IP-телефония

Обсуждение юридических тонкостей при заключении Договоров.
Вопросы присоединения и взаимодействия.
Толкование нормативно-правовых актов.
Кнопка
Форумчанин
 
Сообщения:
61
Зарегистрирован:
03 июн 2005

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение:#21  Сообщение Кнопка » Вт 10 апр, 2007 14:25 »

Здраствуйте!

Уважаемые коллеги, я может немного не в тему, но вопрос касается IP-телефонии.
организация хочет раздать бесплатно людям возможность бесплатно пользоваться услугой IP-телефонии не беря за это деньги. (лицензия на это есть)

Организация звонков с телефонной сети общего пользования на сеть IP на настоящий момент является не законной. (как мне сказали в тех. отделе, а им россвязьнадзор)- но законодательного подтверждения я найти не могу.

1. Могут ли организацию наказать за это если мы с абонента не берем никаких денег?
2. А где же все-таки отражен запрет на Организация звонков с телефонной сети общего пользования на сеть IP ???
VOIP, IP-телефония, IP телефония, SIP, интернет-телефония, skype, скайп, передача данных для целей передачи голосовой информации

MNOGO
Форумчанин
 
Сообщения:
4617
Изображения: 8
Зарегистрирован:
05 май 2005
Откуда:
Москва

Благодарил (а): 44 раз.
Поблагодарили: 195 раз.

Сообщение:#22  Сообщение MNOGO » Ср 11 апр, 2007 08:03 »

Кнопка писал(а):Организация звонков с телефонной сети общего пользования на сеть IP на настоящий момент является не законной. (как мне сказали в тех. отделе, а им россвязьнадзор)- но законодательного подтверждения я найти не могу.

Лжет Надзор, присоединение сети ПД и МТС предусмотрена НПА и лицензионными условиями. Другое дело, что обставляется это такими "рогатками", что нормально оказать услугу оператор не может, договора пишет очень мудреные. Спросите у надзора, каким образом МРК оказывают данную услугу. :oops:
Кнопка писал(а):. Могут ли организацию наказать за это если мы с абонента не берем никаких денег?

Ну это прямо стук в налоговую - расходы есть, доходы не начисляю, налоги не плачу (дальше список из статей УК). :spez:

Нерубящий инспектор
Форумчанин
 
Сообщения:
1575
Зарегистрирован:
13 апр 2005

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Сообщение:#23  Сообщение Нерубящий инспектор » Ср 11 апр, 2007 08:35 »

Да нет пока пункта, железно запрещающего айпи телефонию. Поэтому и никто не борется сильно. Единственно, что изменилось, теперь такие узлы не попадают под упращенку. Поэтому присоединяюсь, не пишите слово телефонная, и не указывайте 8 в качестве доступа.

Irisha
Новичок
 
Сообщения:
3
Зарегистрирован:
10 апр 2007

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение:#24  Сообщение Irisha » Чт 12 апр, 2007 16:51 »

Независимый консультант, в том то и дело, что при наличии различных программок и того же Сипнета, получается, что оператор IP телефонии на фиг никому не нужен.... :ku:
и, вообще-то, при запросе тех.условий у нашего местного оператора, мне там популярно объяснили, что, по новым законам, выход голосового трафика в сеть ТФОП и также звонки с ТФОП на линии IP - вне закона. Как и вообще вся IPтелефония. Правда я не совсем понимаю: как же тогда работает этот самый Сипнет?

oleg_sakh
Форумчанин
 
Сообщения:
235
Зарегистрирован:
15 дек 2005
Откуда:
Дальневосточный ФО

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение:#25  Сообщение oleg_sakh » Пт 13 апр, 2007 02:41 »

Я практик. И как практик, могу сказать, что то, что Вы называете словами "IP телефония" существует. Работает. Законно. Только не надо эти слова говорить никому. Тем более, в РСН. Название услуги должно точно соответствовать ППРФ. И самое главное - внимательно следите за названием услуги. Везде. В договорах, в рекламе, в письмах и т.п.

Операторы могут говорить Вам все, что угодно, верить всему не надо, они лица заинтересованые.

