Закон "О Защите прав потребителей" и уе

Обсуждение юридических тонкостей при заключении Договоров.
Вопросы присоединения и взаимодействия.
Толкование нормативно-правовых актов.
Связной (C)

 

Закон "О Защите прав потребителей" и уе

Сообщение:#1  Сообщение Связной (C) » Чт 10 мар, 2005 15:00 »

Изменения от 21 декабря 2004: главное новшество в законе - установить ответственность за качество товаров еще и организаций, которые осуществляют их ввоз на территорию России.

Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и о признании утратившим силу пункта 28 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" Опубликовано 29 декабря 2004 г.
Вступает в силу с 9 января 2005 г.


Принят Государственной Думой 26 ноября 2004 года

Одобрен Советом Федерации 8 декабря 2004 года

Статья 1

Внести в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей" (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года N 2-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140; 1999, N 51, ст. 6287; 2002, N 1, ст. 2; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377) следующие изменения:

1) в преамбуле:

в абзаце первом слова "и здоровья потребителей," заменить словами ", здоровья, имущества потребителей и окружающей среды,";

абзац седьмой признать утратившим силу;

абзац девятый после слов "без несоразмерных" дополнить словами "расходов или";

дополнить абзацами следующего содержания:

"уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель (далее - уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) - организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющие определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченные им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества, либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории Российской Федерации, выполняющий определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе с иностранным изготовителем (иностранным продавцом), и уполномоченный им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества;

импортер - организация независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации.";

2) в статье 1:

пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее - законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации."; пункт 2 дополнить абзацем следующего содержания:

"Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).";

3) пункт 5 статьи 4 изложить в следующей редакции:

"5. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.";

4) в статье 5:

в пункте 1 слова ", возникшие по его вине" заменить словами "на основании пункта 6 статьи 19 и пункта 6 статьи 29 настоящего Закона";

второе предложение пункта 2 исключить;

второе предложение пункта 4 исключить;

в пункте 6:

слова "изготовитель (исполнитель, продавец) обязан" заменить словами "изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны";

дополнить абзацами следующего содержания:

"Изготовитель вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении установленного им гарантийного срока (дополнительное обязательство).

Содержание дополнительного обязательства изготовителя, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются изготовителем.";

пункт 7 изложить в следующей редакции:

"7. Продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем.

Продавец вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (дополнительное обязательство).

Содержание дополнительного обязательства продавца, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются договором между потребителем и продавцом.";

дополнить пунктом 8 следующего содержания:

"8. Изготовитель (продавец) несет ответственность за недостатки товара, обнаруженные в течение срока действия дополнительного обязательства, в соответствии с абзацем вторым пункта 6 статьи 18 настоящего Закона, а после окончания срока действия дополнительного обязательства - в соответствии с пунктом 5 статьи 19 настоящего Закона.";

5) в статье 7:

в абзаце первом пункта 4 слова ", в частности стандартами," и последнее предложение исключить;

второе предложение абзаца второго пункта 5 изложить в следующей редакции: "При невыполнении изготовителем (исполнителем) этой обязанности уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей принимает меры по отзыву такого товара (работы, услуги) с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.";

пункт 6 признать утратившим силу;

6) в статье 9:

в пункте 1 слово "юридический" исключить;

пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия лицензии и (или) указанного свидетельства, а также информация об органе, выдавшем лицензию и (или) указанное свидетельство.";

7) в статье 10:

в пункте 2:

абзацы второй - четвертый изложить в следующей редакции:

"наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;

сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации;

цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг);";

абзац восьмой изложить в следующей редакции:

"адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера);";

в пункте 3:

второе предложение абзаца первого изложить в следующей редакции: "Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.";

абзац второй признать утратившим силу;

8) в статье 12:

в наименовании слова ", об изготовителе (исполнителе, продавце)" исключить;

в пункте 1:

в абзаце первом слова "расторгнуть его" заменить словами "отказаться от его исполнения";

