В начале этой недели в Государственной Думе РФ состоялся Круглый стол, на котором обсуждались проблемы законодательного регулирования естественных монополий в сфере услуг связи.
Круглый стол провел депутат от Краснодарского края, первый заместитель председателя Комитета ГосДумы по энергетике, транспорту и связи Владимир Горбачев, члены Совета Федерации, представители Министерства информационных технологий и связи РФ, Федеральной службы по тарифам, антимонопольной службы, ведущих телекоммуникационных компаний, ряда общественных организаций в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Как подчеркнул Владимир Горбачев, ранее прогрессивное законодательство о естественных монополиях, сформированное в середине 90-х годов, уже безнадежно устарело и зачастую с трудом применимо к новым отношениям, возникающим на рынке услуг связи, а подчас и тормозит развитие отрасли в целом. Принципы регулирования, заложенные в нем, не стимулируют развитие конкуренции в естественных монополиях и переход от монопольного рынка к конкурентному.
Иными словами, если раньше связь была единой и альтернативы местному оператору не существовало, то сегодня на 35 миллионов стационарных телефонов в стране приходится 112 миллионов сотовых трубок, и каждый волен себе выбирать любой понравившийся тариф, к чему, кстати, нас ежедневно призывает навязчивая реклама. В крупных городах число «мобильников» уже превысило количество жителей. Так что, в отличие от газо- и энергоснабжения, «естественной монополии» на рынке услуг связи фактически нет уже давно. Есть только один сегмент, который был и останется в обозримой перспективе «монопольным», - это сети. Регулирование их и только их деятельности должно быть сохранено за государственными органами. Но не предприятий в целом.
Между тем, в соответствии с законодательством, федеральные органы по-прежнему продолжают регулировать тарифы для предприятий электросвязи. При этом последние несут немалую дополнительную нагрузку в виде необходимости содержать «социалку», нести затраты на поддержку целостности сети, обеспечение безопасности и т.д. Все это привело к ситуации, когда понятие «естественная монополия» из конкурентного преимущества превратилось просто в набор обязательств перед обществом и государством, следствие чего - огромные издержки и утрата конкурентоспособности. Взять, например, «Почту России». Из 42 тысяч объектов, входящих в нее, 70 процентов приносят убытки. Избавиться от них нет никакой возможности, поскольку такой шаг приведет к социальным проблемам, особенно в небольших населенных пунктах. В результате более 60 процентов всех заработанных средств почтовикам приходится тратить на свою зарплату и, тем не менее, она остается даже меньше средней пенсии по стране, а 30 процентов почтальонов – за чертой бедности. Такие экономические показатели, в конечном счете, могут привести к крайне негативным для предприятия и его 372 тысяч работников последствиям.
Владимира Горбачева поддержал заместитель Министра информационных технологий и связи РФ Дмитрий Милованцев. Он высказался за переход к конкурентному рынку и отказ от регулирования тарифов на услуги связи для пользователей. Понятно, что переход должен быть плавным, чтобы не наломать дров. В частности, было предложено устанавливать не фиксированный, а предельный тариф, выше которого цену поднимать нельзя. Удобство, как для предприятия, так и для граждан, заключается в том, что в такой ситуации у «монополиста» появляется возможность конкурировать на рынке с другими структурами путем снижения цен. В противном случае, как сейчас нередко и происходит, в условиях фактически конкурентного рынка у «монополиста» нет юридической возможности снизить цены на свои услуги.
В завершении работы «круглого стола» его участники согласились сформировать при Комитете Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи рабочую группу, члены которой изучат состояние рынка услуг связи и подготовят предложения по совершенствованию регулирования естественных монополий в этой сфере. В состав группы войдут представители Мининформсвязи, Минэкономразвития, Федеральной службы по тарифам, Федеральной антимонопольной службы, ряда других министерств и ведомств, некоммерческих объединений, профильных научных и образовательных организаций. Выводы и предложения, сформированные рабочей группой, возможно, в недалеком будущем станут предметом парламентских слушаний в ГосДуме.
Автор Игорь Ярмизин, Москва