С РСН сложнее, попросите их объяснить со ссылками на НПА, почему нельзя? Прямо по шагам. Боюсь, споткнутся они...

Со своей телефонной емкостью и АТС просто сделать это проще, не надо спрашивать МРК.

А насчет "оператор IP телефонии на фиг никому не нужен" - спорный вопрос. В долговременной перспективе - наверное. А пока нужен. И причем желательно, чтобы он располагался рядом. Чтобы на него орать можно было, когда плохо работает. Попробуйте на Скайп поорите, когда там булькает...

tenj
Форумчанин
 
Сообщения:
396
Зарегистрирован:
14 мар 2007
Откуда:
Центральный ФО

Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение:#26  Сообщение tenj » Пт 13 апр, 2007 15:53 »

Простой дозвон 2 или Услуги связи вольным стилем: "Центральный телеграф" предлагает еще один способ дальней связи "помимо лицензии"

Игорь Агапов, Александр Паршуков

ПРАЙМ-ТАСС, 13 апреля 2007 г

ОАО "Центральный телеграф" (CNTL) вывел на рынок новую услугу для пользователей продуктов "Баzа" – "Баzа-IP". По сути – это услуги IP-телефонии. И ничего такого особенного в них не было бы, но, как оказалось, используя их, абоненты компании могут осуществлять междугородные и международные звонки. При этом лицензии на дальнюю телефонную связь у "Центрального телеграфа" нет.

Как говорится в описании услуги, обнародованном компанией, с помощью "Баzы-IP" абоненты смогут принимать входящие и осуществлять исходящие телефонные вызовы через Интернет с помощью персонального компьютера или другого абонентского SIP-устройства /программный телефон, IP-телефон/.

Для пользования услугой "Баzа IP" пользователю необходимо: доступ в Интернет со скоростью не ниже 256 Кбит/с, приобрести SIP-устройство или установить на свой компьютер специальное программное обеспечение.

Далее в релизе компании сообщается, что "Баzа IP" позволит абонентам услуг "Баzа" сократить расходы на разговоры, и будет работать в любой точке мира, где есть Интернет.

В компании ПРАЙМ-ТАСС подтвердили, что, пользуясь "Баzой IP", можно звонить в любой город России и любой другой страны на обычный телефон в сетях общего пользования – хоть в фиксированных хоть в мобильных.

При этом, судя по прайс-листу, опубликованному "Центральным телеграфом", цены на эти услуги весьма вольготные по сравнению с лидером легального российского рынка дальней телефонной связи – "Ростелекомом" (RTKM).

Так, например, на сайте "Центрального телеграфа" указаны тарифы на "экономичную связь" /то есть на услуги междугородной и международной связи "Центрального Телеграфа"/ и на "традиционную" /то есть, на услуги "Ростелекома"/.

Сравним.

По "экономичным" тарифам позвонить в Германию, Великобританию, Данию, Испанию или в США стоит 90 копеек в минуту. По "традиционным" тарифам через "Ростелеком" звонки в Европу стоят 15 руб, а в США – 19,5 руб.

Такой удаленный от России континент как Австралия с точки зрения "экономичных" тарифов практически рядом – минута разговора стоит 1,8 руб, а в "Ростелекоме" – 35,4 руб.

Азия и Ближний восток у "Ростелекома" тарифицируются по 44,85 руб за минуту, а в "экономичных" тарифах "Центрального телеграфа", где указаны все страны в отдельности, звонок, например, Бангладеш стоит 9 руб за минуту, Вьетнам – 12 руб.

Тарифы на звонки по СНГ также отличаются довольно сильно. Например, в Азербайджан можно позвонить за 16 руб в минуту через "Ростелеком" и за 5,4 руб через "Центральный телеграф", на Украину – за 10,5 руб и 3,7 руб соответственно. И так далее.

Как мы видим, цены "центрального телеграфа" по "IP-схеме" ниже цен "Ростелекома" от 3 до 20 /!/ раз.

Глядя на такие цены, хочется звонить прямо сейчас.

Как потребителям услуг связи, нам вопрос цены важнее всего – и это правильно: наше дело платить деньги и получать услуги.

