Сообщение:#116
Связной (С) » Вт 14 июн, 2005 15:35 »
Таксофон на березе. Инструкция по применению
В апреле правительство РФ утвердило пять подзаконных актов к закону "О связи", определяющих порядок оказания универсальных услуг связи:
"О мерах по организации оказания универсальных услуг связи" (№241),
"Об утверждении Правил государственного регулирования тарифов на универсальные услуги связи" (№242),
"Об утверждении Правил формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания" (№243),
"Об утверждении Правил возмещения операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи" (№246),
"Об утверждении Правил проведения конкурса на право оказания универсальных услуг связи" (№248).
Почти все точки над i расставлены, некоторые детали еще уточняются и прорабатываются. Но в целом механизм оказания универсальных услуг связи в Российской Федерации оформился.
Еще в законе "О связи" было прописано два вида услуг, отнесенных к универсальным. Это услуги телефонной связи с использованием таксофонов и услуги по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету с использованием пунктов коллективного доступа. В правительственных постановлениях прописаны некоторые детали оказания этих услуг.
Таксофоны, через которые будет оказываться универсальная услуга, должны быть установлены во всех нетелефонизированных населенных пунктах, которых сейчас насчитывается 46 тыс. При этом жители отдаленных районов должны иметь возможность добраться до таксофона в течение часа без использования транспортного средства. Таксофон должен работать круглосуточно. Средством оплаты таксофона должна являться таксофонная карта, могут приниматься и наличные. Пользователю должна быть предоставлена возможность оплаты входящих телефонных соединений за счет вызывающего абонента.
Пункты коллективного доступа в Интернет будут располагаться в населенных пунктах с количеством жителей более 500 человек. В таком пункте должно быть установлено не менее чем два компьютера с доступом в Интернет. Пункт должен быть открыт как минимум пять дней в неделю по 8 часов (причем один из этих дней должен приходиться на субботу или воскресенье). Тарифы, унифицированные для всех регионов, будут регулироваться Федеральной службой по тарифам. Пока они еще не определены. Ранее министр информатизации и связи Леонид Рейман заявлял, что минута разговора по таксофону в рамках предоставления универсальной услуги будет стоить 30-40 копеек. Необходимо отметить, что в случае с таксофонами регулироваться будут только тарифы на местное соединение. Междугородная и международная, а также межзоновая связь в универсальную услугу не входят, и оказываться эти услуги будут по коммерческим расценкам.
Финансироваться универсальные услуги будут из одного обязательного источника - фонда универсального обслуживания, в который будут "скидываться" все операторы. Постановление №243 обязывает всех операторов связи, оказывающих услуги в сети связи общего пользования, отчислять ежеквартально 1,2% средств, размер которых рассчитывается как разность между доходами от оказанных услуг связи и доходами от оказанных услуг присоединения и услуг по пропуску трафика. Сейчас Мининформсвязи еще не решило, с какого месяца начнут собираться средства в резерв универсального обслуживания. Обсуждается два варианта: с мая 2005 года (первого месяца после выхода соответствующего постановления правительства) или же с июля 2005 года (то есть с III квартала). На конференции "Внедрение механизмов оказания универсальной услуги связи" директор департамента экономической политики и финансов Любовь Тимошенко рассказала, что по этому вопросу Мининформсвязи проводит консультации с Минфином.
В окончательном варианте постановления №243 указано, что наряду с операторами связи принимать участие в формировании резерва универсального обслуживания могут и "иные не запрещенные законом источники". Ими могут стать, например, муниципальные власти тех регионов, в которых будет оказываться универсальная услуга.
Первые конкурсы на право оказания универсальных услуг пройдут в июле текущего года. В каждом регионе будет отдельно выбираться оператор таксофонной связи и оператор доступа в Интернет. В настоящее время состав лотов не утвержден. Чиновники Мининформсвязи решают, проводить ли конкурс по федеральным округам или же на отдельные нетелефонизированные территории. Любовь Тимошенко отметила, что в Уральском федеральном округе нетелефонизировано 49% населенных пунктов, в Северо-Западном округе - 45%, в Центральном - 42%.
В состав конкурсной комиссии войдут представители Мининформсвязи, Федеральной службы по надзору в сфере связи, Федерального агентства связи (ФАС) и Министерства экономики и развития. Организатором конкурса назначено ФАС. Ему же предоставлено право назначать председателя и заместителя председателя конкурсной комиссии. Критерии для выбора победителя конкурса крайне простые и их всего два. В первую очередь во внимание принимается заявленный ежегодный размер убытков, подлежащих возмещению. В случае одинакового размера возмещения учитывается срок, в течение которого участник конкурса обещает приступить к оказанию универсальной услуги.
