В России сейчас сто тысяч владельцев различных GPS-навигаторов. И все эти люди нарушают закон?
Географию в школе любили, наверное,только такие извращенные личности,как я, который еще в шестом классе мог перечислить по памяти все столицы мира (к настоящему моменту, правда, подробности заметно подзабыл). Нормальные люди не любят подобные дисциплины именно потому, что слишком всего много надо зубрить — без видимой к тому пользы. И, конечно, общедоступные ныне компьютерные карты, спутниковые снимки и системы спутниковой навигации — явление положительное во всех отношениях, как с практической точки зрения (особенно в случаях т.н. «пространственного кретинизма» —когда человек плохо ориентируется на местности, чему подвержен не такой уж и маленький процент людей), так и с образовательной. Одно дело — сухие строчки учебника, и совсем другое — возможность в любой момент «побывать» в любой точке земного шара, посмотреть с высоты птичьего полета на джунгли Амазонии или мыс Горн.
ГИС для чайников
Появление геоинформационных систем (ГИС) означало и переворот в деятельности тех, кто занимается географией профессионально. ГИС — это некий инструмент, который позволяет манипулировать географической информацией, приспосабливая ее к текущей задаче. Первой ГИС считается созданная в 1854 году ученым Джоном Сноу карта распространения эпидемии холеры в Лондоне — с ее помощью удалось выявить очаг возникновения и распространения болезни, которым оказалась одна из водонапорных башен. Разумеется, настоящие ГИС стали возникать лишь с появлением компьютеров, которые позволяют легко наложить на карту экологические, экономические или, к примеру, климатические данные в реальном времени и по картине их изменений делать соответствующие выводы. Хороший образец того, как могут использоваться ГИС, приводится в полуфантастическом детективе Марининой «Смерть ради смерти», где следователь Каменская находит источник некоего опасного для психики излучения, нанеся на карту Москвы места совершения беспричинных преступлений за определенный период времени.
Вплоть до последних лет составление ГИС, особенно с использованием спутниковой информации, считалось прерогативой неких специальных учреждений: на Западе, особенно в США, где спутниковая информация (за исключением разве что специально полученной в военных или разведывательных целях) никогда не засекречивалась, эти учреждения могли представлять собой частные компании; нередко такие компании финансировали проведение соответствующих работ, при этом фотографии земной поверхности у них можно было приобрести. У нас же, где и достаточно подробные топографические карты по сей день имеют гриф «для служебного пользования», о том, чтобы частное лицо получило доступ к спутниковой информации, в подавляющем большинстве случаев можно было забыть.
В 1998 году компания Microsoft впервые выложила в общий доступ на специальном сайте Terraserver весьма подробные спутниковые снимки (черно-белые) части земного шара, в том числе в России — большей части территории Москвы. Подробность их была такова, что можно было разглядеть автобусные остановки. Эта информация продержалась около года: уже в конце 1999-го Москва с Terraserver исчезла. Но, как выражался Высоцкий, «вспять безумцев не поворотить»: в 2005 году ситуацию буквально взорвал Google, разместив на своем специальном сервисе Maps спутниковые снимки всей Земли. Не все одинаково подробные и не все достаточно обработанные — но всей поверхности вообще! На снимках Москвы видны мчащиеся по улицам автомобили, а на менее подробных фотографиях Тверской области автор тем не менее разыскал свой домик в деревне.
Военные и спецслужбы большинства стран почувствовали себя, мягко говоря, неуютно: в компанию посыпались требования убрать военные и стратегически важные объекты от Индии, Таиланда, Австралии, Южной Кореи. Требования были абсурдны — к тому времени значительная часть подобных объектов уже стала доступной для любых заинтересованных лиц, хотя и не на столь широко разрекламированных ресурсах. Тем не менее некоторые из таких требований, судя по всему, Google по-тихому удовлетворяет: так, смазаны некоторые места на снимках России, Ирака, Израиля, Голландии и др. В английском разделе «народной» онлайновой энциклопедии «Википедия» есть специальный раздел, где можно узнать о таких «купюрах» на гугловских снимках.
Гугловский сервис используется и в коммерческих целях — совместно с приемниками спутниковой навигации, для рекламы популярных туристических мест, гостиниц и заправок и т.п.; для некоторых городов доступны трехмерные подробные панорамы. Он стал настолько популярен, что конкуренты не могли не последовать примеру Google. Самые известные из таких сервисов-конкурентов — Live Maps от Microsoft и Yahoo! Maps. Россия на этих сервисах представлена хуже, чем у Google, — как с точки зрения качества обработки и подробности спутниковых фотографий, так и в плане картографических данных: для большей части территории последние попросту отсутствуют.
Отдельно стоит отметить очень удобный официальный сервис от NASA под названием World Wind — он требует установки на компьютер специальной программы (подобно отдельному от Google Maps сервису Google Earth), но зато позволяет сохранять скачанные снимки на компьютере и просматривать их позднее. Спутниковые фотографии не такие подробные, как в остальных сервисах (по крайней мере, для России), но зато наглядность и удобство пользования делает World Wind идеальной программой для изучения географии.
GPS вне закона
В 1931 году в России было принято постановление, согласно которому точность общедоступных топографических карт ограничивалась на уровне 30 метров. Более детальные карты существовали только под грифами «Для служебного пользования» или «Секретно». Величина в 30 метров была принята потому, что такая точность не позволяла вести прицельный артиллерийский огонь. Реально и карты-«километровки» (в 1 см — 1 км) были недоступны — туристы в советские времена путешествовали по самодельным схемам-крокам, при возможности, с опасностью угодить «под статью», разными нелегальными путями копировали военные карты. Любопытно, что и иностранные карты с такими точностями были фактически запрещены к ввозу на территорию страны — в общем, любые геодезические данные прочно проходили по секретным ведомствам.
