Точка зрения связиста: о «политическом» управлении отраслью связи
В 2009 году Правительством РФ был утвержден проект «Обеспечение высокоскоростного доступа к информационным системам через системы спутникового доступа» - предложение Министра Связи Игоря Щеголева (http://www.cnews.ru/news/top/2015-11-10 ... budetdengi )
Предполагалось создание спутниковой системы, работающей в новом для космической связи Ка-диапазоне, которая была бы способна оказывать услуги широкополосного доступа в интернет по доступным для населения ценам. Стоимость оборудования для подключения к сети должна была составлять 8 тыс. руб., стоимость передачи 1 ГБ информации – 50 руб.
Сеть должна была охватить 2 млн пользователей. Бюджет проекта составлял 17,22 млрд. руб., из которых федеральный бюджет должен был выделить 4,64 млрд. руб. Полноценное развертывание системы ожидалось в 2013 г., пробное оказание услуг должно было начаться в 2011 г. с помощью бортов в Ка-диапазоне, установленных на спутнике «Экспресс-АМ4».
В 2010 г. ответственным за реализацию этого проекта было назначено ГПКС, которое получило из федерального бюджета на эти цели 0,5 млрд. руб. В 2011 г. проект был передан магистральному провайдеру «РТКомм.ру» («дочке» «Ростелекома»), получившей из бюджета еще 1,1 млрд. (всего 1,6 млрд. руб.)
В 2012 году на эти 1,6 млрд. руб. был разработан только неполный пакет документов: системный проект, бизнес-план, рабочая и конструкторская документации, эскизные проекты космических аппаратов, материалы по разработке ПО… (Счетной палате РФ не удалось получить в Минкомсвязи информацию о стоимостной оценке этих «наработок»…)
В 2012 году новое руководство Минкомсвязи стало решать проблему «цифрового неравенства» другим путем:
• передало на нужды казанского «Иннополиса»* 2,03 млрд. руб., заложенных в бюджете Минкомсвязи на 2012 г. на реализацию проекта «Обеспечения высокоскоростного доступа к информационным системам через системы спутникового доступа», при этом сам проект был остановлен.
• открыло новый проект по решению проблемы цифрового неравенства «Высокоскоростной доступ в Интернет по магистральной ВОЛС из населенных пунктов от 250 – 500 жителей (соответствующий контракт был заключен с «Ростелекомом» в 2013-2014 годах).
*Примечание:
В распоряжении CNews оказался отчет Счетной палаты о проверке использования бюджетных средств, выделенных на реализацию проекта «Иннополис» в Татарстане. Всего в 2012-2013 г.г. федеральный бюджет по линии Минкомсвязи потратил на строительство этого центра 4,7 млрд. руб.
Старт проекту был дан летом 2012 г. после обращения президента Татарстана Рустама Минниханова к Президенту России Владимиру Путину. После этого премьер-министр Дмитрий Медведев поручил заинтересованным ведомствам проработать финансирование этого объекта.
Так как средств на «Иннополис» в федеральном бюджете на 2012 г. заложено не было, Минкомсвязи и Роскомнадзор «нашли способ» изыскать в общей сложности 2,7 млрд из других статей (из этой суммы на нужды «Иннополиса» было переведено только 1,7 млрд. руб.).
В 2013 г. государство выделило инновационному центру Иннополдис еще 3 млрд. руб. - эти средства уже были внесены в бюджет. Роскомнадзор смог сэкономить в 2012 г. 540 млн. руб. на расходах по конверсии радиочастотного спектра. Со своей стороны, Минкомсвязи сэкономило 2,2 млрд. руб. на реализации проектов, утвержденных Комиссией при Президенте России по модернизации и технологическому развитию экономики.
ВЫВОДЫ
1. В результате описанных действий Минкомсвязи, бюджетные деньги, которые Правительство РФ выделяет на развитие ключевой инфраструктуры связи всей России, сегодня тратятся на строительство казанского наукограда «Иннополис». При этом, окупаемый проект «Обеспечение высокоскоростного доступа к информационным системам через системы спутникового доступа» - остановлен и запущен новый, но уже затратный проект «Обеспечение высокоскоростного доступа к информационным системам по ВОЛС», который никогда не окупиться и будет требовать ежегодно дополнительных бюджетных затрат в сотни миллиардов рублей на эксплуатацию магистральной ВОЛС (общие затраты – несколько триллионов бюджетных рублей).
2. Для аттестации и отбора ключевых проектов Минкомсвязи целесообразно на начальном этапе использовать инструментарий бизнес-планирования и международную экспертизу проектов, и только после – принимать организационные решения (десятки российских и зарубежных компаний в Москве готовы выполнить подобные работы).
3. Для личной заинтересованности чиновников Минкомсвязи в коммерческих результатах выполнения телеком-проектов, целесообразно дополнительно создать механизм их финансовой заинтересованности, например, через выдачу части ЗРП (и/или обмена собственности, имеющейся у чиновников) на ценные бумаги (акции) вновь создаваемого оператора связи.
С уважением,
Alex Rail