И тишина...
18 августа с космодрома Байконур осуществлен пуск ракеты-носителя (РН) «Протон-М» с разгонным блоком (РБ) «Бриз-М» и космическим аппаратом (КА) «Экспресс-АМ4». Старт и полет «Протон-М» прошли штатно, в соответствии с запланированной программой.
В ходе полета орбитального блока в составе разгонного блока и космического аппарата произошел сбой в системе управления «Бриз-М», в результате чего КА «Экспресс-АМ4» был выведен на нерасчетную орбиту.
Средствами Системы контроля космического пространства (СККП) Космических войск Минобороны России и Командования воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD) удалось установить параметры орбиты космического аппарата (наклонение – 51,23 град., апогей – 20294 км, перигей – 995 км, период обращения – 368,39 мин.).
Представителями Федерального космического агентства, Минкомсвязи России (ФГУП «Космическая связь») и компании EADS Astrium были предприняты совместные попытки установить связь с КА с целью включения его бортовых систем.
В настоящее время специалисты продолжают работу по налаживанию связи с космическим аппаратом.
Сформирована совместная рабочая группа для определения возможностей перевода космического аппарата на расчетную орбиту и последующего использования по целевому назначению при условии включения бортовых систем.
Межведомственная комиссия по анализу причин нештатного пуска ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и космическим аппаратом «Экспресс-АМ4 продолжает свою работу. Рассматривается ряд возможных причин сложившейся ситуации, основная из которых – сбой в работе системы управления разгонного блока.
Работы по подготовке к пускам ракет-носителей «Протон-М» и разгонных блоков «Бриз-М» временно приостановлены до установления и устранения причин нештатного выведения на орбиту КА «Экспресс-АМ4».
Пресс-служба Роскосмоса
http://www.roscosmos.ru/main.php?id=2&nid=17756Уже проходили, ни чему не научились
"Протон" - выход из "штопора"Итак, ГКНПЦ им. М.В. Хруничева постепенно выбирается из той неимоверно сложной ситуации, в которой он оказался после двух аварий РН "Протон", и особенно после второй, произошедшей 27 октября 1999 г. В не менее трудной ситуации оказалась российская спутниковая связь.
Вообще, если удариться в мистику, можно сказать, что орбитальную позицию 80° в.д. кто-то "сглазил". Сначала выход транспондера Ku-диапазона на спутнике "Экспресс-6" буквально через год после запуска. А ведь тогда с этим спутником тоже было связано много надежд. Взять хотя бы тот факт, что появилась возможность приема НТВ восточнее Урала на антенны приемлемых диаметров. И надо представить себе состояние и настроение владельцев антенн, купивших их для приема любимого канала и почти сразу эту возможность потерявших. И состояние продавцов, закупивших комплекты под эту установку и тоже оставшихся у разбитого корыта.
Впрочем, это уже было давно, но важность точки 80° в.д. с течением времени не снизилась, а наоборот повысилась. И даже если не брать индивидуальный прием телеканалов (на что спутники "Экспресс", как старой, так и новой модификации, собственно рассчитаны не были), то все равно — местным ретрансляционным компаниям приходилось закупать дорогое оборудование с антеннами больших диаметров и следящими системами, а далеко не у всех есть на это средства. А в какой ситуации оказался главный оператор спутника ГП "Космическая связь" и инвесторы проекта, вкладывавшие средства под получение емкости, просто и говорить не приходится.
http://www.telesputnik.ru/archive/53/article/30.htmlГКНПЦ им. М. В. Хруничева
Пресс-релиз
№ 2000/2 24 января 2000 г.
Организация расследования причин аварии.
Для выяснения причин неудачного пуска РН "Протон" 27 октября 1999 г. и выработки необходимых рекомендаций решением Российского Авиационно-Космического Агентства и Министерства обороны РФ была образована Межведомственная комиссия (МВК) под председательством директора Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИМАШ) академика РАН В.Ф. Уткина.
