Рентабельность "Ростелекома" стремится к нулю
Вчера "Ростелеком" заявил о том, что либерализация рынка дальней связи значительно увеличила его расходы на оказание услуг. В итоге у компании стремительно снижается рентабельность услуг дальней связи. В "Ростелекоме" такие негативные явления связывают с двойным регулированием тарифов.
"Рентабельность услуг междугородной и международной связи ОАО "Ростелеком" после либералиации рынка дальней связи резко сократилась, по состоянию на март она стремится к нулю", - заявила на расширенном заседании коллегии Мининформсвязи заместитель генерального директора "Ростелекома" Светлана Синадская.
По ее словам, либерализация рынка дальней связи фактически увеличила расходы на оказание соответствующих услуг. Доля "Ростелекома" в цене услуги составляет всего 13%. Светлана Синадская назвала четыре фактора, влияющие на рост цены на услуги - это оплата инициирования звонка, новые затраты на организацию биллинга, затраты на обслуживание абонентов, агентские отчисления. По словам заместителя гендиректора "Ростелекома", сейчас продумываются другие агентские схемы. В частности, такая работа ведется в Ингушетии.
Ранее "Ростелеком" уже говорил о рисках, с которыми может столкнуться в результате изменений, произошедших на рынке дальней связи. Речь шла, в том числе, о рисках, связанных с двойным регулированием тарифов. "Одно ведомство регулирует тарифы для конечных пользователей "Ростелекома", а другое - межоператорские тарифы, которые составляют большую часть затрат компании", - сообщили репортеру ComNews в пресс-службе "Ростелекома".
В "Ростелекоме" считают, что регулятору при установлении тарифов на инициацию и завершение вызова (после того, как будет принята соответствующая методика) необходимо учитывать уже установленную им компенсационную надбавку и установленные ФСТ тарифы для конечных пользователей. "Несогласованные действия по регулированию могут привести, в том числе, и к снижению рентабельности услуг междугородной связи "Ростелекома", - считают в компании.
Помимо "Ростелекома", услуги дальней связи в России пока предоставляет только ОАО "Межрегиональный ТранзитТелеком" (МТТ), которое начало работу с 1 марта 2006 г. В отличие от бывшего монополиста, первый альтернативный оператор никакого дискомфорта не испытывает.
"Дело в том, что зоновым операторам разрешили, помимо расчетной таксы с операторами дальней связи, установить компенсационную надбавку. Это сделало себестоимость звонка выше. Но в целом, нас наша рентабельность вполне устраивает, - сообщил репортеру ComNews пресс-секретарь МТТ Кирилл Ладыгин.
Кроме того, Светлана Синадская сообщила о том, что ведется работа по исключению "Ростелекома" из списка естественных монополий. "Ростелеком" обратился в Федеральную службу по тарифам (ФСТ) с просьбой исключить его из реестра естественных монополий.
"Когда лицензии на предоставление услуг дальней связи выданы уже более чем 15 операторам, сохранение "Ростелекома" в реестре несправедливо и не соответствует духу либерализации. Мы надеемся, что в этом году нам удастся добиться, что "Ростелеком" будет исключен из этого списка", - сказала Синадская.
"То, что "Ростелекому" будет трудно в новых условиях - это было понятно с самого начала. Но пока нет результатов первого квартала 2006 г., сложно сказать, что происходит с рентабельностью у бывшего монополиста. Но уже то, что компания заранее забила тревогу, говорит о существенных проблемах. Тем более, если вспомнить, что снижение темпов роста трафика началось еще в прошлом году", - говорит аналитик ACM-Consulting Елена Саяпина.
Аналитик J'son & Partners Борис Овчинников также считает, что рано говорить о снижении рентабельности, так как нет конкретных цифр. "Совершенно точно, что у "Ростелекома" должна была снизиться маржа. Ранее МРК получали доходы и делились с "Ростелекомом", а теперь "Ростелеком" делится с МРК. Выросли расходы, и формально маржа снижается. Хотя представители МРК говорили, что в связи с либерализацией рынка скорее у них доходы снизятся, чем у "Ростелекома", - прокомментировал Борис Овчинников.
