Особенности создания и деятельности саморегулируемых организаций в строительствеС принятием поправок в Градостроительный кодекс РФ, вопрос создания и организации деятельности саморегулируемых организаций в строительной сфере приобрел особую актуальность. Слухи о переносе сроков отмены лицензирования в строительной сфере оказались сильно преувеличенными - оно уже прекращено (с 1 января 2009 г.), а действие ранее выданных строительных лицензий прекращается - с 1 января 2010 года .
Это значит, что к началу следующего года все организации, выполняющие инженерные изыскания, осуществляющие подготовку проектной документации, ведущие строительную деятельность, независимо от сроков окончания действия имеющихся у них строительных лицензий, должны будут получить допуски к выполняемым ими видам работ в соответствующих саморегулируемых организациях. В противном случае такие организации не смогут продолжать свою работу.
Процесс создания саморегулируемых организаций строителей, проектировщиков и изыскателей как на региональном, так и на межрегиональном уровнях идет полным ходом. Уже принято большинство подзаконных актов, необходимых для выполнения требований законодательства о саморегулируемых организациях в строительной сфере.
Однако несмотря на то, что под цели строительных СРО к концу января 2009 года Минюст РФ зарегистрировал более 60 некоммерческих партнерств, ни одно из них по сей день не имеет статуса саморегулируемой организации, за исключением некоммерческих партнерств, объединивших организации спецстроя России, - НП «МООСС» (строители) и НП «МОПОСС» (проектировщики), которые были внесены Ростехнадзором в реестр саморегулируемых организаций 29 января 2009 г.
В настоящей статье мы остановимся на наиболее актуальных, а также спорных вопросах создания и деятельности саморегулируемых организаций в строительной сфере.
Нормативно-правовое регулирование в сфере создания и деятельности саморегулируемых организаций в строительстве опирается на четыре основных федеральных закона - Закон об НКО, Закон о СРО, Градостроительный кодекс Российской Федерации (ГрК РФ) и Закон о техрегулировании . Первые три закона непосредственно регулируют отношения по поводу создания и деятельности саморегулируемых организаций вообще и в строительной сфере в частности, а последний устанавливает правила стандартизации, в том числе, для СРО. Ведь именно подготовка и утверждение стандартов деятельности членов СРО и контроль за соблюдением их требований является, согласно Закону о СРО, основным содержанием деятельности саморегулируемых организаций. Именно с развитием системы стандартизации и контроля на уровне строительных СРО связывают дальнейшую возможность замещения государственной экспертизы и контроля в строительной сфере на экспертизу и контроль СРО.
Жизнь строительной СРО начинается с создания некоммерческого партнерства - именно эту форму некоммерческой организации избрал ГрК РФ для саморегулируемых организаций. Причем совершенно неважно, как давно существует такое партнерство - ведь многие объединения участников строительного рынка создавались не вчера, и имеют достаточно длительную историю. Правда, среди ранее созданных объединений, преобладают организации в форме ассоциаций (союзов) организаций строительной отрасли, некоммерческие партнерства встречаются значительно реже. Но и это преодолимо. В связи с последними изменениями Закона об НКО, ассоциации (союзы) получили возможность преобразоваться в некоммерческие партнерства .
Еще раз обратим внимание на то, что сразу создать строительную СРО невозможно, ибо СРО - это не организационно-правовая форма, а статус, который может быть присвоен уже существующей организации при условии выполнения ею установленных законом требований. Первое требование к СРО заключается в том, что это должна быть некоммерческая организация в форме некоммерческого партнерства. Иными словами, задумывая СРО, начинать надо с некоммерческого партнерства, и уже затем получать для данного партнерства статус саморегулируемой организации.
Создание некоммерческого партнерства (НП) осуществляется в соответствии с Законом об НКО, причем НП возникает либо в результате его учреждения, либо в результате реорганизации другого юридического лица. Учредителями партнерства могут быть физические и (или) юридические лица, причем совсем необязательно лица, занимающиеся строительством, проектированием или изысканиями. Так что создать НП может любая инициативная группа, что в дальнейшем никак не повлияет на возможность приобретения партнерством статуса саморегулируемой организации, зато может существенно облегчить процедуру подготовки документов для государственной регистрации НП.
