Сообщение:#1
Связной (С) » Пт 10 фев, 2006 05:01 »
Развитие новых услуг: компании "Связьинвеста" инвестируют в будущее
Екатерина Невская
ПРАЙМ-ТАСС, 9 февраля 2006 г
Время обычной телефонии уходит. Как показывает уже не только зарубежный, но и российский опыт, на оказании только лишь телефонных услуг, то есть соединения одного абонента с другим, далеко, что называется, не уедешь. Сегодня оператору для того, чтобы абонент его ценил и любил, нужно предлагать новые возможности. Особенно важно это для межрегиональных компаний связи "Связьинвеста" /МРК/, тех самых традиционных местных операторов: перед ними стоит задача даже не столько удержать клиентов – те и так никуда бежать не собираются - сколько увеличить доходы за счет дополнительных услуг.
С традиционной телефонной связью дело обстоит следующим образом: темпы роста доходов от нее, по данным экспертов, снижаются, как и число новых абонентов. По тарифам межрегиональные компании электросвязи, входящие в ОАО "Связьинвест" /МРК/ практически сравнялись с сотовыми компаниями. К концу 2005 г абонентская плата за местную связь в среднем по России составляла 185 руб в месяц /хотя в некоторых районах – например, в Ямало-Ненецком АО – она была гораздо выше, до 320 руб/. Доход на одного сотового абонента в месяц /ARPU/, по данным iKS-Consulting, в 2005 г составил в среднем по России 8,7 долл, то есть что-то около 250 руб. Понятно, что по обычному телефону, в отличие от сотового, за эти деньги можно, что называется, трепаться часами, но все же сотовая связь перестала быть дорогой игрушкой и доступна практически каждому. И постепенно заменяет проводную.
Тарифы на местную связь, которая является основным бизнесом МРК, как известно, регулируются государством, поэтому по своему усмотрению компания их изменить не может.
Если проанализировать результаты работы МРК в прошлом году, видно, что доля доходов от предоставления услуг местной связи составляет самую большую часть в доходах компании – до 50 проц, при этом рост доходов составляет около 20-30 проц в год /по разным МРК/.
Но есть для компаний электросвязи маленькая отдушина, которая легко может вырасти до основного источника доходов – это предоставление новых, или, как метко называют их в некоторых компаниях, перспективных услуг связи. Сейчас доля доходов от новых услуг в общем объеме доходов МРК составляет от 7 до 8 проц, рост доходов от услуг, к примеру, предоставления Интернета – 60-70 проц.
Под новыми услугами у нас обычно понимают все то, что действительно пока что является новинкой для жителей России, в том числе коммутируемый доступ в Интернет. Но именно на новых услугах и намерены сосредоточится в ближайшие годы межрегиональные компании связи.
Генеральный директор "Связьинвеста" Валерий Яшин в интервью ПРАЙМ-ТАСС еще раз подчеркнул, что "клиенту сегодня нужны дополнительные возможности: высокоскоростной доступ в Интернет, кабельное телевидение, видеоконференция, информационные сервисы, мультимедиа приложения, конвергенция услуг фиксированной и мобильной связи. В связи с этим для нас задачей является усиление позиций на рынке за счет масштабного инвестирования в развитие новых, высокотехнологичных услуг". На самом деле еще в начале 2005 г В.Яшин заявлял, что развитие новых услуг – это приоритетное направление для "Связьинвеста". Действительно, в 2005 г была принята инвестиционная программа, которая предусматривала рост инвестиций в новые услуги в 2 раза по отношению к 2004 году. В 2006 году доля доходов от нерегулируемых - то есть, этих самых новых - услуг в выручке МРК, как ожидается, возрастет до 13 проц.
Во внедрении новых услуг для компании есть несколько преимуществ. Во-первых, это интересное для абонента новшество, которое может представить оператора в выгодном свете. Во-вторых, компании, предоставляющей такие услуги, есть куда расти: все-таки в России это еще малоосвоенный рынок. В-третьих, тарифы на эти услуги не регулируются государством.
Вместе эти преимущества существенно повышают цену компании в глазах инвесторов, хотя и не влияют существенным образом на капитализацию. "Новые услуги в первую очередь влияют на рост выручки, а уже этот финансовый показатель – на привлекательность актива и стоимость компании на фондовых рынках, - говорит аналитик iKS-Consulting Татьяна Толмачева. – Новые услуги для МРК – это, прежде всего, новые, альтернативные точки роста, это сегмент, в котором традиционные операторы могут зарабатывать".
Можно оценить, какую долю доходов новые услуги приносят каждой из семи межрегиональных компаний /по данным компаний за 2005 г или по показателям за 9 месяцев 2005 г/. На первом месте оказалось ОАО "Дальсвязь" (ESPK) – 12 проц от общего объема доходов, затем ОАО "Южная телекоммуникационная компания" (KUBN) – 7,8 проц от общего объема доходов. Третье и четвертое место делать ОАО "Волгателеком" (NNSI) и ОАО "Уралсвязьинформ" (URSI) с 6 проц. Далее следуют ОАО "Северо-Западный Телеком" (SPTL) /СЗТ/ с 5,5 проц, ОАО "Сибирьтелеком" (ENCO) с 4,9 проц и ОАО "ЦентрТелеком" (ESMO) с 4,5 проц.