Директор департамента государственной политики в области инфокоммуникационных технологий Мининформсвязи России Виталий Слизень подчеркнул, что в конкурсах могут принимать участие любые лицензиаты, будь то операторы, располагающие лицензией на подвижную радиотелефонную связь, или провайдеры кабельного телевидения. Однако в случае победы в конкурсе они должны будут получить соответствующую лицензию.
Возмещение убытков будет осуществляться один раз в полгода. За первое полугодие - в соответствии с суммой, указанной оператором при подаче конкурсной заявки. А вот по истечении года оператор универсальной услуги обязан будет представить заключение независимого аудитора, подтверждающее правильность расчета возмещения убытков. Для определения размера убытков операторам универсального обслуживания придется вести раздельный учет доходов и расходов. Председатель правительства РФ Михаил Фрадков обязал Мининформсвязи в срок до 1 июня 2005 года утвердить порядок ведения раздельного учета.
Предоставление универсальных услуг связи не предполагает получения операторами универсального обслуживания прибыли. Что же может привлечь их к участию в конкурсах на универсальную услугу? Во-первых, оператору не возбраняется эксплуатировать в коммерческих целях оборудование, установленное для пользователей универсальных услуг. Конечно, если это не нанесет ущерб оказанию универсальных услуг. Через таксофоны по коммерческим расценкам будут предоставляться услуги дальней связи. А в пунктах коллективного доступа операторы могут заниматься и распечаткой документов, и предоставлением доступа к компьютерным играм. Как пояснил старший менеджер "БДО Юникон Консалтинг" Антон Лачинов, даже если по условиям лота в пункте коллективного доступа должно стоять два рабочих места, оператору не возбраняется создать 10 рабочих мест, и 8 из них - под коммерческие цели. Только при этом необходимо будет четко разделять доходы и расходы на оказание универсальных услуг и на дополнительные услуги.
Под расходами на оказание универсальных услуг понимаются как текущие затраты, так и капитальные. При этом целиком капитальные затраты покрываться не будут, возмещению подлежат амортизационные отчисления. С победителями конкурса будут заключаться договоры сроком на 5 лет. Не все капитальные затраты могут быть амортизированы в течение этого срока. "Капитальные вложения составляют определенный риск оператора", - считает Антон Лачинов. Впрочем, оператору универсального обслуживания дается возможность досрочного расторжения договора на предоставление универсальной услуги.
Если по какому-либо лоту конкурс будет признан несостоявшимся, оператор универсальной услуги будет назначен правительством из числа существенных операторов. Возмещение убытков назначенного оператора будет осуществляться на более льготных условиях. Такому оператору возместят разность между доходами и экономически обоснованными затратами. Методику расчета экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли министерству также еще предстоит разработать. "Безусловно, никто не позволит существенным операторам в такой ситуации прикручивать золотые ручки на таксофоны", - иронизирует Антон Лачинов.
Претендовать на оказание универсальных услуг в России намерен целый ряд компаний. Среди них присутствуют как межрегиональные "дочки" "Связьинвеста", так и сотовые операторы "большой тройки". А некоторые участники рынка создали уже большой задел для оказания универсальных услуг связи. Компания "Национальная таксофонная сеть" (НТС) несколько месяцев назад завершила пилотный проект по созданию таксофонной сети в труднодоступных районах Северо-Западного федерального округа. В рамках проекта, в котором приняли участи Мининформсвязи, "Северо-Западный Телеком" и "Почта России", было установлено 800 таксофонов на базе почтовых отделений. НТС является разработчиком Единой таксофонной карты (ЕТК), на которую до конца 2005 года перейдут все предприятия "Связьинвеста". В апреле заключен первый договор - по переводу на ЕТК всех таксофонов "Северо-Западного Телекома". Точками распространения ЕТК являются почтовые отделения.
Генеральный директор НТС Анатолий Афанасьев считает целесообразным использовать почтовые отделения в качестве площадок для размещения пунктов коллективного доступа и таксофонов. Кроме того, "Национальные таксофонные сети" разрабатывают модели мультимедийных таксофонов, в которых могут быть объединены услуги таксофонной связи и доступа в Интернет.
"Почта России" уже несколько лет развивает проект по разворачиванию пунктов коллективного доступа в Интернет "КиберПочт@". В 2004 году число пунктов доступа достигло 2311, а количество посетителей превысило 3 млн человек. Совершенно очевидно, что эти пункты могут быть использованы для оказания универсальных услуг.
Свою кандидатуру на участие в оказании универсальных услуг активно продвигает ФГУП "Космическая связь". "Информационное неравенство в нашей стране не преодолеть без эффективного задействования спутниковой связи", - считает заместитель генерального директора по развитию "Космической связи" Андрей Механик. Предприятием проведены тесты на совместимость различных таксофонов со спутниковыми сегментами сети общего пользования. Для обеспечения связи в труднодоступных районах "Космическая связь" предлагает строить VSAT-сети. Для одного небольшого населенного пункта достаточно установить один VSAT-терминал стоимостью $3-4 тыс. Такой терминал обеспечит скорость передачи данных 512 Кбит/с.
