Сообщение:#11 Антон Богатов » Вс 02 май, 2004 21:49 »
2 Фролов:
Благодарю за понуждение меня к подробному изучению темы сервитутов в отрасли связь. Я давно собирался, но как-то повода не было, а для книги это совершенно необходимо. Итак, вот, что у меня получилось, предлагаю обсудить:
1. Статьей 274 ГК РФ определено право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). Часть 1 ст. 274 ГК гласит:
"Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного полльзования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда.... прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи.... а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута"
Ч. 4 ст. 274 ГК РФ устанавливает, что сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного пользования.
Согласно ст. 275 ГК, сервитут сохраняется при переходе прав собственности на обремененный земельный участок к другому лицу.
Очень важна для связистов ст. 276 ГК, согласно которой "По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен."
Статьей 277 ГК РФ прямо указывается, что "Применительно к правилам, установленным ст 274-275 настоящего Кодекса, сервитутом могут обременяться здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком."
Анализ вышеуказанных норм ГК позволяет сделать следующие выводы:
А. Сервитут устанавливается не только в отношении земельных участков, но и любой другой недвижимости (ст. 277).
Б. Субъектами сервитута могут являться СОБСТВЕННИКИ недвижимости, либо лица, имеющие право ПОСТОЯННОГО пользования объектами недвижимости. Поскольку арендаторы согласно ст. 606 ГК получают объект во ВРЕМЕННОЕ пользование. Таким образом, интересы арендатора не влекут установления сервитутов.
Заметим, что операторы связи формально вообще не являются пользователями недвижимости и ГК не предусматривает право операторов требовать установления сервитута для обеспечения своей деятельности в области связи.
Градостроительный кодекс статьей 64 определяет, что могут устанавливаться публичные и частные сервитуты. Публичный сервитут устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления
Частью 3 ст 64 ГрК опять упоминается, что сервитут устанавливается в интересах собственников объектов недвижимости, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Ст. 23 ч.1 Земельного кодекса прямо указывает, что частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Здесь надо отметить, что в отличие от Градостроительного кодекса, Земельный кодекс определяет возможность установления публичного сервитута на земельный участок на основании закона или иного НПА России, субъекта РФ или местного самоуправления. Однако нормы ЗК являются специальными и относимы только к земельным участкам, в отличие от норм Градостроительного кодекса, которые относимы к любым объектам недвижимости.
Выводы:
В. Публичный сервитут в отношении объекта недвижимости, за исключением земельного участка, устанавливается только НПА ОРГАНА МЕСТНОГО самоуправления, то есть федеральный закон или акт федерального органа исполнительной власти не является основанием для установления сервитута.
Частью 3 ст. 6 ЗоС предусмативается, что "Организации связи по договору с собственником или иным владельцем зданий, опор линий электропередачи, контактных сетей железных дорог, столбовых опор, мостов, коллекторов, туннелей, в том числе туннелей метрополитена, железных и автомобильных дорог и других инженерных объектов и технологических площадок, а также полос отвода, в том числе полос отвода железных дорог и автомобильных дорог, могут осуществлять на них строительство, эксплуатацию средств связи и сооружений связи.
При этом собственник или иной владелец указанного недвижимого имущества вправе требовать от организации связи соразмерную плату за пользование этим имуществом, если иное не предусмотрено федеральными законами."
Надо сказать, что данная норма формально распространяется только на организации связи, которые, в отличие от просто операторов связи, осуществляют деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности. Однако надо учитывать отсутствие в действующем законодательстве критерия "основного вида деятельности", но наоборот, статья 49 ГК устанавливает общую правоспособность коммерческих организаций, что полностью исключает ограничение их прав в зависимости от "основного" или "неосновного" вида деятельности, учитывая, что согласно ч.3 ст. 3 ГК, "Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу". По этой причине, нормы, устанавливаемые для организаций связи распространяются и на операторов связи.
Вопрос: можно ли считать нормы ст. 6 ЗоС правилами установления сервитута в отношении объектов недвижимости согласно ст. 64 Градостроительного кодекса? Видимо, можно, поскольку, хотя ЗоС не называет прямо термин "сервитут", смысл ст. 6 полностью совпадает с правовым смыслом понятия "сервитут" и соответствующее право распространяется на ограниченное пользование объектами недвижимости операторами связи для нужд, указанных ст. 6 ЗоС. Основание для применения аналогии права указано в ст. 6 Гражданского кодекса.
Данный сервитут является частным, поскольку Градостроительный кодекс не признает федеральный закон основанием для публичного сервитута, а Земельный кодекс в данном случае не относим к объекту правоотношений (земли связи мы здесь не рассматриваем).
Часть 3 статьи 274 предусматривает государственную регистрацию сервитута в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. Смысл госрегистрации ясен - недопущение причинения ущерба лицу, в интересах которого установлен сервитут, при передаче при перемене субъектов права на объект, обремененный сервитутом.
Таким образом, законодатель требует регистрации сервитута на прокладку кабеля под потолком здания... что невозможно ввиду вызова скорой психиатрической помощи для заявителя сотрудниками регистрационного органа.
А арендаторы вообще лишены права требования об установлении сервитута.
Возрадуемся новейшему ЗоСу и восхвалим Реймана Л.Д., выдающегося юриста современности за тщательную проработку всех положений ЗоСа!