тольятти

Благодарил (а): 2 раз.
Поблагодарили: 50 раз.

Сообщение:#9  Сообщение deee » Чт 26 янв, 2012 13:00 »

Erlang писал(а):Если сайт зарегистрирован как СМИ, то ещё можно это рассматривать если это СМИ направляет "экземпляр тиража" в Роскомнадзор


Для электронных СМИ не предусмотрены такие требования.

Erlang писал(а):Лохотроном попахивает :down:


Как и все договорные отношения у сотовиков: односторонние изменения в договор, оказание услуг за пределами лицензионной зоны, оказание услуг самому себе, отсутствие сертифицированных АСР и т.п.

Erlang писал(а):Я бы ещё в Правилах прописал обязательство использования шрифта не меньше 12


И про объем не стоит забывать - см. http://www.nag.ru/news/newsline/19361/mobilnaya-byurokratiya.html.

Erlang
Автор
 
Сообщения:
46039
Изображения: 67
Зарегистрирован:
11 июл 2003
Откуда:
Москва

Благодарил (а): 1459 раз.
Поблагодарили: 641 раз.

Сообщение:#10  Сообщение Erlang » Чт 26 янв, 2012 13:07 »

deee писал(а):Для электронных СМИ не предусмотрены такие требования.

Но ведь как-то они должны подтверждать факт публикации в конкретное время (я просто не изучал для электронных требования).
deee писал(а):И про объем не стоит забывать - см.

Там скорее гон и нужно изучать конкретную ситуацию.
Ну будет вместо 1 листа не читаемого - 5 листов нормальным шрифтом.
Да и может нашим ОПСОСам не нужно так часто условия договора менять в худшую для абонента сторону :sneky:

deee
Форумчанин
 
Сообщения:
311
Зарегистрирован:
12 июл 2007
Откуда:
Тольятти

Благодарил (а): 2 раз.
Поблагодарили: 50 раз.

Сообщение:#11  Сообщение deee » Чт 26 янв, 2012 13:36 »

Erlang писал(а):Ну будет вместо 1 листа не читаемого - 5 листов нормальным шрифтом.


"Нет, сынок, это фантастика" (c)

У МегаФона - 5 листов нечитаемого шрифта или 20+ листов более-менее читаемого. Плюс описание тарифа (пара листов), плюс описание тарифных опций (от нуля до бесконечности). Плюс условия оказания каждой услуги отдельно (по нескольку страниц).

То, что отдельные пункты противоречат друг-другу - это неважно. Идет борьба за объем - чтобы абонент не имел возможности это прочесть, но всегда нашелся бы пункт, который оставит оператора "во всем белом", а абонента - смешает с грязью.

Erlang
Автор
 
Сообщения:
46039
Изображения: 67
Зарегистрирован:
11 июл 2003
Откуда:
Москва

Благодарил (а): 1459 раз.
Поблагодарили: 641 раз.

Сообщение:#12  Сообщение Erlang » Чт 26 янв, 2012 16:34 »

deee писал(а):У МегаФона - 5 листов нечитаемого шрифта

А у коробочного решения?

У Tele2 - один двухсторонний лист нечитаемый в коробке
У МТС - нужно посмотреть коробку. Договора вроде вообще нет.

А у Скайлинка 1 лист/заявка без всяких Правил и Договора и даже без описания тарифа (только название) :sneky:
Правда может что-то поменялось, но сомневаюсь ;-)

Думаю нужно просто утвердить для всех ОПСОСов федеральных единую форму договора, например признав их существенными, и останется один листочек с тарифами.

deee
Форумчанин
 
Сообщения:
311
Зарегистрирован:
12 июл 2007
Откуда:
Тольятти

Благодарил (а): 2 раз.
Поблагодарили: 50 раз.

Сообщение:#13  Сообщение deee » Чт 26 янв, 2012 16:44 »

Erlang писал(а):
deee писал(а):У МегаФона - 5 листов нечитаемого шрифта

А у коробочного решения?


