ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«О внесении изменений в Федеральный закон «О связи»
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 28, ст. 2895; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 6, ст. 636; № 10, ст. 1069; № 31, ст. 3431; 2007, № 7, ст. 835; 2010, № 7, ст. 705; № 27, ст. 3408; № 31, ст. 4190; 2011, № 7, ст. 901; № 27, ст. 3873; № 29, ст. 4291; № 45, ст. 6333; № 50, ст. 7351, 7366; 2012, № 31, ст. 4328; № 53, ст. 7578; 2013, № 19, ст. 2326; № 30, ст. 4062; № 43, ст. 5451; № 44, ст. 5643; № 48, ст. 6162; № 49, ст. 6339, 6347; № 52, ст. 6961; 2014, № 6, ст. 560; № 19, ст. 2302; № 30, ст. 4273; 2015, № 29, ст. 4342, ст. 4383, ст. 4389; 2016, № 10, ст. 1318; № 15, ст. 2066; № 18, ст. 2498; № 26, ст. 3873; № 27, ст. 4213, 4221; № 28, ст. 4558; 2017, № 17, ст. 2457) следующие изменения:
1)в статье 1:
а) дополнить новым абзацем третьим следующего содержания:
« - обеспечение целостности, непрерывности, стабильности, устойчивости и защищенности функционирования российского национального сегмента информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;»;
б) абзацы третий–восьмой считать абзацами четвертым–девятым;
2) статью 2 дополнить подпунктами 1.3-1.11 следующего содержания:
«1.3) автономная система – совокупность средств связи и (или) иных технических средств под единым техническим и административным управлением, имеющая единую политику маршрутизации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и идентифицируемая в ней единым номером автономной системы;
1.4) IP-адрес – уникальный идентификатор средства связи или иного технического средства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
1.5) российский национальный сегмент сети «Интернет» – совокупность информационно-коммуникационных сетей, систем, ресурсов сети «Интернет», размещенных на территории Российской Федерации и зарегистрированных в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, и национальной доменной зоны .ru, .рф, а также ресурсов, отнесенных к национальному сегменту Российской Федерации на основании соответствующих международных договоров;
1.6) инфраструктура российского национального сегмента сети «Интернет» – совокупность находящихся под юрисдикцией Российской Федерации линий связи и средств связи, а также объединяющих их сетей связи и информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих функционирование автономных систем российских физических и юридических лиц, их взаимодействие между собой и с автономными системами иностранных физических и юридических лиц;
1.7) точка обмена трафиком – технологическая система, обеспечивающая подключенным к ней сетям связи и (или) информационным системам, имеющим номер автономной системы, возможность передачи трафика между ними в сети «Интернет» через указанную технологическую систему;
1.8) реестр имен национальной доменной зоны .ru, .рф – технологическая система, содержащая записи об именах национальных доменных зон и лицах, на имя которых осуществлена регистрация имен национальных доменных зон;
1.9) администратор национальной доменной зоны верхнего уровня (доменные зоны .ru, .рф) – российское юридическое лицо, учредителем которого является федеральный орган исполнительной власти в области связи, осуществляющее деятельность по управлению использованием национальной доменной зоны .ru, .рф и оказанию услуг по внесению изменений в реестр имен национальной доменной зоны .ru, .рф;
1.10) национальная доменная зона .ru, .рф – область иерархического пространства доменных имен сети «Интернет», обозначающаяся уникальным доменным именем, выделенная для Российской Федерации и совпадающая с международным кодом государства – Российской Федерации. Доменные имена сети «Интернет» имеют общие идентификаторы .ru или .рф;
1.11) линия передачи – совокупность средств связи и используемой ими среды распространения сигнала электросвязи, обеспечивающая возможность организации каналов связи и передачи сообщений электросвязи;»;
3) статью 9 изложить в следующей редакции:
«1. Порядок строительства, эксплуатации, в том числе обслуживания, и учета линий связи при пересечении Государственной границы Российской Федерации, на приграничной территории Российской Федерации, во внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации, в том числе прокладки кабеля и строительства линейно-кабельных сооружений, осуществления строительных и аварийно-восстановительных работ на подводных линейно-кабельных сооружениях связи в территориальном море Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации.