Учредительными документами НП является устав или устав и учредительный договор партнерства. По сути, для создания НП можно использовать типовой, т. е. имеющийся в различных правовых базах устав. Кстати, с таким «типовым» уставом процедура государственной регистрации некоммерческого партнерства сильно упрощается ввиду отсутствия в нем «непривычных» для уполномоченного государственного органа норм. Однако если серьезно подходить к вопросу и создавать НП именно с прицелом на дальнейшее приобретение статуса строительной СРО, необходимо сразу предусмотреть в уставе НП те требования, которые позволят впоследствии, не прибегая к весьма трудоемкой процедуре внесения изменений в устав организации, обратиться за присвоением ему статуса СРО.
Постараемся осветить основные из них, но прежде надо усвоить один принцип, а именно: наш устав должен соответствовать, прежде всего, требованиям Закона об НКО, а все особенности, свойственные СРО, должны быть сформулированы в уставе применительно к периоду с момента приобретения НП статуса СРО и до момента его прекращения. К примеру, если процедуры приема кандидата в члены НП до приобретения им статуса СРО и после значительно различаются (например, отказ в приеме в члены СРО возможен лишь по ограниченному перечню оснований, а в НП - просто по решению уполномоченного органа управления НП), то в уставе следует сначала описать процедуру приема в члены НП, руководствуясь нормами Закона об НКО, а затем, после слов «в период пребывания НП в статусе СРО» или «с момента приобретения НП статуса СРО и до момента прекращения статуса СРО» описать процедуру приема в СРО уже в соответствии с требованиями Закона о СРО и ГрК РФ. Таким образом, получится устав, который, с одной стороны, удовлетворяет требованиям Закона об НКО, что позволит осуществить государственную регистрацию НП, а с другой стороны, удовлетворяет требованиям законодательства о строительных СРО, что позволит в дальнейшем обратиться за приобретением данного статуса. Таких моментов в уставе НП, разрабатываемом под цели СРО, немало, мы остановимся лишь на некоторых из них.
Начнем с названия организации. Здесь действует не вполне объяснимое с точки зрения целесообразности правило п. 13 ст. 20 Закона о СРО о том, что до момента приобретения статуса СРО организация не вправе использовать в своем названии слово «саморегулируемая» и производные от него. Поэтому, даже если наша организация создавалась, например, в форме ассоциации строительных организаций, до введения в действие данной нормы и называлась при этом «саморегулируемая», то теперь, принимая решение о преобразовании ассоциации в некоммерческое партнерство под цели СРО, мы должны будем переименовать нашу организацию и, как это ни парадоксально, исключить из ее названия слово «саморегулируемая». Зато потом, когда наше партнерство зарегистрируют в реестре СРО, можно будет внести изменения в устав и вернуть в название слово «саморегулируемая».
Далее о целях. Некоммерческое партнерство, как любая другая некоммерческая организация, может создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, а также в иных целях, указанных в п. 2 ст. 2 Закона об НКО и направленных на достижение общественных благ. Цели строительных СРО, сформулированные в 551 ГрК РФ, по нашему мнению, вполне вписываются в ряд общественно полезных, поскольку предусматривают предупреждение причинения вреда вследствие недостатков работ на объектах капитального строительства и повышение качества выполнения таких работ. При этом полагаем, что ограничивать НП только целями строительной СРО не следует. Ведь ГрК РФ ясно говорит о том, что указанные цели являются для строительной СРО основными, а значит, не единственными. Для любой СРО совершенно органичными будут цели образовательные, научные, управленческие, цели защиты интересов членов СРО и другие, лишь бы они по сути своей не входили в противоречие с основными целями организации.
Следует помнить, что ГрК РФ предписывает иметь в уставе организации указание на один из трех типов строительных СРО, т. е. в уставе НП следует сразу указать, на какой тип СРО - строителей, проектировщиков или изыскателей - ориентировано наше партнерство, иначе организации может быть отказано во внесении ее в реестр строительных СРО.
Некоммерческое партнерство в статусе СРО существенно ограничено в правах по сравнению с некоммерческим партнерством, не имеющим такого статуса. Так, к примеру, НП в статусе СРО не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, учреждать и становиться участником хозяйственных обществ и товариществ, осуществляющих деятельность, являющуюся предметом саморегулирования .