в абзаце втором слова "При расторжении договора" заменить словами "При отказе от исполнения договора";

9) в статье 13:

в наименовании слова "продавца (изготовителя, исполнителя)" заменить словами "изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера)";

в пунктах 1 и 3 слова "продавец (изготовитель, исполнитель)" в соответствующем падеже заменить словами "изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер)" в соответствующем падеже;

в пункте 4 слова "Продавец (изготовитель, исполнитель)" заменить словами "Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер)";

в пункте 5 слова "продавцом (изготовителем, исполнителем)" заменить словами "изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером)";

абзац первый пункта 6 изложить в следующей редакции:

"6. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.";

10) в абзаце первом статьи 15 слова "продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним," заменить словами "продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером)";

11) пункт 2 статьи 16 дополнить абзацем следующего содержания:

"Запрещается обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров (работ, услуг).";

12) пункт 2 статьи 17 изложить в следующей редакции:

"2. Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;

жительства или пребывания истца;

заключения или исполнения договора.

Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.";

13) в статье 18:

в пункте 1:

в абзаце пятом слово "цены;" заменить словом "цены.";

в абзаце шестом слова "расторжения договора купли-продажи" заменить словами "Потребитель вместо предъявления этих требований вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы";

в абзаце восьмом слова ", указанные в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта," заменить словами "об их замене на товары аналогичной марки (модели, артикула), а также о замене на такие же товары другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены";

в пункте 2 слова "или организации, выполняющей функции продавца на основании договора с ним" заменить словами "либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю";

в абзаце первом пункта 3 слова "или организации, выполняющей функции изготовителя на основании договора с ним" заменить словами ", уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру";

пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4. В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их, потребитель по своему выбору вправе потребовать от продавца (уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя) замены товара на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены, соразмерного уменьшения покупной цены либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, а от изготовителя (уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) замены товара на товар аналогичной марки (модели, артикула) или возврата уплаченной за него денежной суммы.";

в абзацах втором, третьем и четвертом пункта 5 и пункте 6 слова "или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация" в соответствующем падеже заменить словами ", уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер" в соответствующем падеже;

пункт 7 изложить в следующей редакции:

"7. Доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера). В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в месте нахождения потребителя доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом указанных товаров.";

14) в статье 19:

абзац первый пункта 1 изложить в следующей редакции:

"1. Потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.";

в абзаце шестом пункта 2 слова ", установленным стандартами" исключить;

пункт 6 изложить в следующей редакции:

"6. В случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы. Если указанное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) иные предусмотренные пунктом 3 статьи 18 настоящего Закона требования или возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.";

15) в статье 20:

в наименовании слово "(продавцом)" заменить словами "(продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером)";

пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно.";

в пункте 2 слова "(продавец) или организация, выполняющая функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним," заменить словами ", продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель";

16) пункт 1 статьи 21 изложить в следующей редакции:

"1. В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) - в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.

Если у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования.

В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях требование потребителя о замене товара подлежит удовлетворению по его заявлению в срок, необходимый для очередной доставки соответствующего товара в эти районы, в случае отсутствия у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) необходимого для замены товара на день предъявления указанного требования.

Если для замены товара требуется более семи дней, по требованию потребителя продавец (изготовитель либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) в течение трех дней со дня предъявления требования о замене товара обязан безвозмездно предоставить потребителю во временное пользование на период замены аналогичный товар длительного пользования, обеспечив его доставку за свой счет. Это правило не распространяется на товары, перечень которых определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 20 настоящего Закона.";

17) статью 22 изложить в следующей редакции:

"Статья 22. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя

Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества, подлежит удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.";

18) в статье 23:

в наименовании слово "(изготовителя)" заменить словами "(изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера)";

в пункте 1:

в абзаце первом слова "(изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, допустившие такие нарушения, уплачивают" заменить словами "(изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает";