2. Линию передачи, пересекающую Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации вправе организовывать только лицо, являющееся оператором связи в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.»;
4) дополнить статьей 21.1 следующего содержания:
«Статья 21.1. Регулирование российского национального сегмента сети «Интернет»
1. Критическая инфраструктура сети «Интернет» является составной частью информационной инфраструктуры, представляющей собой совокупность сетей связи, систем и ресурсов сети «Интернет», функционирование которых может существенным образом влиять на целостность, непрерывность, стабильность, устойчивость и защищенность объектов информационной инфраструктуры российского национального сегмента сети «Интернет».
К критической инфраструктуре российского национального сегмента сети «Интернет» относятся:
а) национальная доменная зона ru, .рф и инфраструктура, обеспечивающая ее функционирование;
б) системы точек обмена трафиком, критерии отнесения к которым устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области связи;
в) государственная информационная система обеспечения целостности, устойчивости и безопасности функционирования российской части сети «Интернет», предусмотренная статьей 21.2 настоящего Федерального закона;
г) инфраструктура автономных систем сети «Интернет», критерии отнесения к которым устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области связи.
2. Федеральный орган исполнительной власти в области связи по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности определяет порядок взаимодействия владельцев и операторов критической инфраструктуры российского национального сегмента сети «Интернет», указанной в пункте 1 настоящей статьи, с органами исполнительной власти, между собой и требования к ним по предотвращению нарушений функционирования российского национального сегмента сети «Интернет» и ликвидации их последствий.
3. Правительство Российской Федерации определяет требования к надежности функционированию элементов критической инфраструктуры российского национального сегмента сети «Интернет», указанных в подпунктах «а» и «в» пункта 1 настоящей статьи, состав обрабатываемой в них информации, порядок её обмена, хранения и предоставления к ней доступа.
4. Операторы связи обязаны соблюдать технические требования к организации линий передачи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, установленные федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.»;
5) дополнить статьей 21.2 следующего содержания:
«Статья 21.2. Государственная информационная система обеспечения целостности, устойчивости и безопасности функционирования российского национального сегмента сети «Интернет»
1.Государственная информационная система обеспечения целостности, устойчивости и безопасности функционирования российского национального сегмента сети «Интернет» (далее – система) – единая федеральная государственная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации об автономных системах, IP-адресах, точках обмена трафиком и иных критических элементах российского национального сегмента сети «Интернет», информации об интеграции российского национального сегмента сети «Интернет» с международными сетями связи, а также маршрутно-адресной информации в сетях передачи данных и российского национального сегмента сети «Интернет».
2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, находящиеся в юрисдикции Российской Федерации и использующие номер автономной системы и (или) IP-адрес, обязаны в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, представить сведения для размещения в системе, в том числе:
1) сведения о субъекте предоставления информации:
2)сведения о лице, осуществляющем использование и (или) распоряжение диапазоном сетевых адресов, номерами автономных систем, доменными именами:
3)диапазон находящихся в пользовании и (или) распоряжении сетевых адресов посредством указания номерного идентификатора сетевого адреса;
4)дату получения диапазона сетевых адресов в пользование и (или) распоряжение;
5)краткое описание и назначение сетевых адресов, находящихся в пользовании и (или) распоряжении;
6)номера автономных систем, находящихся в пользовании и (или) распоряжении;
7)дату получения номера автономной системы в пользование и (или) распоряжение;
8)информацию о зарегистрированных доменных именах и датах такой регистрации;
9)контактные данные лица, ответственного за внесение изменений в адресно-номерную информацию об автономных системах, сетевых адресах, точках обмена трафиком и иных критических элементах российского национального сегмента сети Интернет;
10)контактные данные лица или группы лиц, осуществляющих реагирование на инциденты, происходящие с находящимися в пользовании и (или) распоряжении автономными системами, сетевыми адресами, точками обмена трафиком и иными критическими элементами российского национального сегмента сети Интернет;
11)информацию о месторасположении узлов сети, на которых используются используемые и (или) находящиеся во владении и (или) распоряжении сетевые адреса с точностью не менее чем до субъекта Российской Федерации;
12)информацию о проектируемых маршрутах передачи информации в российском национальном сегменте сети Интернет и сетях передачи данных в случаях, если такая информация предоставляется в иные организации, осуществляющие формирование и функционирование реестров адресно-номерных ресурсов или реестров маршрутно-адресной информации.
