Сервисные короткие номера СПС

Обсуждение вопросов не вошедших в предыдущие разделы.
Операторы - расскажите о возникающих проблемах.
Связной (С)
Форумчанин
 
Сообщения:
18674
Изображения: 39
Зарегистрирован:
21 апр 2005
Откуда:
Мыс Шмидта

Благодарил (а): 663 раз.
Поблагодарили: 751 раз.

Сервисные короткие номера СПС

Сообщение:#1  Сообщение Связной (С) » Чт 13 апр, 2006 10:44 »

В.И. ДЕМЧИШИН, технический директор ООО “Современные телекоммуникации”

О проблеме согласованного выделения СКН операторами GSM
В.И. ДЕМЧИШИН, технический директор ООО “Современные телекоммуникации”

По мере того, как уровень проникновения услуг сотовой подвижной связи (СПС) в нашей стране увеличивается, все большее значение для действующих сотовых операторов начинает играть рынок дополнительных услуг (VAS — Value Added Services), которые позволяют увеличить средний доход с абонента (ARPU), а также повысить лояльность пользователей.
Важными условиями успешного развития рынка дополнительных услуг являются прозрачность и определенность различных аспектов взаимодействия сотовых операторов с внешними поставщиками этих услуг (контент- и сервис-провайдерами, контент-агрегаторами) на всех этапах жизненного цикла услуги.
В данной статье рассматривается одна из актуальных проблем взаимодействия между сотовыми операторами и поставщиками дополнительных услуг — согласованное выделение сервисных коротких номеров операторами GSM, которые сейчас занимают более 98 % российского сотового рынка по количеству абонентов.
Актуальность проблемы
Сервисные короткие номера (СКН) являются цифровыми идентификаторами дополнительных услуг в сети сотовой подвижной связи стандарта GSM. Эти услуги могут предоставлять абонентам сами сотовые операторы, а также внешние поставщики дополнительных услуг, используя в качестве транспорта сотовые сети.
Следует отметить, что в качестве транспорта для заказа и предоставления дополнительных услуг в сетях GSM с использованием СКН применяются следующие технологически разделенные среды:
голос (с использованием обычного Сall-центра или IVR-платформы);
SMS (Short Message Service) — служба коротких сообщений;
CB (Cell Broadcast Short Message Service) — вещательная служба коротких сообщений;
USSD (Unstructured Supplementary Services Data) — услуга двунаправленной сеансовой передачи неструктурированных данных дополнительных услуг, реализованная только в сетях стандарта GSM;
MMS (Multimedia Messaging Service) — служба передачи мультимедийных сообщений.
В каждой из этих сред существует своя идентификация дополнительных услуг с помощью СКН. В соответствии с действующим законодательством государственное регулирование не затрагивает сферу назначения и распределения СКН, поскольку они являются идентификаторами дополнительных услуг, а не элементами сетевой нумерации. Исключение составляют несколько определенных номеров для голосового вызова аварийных и спасательных служб. Следовательно, вопросы выделения СКН в собственных интересах и в интересах заинтересованных участников рынка сотовые операторы вправе решать самостоятельно.
Сегодня операторы, исходя из своих локальных интересов и возможностей, определяют политику учета, планирования использования и выделения СКН. Однако такой децентрализованный подход приводит к очень длительной процедуре выделения единых сервисных коротких номеров в сетях нескольких сотовых операторов GSM на региональном, макрорегиональном и федеральном уровнях.
О нетривиальности этой процедуры свидетельствуют следующие факторы.
Во-первых, растет число участников рынка GSM, соприкасающихся с проблемой выделения СКН. По оценке ООО “Современные Телекоммуникации”, в России по состоянию на сентябрь 2005 г. действует 292 региональных сети GSM (де-факто), а на сетях GSM контент-услуги в общей сложности предоставляют более 200 поставщиков (контент- и сервис-провайдеров, контент-агрегаторов).
Из рис. 1 видно, что в 73 субъектах РФ действует три-шесть операторов сетей GSM. Это делает задачу согласования и получения единого сервисного короткого номера поставщиками дополнительных услуг непростой даже внутри одного региона, не говоря о стране в целом.
Во-вторых, значительно возросло разнообразие и количество дополнительных услуг (VAS), оказываемых на сетях GSM с использованием СКН.
Наиболее значительный их класс представляют контентные услуги:
персонализации (логотипы, мелодии);
информационно-развлекательные и консультационные услуги;
медиа-проекты;
коммуникативные услуги (знакомства, общение);
игры;
другие услуги (в том числе на базе LBS — Location Based Services).
Для предоставления контентных услуг используются все существующие виды сервисных коротких номеров: голосовые, SMS, USSD, MMS, CB.
Еще один класс дополнительных услуг — мобильная коммерция (в том числе мобильный банкинг) — в настоящее время использует голосовые, SMS-, USSD-сервисные короткие номера.
Кроме указанных классов дополнительных платных услуг в сетях СПС существует еще широкий спектр дополнительных бесплатных (или сервисных) услуг, которые предоставляются операторами самостоятельно и для идентификации которых применяются практически все существующие виды сервисных коротких номеров: голосовые, SMS, USSD, CB. Эти услуги играют важную роль в повышении лояльности абонентов. Их примерами являются услуги АССА (Автоматической Службы Сервиса Абонента), справоч-
но-информационной службы оператора и др.
Таким образом, рассмотренные выше факторы свидетельствуют о сложности и неоптимальности существующей модели распределения СКН (рис. 2).
Основные проблемные вопросы согласованного выделения СКН
Проведенные компанией “Современные Телекоммуника-ции” исследования по проблематике выделения СКН операторами GSM позволили выделить следующие проблемные вопросы:
отсутствие единой терминологии по проблеме выделения СКН (идентификаторов услуг);
различия форматов СКН с учетом применяемых технологий;
отсутствие единого плана СКН операторов GSM для федерального и локального (регионального) применения;
различия применяемых процедур выделения, замены, изъятия СКН;