в абзаце втором слова "(изготовителем) или организацией, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним," заменить словами "(изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером),";

19) в статье 24:

в пункте 4 слова "При расторжении договора купли-продажи" заменить словами "При возврате товара ненадлежащего качества";

пункт 5 изложить в следующей редакции:

"5. В случае возврата товара ненадлежащего качества, проданного в кредит, потребителю возвращается уплаченная за товар денежная сумма в размере погашенного ко дню возврата указанного товара кредита, а также возмещается плата за предоставление кредита.";

20) в статье 25:

абзац третий пункта 1 изложить в следующей редакции: "Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания."; пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. В случае если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.

По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу.";

21) статью 26 изложить в следующей редакции:

"Статья 26. Правила продажи отдельных видов товаров

Правила продажи отдельных видов товаров утверждаются Правительством Российской Федерации.";

22) главу II дополнить статьей 261 следующего содержания: "Статья 261. Дистанционный способ продажи товара

1. Договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, представленным на фотоснимках, посредством средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.

2. Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

3. Потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о товаре, предусмотренная статьей 10 настоящего Закона, а также предусмотренная пунктом 4 настоящей статьи информация о порядке и сроках возврата товара.

4. Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.

В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.

Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.

При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.

5. Последствия продажи товара ненадлежащего качества дистанционным способом продажи товара установлены положениями, предусмотренными статьями 18-24 настоящего Закона.";

23) в статье 28:

в абзаце пятом пункта 1 слова "расторгнуть договор" заменить словами "отказаться от исполнения договора";

в пункте 3 слова "при расторжении" заменить словами "при отказе от исполнения" и слова "пунктом 3" заменить словами "пунктами 3, 4 и 5";

в пункте 4 слова "При расторжении" заменить словами "При отказе от исполнения";

24) в статье 29:

в абзаце седьмом пункта 1 слова "расторгнуть договор" заменить словами "отказаться от исполнения договора";

в пункте 2 слова "при расторжении договора" заменить словами "при отказе от исполнения договора" и слова "пунктом 3" заменить словами "пунктами 3, 4 и 5";

в абзаце четвертом пункта 6 слова "расторжения договора" заменить словами "отказа от исполнения договора";

25) в пункте 1 статьи 31 слова "о возмещении убытков, причиненных расторжением договора о выполнении работ (оказании услуг)" заменить словами "о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора";

26) статью 32 изложить в следующей редакции:

"Статья 32. Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг)

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.";

27) в части второй статьи 36 слова "вправе расторгнуть договор" заменить словами "вправе отказаться от исполнения договора";

28) в статье 37:

наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 37. Порядок оплаты выполненной работы (оказанной услуги)";

часть первую изложить в следующей редакции:

"Потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем.";

в части второй слова "(оказанную услугу)", слово "(услуга)" исключить;

29) статьи 40 и 41 изложить в следующей редакции:

"Статья 40. Государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей

1. Государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (далее - государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей), осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают:

проведение мероприятий, связанных с контролем, - проверка соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) обязательных требований законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также обязательных требований к товарам (работам, услугам);

выдачу в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предписаний изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам);

в установленном законодательством Российской Федерации порядке принятие мер по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям (в том числе с истекшим сроком годности), и товаров, на которые должен быть установлен, но не установлен срок годности, по отзыву с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей товаров (работ, услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям, и информированию об этом потребителей;

направление в орган, осуществляющий лицензирование соответствующего вида деятельности (лицензирующий орган), материалов о нарушении прав потребителей для рассмотрения вопросов о приостановлении действия или об аннулировании соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

направление в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей;

обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей.