3. Владельцы точек обмена трафиком обязаны предоставить сведения для размещения в системе в составе и порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
4. Федеральный орган исполнительной власти в области связи является государственным заказчиком, ответственным за координацию работ по созданию, эксплуатации и модернизации системы. Оператор системы определяется Правительством Российской Федерации.»;
6) пункт 1 статьи 26 после слов «Регулирование ресурса нумерации» дополнить словами «, в том числе ресурсов национальных доменных зон,»;
7) дополнить статьей 26.1 следующего содержания:
«Статья 26.1. Организация точек обмена трафиком на территории Российской Федерации
1. Организация точек обмена трафиком на территории Российской Федерации осуществляется с учетом требований к системам точек обмена трафиком, установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности. Порядок организации точек обмена трафиком на территории Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.
2. Владельцем точки обмена трафиком в Российской Федерации может быть зарегистрированное в установленном порядке юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющий и (или) пользующийся на праве собственности или на ином законном основании точкой обмена трафиком.
Иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо с иностранным участием, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства, в совокупности или каждый в отдельности не вправе выступать учредителем (участником) юридического лица, признаваемого в соответствии с настоящим Федеральным законом владельцем точки обмена трафиком.
Иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более 20 процентов, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства, в совокупности или каждый в отдельности не вправе осуществлять владение, управление либо контроль прямо или косвенно (в том числе через подконтрольных лиц или посредством владения в совокупности более 20 процентами долей (акций) любого лица) в отношении более 20 процентов долей (акций) в уставном капитале лица, являющегося участником (членом, акционером) учредителя юридического лица, признаваемого в соответствии с настоящим Федеральным законом владельцем точки обмена трафиком.
Не допускается установление лицами, указанными в настоящем пункте, любых иных форм контроля над учредителем юридического лица, признаваемого в соответствии с настоящим Федеральным законом владельцем точки обмена трафиком, равно как и над лицами, являющимися участниками (членами, акционерами) учредителя юридического лица, признаваемого в соответствии с настоящим Федеральным законом владельцем точки обмена трафиком, в результате которого указанные лица приобретают возможность прямо или косвенно владеть, управлять таким учредителем, владельцем точки обмена трафиком, их контролировать, а также фактически определять принимаемые ими решения.
Лица, являющиеся участниками (учредителями) учредителей юридического лица, признаваемого в соответствии с настоящим Федеральным законом владельцем точки обмена трафиком, а также самого владельца точки обмена трафиком, в случае несоответствия требованиям настоящей статьи не вправе осуществлять права, предусмотренные абзацами вторым–шестым пункта 1 статьи 65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации. Принадлежащие данным лицам голоса не учитываются при определении кворума общего собрания участников (членов, акционеров) и при подсчете голосов.
3. Владелец точки обмена трафиком осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями, установленными пунктами 1, 2 статьи 64 настоящего Федерального закона.
4. Операторы связи при осуществлении деятельности по оказанию услуг по пропуску трафика обязаны подключать используемые ими сети связи к точкам обмена трафиком на территории Российской Федерации, которые включены в реестр в составе Государственной информационной системы обеспечения целостности, устойчивости и безопасности функционирования российского национального сегмента сети «Интернет».»;
8) статью 46 дополнить пунктом 5.1. следующего содержания:
«5.1. Оператор связи, оказывающий услуги связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», при организации маршрутов для пропуска трафика к взаимодействующим автономным системам других операторов связи обязан использовать сведения, полученные этим оператором связи из государственной информационной системы обеспечения целостности, устойчивости и безопасности функционирования российского национального сегмента сети «Интернет».».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи»» (далее – законопроект) подготовлен в целях совершенствования правового регулирования отношений, возникающих в телекоммуникационной сфере с учетом современных тенденций развития и внедрения перспективных технологий.
В ходе исследований, проводимых в Российской Федерации, сформулированы основные проблемы, влияющие на целостность, устойчивость функционирования и безопасность российского сегмента сети Интернет.
К этим проблемам следует отнести возможность вмешательства в работу инфраструктуры российской сети Интернета из-за рубежа, а также отсутствие управления и контроля пропуском трафика сети Интернет на территории Российской Федерации, что приводит в том числе к замыканию внутреннего трафика через узлы связи зарубежных государств. Все это вместе может привести к фрагментации сети и ее изоляции.
