«ВымпелКом» сдается в аренду
Оператор заработает на транзите чужого трафика
Сотовый оператор «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») выйдет на оптовый рынок магистральных каналов — компания намерена продавать избыточную емкость своих транспортных сетей коллегам по цеху. Эксперты находят, что это удачный способ снизить расходы на эксплуатацию сетей и повысить рентабельность, но не пророчат компании больше 5% рынка аренды каналов, объем которого в 2006 году достиг 440 млн долл.
«ВымпелКом» нашел новый способ заработать в смежных с сотовой связью отраслях — компания будет продавать избыточную емкость своих транзитных сетей. Как рассказал в минувшую пятницу гендиректор «ВымпелКома» Александр Изосимов, в течение нескольких месяцев оператор создаст отдельную бизнес-единицу, которая займется продажей транзитных мощностей. По его словам, параллельно с развертыванием сотовой сети компания строила для передачи трафика транзитную инфраструктуру из радиорелейных линий и оптоволоконных каналов. На некоторых направлениях емкость магистральной сети больше внутренних потребностей компании. Этот избыток оператор и рассчитывает продавать.
«Мы хотим стать значимым игроком на оптовом рынке магистральных каналов. У нас есть свободные мощности в разных элементах сети, и сейчас мы ищем способ зарабатывать на этом деньги. В России транспортная инфраструктура относительно недоразвита — существует очевидный недостаток предложения на рынке аренды каналов. К такому выводу приходишь, когда сравниваешь, сколько платят за каналы для транзита трафика наши коллеги за рубежом и сколько платим мы», — объяснил г-н Изосимов.
По предварительным подсчетам MForum, в 2006 году объем рынка аренды наземных каналов передачи данных в России составил около 440 млн долл. В 2007 году он вырастет еще примерно на 30%, до 570 млн долл. Основными продавцами канальной емкости остаются «Ростелеком» и ТТК с долями рынка примерно 47 и 43%, еще около 10% рынка приходится на региональных «дочек» «Связьинвеста».
Исполнительный вице-президент «ВымпелКома» Николай Прянишников рассказал РБК daily, что более половины каналов, используемых оператором для транзита трафика, принадлежат самой компании, остальные арендуются у крупных магистральных и региональных операторов. По словам аналитика MForum Дмитрия Деева, около 80% арендованных мощностей компания покупает у «дочки» РЖД «Транстелекома». По данным на начало текущего года, протяженность собственной оптоволоконной транзитной сети «ВымпелКома» составила 7,67 тыс. км, параллельно компания ведет строительство еще 5 тыс. км транспортной сети. Причем у оператора уже есть опыт продаж свободной емкости. В 2005 году компания заработала на этом 1,4 млн долл., в 2006 году выручка от сдачи в аренду каналов выросла до 2,2 млн долл.
Сдают в аренду свои мощности и другие сотовики. «В тех регионах, где у компании есть избыточный ресурс транспортной сети, свободная емкость сдается в аренду, — рассказывает пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. — Строительство транспортной сети продолжается. Это делается для снижения операционных затрат — арендованная мощность заменяется на собственную». В МТС не рассказывают о планах развития направления аренды каналов
В «ВымпелКоме» тоже не берутся прогнозировать доходы от торговли магистральным ресурсом. Дмитрий Деев считает, что оператор может рассчитывать всего на 2—5% рынка аренды каналов. «Очевидно, что спрос на услуги аренды каналов у «ВымпелКома» будет. С увеличением числа пользователей Интернета в России и ростом доли «тяжелого» контента в Сети спрос на каналы для транзита трафика возрос, — рассказывает аналитик. — Но стать полноценным конкурентом ТТК и «Ростелекому» у сотовой компании вряд ли получится».
Он объясняет, что у сотовых компаний есть свободный ресурс только на избранных направлениях, в то время как большинству арендаторов каналов нужны не выборочные направления, а полная сеть. «К тому же мобильные операторы вряд ли станут вести агрессивную ценовую политику на этом рынке — весомую долю каналов они арендуют у ТТК и «Ростелекома». Есть опасность, что в ответ на демпинг конкурентов эти компании выставят сотовикам непосильные условия», — добавляет г-н Деев.
«Объем предложения на разных сегментах сетей существенно отличается, например, есть острый дефицит емкости на северных направлениях, в сторону Архангельска, и есть избыток мощностей, например, до Петербурга. В зависимости от того, в каком направлении оператор сможет предложить каналы, и будет зависеть весь успех предприятия», — считает вице-президент «Транстелекома» Аркадий Матковский. В любом случае, «ВымпелКому» сдача в аренду свободных мощностей выгодна: она снижает расходы и повышает рентабельность, уверяет директор по развитию «Коминфо Консалтинг» Евгений Соломатин.
АЛЕКСАНДРА КРЕКНИНА , 28.05.2007
http://www.rbcdaily.ru/print.shtml?2007 ... dia/277506