На фоне общего сокращения капитальных вложений компаний "Связьинвеста" в 2006 году, инвестиции в новые услуги, как сообщили во всех компаниях, либо вырастают, либо остаются на прежнем уровне. В частности, "Волгателеком", СЗТ и "Уралсвязьинформ" намерены направить на новые услуги в 2006 г практически треть всех капвложений, при этом СЗТ в 2005 г вложил в это направление только 5 проц всех средств. "ЦентрТелеком" тоже заметно увеличит инвестиции в высокотехнологичные услуги – с 3 до 13 проц. В ЮТК сообщили, что доля инвестиций в новые услуги и технологии в 2006 г сохранится на том же уровне – 16 проц, хотя общий объем инвестиционного плана 2006 г сократился в два раза по сравнению с 2005 г. В "Дальсвязи" сказали, что "доля инвестиций, направленных на развитие новых услуг, снижаться не будет".
Результат вложений будет виден уже к концу года, когда доля выручки от перспективных услуг составит, как ожидается, в "Дальсвязи" – 17,5 проц от общей выручки, в "Уралсвязьинформе" – до 9 проц, в "Волгателекоме" – 8,7 проц, в СЗТ – 8,1 проц, причем эта компания планирует к 2008 г довести показатель до 13 проц.
Как подчеркнули в "Северо-Западном Телекоме", "перспективные услуги – это наиболее востребованные и имеющие значительный потенциал роста услуги с позиций рыночного и/или экономического эффекта". В числе таких услуг - доступ в Интернет, услуги передачи данных /корпоративные сети, сети передачи данных, виртуальные сети/, услуги центров обработки вызовов.
Предоставляемый межрегиональными компаниями электросвязи набор новых услуг примерно одинаков – это доступ в Интернет, как коммутируемый, так и широкополосный, услуги передачи данных, в том числе построения VPN, услуги IP-телефонии, call-центров, в некоторых МРК, в частности - в "Сибирьтелекоме" и "Волгателекоме" - услуги сетей кабельного телевидения.
Когда говорят о новых услугах, чаще всего подразумевают услуги на основе мультисервисной сети связи. Внедрение NGN /Next Generation Network/ для некоторых компаний становится приоритетной задачей.
На Дальнем Востоке сети NGN уже запустили Приморский и Магаданский филиалы, и в 2006 г такую сеть намерен ввести в эксплуатацию Хабаровский филиал. В дальнейшем "Дальсвязь" намерена создать сквозной уровень предоставления услуг - роуминг услуг, единый сервис на все территории действия компании.
"Сибирьтелеком" намерен в первом квартале 2006 года запустить фрагменты сетей NGN в Омске и Новокузнецке. Как отметил начальник службы по связям с общественностью "Сибирьтелекома" Владимир Шибанов, Омск станет первым городом в Сибири, где вводится в коммерческую эксплуатацию NGN. В 2006 г сеть NGN также может быть запущена в Новосибирске.
В СЗТ сообщили, что уже сейчас услуги на базе мультисервисной сети предоставляют своим клиентам все филиалы компании.
В "ЦентрТелекоме" также подтвердили, что сегодня фрагменты сетей NGN, в том или ином виде, существуют в каждом из 15 филиалов компании, хотя нельзя говорить, что технический уровень сетей в каждом филиале одинаков.
Заместитель генерального директора по стратегическому планированию "Уралсвязьинформа" Андрей Белобоков сказал, что "в 2005 году была запущена сеть следующего поколения в Челябинске, сейчас этот проект находится в стадии коммерческой эксплуатации, идет подключение абонентов. В 2006 году будет завершен NGN-проект в Екатеринбурге". Говоря о планах по созданию единой сети NGN на всей территории Уральского федерального округа, А.Белобоков сказал, что такие планы есть, но для этого нужны испытания на совместимость решений различных производителей NGN-оборудования, чем сейчас занимаются отраслевые научно-исследовательские институты.
В ЮТК же инвестиционным планом 2005-2006 гг построение NGN не предусмотрено.
Департамент по связям с общественностью "Волгателекома" сообщил, что уже принято решение о строительстве сетей на базе оборудования NGN в областных центрах для всех филиалов "Волгателекома".
По мнению экспертов, межрегиональные компании связи идут по верному пути. В конце концов, инвестиции в новые услуги – это вложения технологических компаний в свое будущее. И неважно, что на сегодняшний день об этих новых услугах знают, мягко говоря, немногие абоненты: по прошествии некоторого времени и по мере роста нашей с вами технологической грамотности и хорошей работы маркетинговых служб компаний, мы и не заметим, как все новые услуги станут необходимой частью жизни. И тогда, вполне вероятно, доходы от новых услуг превысит доход от услуг местной связи.
ПРАЙМ-ТАСС