По поручению Президента Российской Федерации Минкомсвязь России провела учения, направленные на выработку мер по предотвращению нарушений работы сети Интернет на территории России в результате целенаправленных действий. В результате проведенных учений сформулированы основные задачи по обеспечению безопасности российского сегмента сети Интернет, к ним относятся:
• создание условий замыкания национального трафика сети Интернет внутри России;
• создание средств контроля и управления трафиком, включая надзор за формированием маршрутов передачи трафика сети Интернет на территории России;
• устранение возможности вмешательства в работу элементов, обеспечивающих управление национальным сегментом сети Интернет из-за рубежа.
Для решения первой задачи предусмотрены меры по контролю трансграничных переходов и точек обмена трафиком.
Для решения задачи контроля и управления трафиком предусмотрено создание на территории России соответствующих инструментов, обеспечивающих:
• регистрацию IP-адресов и номеров автономных систем, выданных национальным операторам связи и иным компаниям, формирующим национальный сегмент сети Интернет (база данных INR – Internet Number Registry), и создание базы данных маршрутной информации (IRR – Internet Routing Registry);
• создание системы контроля за обменом маршрутной информацией между операторами связи в рамках национального сегмента сети Интернет.
Для предотвращения возможности вмешательства в работу национального сегмента сети Интернет предусмотрено создание на территории России национальной системы корневых серверов DNS.
Таким образом, предлагаемые изменения к закону «О связи» охватывают вопросы:
• контроля трансграничных переходов в части возможности использования таких переходов для передачи трафика только операторами связи с установлением требований по использованию на таких переходах специализированного оборудования контроля трафика;
• контроля точек обмена трафиком в части создания реестра национальных точек обмена трафиком с установлением требований к владельцам (эксплуатирующим организациям) точек обмена трафиком по предоставлению в реестр информации о номерах автономных систем, подключенных к данным точкам обмена трафиком, а также требований к операторам связи по использованию услуг только тех точек обмена трафиком, которые содержатся в планируемом к созданию реестре;
• внедрением ГИС-Интернет, состоящей из подсистемы маршрутно-адресной информации, подсистемы мониторинга маршрутной информации, а также подсистемы национальных корневых номеров доменных имен.
Подсистема маршрутно-адресной информации содержит информацию о номерах автономных систем (AS) и адресах IP субъектов, формирующих национальный сегмент сети Интернет (операторы связи и иные организации), а также информацию об их связанности (Routing Registry). Подсистема маршрутно-адресной информации обеспечивает предоставление хранимой в ней информации по запросам любых пользователей (в соответствии с определенными им правами), в том числе национальных операторов связи для осуществления проверки BGP-анонсов при определении маршрутизации трафика для национального сегмента сети Интернет.
Подсистема мониторинга маршрутной информации обеспечивает сбор, хранение и обработку (анализ) маршрутной информации (по протоколу BGP), выполняет обнаружение аномалий, а также отображает информацию об актуальных маршрутах Интернет-трафика национального сегмента сети Интернет.
Подсистема национальных корневых номеров доменных имен обеспечивает автономность функционирования сервиса DNS на территории России при разрешении имен, принадлежащих национальным доменам .ru, и .рф (без обращения к системе IANA DNS). Подсистема обеспечивает взаимодействие с аналогичными национальными системами корневых серверов иных государств (например Китая) при разрешении имен, принадлежащих их национальным доменам (без обращения к системе IANA DNS), а также дублирование функций по разрешению имен IANA DNS при нестабильности или злонамеренном вмешательстве в ее работу.
Вместе с тем законопроектом предлагается дополнить цели Федерального закона «О связи» (статья 1 Закона) указанием на самостоятельную цель «обеспечение целостности, непрерывности, стабильности, устойчивости и защищенности функционирования российского национального сегмента информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Основные понятия, используемые в Федеральном законе «О связи» (статья 2 Закона), дополняются целым рядом определений, применяемых в области оказания услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Вместе с тем законопроект вводит определение понятия «линия передачи» и уточняет установленный статьей 9 Федерального закона «О связи» порядок строительства, эксплуатации, в том числе обслуживания, и учета линий связи и линий передачи, пересекающих Государственную границу.
Законопроект предлагает ввести отдельные нормы, регулирующие критическую инфраструктуру сети «Интернет». Правительство Российской Федерации предлагается наделить полномочиями по определению порядка управления и функционирования отдельными элементами критической инфраструктуры.