В анархические 90-е множество подробных топографических карт местностей, интересных туристам, рыбакам или охотникам, разошлось по рукам, в копиях или даже оригиналах продавалось на рынках, а с появлением Интернета попало в общий доступ. Тем не менее появление в 1995-м нового Закона «О геодезии и картографии» ситуации не изменило — 11 августа 1997-го в виде ведомственной инструкции Таможенного комитета выходит список запрещенных к перемещению через границу геодезических материалов, в котором среди прочего (пункт 15) в качестве секретных по-прежнему указываются «сведения о местонахождении (координаты) геодезических пунктов и географических объектов, определенные с точностью 30 метров и точнее…». Эти положения, не оговоренные ни в одном общедоступном законе (нет их и в «Перечне сведений, составляющих государственную тайну») и основанные на секретных постановлениях Минобороны, по сути, действуют и сейчас.
А как же обещания Сергея Иванова, прозвучавшие в прошлом ноябре, о том, что ограничения будут полностью сняты то ли уже с декабря 2006-го, то ли с января 2007-го, спросите вы? Да очень просто — они, видимо, и правда сняты. Видимо — потому, что 30 сентября, еще до широковещательных заявлений Иванова, Минюст зарегистрировал приказ Минобороны России о «снятии избыточных ограничений». А вот содержание этого приказа до сих пор известно, вероятно, одному Иванову — как и почти все документы военного ведомства, он имеет гриф «ДСП».
Как и во многих других областях российского законодательства, ситуация тут давно перезрела и грозит обрушением: дело даже не в том, что подробные карты и спутниковые снимки той же Москвы давным-давно не представляют никакой проблемы и ограничения, ведущие свое происхождение от сталинской эпохи, когда на улицах столицы запрещалось даже работать художникам, являются примером совсем уж крайнего архаизма. Дело в том, что ИКАО (Международная организация гражданской авиации) еще с 1998-го ввела требование об обязательном использовании систем спутниковой навигации на основе американской GPS на воздушных судах, что предполагает наличие соответствующей навигационной информации. И если в этом отдельном случае ситуация еще как-то разруливается (любопытно, кстати, как это делается в случае частных самолетов и вертолетов), то, как указывалось еще в начале 2003-го в специальном письме Государственной комиссии по электросвязи (ее руководителем тогда был нынешний министр Л. Рейман), «в течение 10-15 лет приемники сигнала навигационных систем будут встроены в большинство бытовых изделий» — что и происходит на наших глазах ударными темпами. Естественно, в условиях законодательных ограничений пользователи таких «изделий» оказываются вне правового поля.
По некоторым сведениям, нарушителей, действовавших до последнего времени ограничений в России — владельцев различных GPS-навигаторов, насчитывалось к осени прошлого года уже около 100 тыс человек. Учитывая еще и тот факт, например, что некоторые автомобильные компании (BMW, в частности) отказались портить свои отличные GPS-навигаторы, встроенные в дорогие марки автомобилей, и приводить их в соответствие с идиотскими требованиями российских властей. Проблема карт российской территории для этих навигаторов также, по сведениям их владельцев, решается без особого труда.
Новый Закон «О навигации» был задуман тогда же, когда было написано упомянутое письмо от Комиссии по электросвязи, еще в 2003 году, и его предлагалось принять еще в 2004 году. Но на сайте «ГИС-ассоциации» до сих пор можно найти обсуждение поправок к нему, предложенных в последнее время. Не сдвинуло дело даже известное совместное письмо министров экономического развития, транспорта и иностранных дел лично Путину по поводу необходимости снятия устаревших ограничений, написанное еще в сентябре 2005-го. Вероятно, ситуация так и тянулась бы бесконечно, если бы не интересы престижа: повлияло решение ускорить вывод российской системы космической навигации ГЛОНАСС на расчетные параметры и предоставить ее в том числе для гражданского использования (почему-то Сергей Иванов в одном из выступлений привязал использование ГЛОНАСС к борьбе с коррупцией). Реальное же положение в этой области таково: кто сегодня делает погоду в области спутниковой навигации, тот, без преувеличения, владеет миром: отменив еще в 2000-м указом Клинтона ограничения на гражданский сигнал своей системы навигации GPS, Штаты оставили за собой право отключить ее в любой момент в любом регионе Земли. Потому-то европейцы так быстро и кинулись создавать свою собственную систему Galileo…
Несомненно, теперь новый Закон «О навигации» будет принят в скором времени. Пока же мы живем в условиях «по обстановке»: вроде бы уже все можно, но пока еще на словах. Но не ожидайте с принятием закона внятного разъяснения о том, что можно и чего нельзя, — судя по тексту проекта, решая одни задачи, закон запутывает ситуацию в других областях. Например, согласно проекту, «юридические и физические лица обладают равными правами на доступ к навигационным ресурсам», но при этом не оговорено, к каким, — обязан ли каждый предоставлять свои данные в общее пользование бесплатно?
А буквально в следующей фразе (это статья 13 пункт 1 проекта) оставляется, видимо, специальная дырка, чтобы соблюсти интересы охранительных ведомств: «Исключение составляет высокоточная навигационная информация с ограниченным доступом, на право пользования которой требуется разрешение федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области обороны и безопасности». Что такое «высокоточная»? В понятиях сталинских времен и 30 метров — чересчур точно, а современные мостостроители ориентируются по GPS-приемникам, имеющим погрешность в 1 сантиметр — слишком широкий интервал, чтобы исключить возможность ведомственного произвола. В общем, все, наверное, для того и делается…
http://www.novayagazeta.ru/data/2007/color27/04.html