Довольно сложен для устава НП, создаваемого под цели строительной СРО, вопрос о членстве в организации. Членство в СРО, как и в любой другой некоммерческой организации, является добровольным. Однако в силу того, что СРО ориентирована на выполнение определенной публичной функции (членство в ней является условием допуска к занятию определенным видом предпринимательской деятельности), то и условия приема и исключения из членов СРО, в отличие от НП, имеют черты публичности, которые выражаются в:
- законодательно установленном для СРО запрете на истребование у кандидатов в ее члены каких-либо документов, помимо тех, которые упомянуты в п. 2 ст. 556 ГрК РФ;
- четко очерченном той же статьей перечне причин, по которым СРО может отказать кандидату в приеме в члены СРО и выдаче свидетельства о допуске;
- исчерпывающем, и в то же время детальном, перечне оснований для исключения члена из партнерства (ст. 557 ГрК РФ).
Представляется, что все эти требования ГрК РФ необходимо сразу занести в устав НП, руководствуясь описанным в начале статьи принципом составления его учредительных документов. Тем не менее, даже при таком подходе остается вопрос о том, как разумно сформулировать требования к кандидатам в НП, которые будут предъявляться к ним в период с момента создания НП и до момента приобретения НП статуса СРО. Ведь процесс набора в организацию 50 или 100, в зависимости от вида строительной СРО, членов, разработка и утверждение документов, необходимых для приобретения статуса СРО, будут идти параллельно. Поэтому, принимая кандидата в члены НП, необходимо запросить у него такой набор документов, который позволит впоследствии, при обращении в надзорный орган, доказать, что данное лицо осуществляет деятельность в сфере саморегулирования, на которую ориентировано НП. Вполне разумными требованиями к кандидатам в члены НП до приобретения им статуса СРО является требование о представлении:
- копий учредительных документов и документа о государственной регистрации лица как субъекта предпринимательской деятельности;
- копий ранее выданных кандидату лицензий на выполнение работ в строительной сфере, а также информации о наличии в организации кадров, имеющих установленный уровень квалификации и опыт работы;
- любых других сведений, которые могут быть полезны для выработки партнерством разумных и выполнимых членами НП требований к выдаче свидетельств о допуске, правил саморегулирования, стандартов СРО и иных внутренних документов партнерства (например, сведения о наличии у кандидата в члены НП определенного имущества и иных средств для выполнения работ, сведения о наличии у кандидата контроля качества выполняемых работ и т.п.)
В отсутствие сведений о наличии у кандидатов в члены НП квалифицированных кадров партнерство вряд ли сможет доказать в надзорном органе, что им выполнено условие о количестве членов, занимающихся определенным видом предпринимательской деятельности, что чревато отказом в предоставлении ему статуса СРО.
Для любой организации строительной сферы, которая сегодня стоит перед выбором, в какую СРО вступать, существует целый ряд неопределенностей, в которых она должна отдавать себе отчет.
Как уже говорилось выше, строительных СРО в стране пока только две. Все остальные НП, зарегистрированные под цели СРО, статуса саморегулируемой организации еще не имеют. Поэтому вступление в члены такого НП, что сопряжено с необходимостью внесения членских взносов и взноса в компенсационный фонд, еще не гарантирует организации получения допуска к необходимым видам работ. Дело в том, что член некоммерческого партнерства, вступивший в него до получения партнерством статуса СРО, не получает допуска к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства (п. 7 ст. 558 ГрК РФ). Такая возможность появится у него только после того, как НП наберет необходимое количество членов, утвердит необходимые документы и будет внесено в реестр саморегулируемых организаций в строительной сфере. Порядок получения допуска к работам членами НП, вступившими в него до приобретения партнерством статуса СРО, установлен ст. 558 ГрК РФ.
Чтобы каждый член НП или кандидат в члены НП четко понимал свои права и обязанности в период до приобретения НП статуса СРО, необходимо отразить особенности переходного периода во внутренних документах НП.