Однако для рынка услуг дальней телефонной или, если быть тщательными в терминах, дальней голосовой связи тут есть принципиально важный вопрос – а может ли оператор предлагать такую услугу, не имея лицензии на междугородную и международную телефонную связь?

Вопрос действительно принципиальный, так как после случившегося в 2005-2006 гг большого шума на этом рынке в связи с его либерализацией, в последнее время стало выясняться, что не так уж обязательно получать соответствующие лицензии, чтобы предоставлять услуги дальней связи.

В частности, операторы так называемой "карточной IP-телефонии" как предоставляли услуги, так и предоставляют. Некоторые из достаточно крупных операторов фиксированной связи придумали схему, по которой предлагают, по их определению, "звонки на дальние расстояния". Основная операторская сила Golden Telecom в России – "Совинтел" также предложил нечто подобное, однако получил строгое предупреждение Россвязьнадзора, с которым, впрочем, решительно не согласен. Теперь вот "Центральный телеграф". И во всех этих схемах так или иначе применятся технология передачи голоса по IP-протоколу, или IP-телефония.

Тенденция, однако.

Однако эта тенденция ставит в странное положение компании, имеющие лицензии на услуги междугородной и международной телефонной связи.

Согласно действующей нормативной базе, оказывать услуги междугородной и международной телефонной связи в России может оператор, получивший соответствующую лицензию, выполнивший ряд требований Мининформсвязи к построению сети и получивший коды для доступа абонентов к своим услугам. Таких операторов в России сейчас всего три: ОАО "Ростелеком", ОАО "Межрегиональный ТранзитТелеком" /МТТ/ и Golden Telecom, недавно получивший коды доступа абонентов к своим услугам и еще не начавший оказание данных услуг. На подходе к получению разрешения на эксплуатацию сети дальней телефонной связи и "ТрансТелеКом".

Все эти и другие компании, у которых есть такая лицензия – а их более 20-ти в России - должны вложить много времени, сил и средств в создание узлов доступа к своей сети в каждом из субъектов федерации, транзитных узлов международной связи, заключение договора о присоединении со всеми операторами зоновой телефонной связи, получение кодов доступа и во много чего еще.

Кроме того, после начала предоставления услуг, легальные операторы дальней связи должны осуществлять соответствующие взаиморасчеты со всеми другими операторами, с которыми они взаимодействуют в процессе оказания услуг. Эта статья расходов для такого легального оператора также весьма велика.

А применяя разного рода "IP-схемы" международной и международной связи, оператор несет минимальные затраты по установке необходимого оборудования и аренде каналов передачи данных, что во много раз дешевле, чем выполнение всех официальных требований по организации сети и взаиморасчетам. Отсюда и цены в разы меньше, чем у "Ростелекома".

Если такой "вольный стиль" оказания услуг дальней голосовой связи получит дальнейшее распространение, может случиться вот что.

Во-первых, такие недорогие в эксплуатации схемы предоставления услуг дальней голосовой связи могут оттянуть у легальных операторов достаточно большое число абонентов, что, понятно, приведет к снижению выручки этих операторов.

Во-вторых, необходимость выполнять все официальные правила, включая довольную накладную с финансовой точки зрения, систему межоператорских расчетов, приведет к снижению рентабельности услуг официальных операторов междугородной и международной телефонной связи.

И тогда, в частности, даже "Ростелеком", который мы в одной из своих публикаций назвали безоговорочным лидером демонополизации дальней связи, попадет в сложное положение. И все потому, что он точно будет безоговорочным лидером по плате за все, что положено оплачивать. То, что это весьма обременительно, показали уже итоги 2006 г, когда выручка компании выросла на 49 проц по сравнению с прошлым годом, а чистая прибыль при этом снизилась на 20 проц. И это все – вследствие высоких затрат на ведение бизнеса в новых условиях.

Понятно, что "откусывание" части выручки операторами, использующими "IP-схемы", только усугубит эту ситуацию.

Впрочем, в данном случае контролирующий орган – Россвязьнадзор – был категоричен.

В ответ на вопрос о том, как в Россвязьнадзоре оценивают услугу "Баzа-IP" компании "Центральный Телеграф", ПРАЙМ-ТАСС получил следующий ответ.