3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), могут быть привлечены судом к участию в деле или вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

4. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики в области защиты прав потребителей, дает разъяснения по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также утверждает положение о порядке рассмотрения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами) дел о нарушении законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

Статья 41. Обязанность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) по предоставлению информации федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного контроля и надзора в области защиты прав потребителей (их территориальным органам)

Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) по требованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальных органов), а также иных федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), осуществляющих функции по государственному контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), их должностных лиц обязан предоставить в установленный ими срок достоверные сведения, документацию, объяснения в письменной и (или) устной форме и иную информацию, необходимую для осуществления указанными федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами полномочий, установленных настоящим Законом.";

30) статью 42 признать утратившей силу;

31) дополнить статьей 421 следующего содержания:

"Статья 421. Полномочия высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав потребителей

Высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации осуществляет мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей и в пределах своих полномочий принимает определенные меры.";

32) статью 43 изложить в следующей редакции:

"Статья 43. Ответственность за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

За нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.";

33) статьи 45 и 46 изложить в следующей редакции:

"Статья 45. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)

1. Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.

2. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;

проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;

распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;

вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;

вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;

обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Статья 46. Защита прав и законных интересов неопределенного круга потребителей

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.

При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Вступившее в законную силу решение суда о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей обязательно для суда, рассматривающего иск потребителя о защите его прав, возникших вследствие наступления гражданско-правовых последствий действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), в части вопросов, имели ли место такие действия и совершены ли они изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером).

Одновременно с удовлетворением иска, предъявленного общественным объединением потребителей (их ассоциацией, союзом), органами местного самоуправления в интересах неопределенного круга потребителей, суд принимает решение о возмещении общественному объединению потребителей (их ассоциации, союзу), органам местного самоуправления всех понесенных по делу судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расходов, в том числе расходов на проведение независимой экспертизы в случае выявления в результате проведения такой экспертизы нарушения обязательных требований к товарам (работам, услугам).".

Статья 2

Абзацы шестой и седьмой пункта 7 статьи 1 настоящего Федерального закона в части доведения до потребителя информации об импортере вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Статья 3

Признать утратившим силу пункт 28 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 51, ст. 6287).

Президент
Российской Федерации
В. Путин

http://www.rg.ru/2004/12/29/potrebitel-dok.html

yury388
Форумчанин
 
Сообщения:
236
Зарегистрирован:
07 май 2004
Откуда:
Москва

Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 4 раз.

Сообщение:#2  Сообщение yury388 » Чт 10 мар, 2005 17:42 »

еще одно интересное новшество.

цену на товар (работу, услугу) необходимо обязательно указывать в рублях.

каким образом, это будут делать операторы (особенно мобильной связи в Москве) - не понятно.
все настолько привыкли к у.е., что указание стоимости минуты в рублях режет глаз, слух (по крайней мере в Москве).

да и инфляция не стоит на месте, а с ней и необходимость чуть ли не ежемесячного пересмотра тарифов, что в условиях у.е. не было столь уж необходимо.
:salut:

Антон Богатов
Форумчанин
 
Сообщения:
12856
Зарегистрирован:
14 апр 2004

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Сообщение:#3  Сообщение Антон Богатов » Чт 10 мар, 2005 17:55 »

yury388, ГК выше ЗОПП. Поэтому насчет цены думцы погорячились. Тем более, что ГК прямо предусматривает право установления цены обязательства в условных единицах различного вида. (ст. 317 ч. 2 ГК РФ)

yury388
Форумчанин
 
Сообщения:
236
Зарегистрирован:
07 май 2004
Откуда:
Москва

Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 4 раз.

Сообщение:#4  Сообщение yury388 » Чт 10 мар, 2005 18:19 »

ГК выше ЗОПП. Поэтому насчет цены думцы погорячились. Тем более, что ГК прямо предусматривает право установления цены обязательства в условных единицах различного вида. (ст. 317 ч. 2 ГК РФ)

это само собой.
слово "погорячились" применять к думцам наверное не совсем верно.