Еще один важный аспект подготовки устава НП под цели строительной СРО - это управление в НП. Проблема заключается в том, что все три федеральных закона, на которые следует опираться при создании НП под цели СРО в сфере строительства, по-разному регулирую вопросы управления в организации, хотя все три закона предусматривают традиционную трехуровневую систему:
- общее собрание членов как высший орган управления,
- постоянно действующий коллегиальный орган управления,
- единоличный и (или) коллегиальный исполнительный орган.
Как правило, распределение полномочий в такой трехуровневой системе строится так, что уставом организации определяются вопросы исключительной компетенции общего собрания и постоянно действующего коллегиального органа управления, а исполнительному органу отводятся функции по решению всех вопросов, не включенных в их компетенцию.
Для строительных СРО принята принципиально иная схема: законом и уставом СРО устанавливается круг вопросов исключительной компетенции общего собрания членов СРО, к которому, в частности, относится вопрос об установлении компетенции исполнительного органа и порядка осуществления им руководства текущей деятельностью организации. Компетенция постоянно действующего коллегиального органа определяется по остаточному принципу, т. е. включает в себя вопросы, не входящие в компетенцию общего собрания и исполнительного органа СРО. В то же время по требованию п. 3 ст. 14 Закона об НКО учредительные документы НП должны содержать условия о составе и компетенции органов управления, порядке принятия ими решений, в том числе, по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов. Поэтому при создании НП волей или неволей приходится расписать компетенцию и постоянно действующего коллегиального, и исполнительного органа партнерства.
Кроме прочего, Закон об НКО, Закон о СРО и ГрК РФ расходятся в определении круга вопросов исключительной компетенции общего собрания организации. Это касается, в частности, такого важного вопроса, как образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий. Так до приобретения статуса строительной СРО данный вопрос должен находиться в исключительной компетенции общего собрания членов НП (п. 3 ст. 29 Закона об НКО), а после приобретения НП статуса СРО он может быть отнесен уставом организации к компетенции коллегиального органа управления, что многие СРО считали бы для себя предпочтительным.
Необходимо отметить такую важную особенность формирования постоянно действующего коллегиального органа строительной СРО как представительство в нем исключительно членов организации. Многие организации, которые создавались с прицелом на СРО еще до введения в действие норм СРО в строительной сфере, успели привлечь в свои органы управления независимых членов, к чему обязывал п. 1 ст. 17 Закона о СРО. Как правило, в качестве независимых членов приглашались весьма «уважаемые» люди, поэтому привести теперь состав постоянно действующих коллегиальных органов НП в соответствие с требованиями ГрК РФ довольно проблематично. Правда, ввиду отсутствия уточнения в ГрК РФ на предмет того, кто в целях формирования постоянно действующего коллегиального органа строительной СРО может считаться представителем юридического лица - члена СРО, существует соблазн обратиться к институту представительства в гражданском праве и считать, что представителем юридического лица - члена СРО является любое лицо, уполномоченное на то доверенностью. Однако Закон о СРО понимает под независимыми членами лиц, не связанных трудовыми отношениями с СРО и ее членами. Так что если рассматривать нормы ГрК РФ в их взаимосвязи с нормами Закона о СРО, то нет оснований интерпретировать понятие представителя юридического лица - члена СРО иначе, как лица, связанного трудовыми отношениями с таким юридическим лицом.
Обязательным требованием к СРО в сфере строительства является наличие сформированного в соответствии с требованиями законодательства компенсационного фонда. Именно создание такого фонда рассматривается как один из инструментов обеспечения имущественной ответственности членов СРО перед третьими лицами в случае причинения ими вреда вследствие недостатков работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства. Создание компенсационного фонда по правилам, установленным для СРО, в обычном НП было бы невозможно, хотя бы уже потому, что, как и большинство юридических лиц, НП не несет ответственность по обязательствам своих членов (ст. 8 Закона об НКО). Между тем, денежные средства, передаваемые членами партнерства в компенсационный фонд, хотя и становятся собственностью партнерства, но предназначены не для нужд партнерства, а для обеспечения имущественной ответственности членов партнерства перед третьими лицами.
