Дмитрий ЛЯХ, директор департамента правового обеспечения ОАО «ЮТК»
Не один год продолжается дискуссия на тему влияния на здо ровье человека эксплуатации автоматических телефонных станций. Особую актуальность данная проблема приобретает при рассмотрении вопроса о правомерности установки соот ветствующего оборудования в жилых домах. Начиная с 2002 года участились обращения граждан или уполномоченных органов к операторам связи с требовани ями прекратить эксплуатацию оборудования АТС, разме щенных в жилых домах. Суть претензий сводится к тому, что операторы нарушают требования Санитарных правил и нор мативов 2.2.1/2.1.1.984 00, согласно которым запрещено размещать в жилых зданиях общей площадью 100 кв.м АТС, в частности SI 2000, «БЭТО». Такие станции должны находить ся вне жилых домов на расстоянии не менее 50 м. При этом жильцы утверждают, что испытывают влияние оборудования на состояние здоровья, полагая, что уровень шума, электри ческого излучения и вибрации превышает допустимые нор мы. Обоснованны ли претензии к операторам связи?
Позиция жильцов основывается на праве граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ). Санитарно эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200 03», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 30.03.2003, установлены гигиенические требования к размеру санитарно защитных зон (далее – СЗЗ) в зависимости от санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов, требования к их организации и благоустройству, а также основания их пересмотра. Санитарно защитная зона – обязательный элемент любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Площади СЗЗ используются с учетом ограничений, предусмотренных действующим законодательством. А утверждается санитарно защитная зона при наличии санитарно эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам. Нормативы предельно допустимого уровня шума, вибрации и иных вредных физических воздействий устанавливаются на уровне, обеспечивающем сохранение здоровья и трудоспособности людей. При рассмотрении этой проблемы условно можно выделить два основных вопроса: – относится ли размещаемое оборудование к автоматическим телефонным станциям; – распространяются ли действующие СанПиН на уже установленные АТС. В частности, в обращении жителей одного из домов речь шла об абонентских концентраторах электронной АТС 61 62 типа «БЭТО», электронной АТС 27 28 типа SI 2000, АТС 6 типа АТСКУ (кросса абонентских линий), которые являются подстанциями и эксплуатируются с 1997 и 2001 года. При этом размещение таких подстанций было согласовано с центром Госсанэпиднадзора. Указанное оборудование функций АТС не выполняет, так как не может предоставлять услуги автономно. Кроме того, оно отвечает установленным предельным уровням шума, вибрации, электромагнитного излучения, о чем свидетельствуют неоднократные замеры. С 01.10.2001 года вступили в силу санитарные правила «Санитарно защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031 01», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 17.05.2001. Если размеры санитарно защитной зоны действующих предприятий, сооружений и иных объектов не соответствуют требованиям, установленным указанными СанПиН, администрация предприятия составляет планы мероприятий по организации санитарно защитной зоны, которые согласовываются с учреждениями государственной санитарно эпидемиологической службы. Сокращение (увеличение) размеров СЗЗ осуществляется учреждениями государственной санэпидслужбы с учетом результатов данных санитарно эпидемиологической экспертизы материалов, характеризующих применяемый технологический процесс, расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ и вредных физических воздействий, плана детальной планировки и застройки и при обязательном подтверждении достаточности СЗЗ данными систематических лабораторных наблюдений за состоянием среды обитания человека в соответствии с п. 2.20 СанПиН. Для вновь строящихся и реконструируемых предприятий, сооружений и иных объектов должна быть разработана проектная документация по обоснованию размеров санитарно защитной зоны. Эти нормы обязывают при размещении телефонных станций устанавливать санитарно защитные зоны – 50 м (п. 17 раздел 4.4 СанПиН). В своих заключениях департаменты санитарно эпидемиологического надзора ссылаются на санитарно эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям (СанПиН 2.1.2.1002 00, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ, Первым заместителем Министра здравоохранения РФ 15.12.2000). В жилых зданиях не допускается размещать объекты общественного назначения, оказывающие вредное воздействие на человека (п. 3.4 СанПиН). Помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы, изолированные от жилой части здания (п. 3.5 СанПиН). При размещении в жилом здании помещений общественного назначения, инженерного оборудования и коммуникаций следует обеспечивать соблюдение гигиенических нормативов, в том числе по шумозащищенности жилых помещений (п. 3.6 СанПиН). В данном случае с гигиенической точки зрения нежелательно размещать оборудование АТС во встроенных в жилые зданиях помещениях из за ряда физических параметров, таких, как электромагнитные поля, уровни шума, превышающие допустимые гигиенические нормативы. Вместе с тем, учитывая разнообразие применяемого оборудования и различную мощность электромагнитного излучения, уровней шума, вопросы о возможности эксплуатации в жилом здании АТС должны решаться в каждом конкретном случае на основании результатов фактически выполненных измерений вредных факторов, с учетом жалоб граждан, проживающих в непосредственной близости от данного объекта. В соответствии с Законом «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно эпидемиологические правила и нормативы – это нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Согласно Указу Президента РФ от 23.05.96 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров (п. 10 Указа). Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно эпидемиологический надзор, выступает Министерство здравоохранения РФ (см. Положение «О государственной санитарно эпидемиологической службе Российской Федерации», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 № 554). Таким образом, СанПиН 2.1.2.1002 00 не являются нормативно правовыми актами в контексте вышеперечисленных норм. Решением Верховного суда РФ от 03.04.2003 № ГКПИ 03 191 были признаны соответствующими действующему законодательству «Санитарно защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031 01», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 17.05.2001, в части установления санитарно защитной зоны в отношении всех без исключения АТС (с ограничением – 50 м), а также тот факт, что данные ограничения распространяются на уже построенные объекты связи. То есть фактически речь шла об обратной силе нормативного акта. Вместе с тем постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.2003 № 38 введены в действие «Санитарно защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200 03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 30.03.2003. Данным документом ограничение в отношении автоматических телефонных станций не установлено. Следовательно, можно сделать вывод, что санитарно защитная зона в целях эксплуатации АТС в настоящее время не предусмотрена действующими нормативными актами. В отношении отдельных жалоб граждан, проживающих в домах, в которых находится соответствующее оборудование, вредное воздействие на их здоровье должно определяться на основании результатов фактически выполненных измерений вредных факторов в каждом конкретном случае уполномоченными органами, осуществляющими государственный санэпиднадзор и оформляющими санитарноэпидемиологическое заключение в соответствии с Законом «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения».