http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/aa9b52 ... lenija.pdf
- АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
г.Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site:http://buryatia.arbitr.ru.
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ
«27» июля 2012 года Дело № А10-2609/2012
Резолютивная часть судебного акта объявлена 26 июля 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 27 июля 2012 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Устиновой Н.В., при ведении
протокола судебного заседания секретарем Раднаевой С.С., рассмотрев в открытом судебном
заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Красноярское
конструкторское бюро «Искра» (ОГРН 1022402130156, ИНН 2463029755) к Управлению
Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых
коммуникаций по Республике Бурятия (ОГРН 1040302974755, ИНН 0326021246) о
признании недействительным предписания №П-75295-03-03/012 от 27.03.2012,
при участии:
заявителя – Максимова Л.В., представителя по доверенности № 121 от 11.07.2012;
ответчика – Серебренникова К.В., заместителя руководителя Управления, служебное
удостоверение №3172 от 17.06.2009, Федоровой Н.Г., представителя по доверенности №045-
Д от 26.07.2012,
установил:
Открытое акционерное общество «Красноярское конструкторское бюро «Искра»
(далее- ОАО «КБ «Искра») обратился в суд с заявлением к Управлению Федеральной
службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
по Республике Бурятия (далее- Роскомнадзор по РБ) о признании недействительным
предписания №П-75295-03-03/012 от 27.03.2012.
В обоснование требований заявитель сослался на следующее.
При проведении проверки пунктов коллективного доступа установлено нарушение
требований пункта 1 статьи 46 Федерального закона «О связи» и пункта 3.10. Правил ввода в
эксплуатацию сооружений связи», в части предоставления услуг связи на территории
Заиграевского района Республики Бурятия с использованием сооружений связи, не
введенных в эксплуатацию.
Пункты коллективного доступа, принадлежат обществу, организованы с
использованием однотипного оборудования, состоящего из: земной станции спутниковой
связи «HN7740S» (ЗССС 1 шт.), информационного сенсорного терминала «ИСТ» (2 шт.).
Терминалы «ИСТ» присоединены по физическим линиям к земной станции
спутниковой связи, установленным на территории Республики Бурятия.
Земная станция спутниковой связи, информационный сенсорный терминал не являются
«сооружением связи», так как не являются объектами инженерной инфраструктуры, в том
числе зданием, строением, созданным или приспособленным для размещения средств связи
и кабелей электросвязи. Они являются «средствами связи», так как относятся к техническим
и программным средствам, используемым для формирования, приема, обработки, хранения,
2
передачи, доставки сообщений электросвязи, а также используются при оказании услуг связи
и при обеспечении функционирования сетей связи.
При установке и подключении (вводе в эксплуатацию) земной станции спутниковой
связи «HN7740S» и информационного сенсорного терминала «ИСТ» ОАО «КБ «Искра» не
обязано проводить процедуру ввода в эксплуатацию для «средств связи», предусмотренную
Правилами ввода в эксплуатацию сооружений связи, утв. Приказом Минсвязи России от
09.09.2002 №113, так как указанные средства связи не являются «сооружениями связи».
Ответчик требования не признал, пояснил, что до ввода сооружения связи в
эксплуатацию не допускается его использование для предоставления услуг связи.
Федеральный закон «О связи» обязывает оператору связи руководствоваться при вводе в
эксплуатацию и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального
органа исполнительной власти в области связи (ст. 46). Приемка в эксплуатацию сооружений
связи и сетей связи должны оформляться актом приемки сооружения связи. Приложением
«А» к Правилам пункты коллективного пользования всех видов связи являются
сооружениями связи (п. 39). Правила утверждены Приказом Минсвязи России от 09.09.2002
№113, зарегистрированы в Минюсте России, имеют статус нормативного акта, обязательного
к применению.
Дело рассматривается в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации.
Как установлено материалами дела, на основании Приказа Управления Роскомнадзора
по Республике Бурятия от 28.02.2012 № 056-М в период с 13.03.2012 по 14.03.2012 в
отношении ОАО «КБ «Искра» Роскомнадзором по Республике Бурятия проведена
внеплановая выездная проверка.
По результатам проверки составлен акт проверки № А-75295-03-03/047 от 27.03.2012.
Актом проверки (приложение №5) установлено, что оператор связи ОАО КБ «Искра»
оказывает универсальные услуги связи на территории Заиграевского района Республики
Бурятия на основании договора от 015.02.2011 №УС 306/02-11 об условиях оказания
универсальных услуг по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с
использованием пунктов коллективного доступа, заключенного с Федеральным агентством
связи и лицензии Роскомнадзора №75295 на оказание телематических услуг связи. ОАО КБ
«Искра» оказывает универсальные услуги связи на территории 20 поселений Заиграевского
района, проверкой охвачено 14 поселений. Пункты коллективного доступа к сети Интернет,
принадлежащие ОАО КБ «Икра», организованы с использованием однотипного
оборудования, состоящего из: земной станции спутниковой связи «HN7740S» (ЗССС 1 шт.),
информационного сенсорного терминала «ИСТ» (2 шт.).
