вот статеечка...
Фальстарт
Виртуальные преимущества, реальные недостатки
У проблемы есть и другая сторона. Рассказывает Дмитрий Милованцев: "Нам необходимо уйти от ситуации, когда лицензий было бесконечное количество. И каждая являлась творческим документом чиновников: могла начинаться за здравие, а заканчиваться за упокой. В настоящий момент формируется относительно узкий перечень из 26 лицензий. Согласование списка проходит тяжело. Сопротивляются и операторы: у многих есть "замечательные" лицензии, в которые некогда после длительного и продуктивного общения с бизнесом чиновник включил такие пункты, от которых волосы дыбом встают. Понятно, что с особыми преференциями операторы расстаются неохотно".
Досаду у большинства операторов вызывает то, что прописанные в законе необходимые и прогрессивные меры на практике так и не заработали. Типичный пример: операторы, занимающие существенное положение на рынке (более 25% номерной емкости или 25% трафика на данной территории), должны быть внесены в единый реестр, затем государство установит единые для всех цены на пропуск трафика. Когда закон был принят, эта норма особенно обрадовала альтернативных операторов: она создает единые для всех условия входа в рынок. Но государство пока ничего не сделало для того, чтобы осуществить инициативу на практике. Так что ситуация остается прежней: естественные монополисты устанавливают более низкие тарифы для аффилиатов (часто монопольный оператор является одним из акционеров альтернативного) и более высокие для действительно независимых игроков. Тарифная дискриминация позволяет монополистам контролировать рынок, а эффект еще одной прогрессивной нормы закона, по которой монопольный оператор обязан заключить договор о присоединении со всеми потенциальными операторами, нивелируется: ничто не мешает установить такие условия присоединения, когда альтернативщик по "доброй воле" откажется входить в сеть.
Бремя неопределенности
Абсолютно не ясен пока и механизм предоставления универсальных услуг. По закону, все операторы должны отчислять в фонд этих услуг часть доходов, а оказывать их будут, скорее всего, региональные дочерние структуры Связьинвеста. Отношение участников рынка к этому неоднозначное. Монополисты считают распределение бремени оказания убыточных социальных услуг между всеми участниками рынка справедливым. Альтернатива возражает: убытки монополистов на социалке с лихвой компенсируются их изначально выгодным положением на рынке. И считают, что отчисления в фонд станут еще одним налогом для операторов. "Сказать с уверенностью, является ли положение "Об универсальной услуге" справедливым решением социальной задачи всеобщей телефонизации или законодательной преференцией естественным монополистам, можно будет, когда все подзаконные акты примут и обнародуют", - резюмирует юрисконсульт ЗАО "Форатек Коммуникейшн" Дмитрий Рябков.
Вызывает опасения сама идеология универсальной услуги. Ситуацию комментирует начальник юридического отдела ЗАО "Уральская телефонная компания" Алексей Лисаченко: "Операторы сегодня обязаны по условиям лицензий ставить таксофоны в определенных объемах за свой счет. Если после того, как стартует механизм универсальной услуги, это правило не отменят, одни будут ставить таксофоны за счет фонда универсальной услуги, а другие - по-прежнему за свои деньги. А пункты коллективного доступа в интернет в сельской местности "в поселениях с населением не менее чем в пятьсот человек"? Красивая, но абсолютно нерентабельная мечта: там слишком мало пользователей. Устраивать их в отдаленной деревне с использованием старой линии связи - бессмыслица, поскольку нормального, качественного доступа к интернету все равно не получится. Значит, сначала придется вкладывать колоссальные деньги в современные линии связи до деревень. Но тогда интернет в них сам собой придет без всяких пунктов коллективного доступа".
Отсутствие норм, регулирующих лицензирование и предоставление универсальных услуг, - только верхушка айсберга. Существенных дополнений и изменений требует вся нормативно-правовая база. Так, новый закон закрепил за линиями связи статус объекта недвижимости - это безусловный плюс. Но в каком регионе этот объект недвижимости должен регистрироваться (многие линии идут из одного субъекта РФ в другой) и где нужно платить налог на недвижимость - не сказано.
Какой будет законодательная база отрасли связи в перспективе, участники рынка прогнозировать не берутся. Слишком много открытых вопросов. По мнению операторов, основные идеологические мотивы законодательства должны предусматривать:
- равные права и условия для всех участников рынка, его открытость и однозначно трактуемые правила игры;
- либерализацию, способствующую эффективности отрасли;
- переход к заявительному (уведомительному) характеру взаимоотношений оператора с государственными органами;
- установление жестких временных рамок для госорганов на регистрацию документов или объектов, получение лицензий или частотных решений и т.д.;
- трансформацию Минсвязи из активного игрока на рынке связи в регулирующий орган.
Требуется арбитр
Последний пункт требует особых пояснений. Даже если предположить, что в ближайшее время вся необходимая нормативно-правовая база будет создана (что маловероятно: слишком велик объем работ), в текущей деятельности игроков постоянно будут возникать спорные вопросы, хотя бы в силу развития отрасли. Правовому регулированию априори не угнаться за развитием технологий. Если исходить из того, что отрасль будет развиваться в условиях рынка и конкуренции, а не диктата государства, необходим действительно независимый регулирующий орган. Поскольку создание такого органа с нуля слишком затратно, в России (как и в остальных странах СНГ), скорее всего, пойдут по пути отдаления от активного участия в рынке профилирующего министерства. Первый шаг для этого скоро будет сделан: по словам Дмитрия Милованцева, приватизация Связьинвеста вполне может произойти уже в 2005 году, что скажется на усилении конкуренции на региональных рынках и снизит непосредственное влияние на них Минсвязи. Но этого недостаточно.
Независимый национальный регулирующий орган в соответствии с нормами Европейского союза должен обладать следующими признаками. Во-первых, юридической самостоятельностью и независимостью от любых организаций, эксплуатирующих сети и предоставляющих оборудование или услуги связи. Во-вторых, государство должно обеспечить разделение функции регулирования и осуществления прав собственности или контроля. В-третьих, орган регулирования и основной оператор не могут использовать одних и тех же сотрудников, помещение и оборудование. Наконец, орган регулирования или его сотрудник не должен выполнять функции, связанные с представительством в управлении основного оператора. Нетрудно увидеть, что Минсвязи в нынешнем состоянии нарушает все четыре правила.
Если реформирование исполнительных органов не произойдет, то заявленный в новом законе курс на либерализацию отрасли и переход от государственного регулирования к рыночному останется декларацией.
Эксперт-Урал #41 (166) от 1 ноября 2004 года
http://www.expert.ru/ural/current/41ubiz__2.shtml