"Содержанием услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации /IP-телефонии – прим. ПРАЙМ-ТАСС/, в соответствии с лицензией, является установление соединения по сети передачи данных для целей передачи голосовой информации. Таким образом, оба абонента должны являться абонентами сети передачи данных.

При этом приказом Мининформсвязи России от 10.01.2007 г N 1 "Об утверждении Правил применения средств связи для передачи голосовой и видео информации по сетям передачи данных" установлен перечень оборудования, которое может быть использовано в качестве оконечного в сети передачи данных.

Обычный телефонный аппарат в данный перечень не входит, поэтому использовать его в качестве оконечного оборудования для осуществления доступа к сети передачи данных недопустимо". Конец ответа.

Проще говоря – нельзя звонить с IP-телефона или с компьютера со специальной программой на обычный телефон – хоть в соседний дом, хоть в соседнюю страну.

И "Центральный Телеграф", получается, тут несколько не прав.

Как обычно, будем следить за заплывами вольным стилем по бескрайней глади услуг связи. Смотреть есть на что: долго ожидавшаяся масштабная конкурентная борьба в сфере фиксированной связи разворачивается не на шутку.

13.04.2007 14:06

© 2003-2004 ПРАЙМ-ТАСС, Все права защищены.
При цитировании и использовании информационных материалов ссылка на ПРАЙМ-ТАСС БИТ обязательна. При воспроизведении информационных материалов в сети Интернет обязательна гипертекстовая ссылка на сайт проекта.

http://www.bit.prime-tass.ru/news/print ... 7&id=48515


--------------------------------------------------------------------------------
http://www.bit.prime-tass.ru
Тел: (095)974-76-64; Факс: (095)243-95-06
E-mail: bit@prime-tass.ru

yellowsky
Форумчанин
 
Сообщения:
244
Зарегистрирован:
17 июл 2003
Откуда:
Санкт-Петербург

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение:#27  Сообщение yellowsky » Пт 13 апр, 2007 20:28 »

tenj писал(а):И "Центральный Телеграф", получается, тут несколько не прав.


А в чем именно неправ?
Нормативка не запрещает присоединение сети передачи данных ( в том числе с ПГИ к ТФ-ОП.
IP-трафик на приземляющем пуле оператора превроащается в модемный (это передача данных? - несомненно! На конце абонетской линии стоит VOICE-модем Вот и все. Звонк с компа на тел. номер есть, а тел. аппарата нет! К чему придраться?

yellowsky
Форумчанин
 
Сообщения:
244
Зарегистрирован:
17 июл 2003
Откуда:
Санкт-Петербург

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение:#28  Сообщение yellowsky » Пт 13 апр, 2007 20:36 »

Хотя,пожалуй, и я не совсем прав - модем не является оконечным устройством СПД, но если он подключен к компу и ТФОП используется в качестве последией мили, то дествительно не кчему придраться.
Дальний (дорогой) трафик идет по IP-сетям, а "последяя миля" по ТЛФ-ОП

Антон Богатов
Форумчанин
 
Сообщения:
12856
Зарегистрирован:
14 апр 2004

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Сообщение:#29  Сообщение Антон Богатов » Пт 13 апр, 2007 21:41 »

tenj писал(а):"Об утверждении Правил применения средств связи для передачи голосовой и видео информации по сетям передачи данных" установлен перечень оборудования, которое может быть использовано в качестве оконечного в сети передачи данных.

Обычный телефонный аппарат в данный перечень не входит, поэтому использовать его в качестве оконечного оборудования для осуществления доступа к сети передачи данных недопустимо".

Стоп. Телефонный аппарат кто использует - абонент или оператор? Вот нехай РСН абоненту претензии и предъявляет!

Andrei
Форумчанин
 
Сообщения:
6781
Зарегистрирован:
14 окт 2003

Благодарил (а): 31 раз.
Поблагодарили: 345 раз.

