УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
-═════════════════════════════════════════════════════════════════════
Советская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03
http://www.link-ul.ru/~amz, to73@fas.gov.ru
- РЕШЕНИЕ
26.07.2005 ДЕЛО № 2765/04-02-2005
г. Ульяновск
Комиссия управления по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председатель руководитель управления Г.С.Спирчагов
члены - главный специалист М.П. Горохова;
- консультант И.И.Спиридонов;
- ведущий специалист В.Н.Медведкова,
рассмотрев материалы дела, возбужденного определением от 22.06.2005 по признакам нарушения пункта 1 статьи 5 Закона РФ от 22.03.1991 г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее – закон “О конкуренции”)
в отношении - открытого акционерного общества “ВолгаТелеком” ;
в присутствии представителей ОАО “ВолгаТелеком” Г.Ф.Баграенак –нач. службы правового обеспечения Ульяновского филиала (дов.от 04.05.2005 № 877 сроком на один год), Я.В.Трубачевой-юриста Ульяновского филиала (дов. от 04.05.2005 № 878 сроком на один год), П.Г.Баранникова –нач. отдела электросвязи Ульяновского филиала (дов. от 19.07.2005 № 307 сроком до 01.07.2006);
представителей ООО “Симбирские телекоммуникационные системы” Э.В.Уханова - (дов. от 24.01.2005 № 22 сроком до 31.12.2005), А.А.Половова-технич. директора ООО “СТС” (дов. от 20.07.2005 № 54 сроком до 31.12.2005)
-представители Управления Россвязьнадзора по Ульяновской области на заседание 26.07.2005 не явились
УСТАНОВИЛА:
31.05.2005 в управление с заявлением обратилось ООО “Симбирские телекоммуникационные системы” (далее – ООО “СТС”), в котором указывается, что Федеральное агентство связи Решениями исх. от 03.05.2005 № 228 и от 11.05.2005 № 229) выделило ООО “СТС” 10 000 номеров с индексом “26” , после чего ООО “СТС” обращалось в Ульяновский филиал ОАО “ВолгаТелеком” (далее - УФ ОАО “ВолгаТелеком”) - от 10.02.2005 № 61, от 07.04.2005 № 242, от 18.04.2005 с просьбой о предоставлении возможности использования выделенной нумерации с индексом “26” в количестве 5600 номеров в целях переключения своих абонентов с индекса “65” на индекс “26” с использованием ранее приобретенных у УФ ОАО “ВолгаТелеком” технических и сетевых ресурсов. При этом ООО “СТС” уведомило УФ ОАО “ВолгаТелеком” (от 07.04.2005 № 242) о том, что переключаемый ресурс нумерации с индексом “65” переводится в разряд свободной емкости и в случае увеличения нагрузки на сети электросвязи будет играть именно доминирующую роль для приобретения необходимого количества потоков Е1 у УФ ОАО “ВолгаТелеком”.
Просьба о задействовании всего ресурса нумерации, по мнению ООО “СТС”, была продиктована тем, что особенностью ОПС-26 является разнесенная схема внутристанционной связи между выносными станционными модулями (далее - ВСМ), и на каждый ВСМ прописывается определенный ресурс нумерации и никаких других способов произвести маршрутизацию свободной нумерации между ВСМ и сетью общего пользования не существует. При условии открытия УФ ОАО “ВолгаТелеком” всего ресурса нумерации 90% ее остается свободной и задействуется постепенно (ориентировочно по 30 номеров в месяц), но только в случае “открытия” всего ресурса можно свободно управлять фактически задействованной нумерацией.
