........Ведущий: Концепция предполагает отмену закона 'О естественных монополиях', меняет сферу действия законов 'Об электроэнергетике', 'О газоснабжении в Российской Федерации', 'Об основах государственного регулирования цен в организациях жилищно-коммунального хозяйства', 'О связи'. Какие дополнительные изменения предполагается внести в другие нормативные акты? Спрашивает Прохорова Анна Васильевна из Москвы.
Новиков С.Г.:Я бы все-таки уточнил вопрос, поскольку концепция не предполагает изменения сфер действия законов об электроэнергетике, о связи или о газоснабжении. То есть сферы действия отраслевых законов останутся неизменными. Закон об электроэнергетике будет учитывать отраслевые особенности и специфику электроэнергетики. Закон о тарифах организаций коммунального комплекса - соответственно, отраслевую специфику предприятий жилищно-коммунального комплекса. Аналогичный ответ и по поводу закона о газоснабжении, и по поводу закона о связи. Если говорить о содержании, имея в виду, какие изменения и дополнения предполагается внести, то хотел бы сказать следующее. В целом мы свою работу на сегодняшний день, скажем так, разбили на две составляющие. Первое направление деятельности - это внесение изменений в действующее законодательство, которое позволяет, с одной стороны, закрыть те правовые пробелы, которые существуют на сегодняшний день. И второе - создать базу и предпосылки для развития этого законодательства, для принятия нового закона. Вот в этой части в прошлом году, в течение всего прошлого года, в результате большой работы с органами власти субъектов РФ, с соответствующими отраслевыми министерствами и ведомствами был подготовлен целый пакет изменений. Эти изменения были приняты Госдумой, подписаны Президентом РФ, и в рамках федеральных законов 184-ФЗ и 199-ФЗ с 1 января текущего года вступили в силу. Это изменения в закон о тарифах организации коммунального комплекса, это изменения в закон о госрегулировании тарифов на электрическую, тепловую энергию, это изменения в закон о естественных монополиях, это изменения в Жилищный кодекс, это изменения в Кодекс об административных правонарушениях. По нашему мнению, вот эти небольшие правильные системные изменения в действующее законодательство в рамках подготовки дополнительных регулятивных инструментов на законодательном уровне являются крайне важными.
Ведущий: Предполагается, что органы исполнительной власти будут утверждать "типовые формы договоров" с поставщиками услуг, а также следить за соответствием цены и качества товара и услуг "общеэкономического" значения. Объясните, каким образом это будет происходить? Этот вопрос поступил от Ильиной Зои Константиновны из Зеленограда.
Новиков С.Г.:Этот вопрос связан с процедурами и действиями, точнее последовательностью действий, и реально является вопросом следующего этапа, когда те концептуальные положения, которые мы планируем дообсудить в самое ближайшее время, в течение 2-3 месяцев, должны быть переложены в конкретные тексты и в конкретные регламенты. Но я постараюсь на него ответить. Что имелось ввиду под 'типовыми формами договоров' и с чем мы реально сталкиваемся сегодня, как потребители? Каждый гражданин, как потребитель, с этим сталкивается постоянно. Мы постоянно имеем примеры, когда поставщик реально инфраструктурной организации или организация, отнесенная к естественно-монопольным, навязывают нам, как потребителям, свои условия договора. При этом, либо включаются очень часто те услуги, которые мы не предполагали получать, либо делаются попытки обусловить наши с вами взаимодействия с поставщиком такого рода дополнительными, либо штрафными санкциями, либо дополнительными платежами, которые точно не связаны не только с качеством услуги, но напрямую дают преимущество одной стороне, а именно: поставщику во всех последующих спорах по вопросу поставки какого-либо ресурса, будь то энергетика, вода или что-то другое. При этом, как мы точно понимаем, практически нигде, ни в одном договоре вы не увидите взаимоувязки между качеством поставляемой услуги и его ценой. Более того, к сожалению, на сегодняшний день вот этот фактор качества не учитывается органами регулирования при определении цены на соответствующий товар или услугу, когда мы начинаем обсуждать те решения, которые должны быть приняты по конкретному субъекту естественной монополии, и, как правило, которые вступают в силу с начала следующего года. Еще раз повторюсь. Вы не увидите, как правило, ни в одном договоре качественных показателей, которые влияли бы на стоимость этой услуги. Вы платите за отопление, но реально вы платите одну и туже сумму вне зависимости от того, какой температуры у вас батареи - 30 градусов, 40 градусов или 60. Вот один из примеров. И второе, вы, к сожалению, не увидите тех инструментов, которые есть у регуляторов, которые позволяли бы эти качественные параметры учитывать при регулировании на соответствующий период. Поэтому мы полагаем, и это опять же соответствует мировой практике, что 'типовые формы договоров' между поставщиком услуги общеэкономического значения и потребителем должны быть утверждены с определенными, скажем так, стандартными блоками, и полномочия и права потребителя должны быть расширены.