Сообщение:#30  Сообщение Andrei » Вс 15 апр, 2007 16:42 »

Независимый консультант писал(а):На самом деле, все зависит от содержания услуги в соответствии с абонентским договором. Если Вы заведомо обещаете завершить вызов на ТСОП - могут возникнуть проблемы.

А если я предоставляю местную телефонию (лицензия на МТС есть, своя АТС есть, РЭ на нее есть, ресурс нумерации получен через ФАС) по схеме: номера со своей АТС выношу через шлюз по своей СПД на sip-устройства клиентов. Звонки будут ходить на/с ТфОП. Услуга - местная телефонная связь. В чем загвоздка? Технология ведь не важна? :)

КатяК
Форумчанин
 
Сообщения:
11
Зарегистрирован:
21 авг 2007
Откуда:
Красноярск

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение:#31  Сообщение КатяК » Вт 21 авг, 2007 05:38 »

Уважаемые коллеги!

Помогите, пожалуйста. Я на этом форуме новичок, поэтому могу спросить то, что уже обсуждалось... Но я сама найти ничего не смогла.

Проблема следующая - возможно ли оказание услуг по передаче данных для целей передачи голосовой информации путем предоставления абонентам оператора подвижной связи доступа к таким услугам связи.

Предполагается осуществить присоединение на зоновом уровне СПС и СПД. Абоненты оператора СПС будут иметь доступ к услугам, оказываемым оператором СПД.
При этом оператор СПС будет выступать агентом оператора СПД, в частности осуществлять прием платежей за оказанные оператором СПД услуги.

Очень хочется узнать ваше мнение по этому поводу.
А если указанная схема взаимодействия возможна, хочется узнать, какие именно услуги по пропуску трафика оказываются (если они вообще оказываются) оператором СПД оператору СПС.

Буду признательна за любую помощь.

Антон Богатов
Форумчанин
 
Сообщения:
12856
Зарегистрирован:
14 апр 2004

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Сообщение:#32  Сообщение Антон Богатов » Вт 21 авг, 2007 07:49 »

КатяК писал(а):Абоненты оператора СПС будут иметь доступ к услугам, оказываемым оператором СПД.

И зачем это нужно оператору СПРТС, который имеет право оказывать МГМН от своего собственного имени?
КатяК писал(а):При этом оператор СПС будет выступать агентом оператора СПД, в частности осуществлять прием платежей за оказанные оператором СПД услуги.

Тут недавно ЦБ разразился указивкой, что, мол, прием платежей есть банковская деятельность.... :)

ALaddin
Форумчанин
 
Сообщения:
1741
Зарегистрирован:
18 ноя 2004
Откуда:
Дальневосточный ФО

Благодарил (а): 19 раз.
Поблагодарили: 33 раз.

Сообщение:#33  Сообщение ALaddin » Вт 21 авг, 2007 07:52 »

КатяК
Если честно, то я ничего не понял :) :oops:

проходил мимо

 

Сообщение:#34  Сообщение проходил мимо » Вт 21 авг, 2007 09:00 »

Независимый консультант писал(а):Тут недавно ЦБ разразился указивкой, что, мол, прием платежей есть банковская деятельность....

А реквизиты Указания ЦБ можно узнать?

КатяК
Форумчанин
 
Сообщения:
11
Зарегистрирован:
21 авг 2007
Откуда:
Красноярск

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение:#35  Сообщение КатяК » Вт 21 авг, 2007 10:21 »

Независимый консультант
Оператор сети подвижной связи может, конечно, оказывать услуги подвижной связи и путем направления вызова на другие сети в пределах РФ и за ее пределами (но не МГ/МН), если, конечно, держаться в рамках заданной законодателем терминологии. Ведь лицензии на МГ/МН у оператора СПС нет. Но оператор СПС при оказании таких услуг ограничен стоимостью услуг по пропуску трафика, которые ему оказывают операторы связи МГ/МН. В тоже время оператор СПДПГИ предлагает оказывать абонентам услуги передачи данных для целей передачи голосовой информации (IP-телефонии). Интерес оператора СПС в получении денег за оказание оператору СПД услуг по пропуску трафика (зоновое инициирование вызова). Последнее верно только в том случае, если верна мысль о том, что оператор СПС оказывает оператору СПД такие услуги по пропуску трафика.