Проверкой, в частности установлено нарушение ОАО «КБ «Искра» обязательных
требований пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» в
части проектирования, построения, ввода в эксплуатацию и эксплуатации сети связи не в
соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной
власти в области связи, пункта 3.10 Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи,
утвержденных Приказом Минсвязи России от 09.09.2022 №113, в части предоставления
услуг связи на территории Заиграевского района Республики Бурятия с использованием
сооружений связи не введенных в эксплуатацию (л.д. 9-14).
27.03.2012 Роскомнадзором по Республике Бурятия вынесено предписание № П-75295-
03-03/012 об устранении выявленного нарушения.
Согласно предписанию от 27.03.2012 ОАО КБ «Искра» предписано в срок до 27.06.2012
устранить нарушения пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О
связи», пункта 3.10 Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи, утвержденных
Приказом Минсвязи России от 09.09.2022 №113, в части предоставления услуг связи на
территории Заиграевского района Республики Бурятия с использованием сооружений связи
не введенных в эксплуатацию (л.д. 15).
3
Не согласившись с указанным предписанием, заявитель обратился в суд с заявлением о
признании его недействительным.
Изучив представленные документы, заслушав объяснения сторон, суд установил
следующее.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с
заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными
решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия,
должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение
и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту
и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной
экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают
иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической
деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта
государственного органа необходима совокупность двух условий: несоответствие
оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому
акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, связанные с созданием и эксплуатацией всех сетей связи и сооружений
связи, использованием радиочастотного спектра, оказанием услуг электросвязи и почтовой
связи на территории Российской Федерации, и на находящихся под юрисдикцией
Российской Федерации территориях, регулируется Федеральным законом от 07.07.2003 N
126-ФЗ "О связи" (статья 3 указанного Закона).
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Закона N 126-ФЗ оператор связи обязан, в том
числе оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с
законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими
нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи;
руководствоваться при проектировании, построении, реконструкции, вводе в эксплуатацию и
эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа
исполнительной власти в области связи, осуществлять построение сетей связи с учетом
требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования.
Приказом Минсвязи Российской Федерации от 09.09.2002 N 113 утверждены Правила
ввода в эксплуатацию сооружений связи. Пункт 3.5 указанных Правил предусматривает, что
ввод в эксплуатацию сооружения связи включает: приемку сооружения приемочными
комиссиями, оформление акта приемки; выдачу органом госсвязьнадзора разрешения на
эксплуатацию сооружения связи.
До ввода сооружения связи в эксплуатацию не допускается его использование для
предоставления услуг связи (п. 3.10).
В соответствии со статьей 2 Закона N 126-ФЗ для целей настоящего Федерального
закона используются следующие основные понятия:
линии связи - линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения
связи (пункт 7);
сеть связи - технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и
предназначенная для электросвязи или почтовой связи (пункт 24);
сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-
кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств
связи, кабелей связи (пункт 27);
средства связи - технические и программные средства, используемые для
формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи
или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства,
4
используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи,
включая технические системы и устройства с измерительными функциями (пункт 28).
Обследованные ответчиком в ходе проверки пункты коллективного доступа
организованы с использованием однотипного оборудования, состоящего из: земной станции
спутниковой связи «HN7740S» (ЗССС 1 шт.), информационного сенсорного терминала
«ИСТ» (2 шт.).
Суд полагает, что оборудование: земная станция спутниковой связи «HN7740S» и
информационный сенсорный терминал «ИСТ» не обладают признаками сооружения связи, а
являются средствами связи, поскольку относятся к техническим и программным средствам,
используемым для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки
сообщений электросвязи, а также используются при оказании услуг связи и при обеспечении
функционирования сетей связи.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 41 Федерального закона «О связи» для
обеспечения целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети
электросвязи Российской Федерации является обязательным подтверждение соответствия
установленным требованиям средств связи, используемых в сети связи общего пользования,
технологических сетях связи и сетях связи специального назначения в случае их
присоединения к сети связи общего пользования.
Подтверждение соответствия средств связи техническому регламенту, принятому в
соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и
требованиям, предусмотренным нормативными правовыми актами федерального органа
исполнительной власти в области связи по вопросам применения средств связи,
осуществляется посредством их обязательной сертификации или принятия декларации о
соответствии.