Ведущий: Вопрос задает Огальцова Н.Г. из Тулы. Сергей Геннадьевич, не понятно, будет ли четко обозначен предел, насколько государство может и должно регулировать тарифы?
Новиков С.Г.:Я дам ответ на этот вопрос в несколько другом ключе. Дело в том, что мы двигаемся к рынку, мы реально создаем рынки там, где еще вчера их не было. И если, например, говорить о пока еще естественной монопольной сфере деятельности по предоставлению услуг связи, то фактически в этом году в Росси реально будет создан рынок по предоставлению услуг междугородней телефонной связи, когда монополия Ростелекома будет нарушена. Поэтому все-таки вопрос, насколько государство может и должно регулировать тарифы, я бы заменил другим вопросом: насколько государство может и должно двигаться там, где это возможно, к созданию и построению рыночных отношений и насколько государство может и должно регулировать рынки? На оба эти вопроса ответ однозначный: 'да'. Более того, скажу, что, и это опять же подтверждает практика всех развитых стран, к которым и мы относимся, государственное регулирование в условиях рынка является более жестким, чем государственное ценовое регулирование. Жестким, потому что оно предполагает целый ряд поведенческих условий поставщиков. Поэтому, если говорить в общем, государственное регулирование при движении к рынку будет усиливаться. Это подтверждается практикой всех развитых стран, но это означает и обратное, что будет снижаться жесткость прямого ценового регулирования, вплоть до его полной отмены
Ведущий: Последний вопрос касается отрасли связи. Существует ли в настоящее время установленный порядок ценообразования на услуги, предоставляемые федеральными государственно-унитарными предприятиями? В частности, существует ли установленный порядок ценообразования на услуги, предоставляемые ФГУП 'Космическая связь' с использованием космических аппаратов связи, являющиеся собственностью РФ? Например, предоставление ресурса космических аппаратов связи РФ в пользование третьим лицам? Решением Федеральной службы по тарифам России от 24 марта 2000 года ФГУП 'Космическая связь' внесено в реестр субъектов естественных монополий в области связей. Вопрос от Данилова Виктора Николаевича из Москвы.
Новиков С.Г.:На сегодняшний день в рамках наших полномочий по установлению тарифов по распространению общероссийских телерадиопрограмм есть два технологических сегмента - это космический сегмент и наземный сегмент. Самое большое юридическое лицо - это компания РТРС, которая владеет наземными передатчиками. Еще есть целый ряд более мелких региональных компаний, у которых имеются в собственности такого рода передатчики или трансляторы. Для тех предприятий, которые внесены в реестр субъектов естественных монополий, Федеральная служба по тарифам ежегодно принимает решение о тарифах на распространение общероссийских телевизионных и радиопрограмм. И в отношении ФГУП 'Космическая связь' по космическому сегменту такого рода решения мы точно так же принимаем ежегодно.
http://www.garant.ru/iconf/show.php?id=53