Вот и хочется понять возможно ли такое взаимодействие или нет?

Центробанк действительно дал разъяснение, что прием платежей является банковской деятельностью. Но только в том случае, когда эти действия осуществляются по поручению абонента.
Но договор агентирования никто не отменял, точно также как и положения ППРФ о возможности операторов связи передать третьим лицам (агентам) полномочия по приему платежей (ППРФ № 32 п. 25)

Было еще Указание ЦБР от 20 июня 2007 г. N 1842-У. Весьма полезное для построения взаимоотношений с организациями-"мультикассами".

Lighter

 

Сообщение:#36  Сообщение Lighter » Вт 21 авг, 2007 10:57 »

КатяК


Центробанк действительно дал разъяснение, что прием платежей является банковской деятельностью. Но только в том случае, когда эти действия осуществляются по поручению абонента.
Но договор агентирования никто не отменял, точно также как и положения ППРФ о возможности операторов связи передать третьим лицам (агентам) полномочия по приему платежей (ППРФ № 32 п. 25)


Положения ППРФ, действительно никто не отменял:)
И надеюсь не отменит:)

Но наезд на рынок моментальных платежей со стороны ЦБ идет серьезный.

Lighter

 

Сообщение:#37  Сообщение Lighter » Вт 21 авг, 2007 11:00 »

Центробанк действительно дал разъяснение, что прием платежей является банковской деятельностью. Но только в том случае, когда эти действия осуществляются по поручению абонента.


Да, совсем забыл, дайте ссылку на разъяснения ЦБ из которых следует именно это.

КатяК
Форумчанин
 
Сообщения:
11
Зарегистрирован:
21 авг 2007
Откуда:
Красноярск

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение:#38  Сообщение КатяК » Вт 21 авг, 2007 11:43 »

Lighter
На самом деле прямо нигде не написано. Но такой вывод можно сделать из текста указания ЦБ, а именно системы, указанных там договоров. Первый договор - это договор агентирования между банком и коммерческой организацией. Второй - это договор банковского счета между банком и организациями-получателями платежей и третий договор между физическим лицом и коммерческой организацией, принимающей платежи. Учитывая то, что обязательство физического лица по оплате чего бы то ни было возникло перед организацией-получателем платежа, именно физическое лицо поручает коммерческой организации, получающей платеж, организовать его перечисление кредитору.

Но даже если это неверно, меня больше всего интересует порядок присоединения сетей в этом случае.

Антон Богатов
Форумчанин
 
Сообщения:
12856
Зарегистрирован:
14 апр 2004

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Сообщение:#39  Сообщение Антон Богатов » Вт 21 авг, 2007 12:00 »

КатяК писал(а):Оператор сети подвижной связи может, конечно, оказывать услуги подвижной связи и путем направления вызова на другие сети в пределах РФ и за ее пределами (но не МГ/МН), если, конечно, держаться в рамках заданной законодателем терминологии.

С терминологией у законодателя проблема. По смыслу определений ППРФ 310 и п. 10.4в, 2.4 ППРФ 87, ОпПРТС оказывает услуги междугородной и международной телефонной связи - просто под другим наименованием.
КатяК писал(а):если верна мысль о том, что оператор СПС оказывает оператору СПД такие услуги по пропуску трафика.

Оказывает. (см. п. 10.4 ППРФ 161).

Lighter

 

Сообщение:#40  Сообщение Lighter » Вт 21 авг, 2007 12:10 »

КатяК

Первый договор - это договор агентирования между банком и коммерческой организацией. Второй - это договор банковского счета между банком и организациями-получателями платежей и третий договор между физическим лицом и коммерческой организацией, принимающей платежи. Учитывая то, что обязательство физического лица по оплате чего бы то ни было возникло перед организацией-получателем платежа, именно физическое лицо поручает коммерческой организации, получающей платеж, организовать его перечисление кредитору.


То есть вы считаете, что если абонент исполняет свою обязанность по оплате услуг связи, то это банковская деятельность, а в противном случае не банковская?

Вернуться в Юридические вопросы связи и информатизации

Пред.След.

Поделиться

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2