Ввиду прямого указания в Законе о СРО и ГрК РФ на особый правовой режим средств компенсационного фонда он не вызывает вопросов в том случае, когда НП уже приобрело статус СРО. Однако, как следует из норм ст. 554 ГрК РФ компенсационный фонд должен быть сформирован до того, как организация обратится в орган надзора за приобретением статуса СРО. Чем же тогда являются для НП, которое только готовится стать СРО, средства компенсационного фонда? И что будет с ними в случае, если НП так и не наберет необходимое для получения статуса СРО количество членов или по иным причинам не сможет в течение длительного времени получить этот статус? Сможет ли в этом случае член партнерства, не дождавшийся внесения НП в реестр СРО и пожелавший его покинуть, получить свой взнос в компенсационный фонд обратно?
Надо полагать, что с момента создания НП и до момента внесения НП в реестр саморегулируемых организаций средства, вносимые кандидатами в члены партнерства в компенсационный фонд, на самом деле имеют правовой режим имущества, переданного партнерству его членами. Поэтому при прекращении членства в НП до момента приобретения им статуса СРО выбывающий член партнерства вправе рассчитывать на возврат своего взноса в компенсационный фонд. Однако с не меньшим успехом на взносы членов партнерства, предназначенные для формирования компенсационного фонда, можно распространить и режим членских вносов, которые не подлежат возврату при прекращении членства в партнерстве по любым основаниям. Таким образом, права и обязанности партнерства и его членов в отношении взносов, вносимых в партнерство в целях формирования компенсационного фонда до приобретения партнерством статуса СРО, лучше обозначить в соответствующем документе партнерства. Это касается не только возможности возврата взносов в компенсационный фонд, но и возможности распоряжения данными средствами самим некоммерческим партнерством, которое до момента приобретения статуса СРО, вовсе не ограничено законом в праве расходования данных средств на цели партнерства .
Вообще все, что касается порядка формирования, управления, расходования средств компенсационного фонда лучше закрепить внутренними документами партнерства.
В первую очередь, необходимо определиться с размерами взносов в компенсационный фонд. Законом установлен минимальный допустимый размер компенсационного фонда из расчета на одного члена некоммерческой организации. При такой формулировке можно говорить о том, что законом определен не минимальный размер взноса каждого члена в компенсационный фонд (хотя именно так сегодня большинство претендентов на статус СРО понимают эту норму), а именно минимальный размер компенсационного фонда. Размер взноса каждого члена в компенсационный фонда можно ведь и дифференцировать в зависимости от объемов его деятельности, количества видов работ, по которым член партнерства желает получить допуск и т.п. По сути своей, такой подход был бы справедлив. Чем крупнее масштабы деятельности организации, тем больший вред она гипотетически может нанести вследствие недостатков выполняемых ею работ. Именно такой дифференцированный подход используют страховые организации при определении страховой премии для лиц, страхующих гражданскую ответственность.
Итак, установление дифференцированных размеров взносов в компенсационный фонд СРО напрямую не запрещено законом. Однако воспользоваться такой возможностью будет непросто ввиду наличия в законе ряда других ограничений. Взять, к примеру, установленный п. 2 ст. 556 ГрК РФ исчерпывающий перечень документов, которые СРО может потребовать от кандидата в члены СРО. Никаких сведений об объемах работ, выполняемых кандидатом, в этом перечне нет, и потребовать их от кандидата не представляется возможным. Это значит, что и определить размер взноса в компенсационный фонд по данному критерию будет невозможно. Зато можно привязать размер взноса в компенсационный фонд к количеству видов работ, по которым кандидат запрашивает допуск. Тут, правда, может быть на рушен принцип справедливости, поскольку риски при производстве строительных работ связаны в основном не с разнообразием выполняемых лицом видов деятельности, а с характером объектов и объемами работ, которые на этих объектах осуществляются. Кроме того, на этапе подготовки НП к получению статуса СРО довольно сложно спрогнозировать, какие организации придут вступать в НП и как нужно дифференцировать взносы, чтобы в конечном итоге сформировать компенсационный фонд в минимально допустимом размере. Тем более непосильной эта задача представляется сейчас, когда все НП, претендующие на статус СРО, устанавливают одинаковый для всех организаций - членов минимальный размер взноса в компенсационный фонд. С большой степенью достоверности можно предположить, что крупные организации, в большинстве своем, будут стремиться туда, где можно получить тот же допуск за меньшие деньги, туда, где у них будут равные финансовые условия по сравнению с другими членами.