"Погорячиться" можно, например, когда что-то делаешь в спешке или, не подумав. А когда подмахиваешь закон, вообще не заглянув в него (или за тебя это делает, то есть голосует, твой коллега по депутатской парте), то это можно назвать только чисто по-русски... что здесь некорректно.. :oops:

Erlang
Автор
 
Сообщения:
46064
Изображения: 67
Зарегистрирован:
11 июл 2003
Откуда:
Москва

Благодарил (а): 1460 раз.
Поблагодарили: 641 раз.

Сообщение:#5  Сообщение Erlang » Чт 10 мар, 2005 21:08 »

цену на товар (работу, услугу) необходимо обязательно указывать в рублях

Я тоже это заметил. Могут начать по мозгам ездить Налоговые и т. п. :sad:

проходил мимо

 

Сообщение:#6  Сообщение проходил мимо » Пт 11 мар, 2005 11:29 »

Erlang писал(а):
цену на товар (работу, услугу) необходимо обязательно указывать в рублях

Я тоже это заметил. Могут начать по мозгам ездить Налоговые и т. п. :sad:


А цена и указывается в рублях.
Например карта 3 уе цена - 100 руб!

Связной (C)

 

Сообщение:#7  Сообщение Связной (C) » Пт 11 мар, 2005 11:37 »

А цена и указывается в рублях

ню-ню...
повсеместно встречается такое :shock: :
Все цены указаны в у. е. без учета налогов.
1 у. е. равна 1 доллару США в рублях по курсу ЦБ РФ на день платежа.

Добавлено спустя 4 минуты 38 секунд:

хотя Мегафон вот отличился Цены указаны в рублях с учетом НДС. Тарифы действуют с 20.11.2004 8-)

Erlang
Автор
 
Сообщения:
46064
Изображения: 67
Зарегистрирован:
11 июл 2003
Откуда:
Москва

Благодарил (а): 1460 раз.
Поблагодарили: 641 раз.

Сообщение:#8  Сообщение Erlang » Ср 16 мар, 2005 20:26 »

Российские сотовые операторы должны прекратить нарушения закона "О защите прав потребителей" в виде указания цен на услуги в уе

В нарушение требований новой редакции закона "О защите прав потребителей", на рынке сотовой связи, как и в некоторых магазинах, автосалонах продолжают использовать условные единицы, указывая их для обозначения стоимости товаров и услуг на ценниках, либо счетах. Об этом, в связи с отмечавшимся вчера Всемирным днем защиты прав потребителя, заявил Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП).

Изменения в законе "О защите прав потребителей" вступили в силу 1 января 2005 г. Согласно этим изменениям, в частности, пункт 2 статьи 10 закона требует, что "Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг)".

В то же время, многие российские сотовые операторы продолжают игнорировать рубли при указании тарифов. Например, такая практика сохраняется у всех операторов "большой тройки" в Москве, за исключением одного из тарифов "МегаФона", который приводит цены в рублях.

Следует, впрочем, отметить, что в некоторых регионах МТС указывает цены как в уе, так и в рублях, что не запрещено новой редакцией закона "О защите прав потребителей", а большинство региональных компаний "МегаФона" указывают тарифы только в рублях.

Многие региональные операторы, такие как, например, компании группы СМАРТС, "Ермак RMS", Tele2 в некоторых регионах, компании группы "Индиго" в некоторых регионах, сотовые компании "Сибирьтелекома" в некоторых регионах (для отдельных тарифных планов) и другие указывают цены только в рублях или в рублях и в уе одновременно.

Как считает Д.Янин, "практика использования уе для указания цен должна быть прекращена контролирующими органами, которые осуществляют надзор в сфере защиты прав потребителей, так как эта практика противоречит законодательству и не позволяет потребителю оценить стоимость товара или услуги. Указание цен в уе было оправдано для импортных товаров в период начала и середины 90-х годов, при существенных колебаниях курса рубля по отношению доллару. В настоящий момент, необходимости сохранения такой практики для бизнеса не существует".

© ПРАЙМ-ТАСС

Добавлено спустя 2 минуты 4 секунды:

Что-то я не пойму: теперь два юрлица могут заключать Договор в уе или нет?