Екатерина Осадчая
http://www.comnews.ru/index.cfm?id=21419&caid=print
"Ростелекому" не поверили. Его прогнозы сочли слишком мрачными
На следующий день после заявления министра информационных технологий и связи Леонида Реймана о том, что финансы "Ростелекома" не пострадают от либерализации рынка дальней связи, менеджмент компании выступил с противоположным мнением. По словам замгендиректора компании, теперь рентабельность услуг дальней связи приблизилась к нулю. Однако заявлению "Ростелекома" не поверили ни аналитики, ни инвесторы, ни даже его акционер.
"Рентабельность услуг междугородной и международной связи сейчас стремится к нулю, если даже не к отрицательному значению", — заявила вчера на коллегии Мининформсвязи замгендиректора "Ростелекома" Светлана Синадская. В "Ростелекоме" считают, что в снижении рентабельности виновата либерализация рынка дальней связи. Из-за нее, по словам Синадской, с 1 января у компании появились новые статьи расходов: платы операторам местной и зоновой связи за инициирование вызова, на компенсационные надбавки существенным операторам местной связи, на оплату агентских вознаграждений, на обслуживание абонентов и биллинг.
На снижение рентабельности влияет и несоответствие между тарифами на пропуск трафика и тарифами, по которым "Ростелеком" обслуживает абонентов. "Сейчас в структуре себестоимости минуты трафика затраты "Ростелекома" составляют 13%, а 87% приходятся на платежи другим операторам", — отметила Синадская.
Заявления "Ростелекома" о нулевой рентабельности привели рынок и его акционера в недоумение. Тем более что накануне министр информтехнологий и связи Леонид Рейман заверил, что либерализация не скажется отрицательно на "Ростелекоме". "Ситуация не может быть такой жуткой, это скорее политическое заявление: "Ростелеком" таким образом пытается надавить на министерство, чтобы получить преференции перед другими игроками на рынке дальней связи", — считает содиректор аналитического отдела "Уралсиба" Константин Чернышев. По его оценке, в этом году рентабельность "Ростелекома" по OIBDA составит 21,4%, в 2007 году — 17,5%. "Заявление "Ростелекома" звучит слишком катастрофично", — согласен руководитель аналитического департамента Альфа-банка Андрей Богданов. По его оценке, рентабельность "Ростелекома" по OIBDA в 2006 году составит 33%. "Связьинвест" не согласен с излишне пессимистическим настроением менеджеров "Ростелекома", тем более что это не подтверждается бюджетом компании на этот год", — говорит директор департамента информационного обеспечения "Связьинвеста" Олег Михайлов. Инвесторы заявлению "Ростелекома" тоже, видимо, не поверили. Цена акций компании вчера на РТС выросла на 2,4%.
По словам Синадской, "Ростелеком" сейчас анализирует, какие действия он может предпринять для исправления ситуации. Компания планирует оптимизировать агентские затраты, думает о поиске альтернативных агентских схем и планирует диверсифицировать свой бизнес за счет услуг доступа к сети Интернет и широкополосного доступа. По мнению Синадской, сейчас ни "Ростелеком", ни другие операторы дальней связи не могут позволить себе резко снижать тарифы. "Даже если "Ростелекому" удастся сократить затраты на транзит трафика на 20%, то абонентские тарифы при этом снизятся всего на 2-3%", — считает Синадская. В МТТ, являющемся пока единственным официальным конкурентом "Ростелекома" на рынке дальней связи, на нулевую рентабельность не жалуются. Однако директор по связям с общественностью МТТ Кирилл Ладыгин согласен с Синадской, что резко снизить тарифы на дальнюю связь пока невозможно. "Сейчас существуют большие затраты из-за того, что зоновые операторы связи установили компенсационную надбавку сверх расчетной таксы, хотя эта надбавка уже учтена в самой таксе", — говорит Ладыгин. Получается, что зоновые операторы получают двойную прибыль, а себестоимость звонка по межгороду весьма высока, подчеркивает он. По его мнению, как только в этом вопросе будет наведен порядок, рентабельность повысится. Однако, по словам Синадской, некоторые конкуренты "Ростелекома" снижают тарифы на 20-60%. "Мы считаем, что эти компании работают не по правилам <...> и собираемся обратиться в Россвязьнадзор в связи с этой ситуацией", — подчеркнула Синадская.
© Юлия Белоус, Ведомости