Однако, как сообщает ООО “СТС”, УФ ОАО “ВолгаТелеком” до настоящего момента отказывается “открыть” нумерацию в полном объеме, полагая, что для этого необходимо дополнительное предоставление технических и сетевых ресурсов (потоков Е1), подлежащих дополнительной оплате. При этом УФ ОАО “ВолгаТелеком”, как видно из письма от 04.05.2005 № 13-08/62, ссылается на договор от 15.03.2005 № 04-26/049 о присоединении сети электросвязи присоединяемого оператора к сети связи общего пользования “ВолгаТелеком”, в котором предусматривается поэтапное представление технических ресурсов согласно Приложению 2. На первом этапе были предоставлены технические ресурсы на 1000 номеров в диапазоне 26-80-00 - 26-87-99, 26-10-00 - 26-11-99 в соответствии с выданными техническими условиями от 18.02.2004.
Как следует из заявления ООО “СТС”, вышеуказанные действия Ульяновского филиала ОАО “ВолгаТелеком” препятствуют использованию в полном объеме выделенного ресурса телефонной нумерации и ущемляют его интересы, лишая возможности реализовать выделенный органом государственной власти ресурс нумерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”, действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов запрещаются.
По заявлению ООО “СТС” определением от 22.06.2005 было возбуждено дело в отношении ОАО “ВолгаТелеком”, занимающего доминирующее положение на рынке услуг общедоступной электрической связи, дела по признакам нарушения пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”, выразившегося в необоснованном требовании передачи финансовых средств для открытия дополнительных сетевых ресурсов (потоков Е1), которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции на рынке услуг по предоставлению услуг телефонной связи, а также ущемление интересов ООО “СТС” и пользователей услуг телефонной связи.
На заседание комиссии 20.07.2005 стороны представили письменные объяснения по делу. Привлеченный к участию в рассмотрении дела представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи по Ульяновской области (далее-Управление Россвязьнадзора по Ульяновской области) Л.А.Гринь, действующая по доверенности от 20.07.2005 № 35, дала устные пояснения по делу. Комиссия в указанном заседании пришла к выводу о невозможности вынести решение по рассматриваемому делу и необходимости получить дополнительные документы и доказательства, а также письменные пояснения Россвязьнадзора по Ульяновской области по существу рассматриваемого дела. В заседании был объявлен перерыв до 26.07.2005.
Последующий анализ представленных сторонами документов и объяснений показал следующее.
Суть спора между сторонами заключается в том, что ООО “СТС” требует у ОАО “ВолгаТелеком” задействовать в полном объеме ресурс нумерации с индексом “26” в количестве 10 000 номеров, выделенный Федеральным агентством связи решениями от 03.05.2005 № 228 и от 11.05.2005 № 229, а УФ ОАО “ВолгаТелеком” отказывает в этом, ссылаясь на приложение 1 к договору с ООО “СТС” от 15.03.2005 № 04-26/049 о присоединении сети электросвязи присоединяемого оператора к сети связи общего пользования “ВолгаТелеком”, по которому выполнены проектные решения по присоединению сети ОПС-26 в части присоединения к ТфОП в объеме 2 Е1 на местном уровне и предоставлен доступ к техническим ресурсам ТфОП с возможностью использования сетью ООО “СТС” нумерации в диапазоне одной тысячи номеров присоединяемой емкости ОПС-26, и на пункт 2.2.2 договора, согласно которому реализация присоединения на последующих этапах и соответствующее предоставление технических ресурсов, определенных приложением 2 к договору, осуществляется по письменному уведомлению ООО “СТС” о планируемом выполнении соответствующего этапа и не позднее 30 дней после его оплаты по тарифам, действующим на момент присоединения. Однако, как указывает ОАО “ВолгаТелеком”, ООО “СТС”, не направляло уведомления о намерении использовать соответствующую нумерацию и не оплачивало дополнительные потоки Е1.
Из анализа представленных документов усматривается следующее.
В приложении 1 к вышеуказанному договору приведены объемы услуг по присоединению на первом этапе – предоставление доступа к ресурсам ТфОП с использованием 2-х портов Е1 на местном уровне.