Итак, средства компенсационного фонда, оставаясь собственностью партнерства, с момента регистрации НП в реестре СРО приобретают особый правовой режим, они как бы обособляются и от средств партнерства, и от средств его членов. Расходование средств компенсационного фонда носит строго целевой характер - они предназначены для обеспечения имущественной ответственности членов СРО за причинение ими вреда в случаях, установленных законом.
Спорным остается вопрос о порядке управления средствами компенсационного фонда строительной СРО. Согласно положениям ст. 13 Закона о СРО размещение средств компенсационного фонда в целях их сохранения и прироста, а также инвестирование таких средств осуществляются через управляющие компании, если иное не установлено федеральным законом. Кроме того, Законом о СРО установлен конкурсный порядок отбора управляющих компаний, а также ограничения на инвестирование средств компенсационного фонда СРО в объекты недвижимости и в государственные ценные бумаги, а также обязательность привлечения специализированного депозитария ко контролю за действиями управляющей компании. ГрК РФ, говоря о компенсационном фонде строительных СРО (ст. 5516 ГрК РФ), не дает практически никаких указаний по порядку управления его средствами, запрещая лишь размещать эти средства на банковских счетах и в ценные бумаги членов СРО, а также ограничивая десятью рабочими днями срок возврата средств компенсационного фонда из активов, в которые они размещены. Таким образом, ГрК РФ не устанавливает иного порядка управления средствами компенсационного фонда, нежели это установлено Законом о СРО. Следовательно, требование о размещении средств компенсационного фонда через управляющие компании с привлечением специализированного депозитария для контроля за ее действиями должно соблюдаться СРО строительной сферы. Это, разумеется, весьма удорожит процесс управления средствами компенсационного фонда, зато снизит вероятность злоупотреблений со стороны работников СРО.
В процессе деятельности СРО ее компенсационный фонд может не только пополняться за счет доходов от размещения средств в доходные активы, но и расходоваться в случаях, когда по закону наступает субсидиарная ответственность СРО за действия ее членов. Если в результате осуществления выплат из компенсационного фонда его размер становится ниже минимально допустимого в соответствии с учредительными документами СРО, то члены СРО обязаны восполнить недостающую сумму в течение двух месяцев. Важно, что данная обязанность является общей для всех членов СРО, а не только для причинителя вреда, по чьей вине снизился размер компенсационного фонда. Поэтому порядок внесения членами СРО дополнительных взносов в компенсационный фонд должен быть установлен документами СРО. Кстати, дифференцированный подход к определению размеров взносов в компенсационный фонд, если его не удается реализовать на этапе формирования компенсационного фонда, может быть реализован в случае необходимости его восполнения, т. е. при вступлении в члены СРО размер взноса устанавливается равным для всех кандидатов, а при необходимости довнесения средств в компенсационный фонд в случае снижения его размера ниже минимального допустимого, подход к определению размера дополнительного взноса каждого члена может быть дифференцированным.
Как отмечалось выше, содержанием деятельности строительной СРО является разработка и утверждение документов, направленных на регулирование деятельности ее членов. Перечень документов, которые должна и может разрабатывать строительная СРО, определен ст. 555 ГрК РФ. К обязательным документам СРО, т. е. таким, без которых НП не может получить статус СРО, относятся:
- требования к выдаче свидетельств о допуске,
- правила контроля в области саморегулирования,
- дисциплинарный регламент, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия, применяемых к членам СРО.
Необходимо отметить, что в отличие от иных СРО, СРО, создаваемые в строительной сфере, не обязаны, а только могут разрабатывать и утверждать стандарты и правила саморегулирования. Таким образом, стандарты и правила СРО не относятся к разряду обязательных документов строительных СРО. При этом правила контроля, которые строительная СРО обязана утвердить, должны устанавливать порядок проведения контрольных мероприятий не только за соблюдением членами СРО требований к выдаче свидетельство о допуске к работам, но и «необязательных» документов СРО - ее стандартов и правил, которых у СРО может не быть вообще. Следует признать, что разрабатывать правила контроля за выполнением того, чего не существует (стандартов и правил СРО), по крайне мере, не вполне корректно.
