Если баннерная реклама в Интернете переживает тотальный кризис (красивые картинки активно вытесняются контекстными объявлениями), то в сотовой связи все наоборот — появляются даже специальные компании, которые рассылают графическую рекламу на мобильники. Причем за просмотр таких объявлений пользователю еще и приплачивают.
ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ
Многие столичные жители уже видели размещенные на остановках общественного транспорта рекламные плакаты «Бесплатная связь» — так, используя одну и ту же стратегию работы с потребителями, завлекают пользователей организаторы сервисов «Суперфон» и «Гигафон». В учебниках по маркетингу это называется «прямой контакт». Суть «Бесплатной связи» в том, что при входящем звонке на мобильный вместе с определившимся номером абоненту демонстрируется и рекламный баннер. Этим достигается наиболее полный охват рекламным посланием определенной целевой группы. А чтобы отношение к такой информации было максимально благожелательным, за просмотр объявления абоненту начисляются реальные деньги, позволяющие ему в свою очередь компенсировать затраты на ту же сотовую связь.
Правда, прежде чем общаться «бесплатно», придется сначала раскошелиться: получать мобильную рекламу смогут только владельцы продвинутых смартфонов на базе ОС Symbian или Windows Mobile. Еще нужно будет подключиться к сервису — загрузить специальную программу (подробности есть на сайтах
http://www.4488.ru и
http://www.9909.ru) и установить ее на мобильное устройство. Само собой разумеется, у пользователя должен быть настроен и активирован GPRS-доступ (автоматические настройки можно получить на WAP-сайте вашего оператора). Отмечу и позитивный момент: финансовые затраты на трафик, которые потребуются, чтобы загрузить соответствующее приложение, будут компенсированы абоненту компанией в первом же платеже.
После запуска приложения и установки соединения с сервером, абоненту предложат заполнить анкету — эта информация необходима провайдеру для подбора и точной адресации рекламы. Труд также оплачивается: абонент может рассчитывать на $0.05—0.06. Если после отправки анкеты на экране не появляется рекламный баннер, скорее всего ваш телефон нужно перезагрузить. Само приложение мобильной рекламы работает в фоновом режиме, потребляет мало энергии и автоматически запускается при включении терминала. Ареал распространения услуги пока невелик. Что и понятно — подобный сервис только начинает свое шествие по стране. К «Гигафону» могут подключиться абоненты МТС, «Билайна», «МегаФона», Смартс (Самара) и U-Tel, к «Суперфону» — пока только клиенты «МегаФона» и «Билайна», а в скором времени и абоненты МТС.
Отмечу несколько особенностей функционирования программы. Во-первых, управление системой осуществляется с сайта оператора услуги. Именно там будут определять, какую рекламу вам выслать. Никаких «горячих» телефонных номеров, порнографии и тому подобных вещей ждать не следует. Во-вторых, баннеры могут быть как самодостаточными (к примеру, «слушай такое-то радио» или «такая-то марка товаров — самая лучшая»), так и с веб-ссылкой, которая поступит по SMS (к примеру, специальная цена, информация о распродажах и так далее). Могут приходить и MMS. Если вам вдруг потребуется вернуться к ранее присланным банерам, то сделать это можно, обратившись к разделу «Моя реклама» в программе управления системой. Здесь сохраняются до десяти последних рекламных объявлений, которые отображались на дисплее телефона во время входящих звонков. В-третьих, в ближайшем будущем реклама скорее всего будет привязана к местоположению пользователя. Так, проходя мимо ресторана, вы вдруг получите специальное приглашение на ланч по более низкой цене. В-четвертых, находясь в роуминге, имеет смысл отключать услугу, поскольку все данные передаются по GPRS, а стоимость передачи одного мегабайта за рубежом достигает $30. Эту сумму не компенсирует ни один рекламодатель. Отключить приложение можно в меню «Настройки» программы мобильной рекламы.
ЗАРАБОТАЙ, ЧТОБЫ ПОТРАТИТЬ
Прозрачность выплат — одно из самых узких мест любого сервиса. Однако у «Гигафона» и «Суперфона» все более-менее организовано, автоматизировано и действует в режиме реального времени. Есть два типа счетов, которые можно открыть в каждой из этих систем. Один — привязанный к соответствующему контракту и номеру мобильного телефона, на который загружено приложение мобильной рекламы. В этом случае все «заработанные» клиентом сервиса средства ежедневно перечисляются его оператору сотовой связи и могут использоваться для оплаты звонков и SMS. Другой — когда клиент дополнительно устанавливает себе программу типа «Мобильный кошелек» и сбрасывает туда заработанные деньги, которыми он оплачивает сотовую связь и жилищно-коммунальные услуги, а также покупает на них со скидкой игры, мелодии, видеоролики и картинки из каталогов. Все выплаты происходят через «Киберплат». А дивиденды начинают поступать с момента получения абонентом первого входящего звонка с рекламой.