В зависимости от региона. Самарская область - 24 листа (http://samara.megafon.ru/ai/document/107/file/usloviya_dlya_razmescheniya_na_s.pdf). Москва - 4 листа (http://moscow.megafon.ru/ai/document/2061/file/UslowiaMegafon_V15.0.pdf).

Правда есть ситуации, когда с договором ознакомиться не дают, "пока Вы договор не подпишете" ((с) ООО "Евросеть-Ритейл").

Erlang
Автор
 
Сообщения:
46039
Изображения: 67
Зарегистрирован:
11 июл 2003
Откуда:
Москва

Благодарил (а): 1459 раз.
Поблагодарили: 641 раз.

Сообщение:#14  Сообщение Erlang » Чт 26 янв, 2012 16:56 »

deee писал(а):В зависимости от региона.

:-k: :cry_1:
deee писал(а):ООО "Евросеть-Ритейл"

Так они уличные наркодилеры :ku:
Просто распространяют Продукт...

Связной (С)
Форумчанин
 
Сообщения:
18674
Изображения: 39
Зарегистрирован:
21 апр 2005
Откуда:
Мыс Шмидта

Благодарил (а): 663 раз.
Поблагодарили: 751 раз.

Сообщение:#15  Сообщение Связной (С) » Пт 20 апр, 2012 07:43 »

deee писал(а):Буду следить за этим делом - дело А55-31688/2011

Решение (резолютивная часть) -
16.04.2012
Признать недействительным ненормативный правовой акт, решение (действие, бездействие) незаконным (ч.2 ст.201 АПК РФ)

:ku:
...В ходе проверки установлено, что ОАО «МегаФон» оказывает услуги подвижной радиотелефонной связи гражданке С. по договору от 21.04.2002, заключенному в письменном виде между сторонами, с нарушением правил оказания услуг связи (лицензионных условий), поскольку изменения в данный договор (в части касающихся Условий оказания услуг связи МегаФон, являющихся неотъемлемой частью договора) вносятся ОАО «МегаФон» без письменного предложения, необходимого для осуществления абонентом (в случае согласия) акцепта в письменном виде либо конклюдентными действиями, чем, по мнению заявителя нарушены положения пункта 48.1 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 25.05.2005 № 328 (далее – Правила оказания услуг подвижной связи), пункта 5 раздела IX Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг подвижной радиотелефонной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87 (далее – Постановление № 87), пункта 5 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией № 50788.
...Как следует из договора от 21.04.2002 с гражданкой С., перезаключенного в 2006 г. в нем отсутствуют положения об одностороннем изменении оператором связи условий договора, этот договор является договором присоединения, поскольку условия его определены в типовой форме и могут быть приняты другой стороной не иначе как присоединения к предложенному договору, включающему и Условия оказания услуг подвижной радиотелефонной связи МегаФон.
...Пунктом 20.1 Условий установлено, что уведомлением об изменении и/или дополнении (далее изменения) Договора, в том числе Условий и Правил корпоративного обслуживания является опубликование текста изменений соответствующего документа на сайте Оператора, либо в печатном издании «Российская газета» не менее чем за десять календарных дней до даты вступления таких изменений в силу. Оператор также вправе дополнительно уведомить Абонентов о таком изменении путем доведения указанных изменений до всеобщего сведения в местах продаж и обслуживания Абонентов Оператора. Пунктом 20.2 Условий определен перечень конклюдентных действий абонента и порядок их осуществления. В соответствии в этим пунктом Условий, если Абонент не направил в адрес Оператора в течении 10 дней с момента опубликования изменений Договора отказ от принятия изменения Договора, а также совершил действия по использованию и/или оплате услуг, оказываемых Оператором на новых условиях, после вступления изменений в силу, такие изменения считаются принятыми Абонентом.

Решил
Предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области № П-50788-63-04/1140 об устранении выявленных нарушений от 06.10.2011 признать недействительным.

Вернуться в Судебные споры


Поделиться

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1