В приложении 2 указаны этапы присоединения - 1,2,3,4 этапы со сроками выполнения этапов в 1,2,3,4 кварталах 2005 года и 5 этап – в 2006 году, соответственно в приложении указаны объемы услуг по присоединению с использованием портов Е1 на местном и внутризоновом уровне и объемы технических ресурсов ТфОП.
Из переписки сторон , предшествующей заключению договора о присоединении от 15.03.2005 № 04-26/049, усматривается, что ООО “СТС”, находясь на положении присоединяемого оператора, направляло в адрес УФ ОАО “ВолгаТелеком” соответствующие письма - от 19.01.2005 № 29, от 10.02.2005 № 61, от 28.02.2005 № 108, в которых настаивало на включение в договор условий полного задействования выделенного ресурса нумерации в рамках реализации рабочего проекта ОПС-26 - включение в полном объеме выделенного ресурса нумерации в количестве 10 000 номеров в период с 15.02.2005 по 01.03.2005 . При этом ООО “СТС” указывало, что после проведения ООО “СТС” мероприятий по переключению абонентов, нумерация с индексом “65” перешла в разряд свободной с целью создания резервной емкости переключения абонентов в Правобережной части г.Ульяновска и поэтому на момент заключения договора о присоединении дополнительного задействования ресурсов сети электросвязи, а также дополнительных цифровых потоков Е1 не потребуется. Ссылаясь на существенные разногласия по договору присоединения в части, касающейся закрепленной за ООО “СТС” нумерации с индексом “26”, ООО “СТС” просил ОАО “ВолгаТелеком” учесть специфику построения внутристанционной сети связи ООО “СТС” по принципу разнесенной нумерации на выносных модулях и задействовать выделенный Федеральным агентством ресурс нумерации в полном объеме.
Направляя вышеуказанные предложения для включения в договор о присоединении, ООО “СТС” гарантировало в случае увеличения нагрузки на сеть извещать ОАО “ВолгаТелеком” в уведомительном порядке о потребности в дополнительных потоках Е1 и их оплате в соответствии с условиями, предусмотренными в договоре.
Несмотря на фактически имеющиеся разногласия, договор от 15.03.2005 № 04-26/049 был заключен на условиях поэтапной реализации выделенного Федеральным агентством связи ресурса нумерации. При этом ООО “СТС” выполнило технические условия на присоединение, получило разрешение от 01.04.2005 № 73-19601-27526/0002 Управления Россвязьнадзора по Ульяновской области на эксплуатацию сооружения связи “ОПС-68/65, г. Ульяновск”.
Объяснения ОАО “ВолгаТелеком” от 11.07.2005 №73-11-04/212, дополнительные объяснения от 11.07.2005 № 73-11-04/212, от 25.07.2005 № 73-11-04/28 основаны на документах, принятых Минсвязи России и разработанных на основании ФЗ “ О связи” от 16.02.95 № 15-ФЗ, который утратил силу. В настоящее время правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации устанавливает ФЗ “О связи” от 07.07.2003 № 126-ФЗ ( далее – ФЗ “О связи”).
В соответствии с пунктом 6 статьи 26 “Регулирование ресурса нумерации” ФЗ “О связи” операторы связи, для которых выделен, изменен ресурс нумерации, обязаны начать использовать выделенный ресурс нумерации, изменить нумерацию сети в установленные сроки и произвести оплату всех необходимых расходов. Согласно абзацу 2 пункта 2 этой же статьи ФЗ “О связи” только федеральный орган исполнительной власти в области связи имеет право в случаях, установленных настоящим федеральным законом, изменять, изымать полностью или частично ресурс нумерации, выделенный оператору связи. В соответствии с пунктом 2 этой же статьи 26 ФЗ “О связи” указано, что за получение ресурса нумерации взимается сбор в размере и в порядке, которые устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании положений приведенной выше статьи 26 ФЗ “О связи” постановлением Правительства РФ ОТ 13.07.2004 № 350 утвержден Порядок распределения и выделения ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации. В пунктах 5,7 указанного постановления Федеральное агентство связи выделяет ресурс нумерации для сетей электросвязи по заявлению операторов связи, обладающих лицензией на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Для получения ресурса нумерации оператор связи подает в Федеральное агентство связи заявление в письменной форме. Оператор связи, получивший ресурс нумерации, самостоятельно выделяет номера для абонентов и пользователей услугами связи, назначает идентификационные коды элементов сети, коды доступа к услугам связи на своей сети связи из выделенного ему ресурса нумерации. Оператор связи, получивший ресурс нумерации, обязан иметь план нумерации, определяющий распределение полученного ресурса нумерации по обслуживаемой территории или по услугам связи. Копия указанного плана нумерации должна быть представлена в Федеральное агентство связи для включения в российский план нумерации.