Антон Богатов
Форумчанин
 
Сообщения:
12856
Зарегистрирован:
14 апр 2004

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Сообщение:#9  Сообщение Антон Богатов » Ср 16 мар, 2005 22:57 »

Могут. Юридическая сила Гражданского кодекса выше юридической силы ЗоПП. См. ч.2 ст. 3 ГК РФ.

Erlang
Автор
 
Сообщения:
46064
Изображения: 67
Зарегистрирован:
11 июл 2003
Откуда:
Москва

Благодарил (а): 1460 раз.
Поблагодарили: 641 раз.

Сообщение:#10  Сообщение Erlang » Ср 16 мар, 2005 23:25 »

Независимый консультант писал(а):Могут. Юридическая сила Гражданского кодекса выше юридической силы ЗоПП. См. ч.2 ст. 3 ГК РФ.

Я о другом.
В моем представлении закон "О защите прав потребителей" регламентирует взаимодействие физических и юридических лиц.
Но сейчас налоговики могут начать по мозгам :naesd:

Антон Богатов
Форумчанин
 
Сообщения:
12856
Зарегистрирован:
14 апр 2004

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Сообщение:#11  Сообщение Антон Богатов » Ср 16 мар, 2005 23:33 »

Erlang писал(а): В моем представлении закон "О защите прав потребителей" регламентирует взаимодействие физических и юридических лиц.


Это утверждение вообще-то неверно, поскольку продавцом товара или исполнителем услуги может быть индивидуальный предприниматель (ПБОЮЛ), который является сугубо физическим лицом.
Ну а налоговики... эти могут, причем им и закон-то не нужен. :turma:

Erlang
Автор
 
Сообщения:
46064
Изображения: 67
Зарегистрирован:
11 июл 2003
Откуда:
Москва

Благодарил (а): 1460 раз.
Поблагодарили: 641 раз.

Сообщение:#12  Сообщение Erlang » Ср 16 мар, 2005 23:59 »

Это утверждение вообще-то неверно, поскольку продавцом товара или исполнителем услуги может быть индивидуальный предприниматель (ПБОЮЛ), который является сугубо физическим лицом.

В данном случае ПБЮЛ я прировлял к юрлицам.

КСТАТИ!
Тут выявилось несоответствие ЗоСа и новым правилам (закону) о ПБЮЛ.
Антон попробуй провести юридический анализ для ПБЮЛ с 2004 г.
Старых обязали провести перерегистрацию.
Подробности по исходным материалам почтой или ЛС.

Антон Богатов
Форумчанин
 
Сообщения:
12856
Зарегистрирован:
14 апр 2004

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Сообщение:#13  Сообщение Антон Богатов » Чт 17 мар, 2005 00:04 »

Erlang, О как... честно говоря, в первый раз слышу о таких проблемах (с ПБОЮЛ очень редко сталкиваюсь).
Интересно! Плз подробности мейлом.

Erlang
Автор
 
Сообщения:
46064
Изображения: 67
Зарегистрирован:
11 июл 2003
Откуда:
Москва

Благодарил (а): 1460 раз.
Поблагодарили: 641 раз.

Сообщение:#14  Сообщение Erlang » Чт 17 мар, 2005 00:24 »

Независимый консультант, завтра пришлю. Пока проштудируйте законы.
Если так как представляют - ПБЮЛ формально под большим ударом в связи.
Пока не хочу публиковать. Нужна глубокая юридическая проработка.
Хотел тему создать, а вот и оно :frend:

Антон Богатов
Форумчанин
 
Сообщения:
12856
Зарегистрирован:
14 апр 2004

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Сообщение:#15  Сообщение Антон Богатов » Чт 17 мар, 2005 00:35 »

Да, если засада, то сначала лучше обдумать, а потом публиковать. Я заинтригован! :frend:

Erlang
Автор
 
Сообщения:
46064
Изображения: 67
Зарегистрирован:
11 июл 2003
Откуда:
Москва

Благодарил (а): 1460 раз.
Поблагодарили: 641 раз.