различия форм и содержания заявительных документов (в том числе требований к заявителям). Из перечисленных проблем следует один из основных сдерживающих факторов развития рынка мобильного контента, а также дополнительных доходов сотовых операторов — длительный цикл выделения единого сервисного короткого номера поставщику услуги для предоставления ее в сетях GSM нескольких операторов (на региональном, макрорегиональном или федеральном уровнях).
Анализ показал, что в течение 2005 г. крупнейшие игроки сотового рынка — операторы МТС, ВымпелКом, МегаФон, СМАРТС — ввели единый централизованный порядок выделения сервисных коротких номеров в рамках своих предприятий и аффилированных структур в интересах поставщиков контента. Но это только частично упрощает задачу получения единых СКН поставщиками дополнительных услуг.
Деятельность контент-агрегаторов по получению у операторов единых СКН “про запас” в интересах своих потенциальных партнеров — контент-провайдеров — также не решает проблему оперативного выделения СКН новым игрокам и не способствует развитию массового рынка мобильного контента, поскольку бизнес-модель работы через агрегатора (т. е. посредника) является привлекательной далеко не для всех начинающих контент-провайдеров.
Существует еще одна проблема, которая оказывает определяющее влияние на выбор путей оптимизации существующей модели распределения СКН. Сотовыми операторами уже выделено на коммерческой основе большое количество СКН в интересах внешних потребителей. Поставщики дополнительных услуг, покупая запоминающиеся короткие номера (так называемые “золотые”, “серебряные”, “бронзовые”), вкладывают рекламные средства в их продвижение, делая “де-факто” брендом услуг. Примером может служить SMS-номер “8888” услуги “Мобильные знакомства” от компании “Никита Мобайл”.
Следовательно, введение принципиально новой системы идентификации дополнительных услуг сотовыми операторами на основе механизма перераспределения (переназначения, изменения) СКН окажется весьма невыгодным для действующих контент-провайдеров.
Предложения по оптимизации процедуры выделения СКН
Решение проблемы оптимизации процедуры выделения СКН представляется наиболее целесообразным на основе технологии “мягкого регулирования”, реализуемой в рамках сообщества операторов сотовой связи.
ООО “Современные Телекоммуникации” в результате исследования, выполненного по заданию Ассоциации операторов сетей GSM, предложило реализовать технологию такого регулирования на основе использования Единого реестра СКН (базы данных СКН).
Эта технология во многом сходна с порядком выделения доменных имен в сети Интернет: любое заинтересованное лицо (физическое или юридическое) имеет возможность посредством Интернет-доступа к сайту регистрации доменных имен проверить занятость интересующего доменного имени и, если оно свободно, зарегистрировать его установленным порядком. Кроме того, существует возможность там же получить информацию о владельце доменного имени, что позволяет, при необходимости, оперативно решить вопрос об уступке интересующего доменного имени на взаимовыгодных условиях.
Учитывая особенности сложившейся схемы выделения СКН сотовыми операторами, предлагается оптимизировать ее с целью сокращения наиболее длительного этапа — подбора поставщиками дополнительных услуг единого свободного СКН в интересующих сотовых сетях.
Как показано на рис. 3, каждый оператор сети СПС стандарта GSM ведет свой локальный реестр выделяемых им сервисных коротких номеров — сегмент Единого реестра СКН (самостоятельно или через Администратора Реестра). Операторы сетей СПС федерального масштаба ведут локальные реестры СКН, в том числе имеющих федеральный статус (самостоятельно или через Администратора Реестра). Формат (разрядность) сервисного короткого номера определяется операторами сетей GSM, исходя из технических ограничений используемого оборудования. В сетях СПС стандарта GSM практикуется применение трех- — шестизначных сервисных коротких номеров. В качестве единых СКН, имеющих федеральный статус, предпочтительно использовать четырехзначные номера (без учета служебных символов).
Администратор Реестра обеспечивает функционирование Единого реестра СКН, его информационное наполнение (при необходимости) и санкционированный доступ различных категорий пользователей (поставщиков услуг).
Для функционирования предлагаемой схемы выделения СКН можно ввести следующие категории пользователей Единого реестра СКН:
1 категория — Администратор Единого реестра СКН. Имеет полный доступ к Единому реестру СКН;
2 категория — представители компаний-операторов сотовой связи, уполномоченные вводить и корректировать данные о своих компаниях, сетях своих компаний и используемых в них СКН;
3 категория — все остальные Пользователи — обычные посетители сайта, через который осуществляется доступ к Единому реестру СКН. Имеют возможность просмотра всех данных, хранящихся в Базе данных.
Функции Администратора реестра может выполнять один из операторов сетей GSM или независимая компания по определению Ассоциации операторов сетей GSM.
Аспекты организационно-технического взаимодействия между Администратором Единого реестра СКН и сотовыми операторами, а также финансирования деятельности Администратора реестра должны регулироваться специальными регламентирующими документами Ассоциации операторов сетей GSM.
Скорейшее создание Единого реестра СКН позволит упорядочить и сократить процедуру выделения СКН операторами GSM в интересах поставщиков услуг, а также оптимизировать использование ресурсов СКН в пользу наиболее перспективных (доходных) контент-услуг. А это, в свою очередь, будет способствовать повышению:
- открытости рынка контент-услуг и уменьшению бизнес-рисков для новых его участников, дополнительному стимулированию развития рынка мобильного контента на сетях GSM;
- доходов операторов GSM от предоставления дополнительных услуг, повышению лояльности абонентов.
Необходимо также отметить, что создание Единого реестра СКН послужит необходимой базой для разработки и внедрения операторами сетей GSM унифицированных правил идентификации дополнительных услуг.
Успешное решение проблемы упорядоченного выделения СКН операторами сетей GSM позволит аналогичным образом решить ее и операторам сетей сотовой связи других перспективных в России стандартов.