Вышеуказанное позволяет сделать вывод о том, что технологически ресурс нумерации не связан с выделением потоков Е1, на чем , в том числе, основывает свои доводы ОАО “ВолгаТелеком”, обязывая ООО “СТС” к поэтапному задействованию выделенного ресурса нумерации. ОАО “ВолгаТелеком” оказало ООО “СТС” в рамках договора на присоединение от 15.03.2005 № 04-26/049 услугу по присоединению – то есть осуществило деятельность , направленную на удовлетворение потребности другого оператора связи ООО “СТС” в организации взаимодействия сетей электросвязи, при котором становится возможным установление соединения и передача информации между пользователями взаимодействующих сетей электросвязи, что укладывается в рамки понятия об этой услуге , приведенной в статье 2 ФЗ “О связи”. За услугой присоединения идет другая услуга - услуга по пропуску трафика –деятельность, направленная на удовлетворение потребности операторов связи в пропуске трафика между взаимодействующими сетями электросвязи (статья 2 ФЗ “О связи”).
С учетом системы построения сети связи ООО “СТС” – выносные модули – необходимость задействования полного ресурса обеспечило бы деятельность ООО “СТС” по привлечению и обслуживанию новых абонентов сети электросвязи, а главное - обеспечило выполнение обязательства, перед федеральным органом исполнительной власти в области связи по использованию в установленные законодательством сроки –2 года (пункт 16 постановления Правительства РФ от 13.07.2004 № 350) выделенного ресурса нумерации.
На основании вышеизложенного рассматриваемая деятельность ОАО “ВолгаТелеком” препятствует осуществлению деятельности другого хозяйствующего субъекта в лице ООО “СТС”.
В рамках договора о присоединении от 15.03.2005 № 04-26/049 ОАО “ВолгаТелеком" оказана ООО “СТС” услуга присоединения – этапность оказания такой услуги не предусмотрена ни в одном действующих нормативных документах; не предусмотрена поэтапность задействования ресурса нумерации и в технических условиях от 18.02.2004 на расширение сети электросвязи оператора “Симбирские телекоммуникационные системы” с присоединением к сети ТФОП г.Ульяновск, утвержденными первым заместителем генерального директора- технического директора ОАО “Волгателеком” А.В.Аракчеевым.
ООО “СТС” в преддоговорном порядке настаивал на открытии в полном объеме ресурса нумерации, выделенного Федеральным органом исполнительной власти в области связи – Федеральным агентством связи. Уведомлял ОАО “ВолгаТелеком” , что при условии возрастания нагрузки в уведомительном порядке будет извещать ОАО “ВолгаТелеком” о задействовании потоков Е1, но это будет другая услуга – пропуск трафика, т.е. деятельность, направленная на удовлетворение потребности операторов связи в пропуске трафика между взаимодействующими сетями электросвязи (статья 2 ФЗ “О связи”).