Сообщение:#16  Сообщение Erlang » Чт 17 мар, 2005 00:58 »

Независимый консультант,

По старому закону, не ЗоСу:

Документы ПБОЮЛ

1. Свидетельство о государственной регистрации ПБОЮЛ - 1 экз.;
2. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе индивидуального предпринимателя - 1 экз.

В свидетельстве должно быть прописано "предоставление услуг связи" или нечто подобное.

Новый ЗоС (четко прописано):

1. Свидетельство о госрегистрации ИП (нотариус)
2. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе ИП (нотариус)

Но в новом свидетельстве теперь НЕТ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПБЮЛ!!!

Идея понятна?

Якобы: подтверждением видов деятельности ПБЮЛ является Заявление о регистрации, с указанием видов деятельности.
А после регистрации: только выписка!!! О-Ба-на!!! Монополизм. Нафиг нам ПБЮЛ.

А здесь идет протеворечие ЗоСа:
Цитата ПБЮЛ:
с 01.01.05 в силу вступило СВИДЕТЕЛЬСТВО о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. В нем не указывается вид деятельности (он указывается при подаче заявления в налоговую инспекцию) вид деятельности подтверждается именно выпиской из единого гос. реестра. Все предприниматели работают с 01.01.05 по этим
свидетельствам. Каждому предпринимателю присваивается индивидуальный номер, состоящий из 15 цифр.
при поднятии этого номера налоговая инспекция видит, каким видом
деятельности занимается данный предприниматель.

Конечно неудобно, но это так и есть. (Свидетельство + Выписка из единого гос. реестра)

Антон! Сначала грамотный разбор здесь: потом статья :sud:

Добавлено спустя 4 минуты 57 секунд:

Дополню: если для анализа необходимы документы - пришлю без указания координат.
Клиент мой.
Схему выхода из данной ситуации знаю - но а как другим? Все ко мне :!: :super1:

Антон Богатов
Форумчанин
 
Сообщения:
12856
Зарегистрирован:
14 апр 2004

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Сообщение:#17  Сообщение Антон Богатов » Чт 17 мар, 2005 01:12 »

Я пока не нашел в ЗоСе обязанности ПБОЮЛ представлять в ФСНСС сведения, подтверждающие внесение в госреестр сведений о видах деятельности данного ПБОЮЛ.
Статья 23 ГК РФ постулирует общую правоспособность ПБОЮЛ (приравнивает их к коммерческим организациям, см. ст. 49 ГК), иначе говоря, неуказание вида деятельности при регистрации ИП НЕ ВЛЕЧЕТ отсутствие права осуществлять деятельность, не указанную при регистрации.

Так что пока вовсене вижу никакой проблемы . Или я что-то не понимаю?

5611
Форумчанин
 
Сообщения:
7444
Зарегистрирован:
11 ноя 2005
Откуда:
Ярцево

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение:#18  Сообщение 5611 » Пн 09 июл, 2007 15:13 »

законопроект № 299779-4
О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"
(в части совершенствования положений по возврату потребительского кредита, об условиях замены технически сложных товаров, по дистанционному способу продажи товаров)

принять закон (направлен в СФ 08.06.2007) 08.06.2007 4688-4 ГД
Постановление Государственной Думы (Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму)
Текст закона, направляемого в Совет Федерации (Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму) http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)?OpenAgent&work/dz.nsf/ByID&3E886998B771602EC32572F5002887F6
http://asozd.duma.gov.ru/work/dz.nsf/By ... penElement

Повторное рассмотрение закона Государственной Думой с учетом рекомендации ответственного комитета

создать согласительную комиссию 04.07.2007 4854-4 ГД
Постановление Государственной Думы (Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму)

http://asozd.duma.gov.ru/work/dz.nsf/By ... penElement

Вернуться в Юридические вопросы связи и информатизации


Поделиться

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1