Перечень средств связи, подлежащих обязательной сертификации утвержден
Постановлением Правительства Российской Федерации №532 от 25.06.2009 «Об
утверждении перечня средств связи, подлежащих обязательной сертификации».
В соответствии со статьей 3 Правил организации и проведения работ по обязательному
подтверждению соответствия средств связи», утвержденных Постановлением Правительства
Российской Федерации № 214 от 13.04.2005 средства связи, не вошедшие в перечень средств
связи, подлежащих обязательной сертификации, подлежат декларированию соответствия.
Средства связи, входящие в состав пункта коллективного доступа, проверенные
Роскомнадзором по Республике Бурятия, имеют необходимые сертификат соответствия и
зарегистрированную декларацию о соответствии, а именно: сертификат соответствия № ОС-
2-СС-0294 от 02.07.2009 для ЗССС «HN7740S», декларация о соответствии № Д-СПД-3262
от 30.10.2009 для информационного сенсорного терминала «ИСТ» (л.д. 16-18).
Понятие «сооружение связи», используемое законодателем в Федеральном законе «О
связи» и понятие «сооружение (объект) связи», используемое в Правилах ввода в
эксплуатацию сооружений связи, различны по своему содержанию. По мнению суда, это
объясняется тем, что согласно Приказу Минсвязи Российской Федерации от 09.09.2002 №
113 Правила ввода в эксплуатацию сооружений связи были утверждены в целях реализации
Федерального закона от 16.02.1995 № 15-ФЗ «О связи». В указанном Федеральном законе не
содержалось однозначного определения понятия «сооружения связи». Ситуация изменилась
в связи с введением Федерального закона «О связи», в котором указанное понятия было
закреплено в качестве основного.
При изложенных обстоятельствах суд при оценке спорных правоотношений с учетом
положений, содержащихся в части 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, применяет понятие «сооружение связи», используемое
законодателем в Федеральном законе «О связи», т.е. в нормативном правовом акте,
имеющем большую юридическую силу в сравнении с Правилами ввода в эксплуатацию
сооружений связи.
5
Суд приходит к выводу, что при установке и подключении земной станции
спутниковой связи «HN7740S» и информационного сенсорного терминала «ИСТ» общество
не обязано проводить процедуру ввода в эксплуатацию, предусмотренную пунктом 3.10
Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи, так как указанные объекты средства связи
не являются сооружениями связи.
Следовательно, эксплуатация земной станции спутниковой связи «HN7740S» и
информационного сенсорного терминала «ИСТ», являющихся средствами связи, без ввода в
эксплуатацию не свидетельствует о нарушении заявителем пункта 1 статьи 46 Федерального
закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи», пункта 3.10 Правил ввода в эксплуатацию
сооружений связи, утвержденных Приказом Минсвязи России от 09.09.2022 №113.
Ссылка ответчика на письмо Министерства связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации от 19.06.2009, информационное письмо Роскомнадзора от 01.07.2009,
рекомендации Роскомнадзора от 04.08.2009 о порядке ввода в эксплуатацию сооружений
связи отклоняются судом, поскольку понятие «сооружение связи» дано в Федеральном
законе и расширительному толкованию не подлежит.
На основании изложенного, оспариваемое предписание от 27.03.2012 № П-75295-03-
03/012 не соответствует требованиям закона и иным нормативным правовым актам и
нарушает права и законные интересы ОАО «КБ «Искра», незаконно возлагает на него
обязанность по устранению нарушений пункта 1 статьи 46 Федерального закона от
07.07.2003 №126-ФЗ «О связи», пункта 3.10 Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи,
утвержденных Приказом Минсвязи России от 09.09.2022 №113, в части предоставления
услуг связи на территории Заиграевского района Республики Бурятия с использованием
сооружений связи не введенных в эксплуатацию.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации расходы заявителя по уплате государственной пошлины, суд относит на
ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Требования заявителя удовлетворить.
Признать предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Бурятия от
27.03.2012 № П-75295-03-03/012 недействительным как несоответствующее требованиям
Федерального закона Российской Федерации от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи».
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Бурятия (ОГРН
1040302974755, ИНН 0326021246), находящегося по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Некрасова, 20 в
пользу Открытого акционерного общества «Красноярское конструкторское бюро «Искра»
(ОГРН 1022402130156, ИНН 2463029755), находящегося по адресу: г. Красноярск, ул.
Телевизорная, 1 2000 руб. – расходы заявителя по уплате государственной пошлины при
подаче заявления.
Выдать исполнительный лист.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока
со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной
жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня
принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный
апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном
объеме).
6
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано арбитражный
суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения
арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в
восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и
кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного
производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно
получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда
http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
http://fasvso.arbitr.ru/
Судья Н.В. Устинова