На заседании комиссии представители ОАО “ВолгаТелеком” и ООО “СТС” поддержали свои требования. При этом представители ОАО “ВолгаТелеком” в обоснование своих доводов указывали, что вопрос о предоставлении технических ресурсов, необходимых для использования выделенного ООО “СТС” ресурса нумерации, регулируется договором от 15.03.2005 № 04-26/049, согласно которому предоставление технических ресурсов осуществляется после выполнения технических условий на присоединение, а также соответствующей оплаты. Указанное , по мнению ОАО “ВолгаТелеком”, полностью согласуется с нормами статей 314,328 Гражданского кодекса РФ.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав стороны, приходит к выводу о наличии в действиях ОАО “ВолгаТелеком” состава нарушения абзаца 3 пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”. В своем выводе по делу комиссия использовала также письменное пояснение от 25.07.2005 № 73-06/522, представленное Управлением Россвязьнадзора по Ульяновской области. В пояснении, в частности, указывается, что, согласно пункту 2 статьи 18 ФЗ “О связи”, операторы сети связи общего пользования на основании договор о присоединении сетей электросвязи обязаны оказывать услуги присоединения иным операторам связи в соответствии с правилами присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
На основании ст. 12 Закона "О конкуренции", руководствуясь п.п. 2.26 и 2.30 Правил рассмотрения дел, утв. приказом ФАС России от 02.02.2005 года N 12, комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать действия ОАО “ВолгаТелеком”", выразившиеся в предъявлении к ООО “СТС” необоснованного требования по приобретению дополнительных цифровых потоков Е1 для задействования ресурса нумерации в объеме 10 000 номеров, выделенного Федеральным агентством связи ( решения от 03.05.2005 № 228 и от 11.05.2005 № 229) и передаче за дополнительные потоки финансовых средств, нарушением абзаца 3 пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”.
2. Обязать ОАО “ВолгаТелеком” в срок до 10.08.2005 открыть ООО “Симбирские телекоммуникационные системы” доступ к ресурсу нумерации в объеме 10 000 номеров, выделенному решениями от 03.05.2005 № 228 и от 11.05.2005 № 229 Федерального агентства связи, на что выдать предписание.
Решение может быть обжаловано в суд в течение 3-х месяцев
Председатель комиссии Г.С.Спирчагов
Члены М.П. Горохова
И.И.Спиридонов
В.Н.Медведкова
Ульяновские антимонопольщики жжут ! Их бы на Тверскую 7.
19 января 2006 13:52
Арбитражный суд Ульяновской области подтвердил законность решения антимонопольного управления по делу о препятствовании в распоряжении телефонными номерами
Арбитражный суд Ульяновской области подтвердил законность и обоснованность решения и предписания, выданных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (УФАС) по факту нарушения ОАО «ВолгаТелеком» ст. 5 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Оператору связи - ООО «СТС» было выделено 10 000 номеров с индексом «67», в связи с чем эта компания обращалась в Ульяновский филиал ОАО «ВолгаТелеком» с просьбой предоставить возможность использования в полном объеме нумерации с индексом «67». ОАО «ВолгаТелеком» без каких-либо оснований отказало в предоставлении возможности использовать выделенную нумерацию в полном объеме.
Как было установлено в ходе рассмотрения дела, ОАО «ВолгаТелеком», ограничивало альтернативного оператора ООО «СТС» в его праве использовать в полном объеме выделенный ему ресурс нумерации. Ему навязывались ненужные дополнительные технические ресурсы. Комиссия УФАС пришла к выводу, что ОАО «ВолгаТелеком» злоупотребляет своим доминирующим положением и в результате именно его действий ООО «СТС» лишено возможности самостоятельно выделять номера для абонентов и пользователей услугами связи. Кроме того, ОАО «ВолгаТелеком» не приняло во внимание то обстоятельство, что спецификой построения внутристанционной сети связи ООО «СТС» является разнесенная схема внутристанционной связи между выносными модулями. На каждый из них прописывается определенный ресурс, и никаких других способов произвести маршрутизацию свободной нумерации на другой выносной модуль не существует, нумерация фактически остается на 90 % свободной и ей можно управлять только в случае открытия всего диапазона.
Пресс-служба ФАС России
http://fas.gov.ru/news/n_4424.shtml