Вестник связи № 1 / 2006

Юрий Питерский
Форумчанин
 
Сообщения:
200
Зарегистрирован:
27 июл 2005
Откуда:
Санкт-Петербург

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение:#2  Сообщение Юрий Питерский » Чт 13 апр, 2006 12:47 »

По моему мнению СКН должны регулироваться как номерная емкость и никак иначе.

Erlang
Автор
 
Сообщения:
46064
Изображения: 67
Зарегистрирован:
11 июл 2003
Откуда:
Москва

Благодарил (а): 1460 раз.
Поблагодарили: 641 раз.

Сообщение:#3  Сообщение Erlang » Сб 15 апр, 2006 01:22 »

Юрий Питерский, а как тогда быть с уже "поделенным" ресурсом коротких нумеров ОПСОСов?

Вот можно посмотреть распределение нумеров: http://www.modetel.ru/shortnumbers/userquery.htm

MNOGO
Форумчанин
 
Сообщения:
4617
Изображения: 8
Зарегистрирован:
05 май 2005
Откуда:
Москва

Благодарил (а): 44 раз.
Поблагодарили: 195 раз.

Сообщение:#4  Сообщение MNOGO » Сб 15 апр, 2006 10:31 »

Юрий Питерский, Попробуйте позвонить на СКН из ТСОП.
СКН не принадлежат ресурсу нумерации, выдаваемому государством (уже где-то обсуждалось).

Юрий Питерский
Форумчанин
 
Сообщения:
200
Зарегистрирован:
27 июл 2005
Откуда:
Санкт-Петербург

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение:#5  Сообщение Юрий Питерский » Пн 24 апр, 2006 10:44 »

MNOGO,

СКН не принадлежат ресурсу нумерации, выдаваемому государством


Это понятно, но возможно минестеия дойдет до того, чтобы из зарегулировать :super:

exInspektorUGSN

 

Сообщение:#6  Сообщение exInspektorUGSN » Пн 24 апр, 2006 19:42 »

Юрий Питерский, нужно ждать нового плана нумерации 7 зоны. В старом вроде номера до 4 цифр вкл. не есть ресурс нумерации. МТС начинается от 5 цифр и более.

Антон Богатов
Форумчанин
 
Сообщения:
12856
Зарегистрирован:
14 апр 2004

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Сообщение:#7  Сообщение Антон Богатов » Пн 24 апр, 2006 20:54 »

распределение нумеров: http://www.modetel.ru/shortnumbers/userquery.htm

Огромное спасибо за ссылку! Очень пригодится для одного отчета - я уж и не знал, где бы нарыть информацию, а оказалось - все готовенькое!

По существу вопрос спорный. ППРФ 350 однозначного определения ресурса нумерации не содержит. Допустимое толкование - любой идентификатор абонентского оборудования или сетевого элемента ТСОП является частью ресурса нумерации ТСОП.

Связной (С)
Форумчанин
 
Сообщения:
18674
Изображения: 39
Зарегистрирован:
21 апр 2005
Откуда:
Мыс Шмидта

Благодарил (а): 663 раз.
Поблагодарили: 751 раз.

Сообщение:#8  Сообщение Связной (С) » Вт 25 апр, 2006 04:28 »

распределение нумеров: http://www.modetel.ru/shortnumbers/userquery.htm

не по всем регионам есть...

Вернуться в Разное или нелегкая жизнь Операторов в России


Поделиться

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: DotNetDotCom.org [Bot] и гости: 1