Согласно определению пп. 2 п. 1 ст. 555 ГрК РФ правила контроля СРО не распространяются на требования технических регламентов. Выполнение организациями строительной сферы требований технических регламентов осуществляет уполномоченный государственный орган. Зато дисциплинарное взыскание за нарушение требований технических регламентов применяет к своему члену именно СРО в соответствии с утвержденной ею системой мер дисциплинарного воздействия на таких нарушителей.
К большой заслуге ГрК РФ, на наш взгляд, следует отнести данную законодателем конкретизацию и разграничение понятий «стандарты СРО» и «правила саморегулирования». В отличие от Закона о СРО, который содержит только общие требования к данным документам, не проводя между ними никаких различий, ГрК РФ четко отделил требования к выполнению работ, а также их результатам и системе контроля за выполнением таких работ, вытекающие из законодательства о техническом регулировании, от иных требований к предпринимательской деятельности участников строительного рынка. Тем самым ГрК РФ устранил всякие сомнения в том, что стандарты СРО должны отвечать требованиям стандартизации на территории Российской Федерации, установленным Законом о техрегулировании, в терминологии которого стандарты СРО являются стандартами организации.
Как уже отмечалось выше, СРО в строительной сфере призваны выполнять публичную функцию. Поэтому вполне обоснованным представляется желание законодателя ограничить СРО в возможности разработки и утверждения обязательных требований к ее членам за исключением тех, которые поименованы в законе. Однако, по нашему мнению, принцип этот реализован в ГрК РФ непоследовательно (п. 3 ст. ст. 555 ГрК РФ). При отсутствии исчерпывающего перечня требований, которые могут содержаться в правилах саморегулирования, применение п. 3 ст. 555 ГрК РФ представляется весьма затруднительным.
Мы уже писали о том, что СРО, в отличие от иных организаций, несут имущественную ответственность за действия своих членов. Ответственность эта не является безграничной и наступает только в строго определенных законом случаях (ст. 60 ГрК РФ), при одновременном выполнении ряда условий:
- имеет место причинение вреда вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по капитальному ремонту, реконструкции, строительству;
- лицо, причинившее вред, имело на момент выполнения таких работ свидетельство о допуске к ним, выданное саморегулируемой организацией;
- причинитель вреда по каким-либо причинам не возместил нанесенный вред самостоятельно.
СРО отвечает за своих членов только средствами компенсационного фонда. Если таких средств недостаточно для возмещения вреда, то за причинителем вреда сохраняется обязанность по его возмещению в оставшейся части, если только он не будет покрыт за счет средств федерального или регионального бюджета.
Исключение составляет случай, когда у члена СРО, причинившего вред, имеется договор страхования гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков выполняемых им работ. Тогда возмещение вреда осуществляется, в первую очередь, за счет средств, выплачиваемых страховой компанией. И только если таких средств недостаточно, а сам причинитель вреда по каким-либо причинам не возместил вред, наступает субсидиарная ответственность саморегулируемой организации.
Саморегулируемая организация вправе обязать своих членов осуществлять страхование гражданской ответственности, направленное на снижение пределов ответственности СРО за своих членов. Данное требование должно быть установлено правилами СРО, которыми следует определить не только саму обязанность страхования членами СРО их гражданской ответственности, но и требования к параметрам такого страхования - организации страховщика, пределы страховых сумм и т.п.
В заключение следует сказать, что спектр еще не разрешенных вопросов в сфере создания и деятельности строительных СРО гораздо шире, нежели мы смогли осветить в настоящей статье. Не надо забывать о том, что мы имеем дело со сменой одной системы - системы лицензирования в строительной сфере другой, более сложной системой саморегулирования. Как смена любой системы организации общественных отношений, этот процесс не может проходить беспрепятственно и безболезненно. Чтобы правильно сориентироваться в новой ситуации, лучше вовремя обратиться к специалистам в вопросах саморегулирования.
Беренштейн Ирина Владиславовна, к.ю.н.
Заместитель Генерального директора ООО «Лекс-Инвест Аудит» Постоянный юридический консультант Некоммерческого партнерства «Межрегиональный союз проектировщиков»
Стоительная Орбита
Март 2009
http://www.stroyorbita.ru/arhiv/0309/11.htm