taram писал(а):Я работаю в ФГУП "Электросвязь" в ЧР. К нам поступила бумага из Росфинмониторинга по ЮФО о необходимости встать на учет в эту организацию, чтобы мы делали отчет о принятых от физ. лиц денежных средствах за оплату услуг связи, ссылка идет на №115-ФЗ и №395-1. Нужно ли нам вставать на учет в Росфинмониторинг.

Я считаю, что необходимости нет.
Мы тоже получили такую бумагу. Пока решили послать их, а там жизнь покажет. Вот текст письма в адрес Росфинмониторинга :
"В соответствии со ст.7 ФЗ от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» контроль за исполнением физическими и юридическими лицами указанного Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством РФ, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. В случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом и подлежащих финансовому контролю приведен в ст.5 ФЗ от 07.08.2001 №115-ФЗ.
В целях указанного Федерального закона к таким организациям, в частности, относятся организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности. Кроме того, ст.6 указанного закона определен перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю. В частности, такой операцией является перевод денежных средств, осуществляемый некредитными организациями по поручению клиента. Пунктом 2 той же статьи определено, что операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с ФЗ от 07.08.2001 №115-ФЗ порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
Таким образом, в данном конкретном случае ключевыми являются следующие вопросы:
1) является ли ОАО «ххх» организацией, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности;
2) осуществляет ли ОАО «ххх» переводы денежных средств по поручению клиента;
Нормы ст.5 ФЗ от 07.08.2001 №115-ФЗ не случайно увязаны с законодательством о банковской деятельности. Пунктом 9 части первой ст.5 указанного закона предусмотрена такая банковская операция как осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов). Федеральным законом от 27.07.2006 №140-ФЗ Федеральный закон от 02.12.1990г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» был дополнен новой нормой. Согласно ст.13.1. коммерческие организации получили право осуществлять без лицензии ЦБ РФ банковские операции, указанные в п.9 части первой ст.5 ФЗ от 02.12.1990г. № 395-1, в части принятия от физических лиц наличных денежных средств в качестве платы за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги. Этой же статьей установлены и обязательные условия осуществления указанной деятельности, в частности наличие специальных договоров с кредитной организацией. Такими договорами являются:
- договор, заключенный между сборщиком платежей и кредитной организацией, согласно которому сборщик платежей от своего имени, но за счет кредитной организации принимает наличные денежные средства от физических лиц в качестве платы за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги в целях осуществления кредитной организацией операций по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов на банковский счет лица, оказывающего соответствующие услуги (фактически это договор комиссии);
- договор, заключенный между кредитной организацией и лицом, оказывающим соответствующие услуги, по условиям которого кредитная организация на возмездной основе обязуется осуществлять операции по переводу (включая принятие) наличных денежных средств, принятых сборщиком платежей в пользу лица оказывающего соответствующие услуги (фактически это договор поручения).
По смыслу Федерального закона от 02.12.1990г. № 395-1 под переводом денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов понимается прием от населения наличных денежных средств в интересах третьего лица и перечисление указанных денежных средств бенефициару. Фактически речь идет о специализированной посреднической деятельности (сборе наличных платежей с населения). Очевидно, что получение от населения денежных средств (в любой форме) за оказываемые организацией услуги к лицензируемой деятельности не относилось и не относится.
В настоящее время, ОАО «ххх» осуществляет прием от населения денежных средств в основном в оплату своих услуг. Данная деятельность в принципе не охватывается нормами законодательства о банковской деятельности и, соответственно, не требует специального надзора, включающего постановку на учет в надзорном органе.
Кроме того, ОАО «ххх» осуществляет сбор денежных средств в оплату за внутризоновую и междугородную связь. В данном случае ФЗ от 02.12.1990г. № 395-1 говорит о приеме денежных средств от своего имени, но за счет банка, а ОАО «ххх» принимает подобные платежи от имени оператора связи и за его счет. Кроме того, как показано выше, никаких поручений от физического лица нет, есть только договор между абонентом и оператором связи (РТ, МТТ и т.п.) в соответствии с которым абонент вносит денежные суммы на счет либо в кассу уполномоченного лица (ОАО «ххх»). Само же ОАО «ххх» действует в данном случае не по поручению физического лица, а по поручению оператора связи (МТТ, РТ и т.п.), то есть никакого нарушения банковского законодательства не наблюдается.
Таким образом :
1. Прием наличных денег от населения за собственные услуги оператора связи банковской деятельностью не являются.
2. Прием наличных денег от населения одним оператором связи за услуги связи оказываемые другим оператором связи по его поручению и за его счет не охватываются нормами п.9 части первой ст.5 и ст.13.1 ФЗ от 02.12.1990г. № 395-1.
3. В случае осуществления деятельности связанной с приемом наличных денег, но не подпадающей под понятие банковских операций перечисленных в ФЗ от 02.12.1990г. № 395-1 у сборщика денег отсутствует обязанность стать на учет в Федеральной службе РФ по финансовому мониторингу".