Администрация президента настаивает на скорейшем введении в Налоговый кодекс новых положений, с помощью которых можно четко отделить законную налоговую оптимизацию от незаконной, и намерена добиться принятия соответствующих поправок в НК уже в весеннюю сессию Госдумы. Об этом вчера сообщил начальник экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович. Опрошенные "Бизнесом" эксперты категорически против: они считают, что доктрина деловой цели- понятие слишком тонкое и важное, чтобы принимать его в такой спешке, и настаивают на широком обсуждении поправок.
Напомним, летом прошлого года представительство немецкой компании Haarmann, Hemmelrath & Partner выиграло конкурс, объявленный администрацией президента, на право разработки механизма разграничения законной и незаконной налоговой оптимизации.
Haarmann, Hemmelrath & Partner предложила для решения этой задачи закрепить в российском законодательстве так называемую доктрину деловой цели. Суть ее проста: всякая сделка должна иметь экономическую цель (например, получение прибыли); если же таковой цели в сделке нет и налоговые органы сумеют это доказать, операция будет квалифицироваться как уход от налогообложения- и тогда налоговики смогут доначислить налоги и привлечь компанию к ответственности. "Мы надеемся, что таким образом власти откажутся от института недобросовестности налогоплательщика",- отмечает юрист Haarmann, Hemmelrath & Partner Николай Безбородов.
Первоначально предполагалось, что доктрина деловой цели будет закреплена в ст. 45 НК ("Исполнение обязанности по уплате налога"). По информации "Бизнеса", работа над конкретными поправками в НК должна была начаться сразу после принятия пакета изменений по налоговому администрированию. Однако, как сообщил вчера Аркадий Дворкович, администрация президента сейчас настаивает на внесении изменений в "две-три статьи" НК, в которых четко обозначат критерии законной и незаконной оптимизации налоговых платежей. "Будет установлен базовый критерий, который позволит разграничить законную минимизацию и уход от налогообложения",- пояснил Дворкович. И, по его словам, соответствующие изменения в законодательство могут быть приняты вместе с поправками по налоговому администрированию в весеннюю сессию Госдумы.
Однако такое рвение поддерживают далеко не все. "Меня настораживает эта поспешность,- комментирует эту идею директор налогового департамента ЗАО "Правовые консультации" Дмитрий Костальгин.- Целесообразно было бы столь серьезные изменения законодательства обсудить с представителями бизнес-сообщества и юристами". При этом, как отмечает Костальгин, у налоговых органов сейчас и так имеется достаточно инструментов для раскрытия схем ухода от уплаты налогов. "Тем более такая спешка вряд ли оправданна",- резюмирует юрист.
По мнению руководителя департамента налогов и права компании "Бейкер Тилли Русаудит" Эдуарда Кучерова, администрация президента не случайно активизировала работу по введению в законодательство доктрины деловой цели. "С помощью этих поправок можно заставить налоговые органы действовать более обоснованно - ведь они больше не смогут огульно обвинять налогоплательщиков в недобросовестности",- говорит Кучеров. Впрочем, у этой медали есть и оборотная сторона. Юрист добавляет: "Доктрина деловой цели действительно может хорошо работать в ситуациях, когда операционная деятельность фирмы приводит к извлечению прибыли. Но непонятно, как она будет действовать, если у компании возникли убытки". Простой пример: предположим, книжное издательство вынуждено выкупить непроданный тираж и реализовать его по более низкой цене на макулатуру; в этом случае компания несет убытки, а значит, экономической цели, с точки зрения доктрины деловой цели, у такой операции быть не может.
"Нельзя исключать, что в этом случае операции квалифицируют как уклонение от уплаты налогов,- опасается Кучеров.- Именно поэтому требуются время и внимание для составления поправок в НК, чтобы исключить узкое толкование доктрины деловой цели".
http://www.b-online.ru/articles/a_12033.shtml