Механизм оказания универсальных услуг связи используется во многих странах мира как основное средство для преодоления цифрового неравенства. Так что Россия не является здесь исключением. Европейская комиссия выпустила директиву по универсальному обслуживанию в 2002 году, а в 2003 году она уже вступила в силу. Директива содержит следующее определение: "Универсальная услуга - это минимальный пакет услуг связи установленного качества, доступный всем пользователям, вне зависимости от их географического местоположения и по приемлемой цене". В разных странах используются различные схемы формирования фонда универсальной услуги. Кроме того, в каждой стране свой собственный набор универсальных услуг. В США универсальной услугой считается междугородный доступ, в Швеции и Финляндии стоит задача проведения широкополосного Интернета в каждую семью. Любовь Тимошенко не исключает, что в ближайшие годы список универсальных услуг в России также изменится. Речь может идти в том числе и о задаче 100-процентной телефонизации населения.
Опыт оказания универсальных услуг связи в странах СНГ
Грузия
До 25 мая в Грузии будет принят новый закон "Об электронных коммуникациях", в который будет включено понятие "фонд универсальной услуги". Фонд будет формироваться за счет 10-процентных отчислений от продажи лицензий. Расходование средств из фонда будет происходить под надзором правительственной комиссии. В разных районах Грузии в зависимости от конкретных задач и условий будут субсидироваться либо капитальные затраты по прокладке сетей связи, либо затраты по их обслуживанию.
Киргизия
В 2005 году Интернет шагнул за пределы Бишкека. В значительной степени этому способствует общественный фонд "Информационное будущее", который заменил собой фонд универсальной услуги (УУ). В 2002 году министерство транспорта и коммуникаций Киргизии под давлением Всемирного банка решило создать фонд универсальной услуги, в который всем операторам пришлось бы отчислять по 3% от оборота. Однако местная ассоциация операторов связи, в которую входят 13 членов, совместно с Государственным агентством связи (ГАС) убедила министерство, что это резко ухудшит положение телекоммуникационных компаний. Взамен ассоциация предложила создать общественный фонд со схожими задачами: обеспечить связью 500 нетелефонизированных населенных пунктов и организовать в селах центры интернет-доступа. В декабре 2003 года такой фонд - "Информационное будущее" - был создан. Его учредителями выступили операторы "Кыргызтелеком", "Бител" и "ЭлКат", а также компании "Кыргызхлопок" и "Электрические станции". Директор фонда Нурбек Тойчубаев рассказал "Стандарту", что в 2004 году фонд организовал 19 интернет-центров и телефонизировал два села, а в 2005 году планируется создать более 100 интернет-центров и телефонизировать свыше 80 сел. Фонд финансирует только организацию услуги и начальное обучение - оказание услуг на коммерческих началах возлагается на местных активистов. "Первый год работы показал: оказание услуг субсидировать не нужно - местный лидер сам находит способы сделать ее прибыльной", - говорит Нурбек Тойчубаев. Опыт фонда "Информационное будущее" демонстрирует, что жители охотно платят за недоступный им прежде телефон и Интернет, а местные лидеры не кладут прибыть в карман, а расширяют сервис: покупают цифровые фотокамеры и оргтехнику, а также проявляют интерес к выходу на соседние населенные пункты. В 2004 году фонд аккумулировал $106 тыс., а план на 2005 год - не менее $300 тыс. В 2004 году, помимо учредителей, взносы в фонд сделали Всемирный банк и посольство Канады. Расходование средств фонда абсолютно прозрачно: за целевым использованием денег следит наблюдательный совет, в который входят 15 представителей бизнеса, общественных и государственных структур.
Молдавия
В 2004 г. Национальное агентство по регламентированию в области электросвязи и информатики (НАРЭИ) по предложению правительства Молдавии разработало проект закона "Об электронных коммуникациях". Документ соответствует директивам ЕС. Один из разделов законопроекта посвящен универсальной услуге. Проект пока не прошел согласований во всех заинтересованных ведомствах, но суть фонда известна.
По словам заместителя директора НАРЭИ Станислава Гордя, этот фонд предлагается формировать из трех источников: за счет отчислений операторов, бюджетных средств (которые будет вносить правительство) и грантов. Размер отчислений для операторов связи в законопроекте установлен на уровне 1% от оборота. При этом глава одного из молдавских операторов рассказал "Стандарту", что изначально НАРЭИ предлагало брать с операторов по 4% их оборота, но рабочая группа (в которую входили представители агентства, Минтранссвязи и операторов) снизила планку поборов.