Звонки на халяву
Контролировать поступления на счет предлагается через пункт меню «Мои деньги». Здесь отображается вся информация о лицевом счете пользователя: суммы за текущий и предыдущий месяцы, данные о десяти последних транзакциях. Надо понимать, что платежи переводятся не в момент показа баннера на экране трубки, а периодически (раз в сутки). В среднем за два звонка SMS или MMS с рекламой пользователь получает $0.12, что дает целую минуту бесплатного исходящего общения.
Первая сумма на вашем счету складывается из компенсаций финансовых затрат на отправленное SMS-сообщение (для загрузки программы) и затрат на GPRS-трафик (не включая абонентской платы за GPRS), а также, конечно, дивидендов за присланные ролики. В дальнейшем каждое из начислений будет включать стоимость просмотра роликов и компенсацию за GPRS-трафик для их закачки.
Правила сервиса пока благоприятны для пользователей — компании платят от шести центов за каждый входящий звонок. Даже если пользователь проигнорирует вызов, SMS, MMS или вовсе не заметит, что ему была отослана или продемонстрирована реклама, деньги все равно поступят на счет. А сколько звонков может быть? И сколько денег можно заработать? Одному пользователю скорее всего не пришлют тот же самый рекламный баннер более трех раз. К тому же компании отправляют, а следовательно и оплачивают, не более пяти рекламных объявлений в час. Таким образом, реалистичный прогноз для пользователя с двумя-тремя входящими от провайдера звонками в день — $6—8 в месяц «чистыми», что сравнимо со среднероссийским ARPU. Немного увеличить эту сумму можно за счет так называемого «Бонуса лояльности» (используется в «Гигафоне») — это двадцатипроцентная еженедельная надбавка от суммы, которая была начислена абоненту за показ баннеров в течение соответствующей недели.
Удастся ли вам выйти на полностью бесплатную сотовую связь — зависит от структуры вашего общения. Если на один краткий исходящий звонок будут приходиться два входящих, вы забудете о необходимости платить за счета живыми деньгами. Если же доминируют исходящие вызовы — халява не обломится, но пару сотен рублей сэкономите.
ДЕЛОВАЯ ПЕРСПЕКТИВА
Как свидетельствует универсальный показатель (СК), определяющий, сколько денег необходимо вложить для привлечения потребителя, готового не только поинтересоваться предлагаемыми услугами, но и заплатить за них, реклама от мобильных телефонов, безусловно, выгодна. По расчетам маркетологов, стоимость контакта в традиционных медийных средствах (не исключая и рекламу в Интернете) колеблется от $2 до 150. С использованием сотового телефона она уже $7—80. Один показ рекламного баннера обойдется компании от $0.15 до 0.30. При этом через телефоны можно проводить рекламу товаров таких категорий, для которых выход на другие рекламные структуры полностью закрыт или сильно ограничен. Речь идет о табачных изделиях, алкоголе, азартных играх и так далее. Перспективно и то, что за счет анкетирования абонентов удается достаточно четко сегментировать аудиторию по важным для рекламодателей признакам.
Понятно, что при проведении рекламной кампании в сотовых сетях изменится и структура расходов. Фирмам понадобится организовать WAP- и (или) веб-сайты, где будет размещена полная информация о рекламируемых товарах и услугах. Придется создать центр приема звонков и штат подготовленных операторов, которые смогут отвечать на вопросы и принимать заказы. Необходима бесплатная телефонная линия с федеральным кодом 8-800 для приема подобных звонков. И конечно, нужна яркая запоминающаяся информация об услугах в кратком рекламном флеш-ролике, на баннерах и в формате MMS.
Хотя число смартфонов и коммуникаторов динамично растет, вероятнее всего, это новшество так и не станет массовым. До окончательной победы над традиционными телефонами еще далеко. К тому же не всем нравится смотреть рекламу, даже за деньги. Но ситуация не нова, что-то похожее происходит и с нашим эфирным телевидением: не хочешь платить — смотри рекламу.
http://www.rmob.ru/articles/?article_id=1358