Своим решением комиссия образовала 7 рабочих групп с привлечением специалистов из 30 организаций ракетно-космической промышленности и Минобороны. В ходе работы были рассмотрены результаты: телеметрических измерений, полученных при пуске и полете РН; осмотра и анализа остатков материальной части РН; анализа конструкции и технологии производства двигателей 2-й и 3-й ступени РН "Протон", анализа особенностей изготовления и функционирования в полете этих двигателей; анализа работ по подготовке РН на техническом и стартовом комплексах; анализа технологии изготовления РН "Протон" № 38602 в ГКНПЦ им. Хруничева; анализа функционирования приборов системы управления в процессе полета РН.
Была образована рабочая группа по анализу наработанных материалов и разработке версий причин аварии.
В ходе проведенного расследования установлено:
Старт и полет изделия до 222 секунды проходил без замечаний. На 222 с полета были зарегистрированы отклонения работы одного из двигателей 2-й ступени, выразившиеся в повышении давления и температуры до форсунок камеры сгорания, что привело к снижению перепада давления на турбине, падению оборотов турбонасосного агрегата и посленасосных давлений. Нарушение нормальных рабочих процессов в газовом тракте двигателя привело к его вскрытию на 223 с полета и выбросу горячих газов в двигательный отсек, что в конечном итоге привело к самопроизвольному останову остальных двигателей.
Характер развития аварийной ситуации 27 октября аналогичен аварии, произошедшей 5 июня 1999 г.
Комиссия рассмотрела более 20 возможных причин аварии, большинство из которых было отвергнуто. Детальному исследованию были подвергнуты 4 из них. В результате комиссия пришла к выводу, что наиболее вероятной причиной аварии явилось наличие в двигателе металлических и минеральных частиц, приведшее к возгоранию турбины турбонасосного агрегата двигателя 2-й ступени. Причина аварии квалифицируется как производственная, вследствие снижения технологической дисциплины на Воронежском Машиностроительном заводе в 1992-1993 гг. Этот период характеризуется резким спадом производства ЖРД (19% в 1992 г. от уровня 1986 г.). Все пуски ракет производства 1995-1999 гг., всего 24 запуска, прошли успешно.
Комиссия разработала ряд рекомендаций, при выполнении которых возможно изготовление и использование задела двигателей и ракет, а также мероприятий по повышению надежности двигателя.
В частности, для локализации источников загрязнения, влияющих на работу двигателя, была разработана Комплексная программа работ. Успешно разработана и внедрена методика неразрушающего контроля качества изготовления двигателей, в том числе для дополнительного контроля на изготовленных РД.
В дополнение к Комплексной программе в ГКНПЦ им. Хруничева проведен контроль внутренних полостей двигателей 2-й ступени прибором эндоскопического контроля и методом отсоса загрязнений.
Выводы и рекомендации межведомственной комиссии, а также предпринятые практические меры по устранению причин неудачного запуска были внимательно рассмотрены 12-15 января в Москве Независимой комиссией, организованной из представителей ILS и ГКНПЦ им. Хруничева.
Основываясь на всестороннем детальном анализе ситуации, Независимая комиссия пришла к выводу о возможности возобновления пусковой кампании ACeS/Garuda 1 на РН "Протон". Дата старта назначена на 12 февраля 2000 г. в 9 ч 10 мин 54 с по Гринвичу.
Запуск КА ACeS Garuda 1 будет первым после возобновления запусков на РН "Протон".
Остается только добавить, что изначально предполагалось провести запуск РН "Протон" трех навигационных спутников "Глонасс". Таково было требование заказчика. Однако (как сообщили в РАКА) результаты работы комиссий, представленные экспертам компании ASIA Cellular System (ACeS) International, оказались убедительны настолько, что от тестового запуска было решено отказаться.
Спутник "Экспресс-А2" был запланирован к выводу в орбитальную позицию 14° з.д. Но эти планы не предусматривали аварии, поэтому этот спутник будет выведен в позицию 80° в.д. Сейчас его запуск намечен на 29 февраля.
Решение по датам остальных запусков будет принято после осуществления этих двух.
Сейчас состояние российской спутниковой связи на ближайшие несколько лет непосредственно зависит от состояния РН "Протон", потому что другой ракеты для вывода на геостационарную орбиту у России нет. При этом нельзя забывать, что "Протон" должен зарабатывать деньги коммерческими запусками и поддерживать наши обязательства по Международной Космической Станции. Что ж, от души надеемся, что через какое-то время эти два неудачных пуска станут только досадным фактом в биографии российского носителя.